литературно-художественный журнал «ЭТАЖИ»

[email protected]

Елена Кушнерова

Борис Блох: «Я думал, что главное — хорошо играть»
26.08.20237 596
О Борисе Блохе я узнала сравнительно недавно благодаря «Фейсбуку». Послушала его записи и не поверила своим ушам: почему я о нём не слышала? Вскоре выяснилась причина: Борис уехал из СССР в 1974 году, когда я ещё училась в ЦМШ. Борис не только потрясающий пианист, он ещё и дирижёр, причём оперный, профессор и замечательный эссеист. Так писать о музыке, как это делает Борис, — особый дар, которым владеют единицы. — Борис, мы договорились заранее, что не будем «идти» по твоей биографии, а будем затрагивать темы, интересные нам обоим, но в первую очередь интересные тебе. Начать ты хотел с...
Этери Анджапаридзе: «Я ещё не могла выговорить фамилию Нейгауз, но уже просила научить меня играть»
17.05.202016 023
Этери Анджапаридзе я помню с конкурса Чайковского 1974-го года. Она была самой молодой участницей, и принимала участие в самом сложном, на наш тогдашний взгляд, конкурсе. И не просто принимала участие, а ещё и выиграла 4 премию, разделив её с Андрашем Шиффом. Карьера началась рано, ярко: Этери ворвалась в ряд лучших молодых пианистов, ее игра поражала меня своей зрелостью. Сегодня Этери живет в Нью-Йорке и является профессором в New York University и Mannes School of Music. Она любезно пригласила меня к себе домой, на West End Avenue, где мы поговорили о ее детстве и семье выдающихся...
Ре-минорный концерт Моцарта в исполнении Плетнева
01.05.20233 944
А вот Моцарт Плетнева меня просто… околдовал, по-другому даже не знаю, как описать это впечатление. Я слушала этот концерт, как будто в первый раз. Казалось, Плетнев играет не сам, а с ним рядом сидит Моцарт и передает ему свое великое творение, или даже больше, как будто мы присутствуем при рождении произведения. Плетнев сидел и импровизировал, а благодарная публика, затаив дыхание, следила за этим волшебным процессом. Какая простота и какая выразительность, каждая нота, как драгоценный камень. Но он не только солировал на рояле, было чувство, что и оркестром управляет он! Потому что рояль...
Главное — это возможность самого себя удивлять
07.07.20223 557
С Семёном Набатовым мы учились с 1-го по 3-й класс ЦМШ. То есть, я знаю его с семи лет. Помню, что он хорошо учился, был хорошим пианистом. Потом он перепрыгнул из 3-го класса в 5-й, и общение как таковое прекратилось. Соответственно, он раньше на год поступил в консерваторию, но, не закончив ее, вместе с семьёй переехал в США, в Нью-Йорк, и с тех пор мы совсем потерялись. Нашлись неожиданно, на ФБ, 40 лет спустя. Сеня, как и я, давно живёт в Германии, стал видным джазовым музыкантом, выступает по всему миру как сольно, так и в составе различных джазовых ансамблей, записывает диски, пишет...
Борис Йоффе: «Всё вращается вокруг всего»
29.01.20223 079
Точно не помню, когда мы познакомились с Борисом Йоффе, но было это в Баден-Бадене. Я играла концерт с оркестром, а Боря играл в оркестре на альте. Вскоре мы подружились, и я узнала, что Боря приехал с женой-пианисткой из Израиля, что он не столько альтист и скрипач, а главным образом композитор. И композитор, чьи сочинения играют такие известные исполнители как Константин Лившиц, Патрисия Копачинская, Коля Лессинг и многие другие. Что Михаил Коллонтай очень ценит музыку Бориса и даже спросил разрешения посвятить ему одну из своих симфоний. Ещё Борис прекрасно пишет, и пишет по-немецки, что...
Музыкальные салоны для книги рекордов Гиннеса
19.07.20213 888
С Еленой Гринберг я встретилась несколько лет назад почти случайно: знакомая пригласила меня на «Grinberg Classical Salon Series» («Салоны музыкальной классики» Елены Гринберг). Оказалось, что салоны проходят дома у Елены, на несколько часов превращающей свою квартиру в камерный концертный зал. Эти вечера можно назвать просветительскими лекциями-концертами, причем сама Елена выступает в каждом концерте — либо соло, либо в дуэте или трио с разными инструменталистами. Уже несколько лет она приглашает и меня играть с ней программы для фортепиано в четыре руки. Репертуар всегда выбирает Елена,...
