литературно-художественный журнал «ЭТАЖИ»

[email protected]

Анна Гедымин

Вера в счастье

22.11.2023
Вход через соц сети:
03.01.20185 069
Автор: Елена Фомина Категория: Музыкальная гостиная

Борис Березовский: «Мечтаю снять фильм по Куприну»

Борис Березовский на концерте в Воронеже

Билеты на концерты Бориса Березовского в Воронеже раскупили задолго до того, как появились афиши. Один из самых востребованных пианистов мира выступил в столице Черноземья два вечера подряд, 11 и 12 декабря, сыграв в зале областной филармонии вместе с Воронежским академическим симфоническим оркестром под управлением Владимира Вербицкого ре-бемоль мажорный фортепианный концерт Арама Хачатуряна. Мощно, мужественно, в головокружительном темпе, заряжая оркестрантов азартом и неподдельным удовольствием от исполняемой музыки. Финал концерта дважды повторили на бис — с не меньшей энергией и скоростью.   Исполнительская щедрость Бориса Березовского этим не ограничилась: гонорар от выступлений пианист попросил передать в фонд поддержки одаренным детям Воронежской области.

 

Часто совершаете такие поступки?

Два раза в году. У меня правило такое: два раза в год — благотворительные акции. Я вообще человек верующий, и это такой небольшой жест. Ну, принято так. В этом нет ничего особенного. А что касается настоящей помощи, есть высшие силы, вот они этим и занимаются. Я попросил директора Воронежской филармонии, чтобы он выбрал фонд. Людям, которые здесь живут, проще это сделать.

Для пианистов написано много хорошей музыки. Чем вас пленяет фортепианный концерт Хачатуряна?

Он очень яркий, интересный, самобытный, ни на что не похожий. Поэтому, конечно, приятно его играть. А то, что его не исполняют, это странно. Понятно, что на западе Хачатурян ассоциируется с советской эпохой, а почему здесь его забыли, непонятно. Концерт очень выигрышный и для пианиста, и для публики: поэтому непонятно, почему он так редко исполняется. Ну, так бывает: волна моды. А музыка тут ни при чем, музыка замечательная.

Как продвигаются ваши успехи в изучении японского языка?

Они не очень продвигаются, зато дети вовсю учат, каждый день. У меня сейчас просто нет на это ни сил, ни времени.

А за что любите Японию? Ведь это совершенно другое мышление.

Именно за то, что она совершенно другая, за непохожесть. Это как другая планета. Япония — единственная страна, где чувствуется, что ты не на земле, а в каком-то другом измерении.

У японцев есть обычай: они раз в жизни должны подняться на Фудзияму. Вам удалось это сделать?

Нет.

 

Борис Березовский на концерте в Воронеже

А о чем вообще мечтают сильные серьезные люди?

Сейчас мечтаю снять фильм. Экранизацию «Гамбринуса» по Куприну. Я познакомился с Александром Гордоном, который делает фильмы, он известен как телеведущий, и это теплый, добрый и очень талантливый человек. Он прекрасно поет народные песни, мы с ним на этой почве познакомились. И возникла такая мечта — сделать фильм по «Гамбринусу». Это будет фильм с народной музыкой — с танцами, песнями. Может быть, даже мюзикл, как это ни странно звучит. Но не с музыкой современных композиторов, а именно с тем, что там исполняется —  греческие, еврейские, украинские, русские песни, которые исполняет главный герой Сашка из Одессы.

Есть кандидат на главную роль?

Это не я. Там, естественно, должен быть пианист, тапер, который аккомпанирует Сашке. Я буду играть тапера. А кто будет играть Сашку, еще не знаем.

Этот проект уже в работе?

Скоро будет написан сценарий.

Для чего вы затевали ваш фестиваль «Музыка Земли»?

Мне это просто безумно нравится. У меня всегда только одна мотивация в жизни: если что-то нравится, ты это делаешь, если не нравится, то и не делай. Я считаю, что народная музыка — это самая чистая форма музыки. Во-первых, она изначальна, во-вторых, она чистейшая, в том смысле, что там нет ни денег, ни славы. То есть там музыка живет в ее чистом виде. Ну, для меня лично. Восприятие музыки очень индивидуально.

Вы утверждаете, что даже искушенное ухо не может отличить одного исполнителя от другого. А почему тогда один нам нравится, а другой нет?

Это необъяснимо, это мистика — когда возникают какие-то совпадения. А то, что отличить сложно, это факт. В этом и прелесть искусства, что это очень индивидуально. Тут и спорить особо не о чем. Я просто выступаю против культа личности, который свойственен артистам. Он замечателен в поп-музыке, потому что там имидж и все прочее. А классике это не очень идет. Я уверен, что выдающихся дирижеров отличить тоже практически невозможно. Опять же, можно спорить. Но я говорил, что вот я дам вам десять записей самых выдающихся дирижеров: попробуйте отличить. И пока никто не согласился на этот тест, потому что, я уверен, это провальный тест. Здесь очень многое связано с какими-то личными пристрастиями: кому-то нравится Бернстайн, замечательный дирижер и личность замечательная. Все это очень приятно, но не один же он. Естественно, у меня есть любимые пианисты, но я не говорю, что мое мнение — истина в последней инстанции. Это моя жизнь, мои музыкальные впечатления и прочее. А у нас такая система, которая всегда выбирает номер один. Она мне не то что не нравится, но я к ней абсолютно равнодушен. Я считаю, что официально создавать иерархию — это не совсем честный подход.

