литературно-художественный журнал «ЭТАЖИ»

etazhi.red@yandex.ru

Александр Вейцман

Соло для часов с Бойм

20.06.2023
Вход через соц сети:
01.05.20233 764
Автор: Елена Кушнерова Категория: Музыкальная гостиная

Ре-минорный концерт Моцарта в исполнении Плетнева

Михаил Плетнев. Фото из интернета
Сегодня мной был поставлен новый мировой рекорд по jetlag
[i] — всю ночь не сомкнула глаз. И это я не образно выражаюсь — просто не спала ни минуты. Естественно, рядом с кроватью лежит телефон. Когда уже рассвело, и всякая надежда на хотя бы мимолетное забвение улетучилась вместе с темнотой, залезла в ФБ и сразу наткнулась на пост, который меня заинтересовал. Ссылка была дана без комментария — на ре-минорный концерт Моцарта в исполнении Плетнева. Решила заглянуть с тайной надеждой заснуть. Но вместо этого я не могла оторваться ни на секунду, слушала, не отвлекаясь, буквально с открытым ртом, и в конце аплодировала вместе с восхищенным залом. Кстати, таких аплодисментов на классическом концерте я давно не слышала — зал не аплодировал, а скандировал. Видно было, как тронут Плетнев таким приёмом зала — это не были просто вежливые аплодисменты, это была публика, которая поняла то, что хотел донести до нее музыкант и сердечно его за это благодарила. Такой триумф — мечта любого артиста. 

 

Должна сказать, что я не поддаюсь массовым настроениям, «промыванием мозгов», гипнозам и прочим магиям. Говорили, что гипнотическим даром обладал Рихтер. Но об этом я только слышала от других, меня саму Рихтер никак не трогал, а порой даже утомлял. Правда, справедливости ради надо сказать, что я не застала его лучшего периода. Он меня не вдохновлял, а скорее озадачивал. Я была не на одной волне ни с ним, ни с публикой. 

 

А вот Моцарт Плетнева меня просто… околдовал, по-другому даже не знаю, как описать это впечатление. Я слушала этот концерт, как будто в первый раз. Казалось, Плетнев играет не сам, а с ним рядом сидит Моцарт и передает ему свое великое творение, или даже больше, как будто мы присутствуем при рождении произведения. Плетнев сидел и импровизировал, а благодарная публика, затаив дыхание, следила за этим волшебным процессом. Какая простота и какая выразительность, каждая нота, как драгоценный камень. Но он не только солировал на рояле, было чувство, что и оркестром управляет он! Потому что рояль звучал, как один из инструментов оркестра, но звучал все время по-разному — то, как струнные, то, как деревянные духовые, меняя буквально в одной фразе тембры и краски. Плетнев играл не только этот концерт, но и «Дон Жуана», и «Свадьбу Фигаро», и Реквием. Мне он казался и композитором, и дирижером, и режиссером, а не только пианистом. Хотя чисто пианистически это было сыграно с таким мастерством, которого достичь нельзя. С этим надо родиться. Это исполнение — исполнение мудреца, который стоит над толпой, но эту толпу он любит и пытается передать ей свое понимание прекрасного и знание жизни, даже если он не будет понят. Но повторюсь, этой публикой он был понят и принят. Все разговоры о том, как он презирает публику, «прикалывается», издевается и специально эпатирует ведутся теми, кто не в состоянии понять и принять его музыкантскую позицию. Как он умудряется абстрагироваться от традиций, штампов, принятых норм — загадка. 

 

Отдельно надо сказать о его мимике и движениях рук. В последнее время мы привыкли к тому, что пианисты всю музыку изображают на лице — то улыбаются блаженно, то «сердятся», то изображают непереносимые страдания. Это стало почти нормой. А ведь совсем недавно меня учили, что лицо должно быть спокойным! Достаточно вспомнить великих пианистов недалекого прошлого — Гилельса, Горовца, Микеланджели — их лица не выражали чувств, все чувства были выражены в звуках! Так вот, мимика Плетнева напоминает Горовца в старости — почти мертвая маска и только иногда — легкое движение бровей.

За его руками следить — особое удовольствие. Ни одного лишнего движения! Только иногда левая рука дирижирует в сторону оркестра — это не поза, не игра, а естественный порыв дирижера. Минимализм во всем — в посадке, в движениях рук и пальцев — только необходимое, только то, что выражает мысль и чувство. Наблюдая за ним, понимаю, откуда идет слух о «холодности» Плетнева. Просто он не изображает на лице безумных страданий, пот с него не течет рекой, он не улыбается безумно, не закатывает глаза, не набрасывается на рояль, как дикий зверь, и не «откидывается». Вот он — уже упомянутый мной выше и почти забытый стиль великих пианистов — вся музыка в пальцах. 

 

Да! Для тех «поклонников» Плетнева, которые его «похоронили» в его славном прошлом — запись свежая, 2023 года, судя по титрам, из Венгрии. Такая глубина переживаний, так по-новому звучащий заигранный до дыр концерт, и при этом такая скупость выразительных средств сегодня под силу одному Плетневу. 

