литературно-художественный журнал «ЭТАЖИ»

etazhi.red@yandex.ru

19.02.20201425
Автор: Марк Яковлев Категория: Бельэтаж

Высота полёта «Белого вертолёта» Херманиса с Барышниковым на борту

Михаил Барышников в роли папы римского Бенедикта XVI

Размышления о спектакле Алвиса Херманиса «Белый вертолёт»

 

«и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого».

Молитва «Отче наш»

 

«День как глория бытия кончился».

Айвар Нейбарт

 

Семнадцать версий Херманиса, или Искушение от лукавого

 

Режиссёр спектакля «Белый вертолёт» Алвис Херманис, как библейский змей-искуситель, ввёл в искушение театральную паству, сказав за неделю до премьеры, что у него есть 17 версий того, почему папа римский Бенедикт XVI отрёкся от престола.

Эти «17 версий Херманиса», как в своё время «17 мгновений весны», ввели зрителей в очень сильное искушение. И все, что было написано и сказано потом о спектакле Нового Рижского театра (НРТ), крутилось вокруг этих «17 версий Херманиса», смакуя каждую версию, как голодный Чарли Чаплин обсасывал каждый гвоздик из подошвы своих варёных кожаных ботинок в фильме «Золотая лихорадка».

А «золотая лихорадка» действительно началась: билеты на все 10 спектаклей с суперзвездой Михаилом Барышниковым в роли Бенедикта XVI, были раскуплены в интернете за 4 минуты после начала продажи. Прежний рекорд спектакля Херманиса «Бродский/Барышников» равный 15 минутам был легко побит! Однако не надо забывать, как заметил сам режиссёр, что количество мест в зале, где летал «Белый вертолёт», было в два раза меньше из-за ремонта здания НРТ, чем в зале того же театра, где состоялась премьера «Бродский/Барышников». Как писал Венедикт Ерофеев: «Первое издание «Москва — Петушки», благо было в одном экземпляре, быстро разошлось».

Но самый главный вопрос для меня заключался вовсе не в 4 минутах продажи билетов, и даже не в 17 версиях отречения Бенедикта XVI от престола, а действительно ли «Белый вертолёт» Херманиса с той же суперзвездой на борту поднялся на высоту, превосходящую спектакль «Бродский/Барышников»? Короче говоря, какова высота полёта «Белого вертолёта» Херманиса с Барышниковым на борту?

 

Премьера спектакля «Белый вертолёт»

 

Зритель входит в зал и видит на занавесе копию фрески Луки Синьорелли из капеллы Сан Брицио собора в Орвието «История святого Бенедикта». Св. Бенедикт был реформатор западноевропейского монашества. Может быть, кардинал Ратцингер, когда был избран папой римским, взял себе имя Бенедикт XVI, желая тоже быть реформатором, как его далёкий тёзка? Что из этого получилось видно из спектакля. В небольшой рецензии невозможно описать все сцены спектакля, поэтому посмотрим только некоторые.

 

«Пробуждение папы» и «Превращение» Барышникова

 

Занавес начинает смещаться вправо и святые лица на фреске Синьорелли превращаются в складки времени, а ты начинаешь про себя читать стихи Бродского:

«Мир состоит из наготы и складок,

в последних правды больше, чем в лицах…»

Мы видим спальню папы, где в круге света на полу, спиной к зрителям, свернувшись калачиком, как зародыш в утробе матери, лежит человек в белых одеждах. Человек спит и видит беспокойный сон: гильотина проносится над его головой, судороги охватывают его, он вздрагивает во сне, как будто под ударами тока.

Что ему приснилось? Разговор с Господом, спрашивающим его: почему ты хочешь отречься от престола? Почему не хочешь быть наместником Господа на Земле?

Это первая сцена «Пробуждение папы», которую исполняет пластичный Барышников. А с какой же ещё сцены режиссёру начинать спектакль, как не с движений актёра, если твой актёр — выдающийся танцовщик?.. Видя судороги пробуждения папы в исполнении Михаила Барышникова, мне вспомнилась его первая драматическая роль, сыгранная на Бродвее с подачи Романа Поланского — Грегор Замза в спектакле по рассказу Франца Кафки «Превращение»: «Проснувшись однажды утром после беспокойного сна, Грегор Замза обнаружил, что он у себя в постели превратился в страшное насекомое».

