литературно-художественный журнал «ЭТАЖИ»

etazhi.red@yandex.ru

Ольга Мишуровская

Мыло

20.03.2023
Вход через соц сети:
30.09.20217 294
Автор: Павел Матвеев Категория: Книжный

И ад следовал за ним

Павел Матвеев «И ад следовал за ним. Жизнь и судьба Анатолия Кузнецова», издательство «Саммит-книга», 2021

Павел Матвеев — эссеист от Бога. Без занудства и пафоса, а главное без симуляции научности, он излагает материал, в котором разбирается досконально. Ирония и свобода изложения напоминают приятный разговор с умным собеседником, когда достаточно намёка или аллюзии, чтобы увидеть скрытую для непосвящённых картину. Помимо очевидного писательского дара — умения расставлять нужные слова в правильном порядке — он обладает другим важным талантом — талантом внутренней свободы. На общем фоне трусости, невежества и умильного ханжества тексты Матвеева азартны и радостны, он умудряется каким-то образом совмещать русский бесшабашный кураж с почти что немецкой дотошностью. Страсть автора делает повествование живым, он заражает этой страстью и читателя — его книгу невозможно отложить, не проглотив сразу и целиком.

Но страсть и свобода не подразумевают небрежность: все факты в его книге абсолютно точны и трижды проверены. Матвеев не просто хроникёр — он не только фиксирует события, подобно камере наружного наблюдения, ему удаётся показать читателям всю панораму происходящего. И в этом главный его дар: восхитительное умение встраивать мизерную и сугубо частную судьбу одного человека в модель мироздания вселенной. Трагедия одного частного Анатолия Кузнецова становится трагедией всего поколения, всей страны, всего человечества.

Валерий Бочков. Из послесловия к книге Павла Матвеева


Бабий Яр — не только название ныне уже давно не существующего глубокого оврага, находившегося на окраине Киева, в районе, получившем название Куренёвка. Бабий Яр — символ одного из самых страшных преступлений периода Второй мировой войны 1939–1945 годов.

Советский тоталитарный режим, проводя негласную политику государственного антисемитизма, на протяжении десятилетий старательно замалчивал историю нацистского геноцида в Бабьем Яре, считая эту тему для себя опасной. Стену молчания пробил в 1966 году писатель Анатолий Кузнецов — документальным романом «Бабий Яр». Однако его книга была опубликована в Советском Союзе со множеством цензурных изъятий, в значительной степени исказивших авторский замысел. Анатолий Кузнецов воспринял это как акт насилия над своей личностью и три года спустя бежал из Советского Союза. Бежал, чтобы выполнить главную миссию своей жизни — опубликовать полный, никем и ничем не изуродованный текст этой книги. За это советский режим объявил его изменником и предателем и попытался изъять из литературы его самого — сделав вид, что писателя с таким именем просто никогда не существовало.

В книге российского литературоведа Павла Матвеева рассказывается о жизни и судьбе Анатолия Кузнецова, чья главная книга — документальный роман «Бабий Яр» и полвека спустя после её написания продолжает оставаться актуальной и востребованной всё новыми и новыми поколениями читателей.

 

Эссе Павла Матвеева «Анатолий Кузнецов: судьба перебежчика», вошедшее в книгу, можно прочитать в журнале «Этажи».

 

Павел Матвеев — редактор рубрики Exegi Monumentum в журнале «Этажи», литературовед, эссеист, публицист. Сферой его интересов является деятельность советской цензуры эпохи СССР, история преследования тайной политической полицией коммунистического режима советских писателей, литература Русского Зарубежья периода 1920–1980-х годов. Эссеистика и литературоведческие статьи публиковались в журналах «Время и место» (Нью-Йорк), «Новая Польша» (Варшава), «Русское слово» (Прага), «Знамя» (Москва), а также в интернет-изданиях. Как редактор сотрудничает со многими литераторами, проживающими как в России, так и за её пределами — в странах Западной Европы, Соединённых Штатах Америки и в Израиле. Лауреат премии журнала «Этажи» 2020 года за лучшее эссе.

 

Редакция журнала «Этажи» поздравляет Павла Матвеева с выходом книги!

И ад следовал за ним

Павел Матвеев «И ад следовал за ним. Жизнь и судьба Анатолия Кузнецова», издательство «Саммит-книга», 2021

Павел Матвеев — эссеист от Бога. Без занудства и пафоса, а главное без симуляции научности, он излагает материал, в котором разбирается досконально. Ирония и свобода изложения напоминают приятный разговор с умным собеседником, когда достаточно намёка или аллюзии, чтобы увидеть скрытую для непосвящённых картину. Помимо очевидного писательского дара — умения расставлять нужные слова в правильном порядке — он обладает другим важным талантом — талантом внутренней свободы. На общем фоне трусости, невежества и умильного ханжества тексты Матвеева азартны и радостны, он умудряется каким-то образом совмещать русский бесшабашный кураж с почти что немецкой дотошностью. Страсть автора делает повествование живым, он заражает этой страстью и читателя — его книгу невозможно отложить, не проглотив сразу и целиком.