Рождение балета
23.03.20202 024
Сколько себя помню — всегда хотела быть балериной. Как только начинала звучать музыка, я сразу становилась на цыпочки и танцевала. Когда мне было лет пять, мама отвела меня в балетную группу. Есть даже моя фотография у станка. У меня был хороший «шаг», довольно гибкое тело, но! У меня не было балетной фигуры, и ноги — слишком крепко сбитые, не балетные. Позже, когда я поступила в ЦМШ и у меня не было времени ходить на балет, я всё равно танцевала, добывала пуанты и танцевала, не обращая внимания на боль и кровь. И даже эта боль, эта кровь, эти изуродованные пальцы...
«Решение, которое изменило всю мою жизнь». Интервью с Лерой Ауэрбах
14.11.201911 114
Имя Леры Ауэрбах мне знакомо давно. Мне рассказывала о ней много лет назад одна моя коллега из Челябинска. Лера всегда отличалась от всех своим многогранным талантом. Она композитор, пианистка, поэт, писатель, художник, скульптор, дирижёр... Ставлю многоточие, потому что может быть, я что-нибудь упустила. Для меня всегда было загадкой, как можно объединить в одной жизни столько профессий. Мне повезло, что удалось встретиться с Лерой в Баден-Бадене и поговорить. Вопросов у меня накопилось огромное количество, с ней надо было бы делать большое интервью, чтобы постараться приблизиться к...
"Русская публика очень хорошо принимает иностранцев", интервью с Бенедиктом Клёкнером
07.08.20191 962
Наконец-то «добралась» до Бенедикта Клёкнера, чтобы поговорить с ним о его впечатлениях о конкурсе Чайковского. Сделать это было трудно. Бенни все время на гастролях. А после его первого интервью журналу «Этажи», которое вышло до конкурса, сразу было заявлено и второе. Как сейчас говорится, «до» и «после». Так вот, это вторая часть нашего интервью - «после». Разговор провели по «Скайпу» пару дней назад. (Перевод с немецкого).   Бенни, как мы договаривались, несколько вопросов после конкурса.   Охотно!...
Лауреаты объявлены! Итоги конкурса Чайковского
28.06.20195 984
Лечу в самолете из Шереметьево во Франкфурт и волнуюсь. Я же пропускаю самое интересное! Последние два участника, очень сильных и разных, и объявление результатов конкурса. Моей скромной персоне, моим ни на что не претендующим запискам о конкурсе, оказываются, приписывают влияние на мнение публики и даже (OMG) на решения жюри! В таком случае, как же они там справятся без меня? Ума не приложу. Можете верить или не верить, но жюри я не завидую, и не хотела бы сейчас оказаться на их месте. Вот помяните мое слово — независимо от того, как распределятся премии, все равно жюри будут обвинять...
Пианисты, финал. Мельников, Канторов
27.06.201910 100
Помните те времена, когда Большой зал с напряжением слушал октавы из концерта Чайковского? Практически никто не играл их чисто! Если кто-то играл чисто, то хотелось прямо в середине, после них, заорать браво (как начинают кричать в балете после 16 фуэте). Сегодня все, вдумайтесь, абсолютно все играют «неисполнимые» октавы абсолютно чисто. Просто, как спортсмены на допинге. Если кому-нибудь особо одаренному придет в голову нападать на меня за то, что я критикую финалистов, а сама в финал не прошла, сделаю сразу предупреждающий удар. А если кто-то критикует, кто даже и на 2-й тур не...
Пианисты, финал. Емельянов, Шишкин, Ань Тяньсю
26.06.20199 000
Сегодня, после моего открытого запроса на ФБ, мне удалось попасть на прослушивание. Впервые на этом конкурсе слушала конкурсантов вживую, из зала. Еще раз почувствовала, какое трудное дело – конкурс! Как все непредсказуемо, какие мелочи могут сыграть решающую роль в распределении премий. Обстановка в Большом зале консерватории взрывная. Публику в Москве на конкурсе Чайковского могу сравнить только с итальянской оперной публикой. Попасть в зал невозможно. Каждый из зрителей точно знает, как правильно играть концерт Чайковского. Все помнят предыдущие конкурсы и их лауреатов. В общем, это...
Обзор результатов 2-го тура пианистов. Финалисты названы!
23.06.201912 011
