литературно-художественный журнал «ЭТАЖИ»

etazhi.red@yandex.ru

28.04.2021454
Автор: Нина Дунаева Категория: Бельэтаж

Постоять и вернуться

спектакль #Хочунемогу в театре Модерн 

О премьере спектакля «#Хочунемогу» в театре «Модерн»

(Постановка С. Аронина по пьесе Е. Исаевой)

В чем секрет извечной радости просмотра старых советских комедий?.. Этого нестареющего наива от Л. Гайдая, Г. Данелии, Э. Рязанова и др.? Отчего в канун нового года рука так и тянется включить какой-нибудь дурацкий телевизионный канал, чтобы на экране замелькала рыжая лисья шапка Нади, а знакомый голос возвестил, «какая гадость эта ваша заливная рыба»? Вроде, в этом уже и признаться кому-нибудь стыдно, однако так ведь и происходит. Не в одной же ностальгии или привычке дело!

Полагаю, дело в том посыле доброты, который заложили в каждый кадр своих кинолент создатели старых комедий. Буквально сегодня прочитала в финале новой книги Ксении Драгунской, что «люди нуждаются в сказках и чудесных избавлениях, долгожданных встречах и торжестве справедливости, в счастливых концах старых и новых книжек, в словах одобрения…». Подумала о том, насколько это верно.

В холле театра «Модерн» стоит стеллаж с рекламными открытками. Выхожу из зала с предпремьерного показа спектакля «#Хочунемогу», мой взгляд утыкается в одну из открыток. На ней фото полупрофиля худрука театра Юрия Грымова и слоган «Театр – это высказывание». Не знаю, думал ли режиссер и одновременно исполнитель нескольких ролей в спектакле «#Хочунемогу» Сергей Аронин про высказывание, пытался ли его для себя сформулировать в постановке, но я его «расслышала» именно, как импульс доброты. Доброты, которая так нужна сейчас в окружающем нас мире. И хотя я полагаю, что вряд ли «#Хочунемогу» станет претендовать на премию «Золотая маска», зато спектакль имеет все шансы обрести своего зрителя, коего, надеюсь, будет не мало. Предпосылок к этому достаточно.

Начнем с интригующего названия «#Хочунемогу». Очень удачное переименование, на мой взгляд. Пьеса Елены Исаевой, по которой поставлен спектакль, называется «Я боюсь любви». И именно с таким неймингом она ставилась на разных сценах ранее. Авторское название, может, и точнее раскрывает суть содержания пьесы, но привносит в восприятие действия горьковатый привкус, а Сергей Аронин ставил трагикомедию, и никак иначе. Посредством музыки, юмора, прямой аллюзии на старые музыкальные фильмы (я не зря поминаю комедии Рязанова, в первую очередь) он пытается говорить о серьезной проблеме героев нынешнего дня, героев среднего возраста, коим слегка за сорок. Если Надя и Женя из «Иронии судьбы» бросались в омут любви с головой, не считаясь с судьбами тех, чьи надежды разрушали своими поступками, то герои «#Хочунемогу» Аня (актриса Мария Орлова) и Сергей (Алексей Баранов) испытывать чувства боятся. «Кофе утром – это уже отношения!», а потому лучше и безопаснее уйти ночью. Не только главные действующие лица, но почти каждый герой постановки фатально одинок, каждый жаждет любви, однако настолько боится боли, настолько оглядывается на свой прошлый травматичный опыт, что избегает глубоких эмоций и чувств. Зачастую, не признается в них даже самому себе.

Актрисы Маргарита Шилова и Марина Дианова 

Понимаю, что звучит совсем не весело. Однако, если плеснуть на сцену ярких красок, добавить во все образы (кроме двух главных героев) карикатурности, эдакой гипертрофированности, чтобы казалось, будто Аня и Сергей плывут не по реальной жизни, а по страницам комикса, а еще залить все это действо до краев музыкой, то получится… Получится то, что режиссер называет «домашним мюзиклом». До американского кабаре, прямо скажем, далековато, но «я спросил у тополя» уже переросли, и то слава богу. По факту, я опасаюсь как-то трактовать сие действие, оно явно балансирует на опасной грани с пошлостью, но равновесие удерживает. Скорее всего, дело в очень удачном кастинге и хороших актерских работах. Хочется отметить, что женские образы показались мне ярче, и более запоминающимися, чем мужские. Бесподобная актриса Зелинская в исполнении Марины Диановой. Зал буквально падал под кресла от смеха. Мама Ани в исполнении Маргариты Шиловой, как и художница Марина в исполнении Анастасии Светловой, на мой взгляд, особенно удались.

Здесь важно отметить, что в пьесе порядка 50 персонажей, а играют спектакль всего 12 человек, так что каждому артисту достается несколько ролей. И чем контрастнее выходит перевоплощение каждого, тем интереснее смотреть зрителю. К тому же артисты не только создают по несколько образов, они сами играют на музыкальных инструментах и поют. За время создания спектакля в труппе театра сложился полноценный ВИА. Живое исполнение песен, а их, наверно, с десяток на спектакль, опять же подкупает, хотя было бы неправдой сказать, что звучание выходит безупречным. Но и театр «Модерн» — все-таки драматический, а не музыкальный, не стоит завышать планку требований.

