литературно-художественный журнал «ЭТАЖИ»

[email protected]

Сергей Беляков

Парижские мальчики

11.11.2023
Вход через соц сети:
21.10.20202 749
Автор: Нина Дунаева Категория: Бельэтаж

Личная трагедия Турбиных

Ибрагим Гагиев (Мышлаевский) и Алексей Лапшин (Тальберг) на переднем плане

 

О премьере спектакля «Дни Турбиных» в театре под руководством Армена Джигарханяна

 

Несмотря на то что эпидемиологическая ситуация не дает театрам заработать на полную мощность, многие из них открыли новый сезон премьерами. В Московском драматическом театре под руководством Армена Джигарханяна режиссер Дмитрий Ефремов поставил «Дни Турбиных» по пьесе Михаила Афанасьевича Булгакова. Спектакль показывают на малой сцене. На небольшом сценическом пространстве было бы нелегко разместить чуть меньше тридцати человек действующих лиц, и режиссер решился на смелое вмешательство в авторский текст. Он сократил его. Насколько я поняла, сделал Дмитрий это самостоятельно, и с моей точки зрения, очень удачно. Он убрал всех персонажей кроме непосредственно находящихся в доме Турбиных. Осталось восемь человек: Алексей, Николка, Елена, Тальберг, Мышлаевский, Шервинский, Студзинский и Лариосик. История стала более камерной и личной. Политическая подоплека происходящего в то время в стране отодвинулась на второй план. Вращение сюжета происходит вокруг Елены Тальберг. В первом действии она одета в яркое бирюзовое шелковое платье, выделяющееся на фоне военной формы мужчин, что еще более подчеркивает центральную роль героини. Дмитрию Ефремову удалось главное —сохранить флер текста Булгакова и не нарушить его каркас.

Сценическое решение спектакля минималистичное — сварной металлический постамент условно разделяет пространство на внутренний и внешний мир (художник Виктория Беспалова). Атрибутика времени не присутствует. Даже военная форма на героях условная, не белогвардейская. Режиссер подчеркивает вневременной контекст действия спектакля, подталкивает зрителя увидеть аналогии с современностью, примерить события на себя. Главное для режиссера то, что происходит разрушение устоев дома и мира этой семьи. Он фокусирует наше внимание на том, как герои переживают трудные времена. Не зря в афише жанр спектакля обозначен как «личная трагедия».

Кирилл Анисимов, Дмитрий Володин, Лана Крымова — Шервинский и Елена перевязывают раненого Николку

К сожалению, не совсем гладко получилось с кастингом актеров. На мой взгляд, Ивану Алексееву (Алексей Турбин) категорически не хватает какой-то внутренней силы (не хочется употреблять слово «харизмы», потому что актер он прекрасный и харизматичный, но не для данной роли!). Полковник Алексей Турбин — авторитет, беспрекословно уважаемый всеми действующими лицами пьесы вплоть до Тальберга, хоть Тальберг и  находится с Турбиным в постоянном скрытом противостоянии и соперничестве. И если на взаимодействие с Николкой (актер Дмитрий Володин) или Студзинским (актер Станислав Буров) авторитета Турбина в исполнении Ивана Алекссева хватает, то Турбин, как будто вынужден подпрыгивать, чтобы убедить в чем-нибудь Мышлаевского (Ибрагим Гагиев) или Шервинского (Кирилл Анисимов). К слову сказать, Ибрагим Гагиев и Кирилл Анисимов настолько хороши в своих ролях, что соответствовать им — уже задача не из простых. Кстати, у меня почему-то возникла мысль, что на месте режиссера я бы смело поменяла местами Ивана Алексеева с Алексеем Лапшиным, исполняющим роль Владимира Тальберга. Лапшин отлично справляется с ролью отрицательного героя, но кажется, справился бы не хуже и с ролью положительного. Что касается исполнения роли Елены Тальберг Ланой Крымовой, то здесь я бы обратила внимание на следующий момент при разборе роли: или Елена роковая женщина, или феюшка-хозяюшка, созидающая домашний очаг. Одновременно совместить оба образа невозможно. Вот она феюшка — летает, обо всех заботится, но вдруг в сцене с Шервинским возникает почти женщина-вамп. Выглядит это неуместно и натужно. У Булгакова ироничные перепалки Елены с Леонидом — лишь ширма растерянности Елены и ее внутренних метаний. Не стоит перегибать.