Затем Барышников, папа римский Бенедикт XVI, перебирается на кровать, потом с трудом встаёт, с трудом взбирается на велосипед-тренажёр, с трудом два раза поворачивает педали и в изнеможении падает на постель. Он стар, ему 86 лет!

День первый: воскресение 10 февраля 2013 года. Папа говорит личному секретарю и сестре Табиане, что завтра объявит кардиналам о своём отречении.

Личный секретарь Бенедикта XVI Георг Генсвайн (Каспарс Знотиньш), папа римский Бенедикт XVI (Михаил Барышников)

Три разных героя, три разных походки в трёх разных направлениях

 

Приходит экономка понтифика, сестра Табиана (Гуна Зариня) во всём сером и начинается процесс одевания папы римского во все белое, в белые одежды. Затем появляется личный секретарь Бенедикта XVI Георг Генсвайн (его играет Каспарс Знотиньш) во всём чёрном. Экономка и секретарь — два самых близких к Бенедикту XVI человека — полные противоположности во всём: пол, возраст, цвет одежды, мысли, походка и, самое главное, энергетика. Их характеры и поведение очерчены режиссёром в спектакле очень точно.

Сестра Табиана — олицетворение уходящего мира, она архаична и не потому, что она ровесница папы, а потому что у неё менталитет прошлого, основанный на вере в Господа и на беззаветной преданности папе.

Личный секретарь папы Георг — олицетворение будущего: быстрый, деловой, современный, «википедийный». Библия XXI века — Википедия, в неё сегодня верят большинство людей, и заглядывают в неё чаще, чем в Библию!

Различия между двумя самыми близкими к папе людьми особенно сильно подчёркивают их движения и походки: у сестры Табианы — маленькие, семенящие шажки в ортопедической обуви, у личного секретаря Генсвайна — стремительная, спортивная походка человека, знающего чего он хочет и куда идёт в чёрных туфлях последней модели. Пристальное внимание Херманиса к выражению характера героя через движение особенно чётко проявилось в спектакле «Бродский/Барышников», в танцах в японском стиле буто, когда режиссер начал работать с Барышниковым, с его пластикой.

Роберт Уилсон говорит: «Все, о чём думают актёры, это как интерпретировать текст. Они беспокоятся о том, как говорить слова, но совершенно ничего не знают о собственном теле. Это можно увидеть по тому, как они ходят».

Херманис воспринял эти слова старшего коллеги очень серьёзно: в «Белом вертолёте» три разных персонажа, три разных походки, в трёх разных направлениях. Походка каждого из героев настолько характерна, что актёры могли бы играть спектакль без слов — только двигаясь на сцене.

 

Подарки от гостей

 

Входит секретарь и докладывает, что пилигримы привезли подарки. Шоколадное яйцо весом 40 кг, бочонок баварского пива и более интересный подарок — самую маленькую в мире Библию, входящую в книгу рекордов Гиннеса, которую читать можно только под микроскопом. Секретарь вкатывает столик на колёсиках, на нём микроскоп, а под микроскопом Библия. Бенедикт смотрит в микроскоп правым глазом, левым глазом, но ничего не видит. Подходит секретарь Георг, тоже смотрит в микроскоп, что-то видит, но не чётко. Настаёт очередь сестры Табианы в очках с толстыми линзами: она долго смотрит в микроскоп, делает неловкое движение, и микроскопическая Библия падает на пол. Табиана нагибается, шарит по полу рукой, пытаясь найти Библию, пытаясь найти веру.

Вообще, весь спектакль, как тонкое кружево, соткан из таких театральных этюдов и метафор, только этюды видны, а метафоры надо суметь разглядеть, как страницы маленькой Библии под микроскопом. Когда в круге света Барышников исполняет пластичные молитвы-пантомимы, то зритель понимает, что Бенедикт находится под микроскопом Господа, папа не бывает один, он всегда под оком Всевышнего.