Все уже знают результаты второго тура прослушивания пианистов. В финале, к сожалению, всего 6 мест, а достойных пианистов всегда больше. Не помогло даже то, что число финалистов растянули до 7 человек. Сразу скажу, что жюри не завидую. Какое бы решение они не приняли, все равно их обвинят во всех смертных грехах. А я сижу и радуюсь, что можно тихонечко для себя перед айпедом голосовать за полюбившихся пианистов, а потом качать головой и цокать языком. Тем не менее, я не буду цокать языком и качать головой, не буду изрыгать гневные послания в адрес жюри. Я даже не могу написать свой список...
2-й тур пианистов. Продолжение
22.06.20197 041
Не могла отказать себе в удовольствии послушать пропущенного мной (по выше описанной уважительной причине) Константина Емельянова.    Смотреть запись выступления Что я могу сказать? Это настоящий Пианист! Да, с большой буквы. У него есть всё необходимое для настоящей большой карьеры: качественный звучащий пианизм, харизма, теплота, масштаб, искренность и естественность музыкального высказывания. И настоящий темперамент. Если я что-то забыла, можете сами вписать, не ошибетесь. Для начала о его репертуаре. Очень необычно и очень симпатично! Много Чайковского, у нас все же конкурс...
Первый тур завершен! Обзор конкурса Чайковского
21.06.20196 690
Вот и результаты первого тура. Как всегда много сюрпризов. Например, не прошел на 2-й тур фаворит — молодой пианист Александр Малофеев. Зато прошла замечательная пианистка Сара Данешпур. О ней просто должна написать несколько слов.   Смотреть запись выступления Сразу скажу: великолепная пианистка. Разносторонняя. Умело выбранная программа, все уравновешено: серьезный Бах, очаровательная соната Гайдна, 2 этюда на мелкую технику, а мелкая техника у неё природная, и центр программы — сложнейшая сюита Чайковского. Понравилась ВСЁ. На мой вкус она одна стоит несколько...
Обзор-2 конкурса Чайковского. Пианисты, 1 тур
20.06.20198 935
С сожалением должна признаться, что не в состоянии слушать всех участников от начала до конца, поэтому записки мои будут носить фрагментарный характер. Можете считать их своего рода зарисовками к прослушиванию. Или назовем это «Впечатления». Интересно, что пока играют только пианисты. Не было ни одной пианистки (если я ничего не пропустила). Нет, я не к тому, чтобы ввести «квоту» на пианисток, просто интересный факт. Кстати, вспоминая мою консерваторскую конкурсную молодость, я частенько оказывалась в прослушиваниях единственной девушкой среди красных молодцев. Тогда...
Обзор-1 конкурса Чайковского. Пианисты, 1 тур
19.06.201912 267
Сразу скажу, что мне невероятно обидно, что не могу следить за конкурсом Чайковского из зала. Так получилось, что несколько концертов в Германии лишили меня возможности слушать выступления участников «вживую». Но мы живем в такое время, что из любой точки земного шара можно смотреть и слушать конкурс через Интернет. Именно этой потрясающей возможностью я воспользуюсь, чтобы составить собственное мнение об игре молодых музыкантов, уже отобранных к конкурсу по видеокассетам. Этот жёсткий отбор привел к тому, что на ведущих конкурсах уже отсутствуют так называемые...
Интервью с участником конкурса Чайковского виолончелистом Бенедиктом Клёкнером: «Индивидуальность трудно скрыть даже на конкурсе»
19.06.20193 288
Бенни Клёкнера я знаю уже несколько лет, играла вместе с ним в нескольких концертах. Симпатичный молодой человек, весёлый, открытый, он сразу очаровывает любую аудиторию. Играть с ним одно удовольствие — чуткий партнер, красивый богатый звук, на редкость зрелые для такого молодого человека интерпретации. Несмотря на молодость, Бенни уже имеет успешную карьеру виолончелиста, играет с лучшими солистами, оркестрами и дирижерами в главных залах по всему миру.   Буквально вчера с удивлением узнала, что Бенни был отобран из огромного количества кандидатов для участия в конкурсе...
Жания Аубакирова: «Есть такое слово — «пахарь»! Это про меня»
20.02.20195 483
