литературно-художественный журнал «ЭТАЖИ»

etazhi.red@yandex.ru

13.07.20184 320
Автор: Аурен Хабичев Категория: Литературная кухня

Библиотеки «раскрутят» молодых писателей

Помню, в нашей детской городской библиотеке стоял дивный запах. От старых книг исходил приятный, терпкий аромат; от новых пахло свежестью типографской краски и еще не потускневшей бумаги. Там работали строгие женщины. Иногда даже очень строгие, а порой — недобрые вовсе. Наверное, не только я сохранил в своей памяти такие впечатления о наших старых и «добрых» советских библиотеках. Казалось, с цифровизацией литературы, эти учреждения вообще перестанут существовать, станут архаикой, прошлым. Как-то я зашел в Библиотеку деловой литературы, что на улице Бориса Галушкина в Москве. А там — самые настоящие роботы занимаются сбором и архивизацией литературы. У посетителей библиотеки электронные карточки, а почти вся литература есть в цифровом формате. Как оказалось, не только эта библиотека шагает в ногу со временем. По заданию редакции «Этажей» я решил провести краткий экскурс по нескольким библиотекам Москвы, познакомиться с их работниками и посетителями, посмотреть, чем живут наши столичные библиотеки или, точнее, как выживают в конкурентном мире, где вся информация уже есть в интернете.

Директор библиотеки А.П.Боголюбова Владимир Семёнов

Например, Библиотека искусств имени А.П.Боголюбова — это целый культурно-досуговый центр, где любой желающий может посетить мероприятие по своему вкусу. Тут каждый день плотноерасписание оперных и фортепианных концертов, литературных вечеров, мини-спектаклей, квестов, выставок. В день, когда я пришел в «Боголюбовку» (так ее называют многочисленные посетители), здесь проходил поэтический марафон «ДА». Выступали молодые поэты — участники и победители серьезных литературных конкурсов, лауреаты престижных литературных премий. Директором библиотеки сейчас работает известный в 2000-е годы политик и общественный деятель, автор книги «Искусство антигламура, или Практическое пособие по дендизму» Владимир Семёнов. Нам удалось пообщаться во время мероприятия. Я спросил у Владимира Олеговича, с какой целью они организуют литературные мероприятия и зачем вообще библиотекам сегодня собирать творческую молодежь в своих стенах. По словам директора, библиотека не отошла от своей первоначальной роли. Несмотря на то, что теперь в библиотеках можно попить кофе, послушать концерты и так далее, все-таки основной задачей у них осталась работа со словом. Так, совместно с Русским ПЕН-центром, Союзом писателей Москвы и Библиотекой-читальней им. И.С.Тургенева запущен глобальный проект «Социальные лифты для молодых писателей». Этот проект Владимир Семёнов вместе с руководством Русского ПЕН-центра анонсировал на недавно прошедшем в Манеже «Московском культурном форуме».

«Соединение в один пул создаваемого писательского «социального лифта» молодых писателей, журналов, библиотечной сети и интернет-коммуникаций должно усилить каждую из сторон и призвано привнести энергию востребованности во все его составляющие, — говорит директор «Боголюбовки». — Именно поэтому мы приступили к реализации данного проекта. Мы хотим поддержать талантливых молодых российских авторов в возрастеот четырнадцати до тридцати пяти лет на их пути к читателям, создать условия по превращению рядовых сочинителей в будущих лидеров общественного мнения из сферы культуры как эффективной опоры российского общества».

В самой библиотеке уже больше полугода работает Боголюбовская литературная гостиная, в рамках которой создаются программы для интернет-канала Библио TV. На интервью к Владимиру Семёнову уже приходили такие известные писатели, как Михаил Веллер, Юрий Кублановский, Алина Витухновская и многие другие.

 

 

По мнению директора «Боголюбовки», всякий человек, который любит свою страну, желает ей успеха и процветания, понимает, что никакие проблемы сами собой не решатся, и для достижения хорошего результата нужно очень много потрудиться.

Владимир Семёнов стильно и со вкусом одет. Вообще, публика на этом мероприятии, стоит отметить, довольно интересная и приятная. Его слова я записываю на диктофон.

«Тот позитивный настрой, который начал формироваться в последние годы в экономике, важен чрезвычайно, но не стоит забывать и о том, что культурное развитие страны не менее важно. Сегодня, нужно объективно признать, в нашей стране отсутствует инфраструктура поддержки молодых инициатив, стартапов в сфере искусства, творческая молодежь чувствует себя по сути брошенной и ненужной государству, которое не готово предложить эффективный механизм встраивания нового творческого поколения в систему управления культурными процессами», — говорит он.

В «Боголюбовке» множество больших и просторных залов, роскошный зал Редкой книги, помпезный Каминный зал, Камерный зал со сценой, довольно просторное выставочное пространство, кофейня, Голубая гостиная, где проходят фортепианные концерты. Это красивый, старинный особняк 1878 года строительства. В Каминном зале подхожу к девушке.

— Вы часто здесь бываете?

— Я живу на Новослободской, работаю тожев этом районе, в ресторане. Недавно была у них на довольно сильной христианской выставке, потом приходила смотреть работы известного фотохудожника Владимира Клавихо-Телепнева. Вообще, там большой пул художников, из которого они подбирают кандидатов для организации выставок. Ну и конечно, люблю почитать. В «Боголюбовке» особенная атмосфера для этого занятия. А сейчас еще и летняя читальня во дворе открылась. Там иногда до позднего вечера засиживаюсь.