Примером метафоры, первым делом приходящей в голову, является «Белый вертолёт», взлетевший в конце спектакля над площадью Святого Петра, как метафора белого флага над Ватиканом: Бенедикт XVI — сдался, он выбросил белый флаг.

Если всё так просто, то можно было бы и не ставить спектакль.

 

Экономка понтифика, сестра Табиана (Гуна Зариня), папа римский (Михаил Барышников)

Игрушечный вертолёт и беззащитность Европы

 

В открытую балконную дверь спальни папы влетает игрушечный дрон-вертолёт и в спальню прибегают охранники папы — молодые швейцарские гвардейцы, испокон веков охраняющие всех римских пап. Они как маленькие дети машут руками и ловят вертолёт. Извиняются перед папой и убегают. Оказывается, что охранники развлекаются и запускают игрушечный дрон-вертолёт. Секретарь папы говорит им укоризненным голосом, как нашкодившим школьникам: «Мальчики, играйте где-нибудь в другом месте!..» Эта сцена метафорична, как и весь спектакль: с одной стороны, игрушечный дрон-вертолёт является предвестником настоящего «Белого вертолёта», на котором Бенедикт вскоре покинет Ватикан. С другой стороны, грозные швейцарские гвардейцы, охранявшие папский трон столетиями, превратились в ХХI веке вместе со своими бутафорскими секирами в игривых мальчиков: они запускают игрушечные модели и охраняют уже не папу римского, а родные швейцарские сейфы с сомнительными деньгами. Швейцарские гвардейцы с бутафорскими секирами — ещё одна метафора вырождения и беззащитности Европы, её неспособности защитить себя от кризисов: политического, финансового, экологического, демографического, иммигрантского. 

 

Молитва последнего дня, или «День как глория бытия кончился»

 

Последний день Бенедикта XVI на папском престоле 28 февраля 2013 года подходит к концу. Папа достаёт из-под кровати, судя по всему, давно припрятанную клетчатую сумку с цивильной одеждой. С такими сумками наши челноки ездили когда-то в Китай или Турцию за шмотками, и папа римский начинает быстро переодеваться. Сцена эта и трагична, и комична, и метафорична, как, впрочем, всё у Херманиса.

Сцена трагична и эпохальна, поскольку на наших глазах происходит впервые за 700 лет папской истории добровольное отречение человека от власти над 1 миллиардом 200 миллионами других людей, католиков, разбросанных по всему миру. Сцена комична несоответствием клетчатой челночной сумки и папы римского: где понтифик — почти на небесах, и где челноки — на всех вокзалах мира. Папа сбрасывает красные туфли «Prada», быстро надевает рубашку, костюм, чёрные мокасины, шляпу и превращается в обыкновенного немецкого бюргера-пенсионера. Сцена метафорична быстрым превращением папы римского в простого смертного, (вспомните «Превращение» Барышникова в спектакле по рассказу Кафки), а главное, мгновенное и самостоятельное переодевание! Без помощи сестры Табианы, когда она помогала папе в первой сцене спектакля медленно и с большим трудом надевать на себя белые одежды понтифика. У «латышского Бродского» — Айвара Нейбарта, к сожалению, почти не переведённого, а может быть, и не переводимого, на русский язык, есть строка: «День как глория бытия кончился» (перевод Василия Карасева).

«Глория» (лат. gloria) — означает «слава». Именно в этом значении слово «gloria» употребляется в молитве «Отче наш»: „Quia tuum est regnum, et potestas, et gloria in saecula”. «Ибо Твое есть Царство и сила, и слава во веки».

Подставим первое значение слова «gloria» («слава») в строку Нейбарта и получим: «День как слава бытия кончился». Но у слова «gloria» есть и второе значение, которое точнее подходит к последнему дню пребывания Йозефа Ратцингра на папском престоле: глория древний христианский богослужебный гимн, доксология, входящая в состав католической мессы латинского обряда под названием «Gloria in excelsis Deo» («Слава в вышних Богу»). Соединим строку Нейбарта со строкой гимна в католической мессе и получим «Молитву последнего дня» Бенедикта XVI: «День как слава бытия кончился. Слава в вышних Богу».

День последний — четверг 28 февраля 2013 года и весь спектакль закончился, как мне послышалось, древним христианским богослужебным гимном глория, заглушаемым мощным шумом винтов, улетающего из Ватикана белого вертолёта.

