литературно-художественный журнал «ЭТАЖИ»

[email protected]

Алёна Рычкова-Закаблуковская

Взошла глубинная вода

26.01.2024
Вход через соц сети:
17.02.20225 434
Автор: Михаил Карташев Категория: Новости

«Сто лимонов» в Доме Моссельпрома

Эдуард Лимонов и Борис Гусев. Кадр из фотосессии «Россия должна быть с зубами!». 1996 

22 февраля исполняется 79 лет со дня рождения Эдуарда Лимонова

 

21 февраля в арт-пространстве «Нигде кроме», расположенном в легендарном Доме Моссельпрома (Калашный пер.,2/10), откроется трехдневная выставка «Сто лимонов». Она приурочена ко дню рождения Эдуарда Лимонова и торгам аукционного дома «Антиквариум», на которых будет представлена часть экспонатов. Интригующее название отсылает к одному рекламному проекту, в котором культовому писателю довелось поучаствовать без малого тридцать лет назад. Конечно же, одним этим эпизодом его биографии экспозиция не исчерпывается: как и её главный герой, она широка и многогранна. Но обо всем по порядку…

 

Эта история началась в апреле 1996 года, когда на столичной презентации встретились яркие представители нескольких поколений отечественной культуры — легенда неофициальной поэзии Игорь Холин, известный писатель Эдуард Лимонов, двумя годами ранее окончательно вернувшийся в Россию после двадцати лет эмиграции, поэт и философ, гуру метареализма Константин Кедров, поэтесса Алина Витухновская и художник Борис Гусев. Презентовали книгу «Собака Павлова» — стихи Константина Кедрова, отобранные Витухновской, и поэзия самой Алины, выделенная Кедровым. А Борис Гусев — «породистый молодой человек с крупным лицом», сидевший за широким столом между поэтами, — выступил одним из инициаторов и спонсоров этого издания. Путь «Собаки Павлова» к читателю оказался непростым: издать сборник планировали еще в 1994-м, но в том году одного из авторов — 21-летнюю Алину Витухновскую — арестовали во время проведения ей журналистского расследования, обвинив в хранении наркотиков. За освобождение девушки развернулась общественная компания, в которой участвовали многие видные литераторы, в том числе и Эдуард Лимонов. На одной из встреч с соратниками он даже сравнил дело юной поэтессы с процессом Иосифа Бродского — не в пользу постсоветского правосудия. Борьба увенчалась успехом — через год Алина покинула стены Бутырки.

Слева направо: Игорь Холин, Алина Витухновская, Константин Кедров, Борис Гусев, Ры Никонова, Лариса Гусева. Москва, 1996 

Тридцатитрехлетний художник Борис Гусев давно мечтал познакомиться с вызывающим яростные споры, но никого не оставляющим равнодушным создателем «Эдички» и основателем НБП.  Пожалуй, с того самого дня, когда прочел в журнале «Огонек» отрывки из «Дневника неудачника» «незнакомого писателя с запоминающейся фамилией Лимонов». «Проникаешься, — говорит Гусев — покупаешь, через какое-то время, у станции метро "Библиотека им. Ленина" в киоске «Это я, Эдичка» и «Дневник неудачника», читаешь. Читаешь интервью, видишь в телевизоре. Ещё больше проникаешься...» Потом «видишь самого Эдуарда Лимонова, первый раз, в ЦДЛ, где проходит на втором этаже в галерее «Библиосфера» твоя персональная выставка, 1994-й год, идущего к кому-то, в полувоенной одежде и кепи. И прямо волна, мурашки». И вот, наконец, на презентации «Собаки Павлова» состоялось долгожданное знакомство. «После представления книги присутствующим вынесли вина. Нас с Гусевым познакомили. Меня ежегодно знакомят с тысячами людей. Большая часть этих тысяч никогда не звонит по нацарапанному мной номеру телефона, а остальным не звоню я. Борис Гусев позвонил, я был ему интересен, и он сумел сделать так, что и он стал мне интересен», — вспоминал Эдуард Лимонов. Художник и писатель быстро подружились: Гусев стал часто бывать у Лимонова в легендарном бункере на Фрунзенской и в квартире в Калошином переулке, а тот — в его гостеприимной мастерской на Беговой. Писатель увидел в художнике яркого человека новой эпохи. «Элегантный, тщательно одетый, чрезвычайно приветливый и дружелюбный Гусев и внешне не похож на самый распространенный тип русского художника, небрежного забулдыги с бородой и в мятых штанах пузырями. В этом смысле Гусев «новый русский художник». Так же как проза, фотографии и коллажи Гусева, его холсты ежедневно празднуют, восхваляют, любуются современностью и купаются в современности. Не знаю, Гусев ли безумнее меня, или я безумнее Гусева, или у нас несравнимые, разные безумия, но мы-таки оба безумны, — признавал Лимонов. — А так как в моей собственной биографии преобладают безумные поступки и решения, я естественно испытываю к Гусеву симпатию. “Вот живет рядом человек также способный на безумие”, — очевидно, размышляю я, и встречаюсь с ним снова и снова».