 

Никому не в обиду будет сказано, но все сегодняшние лауреаты, превозносимые некоторыми до небес, занимаются просто немного другим делом. Конечно, невероятно много талантливой молодежи, но я не рисуюсь, когда говорю, что мне не интересно. С большим трудом заставляю себя кого-то послушать, но приходится бороться с тем, что мне не интересно, или что я перестала что-либо понимать. В лучшем случае — это до перфекционизма доведенная техника и «правильное» прочтение текста. Отличить одно исполнение от другого очень трудно, мне не понятно, как жюри международных конкурсов выбирает лауреатов. Собственно лауреатом с незначительными исключениями может стать каждый, кому повезло попасть в финал. Но конкурс — это не самоцель, после каждого из них армия новоиспеченных лауреатов начинает гастролировать по всему миру с концертами! И вот уже мировые подмостки заполняются клонами пианистов, с трудом отличимых друг от друга. 

 

Но вот послушаешь такую запись и понеслась душа в рай! И мне радостно, что я не очерствела, не потеряла интерес к жизни, а вместе с этим и к музыке, что все со мной в порядке! И главное, что если появляется что-то действительно гениальное, то ко мне возвращаются цвета, запахи и радость бытия. 

 

Можно долго и детально описывать исполнение Плетнева, но лучше просто послушать эту запись, так как любой текст меркнет перед величием музыки. 

 

[i] Расстройство суточного биоритма в связи с дальним перелетом

 

Все тексты Елены Кушнеровой в «Этажах»

 

Елена Кушнерова — пианистка. Родилась в Москве, окончила ЦМШ при Московской консерватории им. П. И. Чайковского по классу Т. Е. Кестнер, МГК и аспирантуру МГК по классу проф. С. Л. Доренского. Занималась также у Б. А. Шацкеса. Большое влияние на неё оказал композитор А. Л. Локшин, написавший специально для неё Вариации (1982 год). Международная карьера началась после отъезда в Германию в 1992 году. С 2002 года — Steinway Artist, с 2006 — постоянный приглашенный профессор Elisabeth Music University в Хиросиме (Япония). В 2015 году награждена в России медалью «За вклад в развитие музыкального искусства». В настоящее время проживает в Баден-Бадене и Нью-Йорке. Награждена дипломом «Автор года 2015» за свои рассказы на сетевом портале «Заметки по еврейской истории» и «7 искусств». Редактор рубрики «Музыкальная гостиная» в литературно-художественном журнале «Этажи». Дипломант журнала «Этажи» (2019 год) за цикл обзоров XVI Международного конкурса имени П.И.Чайковского.

01.05.20233 764
  • 5
Комментарии
  1. Boris Bloch 02.05.2023 в 12:26
    • 2
    Прекрасный текст! Разделяю полностью это мнение!
    1. Елена Кушнерова 02.05.2023 в 13:42
      • 1
      Спасибо, Борис! Рада, что мы совпадаем!
  2. Валентина 02.05.2023 в 18:24
    • 2
    Плетнёв уникальный музыкант!!!
    1. Елена Кушнерова 17.05.2023 в 08:37
      • 0
      Да, он уникален, и не только сегодня
  3. Владимир Лавриненко 02.05.2023 в 19:56
    • 2
    Елена, Ваш профессиональный отзыв позволил получить удовольствие и от написанного Вами текста и от прослушивания концерта. Общаться с людьми при помощи музыкального инструмента могут только великие исполнители. Рекомендую послушать рок-гитариста Джо Сатриани (Joe Satriani).
    1. Елена Кушнерова 17.05.2023 в 08:40
      • 0
      Спасибо за отзыв!
  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent

Ольга Смагаринская

Соломон Волков: «Пушкин — наше всё, но я бы не хотел быть его соседом»

Павел Матвеев

Смерть Блока

Ольга Смагаринская

Роман Каплан — душа «Русского Самовара»

Ирина Терра

Александр Кушнер: «Я всю жизнь хотел быть как все»

Наталия Гулейкова-Сильвестри

Мир Тонино Гуэрры — это любовь

Елена Кушнерова

Этери Анджапаридзе: «Я ещё не могла выговорить фамилию Нейгауз, но уже

Эмиль Сокольский

Поющий свет. Памяти Зинаиды Миркиной и Григория Померанца

Михаил Вирозуб

Покаяние Пастернака. Черновик

Юлия Медведева

Андрей Битов. Начало

Игорь Джерри Курас

Камертон

Сергей Чупринин

Вот жизнь моя. Фейсбучный роман. Избранное

Людмила Штерн

Зинка из Фонарных бань

Людмила Безрукова

Возвращение невозвращенца

Леонид Бахнов

В сетях шпионажа

Дмитрий Петров

Смена столиц

Лена Берсон

Мама, я на войне, позвоню потом

Елизавета Евстигнеева

Земное и небесное

Анна Лужбина

Стыд

Наталья Рапопорт

Катапульта

Галина Лившиц

Первое немецкое слово, которое я запомнила, было Kinder

Уже в продаже ЭТАЖИ 4 (32) декабрь 2023




Наверх

Ваше сообщение успешно отправлено, мы ответим Вам в ближайшее время. Спасибо!

Обратная связь

Файл не выбран
Отправить

Регистрация прошла успешно, теперь Вы можете авторизоваться на сайте, используя свой Логин и Пароль.

Регистрация на сайте

Зарегистрироваться

Авторизация

Неверный e-mail или пароль

Авторизоваться