литературно-художественный журнал «ЭТАЖИ»

etazhi.red@yandex.ru

25.12.2021865
Автор: Татьяна Щербина Категория: Литературная кухня

«Юноша бледный со взором горящим»

Руслан Элинин 

От редакции:

Двадцать лет назад — 25 декабря 2001 года — не стало Руслана Элинина. Но сам уход случился раньше, в 1996 году, когда тяжелейшая болезнь прекратила его литературную деятельность.

Рожденный в городе Гвардейске в 1963 году, Руслан Нурудинов (это его настоящая фамилия) сменил несколько военно-технических институтов, пока в начале 1980-х не оказался в Москве. Ему было чуть больше двадцати, когда он начал посещать студию «Сретенский бульвар», а затем поступил в Литературный институт. В эти же годы у него появился сначала литературный, а затем издательский псевдоним, с отчетливой аллитерацией звучания — Руслан Элинин.

К началу 1990-х годов он основал Библиотеку неизданных рукописей, стал одним из учредителей Всесоюзного Гуманитарного фонда имени Пушкина, создал Литературно-издательское агентство и салон «Классики XXI века». Одновременно он продолжал писать стихи, пропуская через себя все новейшие поэтические течения. 

«Люди, подобные Руслану Элинину, приходят на сломе эпох. В начале 90-х, когда Союз советских писателей благополучно агонизировал, сами советские писатели выли в голос об утраченных льготах, а бойкие функционеры разворовывали имущество, подаренное советской властью верным и преданным инженерам человеческих душонок — некоторые безумцы начали выстраивать новое литературное пространство, независимое от толстых журналов, Дома Ростовых и буфета ЦДЛ. Они действовали на свой страх и риск, ошибались, прогорали, но действовали. Руслан был одним из них. Он стоял у истоков сегодняшнего некоммерческого книгоиздания, у истоков сегодняшнего „клубного“ движения (имею в виду, конечно, литературные клубы). Он начинал. Наверное, это и было его предназначением — начинать», — пишет литературный критик Андрей Урицкий.

Элинин знакомится практически со всеми «андеграундными» литераторами двух столиц. Именно он впервые издает сборник со стихами Пригова, Рубинштейна, Кибирова «Понедельник. Семь поэтов самиздата», знаменитые — «Тридцатую любовь Марины» Владимира Сорокина, «00» Татьяны Щербины, альманах «Личное дело», «Язык и действие» с пьесами Дарка, Левшина и Бартова. Он публикует лианозовцев, концептуалистов, трансфуристов, хеленуктов и многих других.

А поэт Элинин, по замечанию того же Андрея Урицкого, — «всё чаще отказывается от регулярного стиха в пользу верлибра, начинает в текстах сплавлять природный лиризм с поэтикой минимализма, концептуалистские приемы с мягкой иронией; он обращается к несколько облегченным абсурдистским мотивам и даже пробует свои силы в визуальной поэзии… К нему тянуло, он излучал энергию, он взвихривал пространство вокруг себя. Оживляясь, становился невероятно притягательным, захватывал человека, увлекал; влюбчивый сам, он умел влюблять в себя, в свои идеи, свои многочисленные, зачастую утопические, проекты».

За десять лет своей литературной деятельности Элинин успевает невероятно много сделать, но главное — вывести неофициальную литературу в официальное публичное пространство и утвердить ее в нем.

 

Сегодня о поэте вспоминает Татьяна Щербина:

Однажды ко мне домой пришел в буквальном смысле «юноша бледный со взором горящим», Руслан Элинин, и стал мне рассказывать, что хочет собрать и издать книжками весь самиздат, что придумал, как это сделать, минуя цензуру (все напечатанные и произносимые на официальных площадках тексты должны были ее пройти, это называлось «залитовать»), что он зарегистрирует агентство, а не издательство, а это совсем другое, и будет библиотека неизданных рукописей — в общем очень бледный и очень молодой, на десять лет меня моложе, что было тогда большой разницей, Руслан с жаром убеждал меня давать ему все стихи, которые я пишу и писала когда-либо, а он будет их собирать, хранить и издавать, минуя типографии, доступ к которым тогда был тоже только у «лицензированных» издателей по предъявлении цензорских подписей на тексты. Поэзия была, как и всё остальное, делом «государственным».

И так Руслан регулярно ко мне захаживал, досадовал, если не было новых стихов — как же так, мол, две недели же прошло, и мне становилось стыдно, я оправдывалась, что ничего — это ничего хорошего, на что Руслан твердо говорил, что плохое тоже нужно ему отдавать, его задача — собирать всё. Пусть будут почеркушки на салфетках, скомканных бумажках, отвергнутые — «всё мне», так он ставил вопрос. Как-то я выдвинула ящик стола, а там лежали листочки с лимериками о поэтах, написанными от руки, я их не перепечатывала на пишмашинке, поскольку это же просто шутки, но Руслан и эти листочки взял. И вот однажды, когда я жила не в России, в конце 1991 года, вышла моя книга «Ноль Ноль», изданная ЛИА (Литературно-издательским агентством) Руслана Элинина тиражом 3000 экземпляров, с предисловием Ольги Хрусталевой, раскупленная почти моментально. Руслан сам ее составил («всё включено», включая и те самые лимерики, которые всем так нравятся, а так бы они просто пропали при всех переездах), а о ее появлении я узнала с удивлением, поскольку не принимала участия в ее подготовке. Она была издана на «газетной» бумаге (другой тогда и не было), ротапринтным, как я понимаю, способом, это была большая книжка, которая теперь доступна в том же виде в сети, в библиотеке «Im Werden» — дело Руслана живет и поныне, передается как олимпийский факел.

