литературно-художественный журнал «ЭТАЖИ»

etazhi.red@yandex.ru

30.09.20211 154
Автор: Павел Матвеев Категория: Книжный

И ад следовал за ним

Павел Матвеев «И ад следовал за ним. Жизнь и судьба Анатолия Кузнецова», издательство «Саммит-книга», 2021

Павел Матвеев — эссеист от Бога. Без занудства и пафоса, а главное без симуляции научности, он излагает материал, в котором разбирается досконально. Ирония и свобода изложения напоминают приятный разговор с умным собеседником, когда достаточно намёка или аллюзии, чтобы увидеть скрытую для непосвящённых картину. Помимо очевидного писательского дара — умения расставлять нужные слова в правильном порядке — он обладает другим важным талантом — талантом внутренней свободы. На общем фоне трусости, невежества и умильного ханжества тексты Матвеева азартны и радостны, он умудряется каким-то образом совмещать русский бесшабашный кураж с почти что немецкой дотошностью. Страсть автора делает повествование живым, он заражает этой страстью и читателя — его книгу невозможно отложить, не проглотив сразу и целиком.

Но страсть и свобода не подразумевают небрежность: все факты в его книге абсолютно точны и трижды проверены. Матвеев не просто хроникёр — он не только фиксирует события, подобно камере наружного наблюдения, ему удаётся показать читателям всю панораму происходящего. И в этом главный его дар: восхитительное умение встраивать мизерную и сугубо частную судьбу одного человека в модель мироздания вселенной. Трагедия одного частного Анатолия Кузнецова становится трагедией всего поколения, всей страны, всего человечества.

Валерий Бочков. Из послесловия к книге Павла Матвеева


Бабий Яр — не только название ныне уже давно не существующего глубокого оврага, находившегося на окраине Киева, в районе, получившем название Куренёвка. Бабий Яр — символ одного из самых страшных преступлений периода Второй мировой войны 1939–1945 годов.

Советский тоталитарный режим, проводя негласную политику государственного антисемитизма, на протяжении десятилетий старательно замалчивал историю нацистского геноцида в Бабьем Яре, считая эту тему для себя опасной. Стену молчания пробил в 1966 году писатель Анатолий Кузнецов — документальным романом «Бабий Яр». Однако его книга была опубликована в Советском Союзе со множеством цензурных изъятий, в значительной степени исказивших авторский замысел. Анатолий Кузнецов воспринял это как акт насилия над своей личностью и три года спустя бежал из Советского Союза. Бежал, чтобы выполнить главную миссию своей жизни — опубликовать полный, никем и ничем не изуродованный текст этой книги. За это советский режим объявил его изменником и предателем и попытался изъять из литературы его самого — сделав вид, что писателя с таким именем просто никогда не существовало.

В книге российского литературоведа Павла Матвеева рассказывается о жизни и судьбе Анатолия Кузнецова, чья главная книга — документальный роман «Бабий Яр» и полвека спустя после её написания продолжает оставаться актуальной и востребованной всё новыми и новыми поколениями читателей.

 

Эссе Павла Матвеева «Анатолий Кузнецов: судьба перебежчика», вошедшее в книгу, можно прочитать в журнале «Этажи».

 

Павел Матвеев — редактор рубрики Exegi Monumentum в журнале «Этажи», литературовед, эссеист, публицист. Сферой его интересов является деятельность советской цензуры эпохи СССР, история преследования тайной политической полицией коммунистического режима советских писателей, литература Русского Зарубежья периода 1920–1980-х годов. Эссеистика и литературоведческие статьи публиковались в журналах «Время и место» (Нью-Йорк), «Новая Польша» (Варшава), «Русское слово» (Прага), «Знамя» (Москва), а также в интернет-изданиях. Как редактор сотрудничает со многими литераторами, проживающими как в России, так и за её пределами — в странах Западной Европы, Соединённых Штатах Америки и в Израиле. Лауреат премии журнала «Этажи» 2020 года за лучшее эссе.

 

Редакция журнала «Этажи» поздравляет Павла Матвеева с выходом книги!

И ад следовал за ним

Павел Матвеев «И ад следовал за ним. Жизнь и судьба Анатолия Кузнецова», издательство «Саммит-книга», 2021

Павел Матвеев — эссеист от Бога. Без занудства и пафоса, а главное без симуляции научности, он излагает материал, в котором разбирается досконально. Ирония и свобода изложения напоминают приятный разговор с умным собеседником, когда достаточно намёка или аллюзии, чтобы увидеть скрытую для непосвящённых картину. Помимо очевидного писательского дара — умения расставлять нужные слова в правильном порядке — он обладает другим важным талантом — талантом внутренней свободы. На общем фоне трусости, невежества и умильного ханжества тексты Матвеева азартны и радостны, он умудряется каким-то образом совмещать русский бесшабашный кураж с почти что немецкой дотошностью. Страсть автора делает повествование живым, он заражает этой страстью и читателя — его книгу невозможно отложить, не проглотив сразу и целиком.

Но страсть и свобода не подразумевают небрежность: все факты в его книге абсолютно точны и трижды проверены. Матвеев не просто хроникёр — он не только фиксирует события, подобно камере наружного наблюдения, ему удаётся показать читателям всю панораму происходящего. И в этом главный его дар: восхитительное умение встраивать мизерную и сугубо частную судьбу одного человека в модель мироздания вселенной. Трагедия одного частного Анатолия Кузнецова становится трагедией всего поколения, всей страны, всего человечества.

Валерий Бочков. Из послесловия к книге Павла Матвеева


Бабий Яр — не только название ныне уже давно не существующего глубокого оврага, находившегося на окраине Киева, в районе, получившем название Куренёвка. Бабий Яр — символ одного из самых страшных преступлений периода Второй мировой войны 1939–1945 годов.