Но страсть и свобода не подразумевают небрежность: все факты в его книге абсолютно точны и трижды проверены. Матвеев не просто хроникёр — он не только фиксирует события, подобно камере наружного наблюдения, ему удаётся показать читателям всю панораму происходящего. И в этом главный его дар: восхитительное умение встраивать мизерную и сугубо частную судьбу одного человека в модель мироздания вселенной. Трагедия одного частного Анатолия Кузнецова становится трагедией всего поколения, всей страны, всего человечества.

Валерий Бочков. Из послесловия к книге Павла Матвеева


Бабий Яр — не только название ныне уже давно не существующего глубокого оврага, находившегося на окраине Киева, в районе, получившем название Куренёвка. Бабий Яр — символ одного из самых страшных преступлений периода Второй мировой войны 1939–1945 годов.

Советский тоталитарный режим, проводя негласную политику государственного антисемитизма, на протяжении десятилетий старательно замалчивал историю нацистского геноцида в Бабьем Яре, считая эту тему для себя опасной. Стену молчания пробил в 1966 году писатель Анатолий Кузнецов — документальным романом «Бабий Яр». Однако его книга была опубликована в Советском Союзе со множеством цензурных изъятий, в значительной степени исказивших авторский замысел. Анатолий Кузнецов воспринял это как акт насилия над своей личностью и три года спустя бежал из Советского Союза. Бежал, чтобы выполнить главную миссию своей жизни — опубликовать полный, никем и ничем не изуродованный текст этой книги. За это советский режим объявил его изменником и предателем и попытался изъять из литературы его самого — сделав вид, что писателя с таким именем просто никогда не существовало.

В книге российского литературоведа Павла Матвеева рассказывается о жизни и судьбе Анатолия Кузнецова, чья главная книга — документальный роман «Бабий Яр» и полвека спустя после её написания продолжает оставаться актуальной и востребованной всё новыми и новыми поколениями читателей.

 

Эссе Павла Матвеева «Анатолий Кузнецов: судьба перебежчика», вошедшее в книгу, можно прочитать в журнале «Этажи».

 

Павел Матвеев — редактор рубрики Exegi Monumentum в журнале «Этажи», литературовед, эссеист, публицист. Сферой его интересов является деятельность советской цензуры эпохи СССР, история преследования тайной политической полицией коммунистического режима советских писателей, литература Русского Зарубежья периода 1920–1980-х годов. Эссеистика и литературоведческие статьи публиковались в журналах «Время и место» (Нью-Йорк), «Новая Польша» (Варшава), «Русское слово» (Прага), «Знамя» (Москва), а также в интернет-изданиях. Как редактор сотрудничает со многими литераторами, проживающими как в России, так и за её пределами — в странах Западной Европы, Соединённых Штатах Америки и в Израиле. Лауреат премии журнала «Этажи» 2020 года за лучшее эссе.

 

Редакция журнала «Этажи» поздравляет Павла Матвеева с выходом книги!

30.09.20217 294
  • 22
Комментарии

Павел Матвеев

Смерть Блока

Ольга Смагаринская

Роман Каплан — душа «Русского Самовара»

Ирина Терра

Александр Кушнер: «Я всю жизнь хотел быть как все»

Наталия Гулейкова-Сильвестри

Мир Тонино Гуэрры — это любовь

Елена Кушнерова

Этери Анджапаридзе: «Я ещё не могла выговорить фамилию Нейгауз, но уже

Эмиль Сокольский

Поющий свет. Памяти Зинаиды Миркиной и Григория Померанца

Михаил Вирозуб

Покаяние Пастернака. Черновик

Юлия Медведева

Андрей Битов. Начало

Игорь Джерри Курас

Камертон

Сергей Чупринин

Вот жизнь моя. Фейсбучный роман. Избранное

Людмила Штерн

Зинка из Фонарных бань

Людмила Безрукова

Возвращение невозвращенца

Леонид Бахнов

В сетях шпионажа

Дмитрий Петров

Смена столиц

Лена Берсон

Мама, я на войне, позвоню потом

Елизавета Евстигнеева

Земное и небесное

Анна Лужбина

Стыд

Наталья Рапопорт

Катапульта

Галина Лившиц

Первое немецкое слово, которое я запомнила, было Kinder

Борис Фабрикант

Ефим Гофман: «Синявский был похож на инопланетянина»

Уже в продаже ЭТАЖИ 3 (31) сентябрь 2023




Наверх

Ваше сообщение успешно отправлено, мы ответим Вам в ближайшее время. Спасибо!

Обратная связь

Файл не выбран
Отправить

Регистрация прошла успешно, теперь Вы можете авторизоваться на сайте, используя свой Логин и Пароль.

Регистрация на сайте

Зарегистрироваться

Авторизация

Неверный e-mail или пароль

Авторизоваться