 

 

Вам, должно быть, трудно сидеть в жюри конкурсов.

О, это пытка! Когда я входил в состав жюри на конкурсе Чайковского, ни об одном пианисте не было единого мнения. У всех какие-то свои критерии. Иногда даже смешно: зачем мы собираемся и по какому принципу все это обсуждаем? И есть ли вообще эти принципы? Но публика помогает. Конкурс Чайковского тем и хорош, что там публика часто просто влюбляется. И это замечательно.

Как празднуете Новый год?

Не очень люблю официальные праздники. У моего папы день рождения 31 декабря. Поэтому я никогда не был свободен в этот день, это долг, и я от этого не мог никуда уехать. Так получилось, что Новый год для меня не особенно праздник.

Но ведь дети ждут подарков?

У них вечный праздник.

Вы патриот?

Да, безусловно.

Ради чего не жалко все отдать?

Это сложный вопрос. Наверное, все-таки ради детей.

 

Беседовала Елена Фомина

Фото Натальи Коньшиной

Воронеж, декабрь, 2017

 

Борис Березовский в 1988 году с большим успехом дебютировал в Лондоне, в Вигмор-холле (Wigmore Hall). В 1989 году состоялось его первое выступление в Париже  — в концертном зале Лувра. В 1990 году завоевал Первую премию (Золотую медаль) на IX Международном конкурсе имени П. И. Чайковского в Москве. В творческом багаже пианиста тысячи выступлений с лучшими симфоническими оркестрами мира, многочисленные премии в области звукозаписи, участие в крупных международных фестивалях. В 1991 2013 годах жил в Лондоне и Брюсселе. Борис Березовский художественный руководитель фестиваля-конкурса фольклора «Музыка Земли», который объединяет этническую и академическую музыку. Заслуженный артист России.

 

 

Елена Фомина окончила отделение теории музыки Воронежского музыкального училища и филологический факультет Воронежского государственного университета. Работала корреспондентом службы радиовещания ВГТРК. Обозреватель интернет-журнала "Культура ВРН", специальный корреспондент радио «Орфей» в Воронеже. С 1996 года публикуется в местных СМИ с материалами о музыке и театре. Сотрудничает с такими изданиями, как "Петербургский театральный журнал", "Музыкальная жизнь", "Музыкальное обозрение", "Музыкальные сезоны".  

03.01.20185 069
  • 2
Комментарии

Ольга Смагаринская

Соломон Волков: «Пушкин — наше всё, но я бы не хотел быть его соседом»

Павел Матвеев

Смерть Блока

Ольга Смагаринская

Роман Каплан — душа «Русского Самовара»

Ирина Терра

Александр Кушнер: «Я всю жизнь хотел быть как все»

Ирина Терра

Наум Коржавин: «Настоящая жизнь моя была в Москве»

Елена Кушнерова

Этери Анджапаридзе: «Я ещё не могла выговорить фамилию Нейгауз, но уже

Эмиль Сокольский

Поющий свет. Памяти Зинаиды Миркиной и Григория Померанца

Михаил Вирозуб

Покаяние Пастернака. Черновик

Игорь Джерри Курас

Камертон

Елена Кушнерова

Борис Блох: «Я думал, что главное — хорошо играть»

Людмила Безрукова

Возвращение невозвращенца

Дмитрий Петров

Смена столиц

Елизавета Евстигнеева

Земное и небесное

Наталья Рапопорт

Катапульта

Анна Лужбина

Стыд

Галина Лившиц

Первое немецкое слово, которое я запомнила, было Kinder

Борис Фабрикант

Ефим Гофман: «Синявский был похож на инопланетянина»

Марианна Тайманова

Встреча с Кундерой

Сергей Беляков

Парижские мальчики

Наталья Рапопорт

Мария Васильевна Розанова-Синявская, короткие встречи

Уже в продаже ЭТАЖИ 1 (33) март 2024




Коллектив авторов Самое важное — в нюансах
Галина Калинкина Текст найдёт писателя и задушит
Михаил Эпштейн Зияние, или Заклятие кистью
Николай Грозни Признак Будды
Юлия Медведева Роман с Индией
Александр Курапцев Кумаровские россказни
Ефим Бершин С чистого листа
Дмитрий В. Новиков Волканы
Марат Баскин Жили-были
Павел Матвеев Встреча двух разумов, или Искусство парадокса
Ефим Бершин Чистый ангел
Наталья Рапопорт Мария Васильевна Розанова-Синявская, короткие встречи
Алёна Рычкова-Закаблуковская Взошла глубинная вода
Анна Агнич Та самая женщина
Юрий Анненков (1889 – 1974) Воспоминания о Ленине
Елизавета Евстигнеева Яблочные кольца
Владимир Гуга Миноги с шампанским
Этажи Лауреаты премии журнала «Этажи» за 2023 год
Галина Калинкина Ольга Балла: «Критика — это служба понимания»
Михаил Эпштейн Лаборатория чувств. Рассказы о любви.
Наверх

Ваше сообщение успешно отправлено, мы ответим Вам в ближайшее время. Спасибо!

Обратная связь

Файл не выбран
Отправить

Регистрация прошла успешно, теперь Вы можете авторизоваться на сайте, используя свой Логин и Пароль.

Регистрация на сайте

Зарегистрироваться

Авторизация

Неверный e-mail или пароль

Авторизоваться