 

Папа и сестра Табиана

Игра актёров

 

Профессионализм актёра — это точность, с которой он осуществляет замысел режиссёра. В этом отношении все три актёра — Каспарс Знотиньш, Гуна Зариня и Михаил Барышников — профессионалы высшего класса. Последнее утверждение было бы банальностью, если бы не один вопрос: чем игра классных актёров отличается друг от друга?

Каспарс Знотиньш и Гуна Зариня — драматические актёры по рождению, по их генетике, по ДНК. Они настолько универсальны, что могут сыграть любую роль.

Знотиньш, по-моему, может сыграть и короля Лира, и телефонную книгу.

Георг Генсвайн, личный секретарь папы, в исполнении Знотиньша, показался мне чересчур деловым и активным, создаётся впечатление, что Ватиканом управляет он, а не усталый папа Бенедикт XVI. Но, возможно, так оно и было.

Если у личного секретаря папы есть реальный прототип — Георг Генсвайн, то прототипом сестры Табианы является польская монахиня, которая была самым близким человеком к Иоанну Павлу II, но в жизни Бенедикта XVI такой монахини не существовало, она выдумана автором пьесы Херманисом. В подобной выдумке нет ничего странного, кроме одного обстоятельства: Зариня, в отличие от Знотиньша, играет не историческую персону, а несуществующее в реальности лицо, фанатично преданную папе сестру Табиану. У актрисы, играющей несуществующую героиню, больше пространства и свободы для игры и фантазии, чем у актёра играющего образ реального героя. И Зариня играет сестру Табиану потрясающе убедительно: каждый из её мелких шажков выверен до миллиметра, поднятые к небу и Богу руки потом опускаются на голову папы Бенедикта XVI, а её лепет и причитания к главной католической святыне Польши: «Матка боска», «Матка боска», вводят зрителей в религиозный экстаз.

В отличие от своих коллег, Барышников по рождению не драматический актёр, он пришёл «из другой епархии» — епархии балета и танца, у него другая генетика, чем у его партнёров по спектаклю. Барышников играет папу римского Бенедикта XVI, ведущего теолога современности, очень сдержанно и глубоко. Многие критики отмечают внешнее сходство Михаила Барышникова и Йозефа Ратцингера, но важнее, что у Барышникова и Ратцингера, не только внешнее, а более сильное внутреннее сходство.

Они оба из семей военных, где воспитание в детстве было основано на жёсткой дисциплине и порядке. А как писал один военный французский лётчик: «Все мы родом из детства», и шлейф детства тянется за нами до конца жизни, как след от самолёта.

Они оба совершили в жизни судьбоносный поступок: Барышников — прыжок через Атлантический океан, а Ратцингер — прыжок через 700 лет папской истории.

Они оба верят. Папа верит в Господа. Барышников верит в искусство, в его миссию,

в то, что своими спектаклями он может хотя бы немного повлиять на взгляды людей и на их поведение в жизни. Если бы не верил, то не играл бы в спектаклях. В сущности, спектакль — о вере и неверии.

Барышников играет во многом «самого себя», играет человека близкого ему по ключевым моментам жизни. И эта близость актёра и героя, позволяет Барышникову не играть Ратцингера, а жить его жизнью. Поэтому Барышников не играет в спектакле «Белый вертолёт», а живёт в нём, так же как он жил в спектакле «Бродский/Барышников» рядом с очень близким ему человеком. У автора есть 17 версий того, какой будет следующий спектакль Алвиса Херманиса с Михаилом Барышниковым.

 

Фотографии Яниса Дейнатса предоставлены автором

 

Марк Яковлев (лит. псевдоним Якова Марголиса) — литератор, автор книг, изданных на русском, немецком и английском языках. Книга стихотворений «Отошедший берег» вышла в изд-ве Парус, Самара, 2000. В 2014 году вышла книга «Две пьесы на трёх языках»: о дважды жене Ремарка и о картине Климта «Золотая Адель». В издательстве АСТ вышли две книги: книга биографических эссе «Бродский и судьбы трёх женщин» (2017) и книга путешествий «Одиссея кота Бродского» (2019). Готовятся к изданию книги: «Литературные портреты творческих людей», «Херманис/Барышников — два спектакля». Работы автора выдвигались на премии «Белла», 2016; «Просветитель», 2018; «НОС», 2020 (дилогия о Бродском).