Руслан много чего издал, как и обещал — весь московский самиздат, кроме того, создал литературный салон «Классики 21 века» в Чеховской библиотеке — и салон, и одноименное издательство по-прежнему функционируют, начинания Руслана продолжает Елена Пахомова, но теперь «Классики 21 века» — это одна из многих литературных институций, а тогда Руслан стал первым или одним из первых частных издателей и поэтических культуртрегеров в России. Может, он пошел бы и дальше, но в 1996 году (а было ему 33 года) Руслан впал в кому, и последние несколько лет до своей физической смерти не приходил в сознание. Перенапряжение — вот что с ним произошло, надорвался. Пробивал головой государственную монополию на слово, и пробил.

 

Татьяна Щербина — поэт, эссеист, писатель. Закончила филологический факультет МГУ. Основные книги: «Ноль Ноль» (1991), «Жизнь без» (1997), «Диалоги с ангелом» (1999), «Книга о плюсе и минусе…» (2001), «Лазурная скрижаль» (2003), «Запас прочности» (2006), «Исповедь шпиона» (2007), «Франция, магический шестиугольник» (2007), «Побег смысла» (2008), «Они утонули» (2009), «Размножение личности» (2010), «Крокозябры» (2011). В 2012 г. репринтно изданы три самиздатские рукописные книжки 1982-83 гг.: «Новый Пантеон», «Рассказ (Вампир)» и «Пространство». Книги стихов переведены и изданы во Франции, Канаде, Великобритании, США, Новой Зеландии. В 80-е годы принадлежала к неофициальной культуре, в 90-е жила и работала в Германии и во Франции, живет в Москве. 

Людмила Вязмитинова и Руслан Элинин, 90-е


Руслан Элинин, Виктор Кривулин, Сергей Сальников, Елена Пахомова, 90-е

Алексей Парщиков и Руслан Элинин   

25.12.2021865
  • 1
Комментарии
  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent
Booking.com

Ольга Смагаринская

Соломон Волков: «Пушкин — наше всё, но я бы не хотел быть его соседом»

Ольга Смагаринская

Михаил Богин: «Я попал под горячую руку холодной войны»

Виктор Есипов

Майя

Борис Фабрикант

Валентина Полухина: «Я, конечно, была влюблена в Бродского»

Павел Матвеев

Анатолий Кузнецов: судьба перебежчика

Ирэна Орлова

Полина Осетинская: «Я долго воспитывала свою аудиторию»

Наталья Рапопорт

Это только чума

Павел Матвеев

Хроника агонии

Павел Матвеев

Смерть Блока

Ирэна Орлова

Сегодня мы должны играть, как кошка мяукает — мяу, мяу...

Ирина Терра

«Делай так, чтобы было красиво». Интервью с Татьяной Вольтской

Владимир Эфроимсон

Из воспоминаний об Арсении Тарковском

Марина Владимова

Я помню своего отца Георгия Владимова

Павел Матвеев

Приближаясь к «Ардису»

Александра Николаенко

Исчезновения

Владимир Захаров

В тишине

Владимир Гуга

«Скоропостижка». Интервью с писателем и судмедэкспертом

Владимир Резник

Ракетчик Пешкин

Наталья Рапопорт

Юлий Даниэль: «Вспоминайте меня…»

Людмила Безрукова

Шпионские игры с Исааком Шварцем

помогиЭ Т А Ж А М в этом месяце собрано средств 700.00

Журнал «ЭТАЖИ»

лауреат в номинации

ИНТЕРНЕТ-СМИ

журнал Этажи лауреат в номинации интернет-СМИ
Booking.com
Уже в продаже ЭТАЖИ №4 (24) декабрь 2021




Мария Батрдок Знаки
Татьяна Разумовская Маленькая хозяйка большого дома
Владимир Резник Выстрел
Этажи Лауреаты премии журнала «Этажи» за 2021 год
Александр Фролов Картонное небо
Ульяна Колесова Стрела с синим опереньем
Денис Бычихин Мы говорили на чужом наречьи
Татьяна Щербина «Юноша бледный со взором горящим»
Екатерина Петровская Под Новый год
Елена Пастернак Тайна взрослых
Елена Безрукова Доходя до прозрачности
Ирина Терра От главного редактора к выпуску журнала «Этажи» №4 (24) декабрь 2021
Тино Вильянуэва Между памятью и словами
Этажи Вручение премий журнала за 2020 год
Лена Берсон Не представляю, как там она живет
Людмила Безрукова Возвращение невозвращенца
Николай Рощин (1896-1956) Китайская любовь
Николай Рощин (1896-1956) Интеллигент
Алексей Поселенов Портрет
Наталья Рапопорт Юлий Даниэль: «Вспоминайте меня…»
Наверх

Ваше сообщение успешно отправлено, мы ответим Вам в ближайшее время. Спасибо!

Обратная связь

Файл не выбран
Отправить

Регистрация прошла успешно, теперь Вы можете авторизоваться на сайте, используя свой Логин и Пароль.

Регистрация на сайте

Зарегистрироваться

Авторизация

Неверный e-mail или пароль

Авторизоваться