Добрый день, дорогие читатели!
В марте мы успели выпустить очередной номер и даже развезти журналы по магазинам, и тут же начался карантин — все ушли на самоизоляцию, удаленную работу, презентации и чтения онлайн. Были отменены все фестивали, которые с таким нетерпением ожидаешь весь год: фестиваль им. Горького в Нижнем Новгороде, «Петербургские мосты», новый фестиваль «Стихийные дни» в Электростали — всё перенесли на осень. Очень надеюсь, что вторая волна эпидемии, которой нас пугают, все же не состоится, и во второй половине года начнется активная литературная офлайн-жизнь.
Карантин никак не повлиял на нашу работу, все это время мы публиковали произведения на сайте журнала, а когда подошло время для выпуска очередного печатного номера, то уже и карантин сняли — мы удачно проскочили непростое время. А еще я понимаю, насколько изначально правильно мы организовали нашу работу в журнале — публиковать тексты сначала на сайте, а потом избранное брать в печать. Именно такой подход к публикациям дает моментальный и своевременный выход материала к читателю и не зависит от внешних форс-мажорных ситуаций, ну кроме, наверно, одного условия — наличия интернета.
Обложку этого выпуска как всегда украшает иллюстрация Тани Кноссен-Полищук, в этот раз «наша девочка» выполняет все предписания карантина — поэтому она в маске и сидит на самоизоляции дома, а если и летает, то вместе с домиком.
Июньский номер посвящен памяти поэта Валерия Прокошина. Признаюсь, я не знала этого имени, пока не побывала на литературном вечере, организованном Андреем Коровиным и Ниной Дунаевой, где читали стихи Валерия, пели романсы, делились воспоминаниями его друзья. Стихи В. Прокошина поразили меня своей искренностью, лиризмом и какой-то незащищенностью, которая часто бывает у мыслящих и страдающих людей. В этом номере очень теплыми и бережными воспоминаниями о поэте поделились его близкие друзья — Вячеслав Черников и Эльвира Частикова. Андрей Коровин, также общавшийся с Валерием, составил и выпустил в прошлом году книгу его избранных стихотворений («Тяжелей чернозема», Москва, ArsisBooks, 2019), предисловие к которой можно прочитать в нашем журнале.
Вячеслав Черников — художник-график, иллюстратор и дизайнер — оформил более двухсот литературно-художественных изданий, в том числе все прижизненные книги Валерия Прокошина. Именно поэтому я попросила Вячеслава сделать иллюстрации к рассказам июньского выпуска журнала «Этажи».
К 50-летию написания повести Николая Бокова и Бориса Петрова «Смута Новейшего времени, или Удивительные похождения Вани Чмотанова» в этом номере вышло эссе Павла Матвеева «Голова Ленина». Речь идет о задумке и выполнении дерзкой мистификации — в подцензурном СССР написать книгу о краже из мавзолея головы Ленина и, по понятным причинам, не указать авторство, а даже более того — пустить ищеек по ложному следу и приписать авторство знаменитому романисту ЦК КПСС Всеволоду Кочетову, автору романа «Секретарь обкома». Чем эта провокация закончилась для Кочетова и как искали настоящих авторов повести — читайте в рубрике «Литературная кухня».
В рубрике «Музыкальная гостиная» Елена Кушнерова беседует с известной пианисткой и преподавателем фортепиано Этери Анджапаридзе о ее детстве и семье выдающихся музыкантов, об учителях, концертах, гастролях и незапланированной эмиграции.
30 лет назад, 20 июля 1990 года, умер выдающийся кинорежиссер, сценарист и художник Сергей Параджанов, автор культовых фильмов «Тени забытых предков» и «Цвет граната». О двух великих мастерах, их дружбе и взаимопомощи читайте в эссе Николая Блохина «Золотой век» кино. Сергей Параджанов и Андрей Тарковский».
С удовольствием представляю наших авторов прозы — Александра Дергунова, Веру Зубареву и Владимира Резника, и поэтов — Феликса Чечика, Валерия Черешню, Всеволода Константинова, Игоря Джерри Кураса.
Приятного чтения и до встречи в сентябре!
Ваша И. Т.
Соломон Волков: «Пушкин — наше всё, но я бы не хотел быть его соседом»
Смерть Блока
Роман Каплан — душа «Русского Самовара»
Александр Кушнер: «Я всю жизнь хотел быть как все»
Наум Коржавин: «Настоящая жизнь моя была в Москве»
Этери Анджапаридзе: «Я ещё не могла выговорить фамилию Нейгауз, но уже
Поющий свет. Памяти Зинаиды Миркиной и Григория Померанца
Покаяние Пастернака. Черновик
Камертон
Борис Блох: «Я думал, что главное — хорошо играть»
Возвращение невозвращенца
Смена столиц
Земное и небесное
Катапульта
Стыд
Ефим Гофман: «Синявский был похож на инопланетянина»
Первое немецкое слово, которое я запомнила, было Kinder
Встреча с Кундерой
Парижские мальчики
Мария Васильевна Розанова-Синявская, короткие встречи