Библиотека-читальня им. И.С. Тургенева

Недалеко от проспекта Академика Сахарова, в историческом центре Москвы, на Бобровом переулке находится другая библиотека. Здесь я часто бывал на различных мероприятиях, заходил в их атмосферную кафешку, восхищался убранством Тургеневской гостиной. Это знаменитая Библиотека-читальня им. И.С.Тургенева, одно из самых красивых зданий в этом районе. Ее руководитель — человек из очень известной семьи, сын советского скульптора, профессора Ромуальда Иодко. Тоже Ромуальд. Меня к нему провожает молодая сотрудница библиотеки.

— Ромуальд Ромуальдович, к вам журналист, — представляет меня девушка.

Меня, как еще сравнительно молодого автора, интересует, какое участие «Тургеневка» принимает в реализации проекта «Социальные лифты для молодых писателей», о котором рассказывал Владимир Семёнов.

«Нужно сказать, что библиотеки уже давно стремятся работать в данном направлении. Например, Библиотека-читальня им. И.С.Тургенева, которая является важнейшим партнером данного проекта, даже организовала у себя школу «Литературная лестница», в которой известные литераторы, лауреаты литературных премий ведут занятия по повышению писательского мастерства, — говорит Ромуальд Крылов-Иодко. — Другим проектом «Тургеневки» является сотрудничество с Музеем-усадьбой Л.Н.Толстого «Ясная поляна». В библиотеке организуются специальные стенды с книгами тех авторов, которые вошли в лонг-и шорт-листы премии «Ясная поляна». Таким образом, совместными усилиями мы сможем сдвинуть дело с мертвой точки, и уже через достаточно небольшой промежуток времени у нас должна появиться заметная инфраструктура поддержки молодых писателей.

Времени для общения мало. Ромуальда Ромуальдовича срочно вызывают на совещание к руководству. В Тургеневской гостиной в этот день проходит презентация книги. Людей много. Вокруг автора собралась целая толпа в ожидании автографа. Это радует. Создается ощущение, что именно здесь, в возрождающихся библиотеках, писатель всегда найдет свою аудиторию.

 

Аурен Хабичев — журналист и писатель. Родился в России. Автор журнала "Новый мир" и Независимой газеты. Колумнист gazeta.ru и millionaire.ru. В 2018 году вошел в список финалистов престижной международной литературной премии имени Фазиля Искандера, учрежденной Русским ПЕН-центром.

13.07.20184 320
  • 2
Комментарии
Booking.com

Ольга Смагаринская

Соломон Волков: «Пушкин — наше всё, но я бы не хотел быть его соседом»

Ольга Смагаринская

Михаил Богин: «Я попал под горячую руку холодной войны»

Виктор Есипов

Майя

Борис Фабрикант

Валентина Полухина: «Я, конечно, была влюблена в Бродского»

Павел Матвеев

Анатолий Кузнецов: судьба перебежчика

Ирэна Орлова

Полина Осетинская: «Я долго воспитывала свою аудиторию»

Наталья Рапопорт

Это только чума

Павел Матвеев

Хроника агонии

Павел Матвеев

Смерть Блока

Ирэна Орлова

Сегодня мы должны играть, как кошка мяукает — мяу, мяу...

Ирина Терра

«Делай так, чтобы было красиво». Интервью с Татьяной Вольтской

Владимир Эфроимсон

Из воспоминаний об Арсении Тарковском

Марина Владимова

Я помню своего отца Георгия Владимова

Павел Матвеев

Приближаясь к «Ардису»

Александра Николаенко

Исчезновения

Владимир Захаров

В тишине

Владимир Гуга

«Скоропостижка». Интервью с писателем и судмедэкспертом

Наталья Рапопорт

Юлий Даниэль: «Вспоминайте меня…»

Владимир Резник

Ракетчик Пешкин

Людмила Безрукова

Шпионские игры с Исааком Шварцем

Booking.com
Уже в продаже ЭТАЖИ №1 (25) март 2022




Этажи Журнал «Этажи» приостанавливает работу
Ирина Терра От главного редактора к выпуску журнала «Этажи» №1 (25) март 2022
Этажи Вручение премии журнала «Этажи» за 2021 год. Чеховский культурный центр
Ежи Брошкевич (1922-1993) Малый спиритический сеанс
Нина Дунаева Формула человека
Дмитрий Сеземан (1922-2010) Болшевская дача
Михаил Карташев «Сто лимонов» в Доме Моссельпрома
Валерий Бочков Судьба рисовальщика
Коллектив авторов Андрей Новиков: «Но жить в борьбе со здравым смыслом — не сильный кайф»
Андрей Новиков (1974-2014) Лабиринты судьбы
Павел Матвеев Париж — Гулаг — Париж
Дмитрий Сеземан (1922-2010) Член Политбюро
Наталья Рапопорт Кто вы, доктор Григулевич
Татьяна Милова Есть ли жизнь вместо жизни
Этажи «Этажи» в «Бункере»
Вадим Жук Время пустых причалов
Елена Кушнерова Борис Йоффе: «Всё вращается вокруг всего»
Светлана Леднева Культурные люди
Мария Батрдок Знаки
Татьяна Разумовская Маленькая хозяйка большого дома
Наверх

Ваше сообщение успешно отправлено, мы ответим Вам в ближайшее время. Спасибо!

Обратная связь

Файл не выбран
Отправить

Регистрация прошла успешно, теперь Вы можете авторизоваться на сайте, используя свой Логин и Пароль.

Регистрация на сайте

Зарегистрироваться

Авторизация

Неверный e-mail или пароль

Авторизоваться