Иван Алексеев (Алексей Турбин) и Лана Крымова (Елена). Дмитрий Володин (Николка) справа

Но не хочу быть чрезмерно строгой к артистам, ведь я посетила практически самый первый показ спектакля. И многое  в нем с течением времени наработается. К тому же у артистов театра Джигарханяна есть обыкновение на сцене играть, а не прохлаждаться, и это несомненное достоинство театра в целом. Я сейчас не пошутила. Слишком часто вижу в театрах ситуацию, когда половина состава тянет спектакль, а половина странным образом отбывает на сцене повинность с неясной целью. В этом театре вы такого не встретите. Потому и люблю в нем бывать, стараюсь не упускать возможности. В целом состав «Дней Турбиных» выглядит сильным. Плюс очень красивым. И это немаловажно для восприятия пьесы. Зритель должен быть влюблен в ее героев, чтобы испытывать большую эмпатию.

Тимур Тихомиров в роли Лариосика и Лана Крымова в роли Елены

Открытием же для меня стал молодой артист Тимур Тихомиров, исполняющий роль Лариосика. (Признаться, видела артиста ранее в спектакле «На всякого мудреца довольно простоты», но для себя не отметила.) Тимур Тихомиров в роли Лариосика прекрасен. Его Лариосик добр и простодушен. Он романтичен и неопытен, но никак не глуп. Лариосик разряжает атмосферу и вносит теплоту в любую сцену с его участием. Браво, Тимур!

На фото хорошо видна сценография художника Виктории Беспаловой

Не могу сказать, что поняла, зачем режиссеру понадобилась первая сцена спектакля, в которой Елена читает по книге начало романа «Белая гвардия». Выглядело это непонятной пристройкой к действию. При всей моей любви к роману, пьеса вполне самодостаточна. Как и не уверена, что корректно в финале действия ставить в один ряд живых героев и погибшего Алексея. Но в целом полагаю, «Дни Турбиных» в Театре под руководством Армена Джигарханяна порадуют поклонников Булгакова. Главное, на этот спектакль смело можно вести учащихся старших классов, изучающих творчество писателя. У спектакля есть все шансы задеть молодежь за живое, а значит, и привлечь их внимание ко всему творчеству Михаила Афанасьевича.

 

Фотографии предоставлены пресс-службой театра

 

Нина Дунаева, родилась в Москве. С 2012 года занимается реализацией литературных проектов. Соучредитель Фонда "Волошинский сентябрь" и член оргкомитета Волошинского литературного фестиваля. Куратор драматургической программы Волошинского литературного конкурса, эксперт конкурса "Кульминация". Театральный критик. 

21.10.20202 749
  • 6
Комментарии

Ольга Смагаринская

Соломон Волков: «Пушкин — наше всё, но я бы не хотел быть его соседом»

Павел Матвеев

Смерть Блока

Ольга Смагаринская

Роман Каплан — душа «Русского Самовара»

Ирина Терра

Александр Кушнер: «Я всю жизнь хотел быть как все»

Ирина Терра

Наум Коржавин: «Настоящая жизнь моя была в Москве»

Елена Кушнерова

Этери Анджапаридзе: «Я ещё не могла выговорить фамилию Нейгауз, но уже

Эмиль Сокольский

Поющий свет. Памяти Зинаиды Миркиной и Григория Померанца

Михаил Вирозуб

Покаяние Пастернака. Черновик

Игорь Джерри Курас

Камертон

Елена Кушнерова

Борис Блох: «Я думал, что главное — хорошо играть»

Людмила Безрукова

Возвращение невозвращенца

Дмитрий Петров

Смена столиц

Елизавета Евстигнеева

Земное и небесное

Наталья Рапопорт

Катапульта

Анна Лужбина

Стыд

Борис Фабрикант

Ефим Гофман: «Синявский был похож на инопланетянина»

Галина Лившиц

Первое немецкое слово, которое я запомнила, было Kinder

Марианна Тайманова

Встреча с Кундерой

Сергей Беляков

Парижские мальчики

Наталья Рапопорт

Мария Васильевна Розанова-Синявская, короткие встречи

Уже в продаже ЭТАЖИ 1 (33) март 2024




Наверх

Ваше сообщение успешно отправлено, мы ответим Вам в ближайшее время. Спасибо!

Обратная связь

Файл не выбран
Отправить

Регистрация прошла успешно, теперь Вы можете авторизоваться на сайте, используя свой Логин и Пароль.

Регистрация на сайте

Зарегистрироваться

Авторизация

Неверный e-mail или пароль

Авторизоваться