С Жаниёй Аубакировой я познакомилась в 1981 году на Всесоюзном конкурсе пианистов в Ташкенте. В гостинице нас поселили в один номер. Мне невероятно повезло! Это было очень приятное соседство, что на конкурсе особенно важно! Жания оказалась милой весёлой девушкой, и мы сразу подружились. Жания представляла на конкурсе республику Казахстан, в то время это был единственный конкурс в стране (не считая, конечно, конкурса Чайковского), поэтому само участие в нём уже считалось большой победой. Это сейчас каждый может поехать на любой конкурс по своему выбору, тогда же мы проходили тяжелейшие...
Песни странствующего подмастерья
20.01.201916 903
Захватывающие сразу внимание читателя, с большим юмором и подкупающей искренностью написанные рассказы из жизни выпускницы Московской консерватории Елены Кушнеровой о её жизни и работе в Советском Союзе. О её встречах с Иннокентием Смоктуновским, Михаилом Горбачёвым, Анни Жирардо, Тихоном Хренниковым и другими. А также об участии в международных конкурсах, работе в Москонцерте и, наконец, эмиграции в Германию в 1992 году. Можно сказать, что невольно Кушнерова описывает политическую картину конца ХХ века, что интересно также и с исторической точки зрения....
Концерт Рахманинова или Bikini-party
20.12.201843 297
Когда моя мама решила, что я обязательно буду пианисткой, она и понятия не имела, во что меня втравливает. Мама говорила: «Для женщины это очень хорошая профессия. Преподавать где-нибудь в музыкальной школе, занятия индивидуальные, с детьми, работа не каждый день, и, главное, нет вот этого «от звонка до звонка». В школе много каникул, то есть, много свободного времени, что хорошо сочетается с семейной жизнью, детьми...». Как говорится, её бы устами, да мёд пить! На деле все получилось совсем не так. Сама учеба в ЦМШ подразумевала подготовку не к преподаванию в...
Беседы о Гилельсе
18.07.201823 670
Гилельс имел все высшие артистические звания и награды, существовавшие в СССР. Было бы странно иначе: он несколько десятилетий повышал престиж страны во всем мире и приносил миллионы долларов в советскую казну. Кроме того, он не эмигрировал, хотя его постоянно звали богатейшие страны мира на самых выгодных условиях. Но Эмиль Григорьевич говорил: «Но ведь я тогда не смогу сесть на поезд и поехать в Одессу…» Однако не званиями определялось кофмортное самоощущение советского артиста. У него было очень много сложностей. В 16-летнем возрасте Гилельс, триумфально победив на 1...
Елена Кушнерова: «Я довольна тем, как сложилась моя жизнь»
30.01.20176 828
Елена Кушнерова — известная пианистка, приглашённый профессор Elisabeth Music University в Хиросиме, преподаватель мастер-классов во многих городах мира специально для журнала «Этажи» рассказала о музыкальной карьере, начавшейся с нуля после отъезда из России, об участии в конкурсе Чайковского, о своих отношениях с композитором Александром Локшиным и о прекрасной возможности жить на две страны.   Лена, как произошло в твоей жизни, что ты стала музыкантом? Чье это было решение?   Это было мамино решение, я ничего не решала. Моя мама, Инна Львовна Кушнерова —...
Московские посиделки с Еленой Рониной (гость - Елена Кушнерова)
31.10.20153 931
Московские посиделки с Еленой Рониной - это прообраз салонов, в которых культурная публика в  неформальной обстановке обменивается своими мыслями, узнаёт что-то  необычное, демонстрирует свои таланты и открывает новые. Это хорошая  площадка для всех нас, чтобы демократично и с уважением друг с другом  пообщаться, посмотреть друг на друга живьём, а не через призму социальных сетей. Встречи проходят по четвергам 2 раз в месяц по адресу г. Москва, Сущёвская улица, 14 БИБЛИОТЕКА ИСКУССТВ ИМ. А.П. БОГОЛЮБОВА Начало всех мероприятий в 19-00 Среди гостей клуба бывают актеры,...
Концертное платье
23.09.20155 706
Кроме этого надо правильно организовать день концерта: выспаться, душ, поесть, позаниматься, отдохнуть, накраситься, перекусить и поехать. На этот раз приехала ко мне специально моя дочка Марина, чтобы помочь. Ещё я решила взять с собой маму, которой, конечно, мои концерты важнее всего на свете, ну и ещё я пригласила с собой подружку Надю, которая могла помочь с продажей моих дисков. Надя – красивая молодая женщина, привлекающая к себе внимание, и я думала, что заодно некоторое количество этого внимания должно было перепасть и моим дискам...   Накануне концерта, как обычно, были...