Советский тоталитарный режим, проводя негласную политику государственного антисемитизма, на протяжении десятилетий старательно замалчивал историю нацистского геноцида в Бабьем Яре, считая эту тему для себя опасной. Стену молчания пробил в 1966 году писатель Анатолий Кузнецов — документальным романом «Бабий Яр». Однако его книга была опубликована в Советском Союзе со множеством цензурных изъятий, в значительной степени исказивших авторский замысел. Анатолий Кузнецов воспринял это как акт насилия над своей личностью и три года спустя бежал из Советского Союза. Бежал, чтобы выполнить главную миссию своей жизни — опубликовать полный, никем и ничем не изуродованный текст этой книги. За это советский режим объявил его изменником и предателем и попытался изъять из литературы его самого — сделав вид, что писателя с таким именем просто никогда не существовало.

В книге российского литературоведа Павла Матвеева рассказывается о жизни и судьбе Анатолия Кузнецова, чья главная книга — документальный роман «Бабий Яр» и полвека спустя после её написания продолжает оставаться актуальной и востребованной всё новыми и новыми поколениями читателей.

 

Эссе Павла Матвеева «Анатолий Кузнецов: судьба перебежчика», вошедшее в книгу, можно прочитать в журнале «Этажи».

 

Павел Матвеев — редактор рубрики Exegi Monumentum в журнале «Этажи», литературовед, эссеист, публицист. Сферой его интересов является деятельность советской цензуры эпохи СССР, история преследования тайной политической полицией коммунистического режима советских писателей, литература Русского Зарубежья периода 1920–1980-х годов. Эссеистика и литературоведческие статьи публиковались в журналах «Время и место» (Нью-Йорк), «Новая Польша» (Варшава), «Русское слово» (Прага), «Знамя» (Москва), а также в интернет-изданиях. Как редактор сотрудничает со многими литераторами, проживающими как в России, так и за её пределами — в странах Западной Европы, Соединённых Штатах Америки и в Израиле. Лауреат премии журнала «Этажи» 2020 года за лучшее эссе.

 

Редакция журнала «Этажи» поздравляет Павла Матвеева с выходом книги!

30.09.20211 154
  • 20
Комментарии
  1. Павел Матвеев 30.09.2021 в 18:50
    • 1
    Искренне благодарю редакцию за поздравление. Надеюсь, что данная книга, став первой, не останется единственной. А также на то, что когда-нибудь для неё найдётся издатель и в России.
  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent
Booking.com

Ольга Смагаринская

Соломон Волков: «Пушкин — наше всё, но я бы не хотел быть его соседом»

Ольга Смагаринская

Михаил Богин: «Я попал под горячую руку холодной войны»

Виктор Есипов

Майя

Борис Фабрикант

Валентина Полухина: «Я, конечно, была влюблена в Бродского»

Павел Матвеев

Анатолий Кузнецов: судьба перебежчика

Ирэна Орлова

Полина Осетинская: «Я долго воспитывала свою аудиторию»

Наталья Рапопорт

Это только чума

Павел Матвеев

Хроника агонии

Павел Матвеев

Смерть Блока

Ирэна Орлова

Сегодня мы должны играть, как кошка мяукает — мяу, мяу...

Ирина Терра

«Делай так, чтобы было красиво». Интервью с Татьяной Вольтской

Владимир Эфроимсон

Из воспоминаний об Арсении Тарковском

Марина Владимова

Я помню своего отца Георгия Владимова

Павел Матвеев

Приближаясь к «Ардису»

Александра Николаенко

Исчезновения

Владимир Захаров

В тишине

Владимир Гуга

«Скоропостижка». Интервью с писателем и судмедэкспертом

Владимир Резник

Ракетчик Пешкин

Наталья Рапопорт

Юлий Даниэль: «Вспоминайте меня…»

Людмила Безрукова

Шпионские игры с Исааком Шварцем

помогиЭ Т А Ж А М в этом месяце собрано средств 700.00

Журнал «ЭТАЖИ»

лауреат в номинации

ИНТЕРНЕТ-СМИ

журнал Этажи лауреат в номинации интернет-СМИ
Booking.com
Уже в продаже ЭТАЖИ №4 (24) декабрь 2021




Мария Батрдок Знаки
Татьяна Разумовская Маленькая хозяйка большого дома
Владимир Резник Выстрел
Этажи Лауреаты премии журнала «Этажи» за 2021 год
Александр Фролов Картонное небо
Ульяна Колесова Стрела с синим опереньем
Денис Бычихин Мы говорили на чужом наречьи
Татьяна Щербина «Юноша бледный со взором горящим»
Екатерина Петровская Под Новый год
Елена Пастернак Тайна взрослых
Елена Безрукова Доходя до прозрачности
Ирина Терра От главного редактора к выпуску журнала «Этажи» №4 (24) декабрь 2021
Тино Вильянуэва Между памятью и словами
Этажи Вручение премий журнала за 2020 год
Лена Берсон Не представляю, как там она живет
Людмила Безрукова Возвращение невозвращенца
Николай Рощин (1896-1956) Китайская любовь
Николай Рощин (1896-1956) Интеллигент
Алексей Поселенов Портрет
Наталья Рапопорт Юлий Даниэль: «Вспоминайте меня…»
Наверх

Ваше сообщение успешно отправлено, мы ответим Вам в ближайшее время. Спасибо!

Обратная связь

Файл не выбран
Отправить

Регистрация прошла успешно, теперь Вы можете авторизоваться на сайте, используя свой Логин и Пароль.

Регистрация на сайте

Зарегистрироваться

Авторизация

Неверный e-mail или пароль

Авторизоваться