 

19.02.20201425
  • 5
Комментарии
  1. Татьяна 20.02.2020 в 14:55
    • 3
    Очень интересно написано, легко, образно, без занудства. Закончилась, только, рецензия неожиданно быстро. Хотелось продолжения! Осталось, ещё, непонятно: какую из 17 версий представил на суд зрителей Алвис Херманис?
    1. Марк Яковлев 20.02.2020 в 20:03
      • 0
      Рецензия закончилась неожиданно быстро, потому что в журнальном формате нельзя дать развернутую рецензию о большом, почти 3-х часовом спектакле. Но лучше короткая рецензия, дающая основные представления о спектакле, чем ничего. Это хорошо, что "хотелось продолжения" рецензии! :)
      Развёрнутые размышления о спектакле вошли в мою новую книгу "Херманис/Барышников - два спектакля".
      Что касается вопроса какую из 17 версий представил на суд зрителей Алвис Херманис, то процитируем самого режиссёра: «Бенедикт намеренно написал заявление об отставке на латыни, которое большинство необразованных кардиналов, включая аргентинца Бергольо (сегодняшний папа римский Франциск, прим. М.Я.), просто не понимают, в форме, не имеющей юридической силы. Таким образом, сейчас существует ситуация, когда две параллельные католические церкви сосуществуют. Одна реальная (внутренняя), а другая фиктивная (внешняя). С вымышленным папой в первых рядах. Эта версия также подтверждается в частных беседах с некоторыми кардиналами, имена которых я не буду раскрывать».
      Судя потому, что сегодняшний папа римский Франциск совсем недавно неожиданно отказался от услуг Георга Гейнсвайна - личного секретаря Бенедикта XVI, эта версия вполне правдоподобна.
      Татьяна, вы видели спектакль или не смогли попасть на него?
  2. Марина Филимонова 21.02.2020 в 00:09
    • 2
    Хорошая идея - вот такие рецензии. Мир расширился - театралам можно ездить по всему миру, чтобы увидеть спектакль любимого режиссёра. Так что - ждём продолжения.
    1. Марк Яковлев 21.02.2020 в 00:21
      • 0
      Да, хорошая рецензия о сложном спектакле, даже для тех, кто его видел, очень важна: она часто ставит "мозги на место". Развёрнутая и подробная рецензия о большом спектакле будет в книге Марка Яковлева "Херманис/Барышников - два спектакля".
      Продолжением может быть новый спектакль Алвиса Херманиса "Горбачёв" с Евгением Мироновым в роли Михаила Горбачёва и Чулпан Хаматовой в роли Раисы Горбачёвой. Премьеры намечены в Риге в НРТ в конце мая 2020 и затем мировая премьера "Горбачёва" в Москве в Театре наций. Ловите билеты заранее! :)
  3. Ольга Розин 22.02.2020 в 06:58
    • 2
    С большим интересом прочитала рецензию. Написано очень образно,
    чувствуется настроение происходящего на сцене.
    Как бы хотелось побывать на этом спектакле! Может быть увидим в Нью Йорке?
    Огромное спасибо автору Марку Яковлеву за талантливое эссе!
    1. Марк Яковлев 22.02.2020 в 11:44
      • 0
      Ольга, рад, что вы почувствовали настроение происходящего на сцене. Об этом спектакле можно писать только образно и метафорично - по другому не передашь атмосферу, царившую в зале и на сцене. Конечно, в короткой рецензии не передашь всех деталей большого спектакля, а развёрнутые размышления об этом необычном перформансе выйдут в моей книге "Херманис/Барышников - два спектакля".
      Думаю, что НРТ покажет спектакль в Нью-Йорке, это дело времени. Но в отличии от спектакля "Бродский/Барышников", где занят один актёр, в спектакле "Белый вертолёт" кроме Барышникова играют и другие актёры, а они заняты в других спектаклях. Будем надеяться, что и в Нью-Йорке когда-нибудь услышат древний христианский богослужебный гимн "Глория", заглушаемый мощным шумом винтов, улетающего из Ватикана белого вертолёта.
  4. Любовь 23.02.2020 в 10:24
    • 2
    Спектакль не видела. Но рецензию Марка Яковлева читала с интересом. Было такое чувство, что присутствуешь на спектакле. Перед глазами возникали сцены из спектакля, вернее сказать не сцены, а динамика жизни, веры или неверия,. Благодарю за Возможность погружения в мир искусства , в мир актерского мастерства .
    1. Марк Яковлев 23.02.2020 в 12:22
      • 0
      Если при чтении рецензии возникает чувство, что присутствуешь на спектакле, то это может происходить по трём причинам: 1) у вас очень сильно развито воображение, а рецензия не играет ни какой роли; 2) хорошая рецензия, которая может всколыхнуть любое воображение; 3) сильное воображение и хорошая рецензия. Дусаю, что у нас с вам третий случай! :)
  5. Михаил 23.02.2020 в 14:05
    • 2
    Удивительное дело: совершенно далеки от меня причины, по которым Папа Бенедикт XVI отказался от престола. Но если этим заинтересовались Барышников и Херманис, значит это сегодня важно. И нужно читать, что по этому поводу думает Марк Яковлев - он всегда внимателен. А если спектакль стал толчком, для написания очередной книги - значит это действительно явление. И не будем волноваться по поводу краткости рецензии - у нас с вами впереди книга, из неё мы узнаем о спектакле если не всё, то очень многое. Главное теперь - дождаться... Рецензии на хорошие спектакли писать очень трудно. Хорошим спектаклям предшествуют трудные репетиции, а репетиции в театре - это процесс познания пьесы и Мира. По крайней мере два человека, к мнению которых следует прислушиваться, в течении долгого времени искали ответы на важные вопросы. В результате возник уникальный спектакль. Об этом и рецензия. Она даёт нам возможность увидеть Событие. А дальше нужно обязательно дождаться книги - там ответы. Значит здоровья Вам, Марк. И новых творческих успехов.
    1. Марк Яковлев 23.02.2020 в 15:14
      • 0
      Причины, по которым Папа Бенедикт XVI отказался от престола, важны потому, что в карликовом государстве Ватикан, как в капле воды, отразились все проблемы и страхи глобализации нашего мира: коррупция, сексуальное насилие над детьми и женщинами, непрозрачность и бесконтрольность власти перед избравшим её народом, финансовые махинации сильных мира сего, несоблюдение законов, например, священниками обета безбрачия, недоверие к чиновникам администрации Ватикана, копирующим документы с папского стола, а затем передающим копии журналистам для публикации в прессе, и много, много других причин вплоть до 17-той версии Херманиса.

