литературно-художественный журнал «ЭТАЖИ»

etazhi.red@yandex.ru

03.01.20183 473

Борис Березовский: «Мечтаю снять фильм по Куприну»

Борис Березовский на концерте в Воронеже

Билеты на концерты Бориса Березовского в Воронеже раскупили задолго до того, как появились афиши. Один из самых востребованных пианистов мира выступил в столице Черноземья два вечера подряд, 11 и 12 декабря, сыграв в зале областной филармонии вместе с Воронежским академическим симфоническим оркестром под управлением Владимира Вербицкого ре-бемоль мажорный фортепианный концерт Арама Хачатуряна. Мощно, мужественно, в головокружительном темпе, заряжая оркестрантов азартом и неподдельным удовольствием от исполняемой музыки. Финал концерта дважды повторили на бис — с не меньшей энергией и скоростью.   Исполнительская щедрость Бориса Березовского этим не ограничилась: гонорар от выступлений пианист попросил передать в фонд поддержки одаренным детям Воронежской области.

 

Часто совершаете такие поступки?

Два раза в году. У меня правило такое: два раза в год — благотворительные акции. Я вообще человек верующий, и это такой небольшой жест. Ну, принято так. В этом нет ничего особенного. А что касается настоящей помощи, есть высшие силы, вот они этим и занимаются. Я попросил директора Воронежской филармонии, чтобы он выбрал фонд. Людям, которые здесь живут, проще это сделать.

Для пианистов написано много хорошей музыки. Чем вас пленяет фортепианный концерт Хачатуряна?

Он очень яркий, интересный, самобытный, ни на что не похожий. Поэтому, конечно, приятно его играть. А то, что его не исполняют, это странно. Понятно, что на западе Хачатурян ассоциируется с советской эпохой, а почему здесь его забыли, непонятно. Концерт очень выигрышный и для пианиста, и для публики: поэтому непонятно, почему он так редко исполняется. Ну, так бывает: волна моды. А музыка тут ни при чем, музыка замечательная.

Как продвигаются ваши успехи в изучении японского языка?

Они не очень продвигаются, зато дети вовсю учат, каждый день. У меня сейчас просто нет на это ни сил, ни времени.

А за что любите Японию? Ведь это совершенно другое мышление.

Именно за то, что она совершенно другая, за непохожесть. Это как другая планета. Япония — единственная страна, где чувствуется, что ты не на земле, а в каком-то другом измерении.

У японцев есть обычай: они раз в жизни должны подняться на Фудзияму. Вам удалось это сделать?

Нет.

 

Борис Березовский на концерте в Воронеже

А о чем вообще мечтают сильные серьезные люди?

Сейчас мечтаю снять фильм. Экранизацию «Гамбринуса» по Куприну. Я познакомился с Александром Гордоном, который делает фильмы, он известен как телеведущий, и это теплый, добрый и очень талантливый человек. Он прекрасно поет народные песни, мы с ним на этой почве познакомились. И возникла такая мечта — сделать фильм по «Гамбринусу». Это будет фильм с народной музыкой — с танцами, песнями. Может быть, даже мюзикл, как это ни странно звучит. Но не с музыкой современных композиторов, а именно с тем, что там исполняется —  греческие, еврейские, украинские, русские песни, которые исполняет главный герой Сашка из Одессы.

Есть кандидат на главную роль?

Это не я. Там, естественно, должен быть пианист, тапер, который аккомпанирует Сашке. Я буду играть тапера. А кто будет играть Сашку, еще не знаем.

Этот проект уже в работе?

Скоро будет написан сценарий.

Для чего вы затевали ваш фестиваль «Музыка Земли»?

Мне это просто безумно нравится. У меня всегда только одна мотивация в жизни: если что-то нравится, ты это делаешь, если не нравится, то и не делай. Я считаю, что народная музыка — это самая чистая форма музыки. Во-первых, она изначальна, во-вторых, она чистейшая, в том смысле, что там нет ни денег, ни славы. То есть там музыка живет в ее чистом виде. Ну, для меня лично. Восприятие музыки очень индивидуально.

Вы утверждаете, что даже искушенное ухо не может отличить одного исполнителя от другого. А почему тогда один нам нравится, а другой нет?

Это необъяснимо, это мистика — когда возникают какие-то совпадения. А то, что отличить сложно, это факт. В этом и прелесть искусства, что это очень индивидуально. Тут и спорить особо не о чем. Я просто выступаю против культа личности, который свойственен артистам. Он замечателен в поп-музыке, потому что там имидж и все прочее. А классике это не очень идет. Я уверен, что выдающихся дирижеров отличить тоже практически невозможно. Опять же, можно спорить. Но я говорил, что вот я дам вам десять записей самых выдающихся дирижеров: попробуйте отличить. И пока никто не согласился на этот тест, потому что, я уверен, это провальный тест. Здесь очень многое связано с какими-то личными пристрастиями: кому-то нравится Бернстайн, замечательный дирижер и личность замечательная. Все это очень приятно, но не один же он. Естественно, у меня есть любимые пианисты, но я не говорю, что мое мнение — истина в последней инстанции. Это моя жизнь, мои музыкальные впечатления и прочее. А у нас такая система, которая всегда выбирает номер один. Она мне не то что не нравится, но я к ней абсолютно равнодушен. Я считаю, что официально создавать иерархию — это не совсем честный подход.

 

 

Вам, должно быть, трудно сидеть в жюри конкурсов.