Реклама агентства «Сто лимонов» с написанным рукой Эдуарда Лимонова приглашением и афиша презентации альбома «Лимонов в фотографиях». 1996 

Безумцы решили объединиться и создать отвечавший духу времени проект — рекламное агентство для продвижения отечественных товаров. Назвали его тоже вполне безумно — «Сто лимонов».  Первый рекламный договор был заключен со стоматологической клиникой «Стомпо», для которой были напечатаны открытки «Россия должна быть с зубами!». На них Эдуард Лимонов «стальными русскими зубами» кусал Бориса Гусева в образе дядюшки Сэма.

На выставке можно будет увидеть не только оригинальные негативы и слайды той веселой фотосессии, но и оригинальную «одежду дяди Сэма» — рубашку и перчатки. У них очень интересная история.  Бежевые кожаные перчатки были куплены Лимоновым на первый гонорар от публикации романа «Это я, Эдичка», а рубашка стала одним из «героев» его «американского» рассказа «Эксцессы».  «А ты думал, Лимонов... — заулыбался Жигулин и потрогал мою рубашку, сделанную в виде звездно-полосатого ало-бело-синего американского флага. — Где купил?» — «На Бродвее. Шесть пятьдесят». — «Клевая рубашка, — похвалил Жигулин».

К сожалению, «Россия должна быть с зубами!» оказалась первой и последней ласточкой рекламного агентства «Сто лимонов». Но не последним плодом сотрудничества Гусева и Лимонова.

Перчатки и рубашка Эдуарда Лимонова 

В том же насыщенном событиями 1996 году Гусев выпустил альбом своих фотографий, который очень понравился писателю. Тут же возникла идея альбома «Лимонов в фотографиях» — своеобразной летописи тернистого пути харьковского подростка-хулигана, богемного молодого поэта, маститого писателя и бескомпромиссного политического борца. Он тщательно отбирал фотографии себя, родных и близких и снабжал их рукописными комментариями. Для последних страниц альбома Борис Гусев провел дополнительную фотосессию, на которой запечатлел Лимонова с его тогдашней подругой Лизой Блезе. «Мы остались довольны собой: издание исторически существует», — сказал писатель, когда альбом был напечатан.

В экспозицию «Ста лимонов» вошли не только два экземпляра этого малотиражного, практически не находимого на рынке альбома с автографами Эдуарда Лимонова, но и связанные с его изданием артефакты — афиша презентации в ЦДЛ с написанным рукой писателя текстом, часть оригинального макета с лимоновскими комментариями к фотографиям (интересно, что в опубликованном альбоме они местами претерпят изменения), оригинальные негативы фотографий из архива Бориса Гусева. В выставочном пространстве «Нигде кроме» можно будет увидеть и несколько неопубликованных фотопортретов Лимонова работы Бориса Гусева, сделанные в пору подготовки их совместного альбома.  

Часть предметов экспозиции связана с парижским периодом жизни писателя.  В те годы Эдуард Лимонов и его жена — певица и писательница Наталья Медведева — часто попадали в объектив Александра Бородулина, фотографа журналов «Playboy», «Vogue», «France Soir» и прототипа того самого Жигулина из «Эксцессов». Он любезно предоставил для выставки несколько оригинальных отпечатков того периода.