      А проблема уникальных спектаклей Херманиса с Барышниковым заключается в том, что увидеть их могут не очень многие зрители. Причины понятны: всемирно известные имена режиссёра и актёра, сумасшедший ажиотаж, небольшой зал, перекупщики и спекулянты билетами, которые были раскуплены на 10 спектаклей вперёд за 4 минуты. Вчера посмотрел в интернете цены на чёрном рынке: 330 евро за билет, с ума сойти!
      Поэтому даже короткая рецензия на спектакль для зрителей не только из Самары и Екатеринбурга, но и столичных городов Москвы и Питера, становится интересной.
      И не только в России, но и в Европе, и в Америке тоже.
      Тем более интересны развёрнутые размышления о больших, знаковых спектаклях режиссёра и актёра в будущей книге автора «Херманис/Барышников – два спектакля».
      В них автор предлагает как можно, хотя бы частично, решить проблему попадания наиболее заинтересованных и умных зрителей на топовые спектакли.
      Одно из таких развёрнутых размышлений содержится в дилогии автора о Бродском:
      https://ast.ru/authors/yakovlev-mark-1106721/
  6. Леонид 23.02.2020 в 14:56
    • 2
    Эссе написано замечательно!
    Очень подробно, красиво рассказано.
    Будто побывал сам на этом спектакле.
    Творческих успехов тебе, дорогой Яков!
    1. Яковлев 23.02.2020 в 16:10
      • 0
      Если прочитав рецензию, "будто побывал сам на этом спектакле", значит сэкономил много времени и денег, а главное, узнал новое и пережил доселе неведомые ощущения...
  7. Константин Консон 23.02.2020 в 20:19
    • 2
    Тема добровольного ухода Бенедикта XVI с папского престола непроста о открывает широкий простор для обсуждения. Видимо, не случайно в спектакле разрабатывались множественные интерпретации. Рецензия Марка Яковлева вводит читателя в мир этой вариативности, где изменяются и сами герои, и их поведение, и наше восприятие увиденного. Написано легко, интересно и ёмко. Возникло желание посмотреть спектакль.
  8. Марк Яковлев 23.02.2020 в 22:33
    • 0
    Размышляя о спектакле, о "величии замысла" режиссёра, о вере и неверии, о стилистике и пластике актёров, а также о "тайнах Ватиканского двора", автор глубоко погрузился в тему, прочитал несколько книг и просмотрел несколько фильмов об отречении Бенедикта XVI от папского престола и от власти. И если у читателей рецензии возникает желание посмотреть спектакль, т.е. вера, что надо смотреть, то автор может считать свою театральную мессу (от лат. missio — «миссия, послание») - выполненой: Mission is possible! :)
  9. Nadejda Jankovskaja 02.03.2020 в 13:33
    • 1
    Двоякое чувство от статьи.. но они хорошие.. во первых было очень интересно прочитать статью о спектакле.. и насладиться слогом мэтра.. и второе это послевкусие спектакля.. Уверена что люди выходили после просмотра одухотворённые.. Мне посчастливилось видеть Барышникова ещё в 60...70 годах.. и все его спектакли были как взрыв эмоций.. отдача у него была сто процентная.. а здесь судя по статье он ещё и хороший драматический актер.. Говорят если человек талантлив он талантлив во многом.. Кстати также можно сказать и о Якобе, авторе статьи.
    Немного жаль что счастливчиков кто увидел это действо было мало..
    Хочется сказать о замысле режесера.. очень необычная тема для спектакля.. редко увидишь хороший тандем режиссера и актеров.. здесь по моему мнению это удалось..
    1. Марк Яковлев 06.03.2020 в 19:03
      • 0
      Да, тема для спектакля необычная: о вере и неверии. В сущности, весь спектакль «Белый вертолёт» о том же - о Вере и неверии, и не столько в Бога, сколько в людей.
      Откроем «Библию Херманиса» - его книгу "Дневник" и на странице 29 прочитаем запись от 30.07.2015:
      «В Риге два дня назад началась продажа билетов на наши спектакли («Бродский/Барышников“, прим. М.Я.). Десять спектаклей проданы в интернете за 15 минут. Мне очень хотелось бы верить, что все эти люди и вправду читают стихи. Но я не верю».