О, это пытка! Когда я входил в состав жюри на конкурсе Чайковского, ни об одном пианисте не было единого мнения. У всех какие-то свои критерии. Иногда даже смешно: зачем мы собираемся и по какому принципу все это обсуждаем? И есть ли вообще эти принципы? Но публика помогает. Конкурс Чайковского тем и хорош, что там публика часто просто влюбляется. И это замечательно.

Как празднуете Новый год?

Не очень люблю официальные праздники. У моего папы день рождения 31 декабря. Поэтому я никогда не был свободен в этот день, это долг, и я от этого не мог никуда уехать. Так получилось, что Новый год для меня не особенно праздник.

Но ведь дети ждут подарков?

У них вечный праздник.

Вы патриот?

Да, безусловно.

Ради чего не жалко все отдать?

Это сложный вопрос. Наверное, все-таки ради детей.

 

Беседовала Елена Фомина

Фото Натальи Коньшиной

Воронеж, декабрь, 2017

 

Борис Березовский в 1988 году с большим успехом дебютировал в Лондоне, в Вигмор-холле (Wigmore Hall). В 1989 году состоялось его первое выступление в Париже  — в концертном зале Лувра. В 1990 году завоевал Первую премию (Золотую медаль) на IX Международном конкурсе имени П. И. Чайковского в Москве. В творческом багаже пианиста тысячи выступлений с лучшими симфоническими оркестрами мира, многочисленные премии в области звукозаписи, участие в крупных международных фестивалях. В 1991 2013 годах жил в Лондоне и Брюсселе. Борис Березовский художественный руководитель фестиваля-конкурса фольклора «Музыка Земли», который объединяет этническую и академическую музыку. Заслуженный артист России.

 

 

Елена Фомина окончила отделение теории музыки Воронежского музыкального училища и филологический факультет Воронежского государственного университета. Работала корреспондентом службы радиовещания ВГТРК. Обозреватель интернет-журнала "Культура ВРН", специальный корреспондент радио «Орфей» в Воронеже. С 1996 года публикуется в местных СМИ с материалами о музыке и театре. Сотрудничает с такими изданиями, как "Петербургский театральный журнал", "Музыкальная жизнь", "Музыкальное обозрение", "Музыкальные сезоны".  

03.01.20183 473
  • 2
Комментарии
  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent
Booking.com

Ольга Смагаринская

Соломон Волков: «Пушкин — наше всё, но я бы не хотел быть его соседом»

Таня Лоскутова

Лублу

Ирина Терра

Александр Кушнер: «Я всю жизнь хотел быть как все»

Ирина Терра

Наум Коржавин: «Настоящая жизнь моя была в Москве»

Ольга Смагаринская

Михаил Богин: «Я попал под горячую руку холодной войны»

Виктор Есипов

Майя

Борис Фабрикант

Валентина Полухина: «Я, конечно, была влюблена в Бродского»

Наталия Гулейкова-Сильвестри

Мир Тонино Гуэрры — это любовь

Наталия Ковалёва

Человек-праздник, человек-миф, мальчик с дудочкой...

Ирэна Орлова

"В квартиру пробрался вор и украл большой желтый чемодан с рукописями".

Павел Матвеев

Анатолий Кузнецов: судьба перебежчика

Екатерина Барбаняга

Павел Басинский: «Я ездил на место гибели Лизы Дьяконовой и знаю, что там

Павел Матвеев

Хроника агонии

Елена Кушнерова

Этери Анджапаридзе: «Я ещё не могла выговорить фамилию Нейгауз, но уже

Игорь Джерри Курас

Поступь

Светлана Волкова

Савушка и Валентина

Павел Матвеев

Поручик, газетчик, публицист

Марина Владимова

Я помню своего отца Георгия Владимова

Алёна Жукова

Страшная Маша

Ольга Смагаринская

Роман Каплан — душа «Русского Самовара»

помогиЭ Т А Ж А М в этом месяце собрано средств 700.00

Журнал «ЭТАЖИ»

лауреат в номинации

ИНТЕРНЕТ-СМИ

журнал Этажи лауреат в номинации интернет-СМИ
Booking.com
Уже в продаже ЭТАЖИ №1 (21) март 2021




Ольга Аникина Ровное дыхание
Сара Зельцер Арбату вопреки
Георгий Иванов (1894-1958) Две смерти
Владимир Эфроимсон Из воспоминаний об Арсении Тарковском
Павел Матвеев Чужая судьба
Нина Дунаева В чем цимес, Господи?..
Дарья Бобылёва Лишай
Ирина Терра Таня Лоскутова: «Я вышла в тамбур, чтобы выйти замуж»
Евгения Комарова Мы говорим на птичьем языке
Павел Матвеев Сквозь ледяную мглу
Нина Дунаева Постоять и вернуться
Наталья Рапопорт Это только чума
Владимир Резник Бессмысленный и беспощадный
Этажи Ждем ваши рассказы на Волошинском конкурсе
Гари Лайт Кроме кошек, глинтвейна, камина
Мария Малиновская Время собственное
Елена Фомина Николай Луганский: «Ощущение родины у каждого свое»
Ирина Терра От главного редактора. К выпуску журнала "Этажи" №1 (21) март 2021
Вероника Долина, Алексей Слаповский и др. Коллектив Роман Арбитман — создатель справедливого мира
Александр Кушнер Вспоминая Италию
Наверх

Ваше сообщение успешно отправлено, мы ответим Вам в ближайшее время. Спасибо!

Обратная связь

Файл не выбран
Отправить

Регистрация прошла успешно, теперь Вы можете авторизоваться на сайте, используя свой Логин и Пароль.

Регистрация на сайте

Зарегистрироваться

Авторизация

Неверный e-mail или пароль

Авторизоваться