Эдуард Лимонов и Наталия Медведева на фото Александра Бородулина. Париж. 1983 

Основатель пространства «Нигде кроме» — художница Елена Сарни — говорит, что не раздумывала, когда аукционный дом «Антиквариум» предложил ей провести посвященную Эдуарду Лимонову выставку в Доме Моссельпрома. Для нее это очень личная история — Елена, как и Лимонов, сотрудничала с «Мулетой» (так назывался ярчайший литературно-художественный альманах «третьей волны» эмиграции, выпускавшийся Владимиром Котляровым-Толстым) и стала первым издателем его романа «Палач». На вечере памяти писателя, 22 февраля, она, а также Борис Гусев, Александр Бородулин и другие гости, поделятся своими воспоминаниями об Эдуарде Лимонове. 26 февраля, завершая «лимоновскую неделю», состоится большой очный аукцион «Антиквариума». За неполных два года, прошедших со дня смерти последнего романтика русской литературы, масштаб личности и литературного дарования Эдуарда Лимонова стал еще более очевиден. Не остался в стороне и антикварный рынок: уникальные артефакты, связанные с творчеством Лимонова, растут в цене и становятся объектом «охоты», привлекая не только опытных игроков арт-рынка, но и совсем новых коллекционеров. 

 

21 февраля в пространстве Культпроекта «Нигде Кроме» откроется трехдневная выставка «Сто лимонов». В экспозиции: личные вещи, автографы и редкие фотографии Эдуарда Лимонова, а также работы его друга — художника Бориса Гусева, вместе с которым писатель организовал агентство «Сто лимонов».

Выставка будет работать три дня с 13:00 до 21:00. Вход свободный.

 

22 февраля — в день рождения Эдуарда Лимонова — пройдет вечер его памяти «Россия должна быть с зубами». Своими воспоминаниями поделятся Елена Сарни — художница, соратница по работе в парижском альманахе «Мулета», первый издатель романа «Палач», Борис и Лариса Гусевы — художники и друзья писателя. Вход по пригласительным билетам и аккредитации. Начало в 19:30. Москва, Калашный пер., 2/10.

 

26 февраля состоится аукцион «Нонконформисты русской эмиграции. Эдуард Лимонов. Письма, автографы, фотографии из архивов друзей и альманаха «Мулета». 

Торги пройдут в галерее Аукционного дома «Антиквариум». Москва, ул. Садовая-Кудринская, 25, 3-й этаж.

 

 

Михаил Карташев родился в 1993 году. В 2015 году окончил философский факультет МГУ им. М.В. Ломоносова. В настоящее время — эксперт аукционного дома «Антиквариум». Тексты публиковались в «Новой газете» и «Forbes». 

17.02.20225 434
  • 4
Комментарии

Ольга Смагаринская

Соломон Волков: «Пушкин — наше всё, но я бы не хотел быть его соседом»

Павел Матвеев

Смерть Блока

Ольга Смагаринская

Роман Каплан — душа «Русского Самовара»

Ирина Терра

Александр Кушнер: «Я всю жизнь хотел быть как все»

Ирина Терра

Наум Коржавин: «Настоящая жизнь моя была в Москве»

Елена Кушнерова

Этери Анджапаридзе: «Я ещё не могла выговорить фамилию Нейгауз, но уже

Эмиль Сокольский

Поющий свет. Памяти Зинаиды Миркиной и Григория Померанца

Михаил Вирозуб

Покаяние Пастернака. Черновик

Игорь Джерри Курас

Камертон

Елена Кушнерова

Борис Блох: «Я думал, что главное — хорошо играть»

Людмила Безрукова

Возвращение невозвращенца

Дмитрий Петров

Смена столиц

Елизавета Евстигнеева

Земное и небесное

Наталья Рапопорт

Катапульта

Анна Лужбина

Стыд

Борис Фабрикант

Ефим Гофман: «Синявский был похож на инопланетянина»

Галина Лившиц

Первое немецкое слово, которое я запомнила, было Kinder

Марианна Тайманова

Встреча с Кундерой

Сергей Беляков

Парижские мальчики

Наталья Рапопорт

Мария Васильевна Розанова-Синявская, короткие встречи

Уже в продаже ЭТАЖИ 1 (33) март 2024




Наверх

Ваше сообщение успешно отправлено, мы ответим Вам в ближайшее время. Спасибо!

Обратная связь

Файл не выбран
Отправить

Регистрация прошла успешно, теперь Вы можете авторизоваться на сайте, используя свой Логин и Пароль.

Регистрация на сайте

Зарегистрироваться

Авторизация

Неверный e-mail или пароль

Авторизоваться