      Мне тоже очень хотелось бы верить, что все люди, бывшие в Риге на премьере «Белого вертолёта» 21 ноября 2019 года, и вправду, вернувшись домой после спектакля, перед сном, как Дездемона, вспомнят и прочитают молитву «Отче наш». Или хотя бы одну строчку из неё: «и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого». Но я не верю.
Booking.com
помогиЭ Т А Ж А М в этом месяце собрано средств 700.00

Журнал «ЭТАЖИ»

лауреат в номинации

ИНТЕРНЕТ-СМИ

журнал Этажи лауреат в номинации интернет-СМИ
На развитие литературно-художественного журнала "ЭТАЖИ"
руб.

Перевод проекту "ЭТАЖИ"

Booking.com
Уже в продаже ЭТАЖИ №1 (17) март 2020




Сувенирная лавка футболки от Жозефины Тауровны
Сувенирная лавка Календари от Жозефины Тауровны
Наверх

Ваше сообщение успешно отправлено, мы ответим Вам в ближайшее время. Спасибо!

Обратная связь

Файл не выбран
Отправить

Регистрация прошла успешно, теперь Вы можете авторизоваться на сайте, используя свой Логин и Пароль.

Регистрация на сайте

Зарегистрироваться

Авторизация

Неверный e-mail или пароль

Авторизоваться