Александра Богданова и Алексей Баранов 

Лучше сказать о том, что композиционно спектакль выглядит целостным. Что хорошая драматургия Елены Исаевой делает свое дело, и всякая женщина в зале непременно узнает в чертах одной из героинь себя. Одна – усмехнется, другая – смахнет слезу. А всякому мужчине наверняка понравится, что об отношениях полов говорится без пафоса и надрыва. Под коньячок и гитару. И хотя финал спектакля трудно назвать счастливым, ведь при том, что главные герои остаются вместе, совсем рядом с ними у близкого обоим друга Нади (актриса Надежда Меньшова) рушатся личные отношения, зал покидаешь полный именно тем чувством доброты и даже света, с которого я начала этот разговор.

Во время спектакля со сцены звучат стихи не только драматурга, но и поэта Елены Исаевой: «Как оставить без ответа/ Фразу, брошенную залпом:/ "Ты пошла бы на край света,/ Если б я тебя позвал бы?!"/ Как же объяснить, мой милый,/ Чтобы не смотрел нахмурясь?/ Я туда уже ходила –/ Постояла и вернулась.»

Доброта, внимание, участие, встречная улыбка или самоирония – это то, чего не хватает многим, чтобы в повседневной жизни достало сил «постоять и вернуться» с края света, с края пропасти, с обрыва человеческих отношений. И если вы чувствуете, что вам нужно сейчас что-то из этого списка, смело идите смотреть «#Хочунемогу», там все это есть.

Фото предоставлены пресс-службой театра

Нина Дунаева родилась в Москве. С 2012 года занимается реализацией литературных проектов. Соучредитель Фонда "Волошинский сентябрь" и член оргкомитета Волошинского литературного фестиваля. Куратор драматургической программы Волошинского литературного конкурса, эксперт конкурса "Кульминация". Театральный критик. 

28.04.2021454
  • 5
Комментарии
  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent
Booking.com

Ольга Смагаринская

Соломон Волков: «Пушкин — наше всё, но я бы не хотел быть его соседом»

Таня Лоскутова

Лублу

Ирина Терра

Александр Кушнер: «Я всю жизнь хотел быть как все»

Ирина Терра

Наум Коржавин: «Настоящая жизнь моя была в Москве»

Ольга Смагаринская

Михаил Богин: «Я попал под горячую руку холодной войны»

Виктор Есипов

Майя

Борис Фабрикант

Валентина Полухина: «Я, конечно, была влюблена в Бродского»

Наталия Гулейкова-Сильвестри

Мир Тонино Гуэрры — это любовь

Наталия Ковалёва

Человек-праздник, человек-миф, мальчик с дудочкой...

Ирэна Орлова

"В квартиру пробрался вор и украл большой желтый чемодан с рукописями".

Павел Матвеев

Анатолий Кузнецов: судьба перебежчика

Екатерина Барбаняга

Павел Басинский: «Я ездил на место гибели Лизы Дьяконовой и знаю, что там

Павел Матвеев

Хроника агонии

Елена Кушнерова

Этери Анджапаридзе: «Я ещё не могла выговорить фамилию Нейгауз, но уже

Игорь Джерри Курас

Поступь

Светлана Волкова

Савушка и Валентина

Павел Матвеев

Поручик, газетчик, публицист

Марина Владимова

Я помню своего отца Георгия Владимова

Алёна Жукова

Страшная Маша

Ольга Смагаринская

Роман Каплан — душа «Русского Самовара»

помогиЭ Т А Ж А М в этом месяце собрано средств 700.00

Журнал «ЭТАЖИ»

лауреат в номинации

ИНТЕРНЕТ-СМИ

журнал Этажи лауреат в номинации интернет-СМИ
Booking.com
Уже в продаже ЭТАЖИ №1 (21) март 2021




Нина Дунаева В чем цимес, Господи?..
Дарья Бобылёва Лишай
Ирина Терра Таня Лоскутова: «Я вышла в тамбур, чтобы выйти замуж»
Евгения Комарова Мы говорим на птичьем языке
Павел Матвеев Сквозь ледяную мглу
Нина Дунаева Постоять и вернуться
Наталья Рапопорт Это только чума
Владимир Резник Бессмысленный и беспощадный
Этажи Ждем ваши рассказы на Волошинском конкурсе
Гари Лайт Кроме кошек, глинтвейна, камина
Мария Малиновская Время собственное
Елена Фомина Николай Луганский: «Ощущение родины у каждого свое»
Ирина Терра От главного редактора. К выпуску журнала "Этажи" №1 (21) март 2021
Вероника Долина, Алексей Слаповский и др. Коллектив Роман Арбитман — создатель справедливого мира
Александр Кушнер Вспоминая Италию
Константин Зарубин День рожденья муми-мамы
Марина Владимова Я помню своего отца Георгия Владимова
Павел Матвеев Против течения
Георгий Владимов (1931-2003) Все мы достойны большего
Сергей Штильман Нас разберут на анекдоты
Наверх

Ваше сообщение успешно отправлено, мы ответим Вам в ближайшее время. Спасибо!

Обратная связь

Файл не выбран
Отправить

Регистрация прошла успешно, теперь Вы можете авторизоваться на сайте, используя свой Логин и Пароль.

Регистрация на сайте

Зарегистрироваться

Авторизация

Неверный e-mail или пароль

Авторизоваться