Ольга Смагаринская

Соломон Волков: «Пушкин — наше всё, но я бы не хотел быть его соседом»

Павел Матвеев

Смерть Блока

Ольга Смагаринская

Роман Каплан — душа «Русского Самовара»

Ирина Терра

Александр Кушнер: «Я всю жизнь хотел быть как все»

Ирина Терра

Наум Коржавин: «Настоящая жизнь моя была в Москве»

Елена Кушнерова

Этери Анджапаридзе: «Я ещё не могла выговорить фамилию Нейгауз, но уже

Эмиль Сокольский

Поющий свет. Памяти Зинаиды Миркиной и Григория Померанца

Михаил Вирозуб

Покаяние Пастернака. Черновик

Игорь Джерри Курас

Камертон

Елена Кушнерова

Борис Блох: «Я думал, что главное — хорошо играть»

Людмила Безрукова

Возвращение невозвращенца

Дмитрий Петров

Смена столиц

Елизавета Евстигнеева

Земное и небесное

Наталья Рапопорт

Катапульта

Анна Лужбина

Стыд

Галина Лившиц

Первое немецкое слово, которое я запомнила, было Kinder

Борис Фабрикант

Ефим Гофман: «Синявский был похож на инопланетянина»

Марианна Тайманова

Встреча с Кундерой

Сергей Беляков

Парижские мальчики

Наталья Рапопорт

Мария Васильевна Розанова-Синявская, короткие встречи

Уже в продаже ЭТАЖИ 1 (33) март 2024




Наверх

Ваше сообщение успешно отправлено, мы ответим Вам в ближайшее время. Спасибо!

Обратная связь

Файл не выбран
Отправить

Регистрация прошла успешно, теперь Вы можете авторизоваться на сайте, используя свой Логин и Пароль.

Регистрация на сайте

Зарегистрироваться

Авторизация

Неверный e-mail или пароль

Авторизоваться