литературно-художественный журнал «ЭТАЖИ»

etazhi.red@yandex.ru

Павел Матвеев

Издатель из Квинса

02.06.2023
Вход через соц сети:
22.02.201811 966
Автор: Ирэна Орлова Категория: Музыкальная гостиная

Композитор Валерий Арзуманов: "Свою ноту я уже нашел"

Валерий Арзуманов

Есть люди, жизнь которых проходит прямо перед твоими глазами и все равно они для тебя — тайна. Валерия Арзуманова я знаю с начала 60-х годов прошлого века и дружу с ним по сегодняшний день. Он был многообещающим талантливым молодым композитором, которого приняли в Союз Композиторов когда ему было 24 года, а потом и в правление. Камерная опера “Двое”, написанная им на 4-м курсе Консерватории получила премию на Всесоюзном конкурсе телевидения в Москве. В 20 лет он написал музыку к фильму “Живая вода” (Реж. Геннадий Кравцов) — и картина получила главный приз Всесоюзного фестиваля любительских фильмов, взяла серебро в  Каннах, золото на международных фестивалях в Венгрии и Югославии и много других очень заметных наград. Премьеры его сочинений становились событиями в Ленинградской музыкальной жизни. Профессиональная жизнь композитора обещала быть очень успешной, но в 1973 году он женился на французской студентке и уехал во Францию. Это интервью попытка проследить, как складывалась его жизнь.

 

Валерий, ты родился в 1944 году,  в 100 км. от Воркуты, в лагере, где и познакомились твои родители.  К моменту твоего рождения они уже не были заключенными?

Формально отец освободился в 1943, а мама в 1944 году, но они не имели права никуда уезжать и поселились при лагере в  бараке. Это было так называемое вечное поселение. Они оба были осуждены в 1936 году по статье 58-10 (КРТД — контрреволюционная троцкистская деятельность).

 

В каких условиях они жили с новорожденным ребенком?

Я сам этого  не помню, но очень много написано в дневниках моей мамы и много рассказала сестра. Я родился в лагерном лазарете, более серьезного медицинского учреждения там не было. Жили они в бараке, в крохотной комнате. Сначала мама, папа и сестра, потом появился я, потом приехала бабушка. Так что там и жили впятером. 

 

Через 3 года вы переехали в Воркуту?

Да. Отец в 1945 году уехал в Воркуту. Это входило в их “черту оседлости”, где они имели право передвигаться. Он там получил работу инженера Строительного Управления, ему дали две небольшие комнатки, куда он и перевез семью. Это не было в самой Воркуте, а в шахтерском поселке на 12-14 домов — там еще был большой женский лагерь. Оттуда и мои первые воспоминания, лет с трех. Мы там жили до моих 12-ти лет, потом мы переехали в центр Воркуты.

 

Мама, сестра Галя, Валера, бабушка, брат Лёва, отец. Воркута. Конец 40-х годов

Какие там были условия жизни?

Там было несравнимо лучше, но климат был ужасный — холодно, сыро и ветрено. У нас было две комнатки в бараке. Жить было сложно.

 

В какой-то момент в Воркуте открылась музыкальная школа. В каком году?

В 1953 году. Мне было 9 лет. Меня туда отвезли, так как к тому времени я уже играл на мандолине 3 года. Мой отец был мандолинист-любитель, играл в ансамбле с немецким гитаристом с Поволжья, Эрихом Германовичем  Дерингером, тоже oказавшимся там, как и мои родители. Где-то с конца 40-ых, стали подсаживать и меня с мандолиной рядом с ними. Так что я уже как-то играл. И в школу меня приняли.

 

Ты сам-то хотел учиться в музыкальной школе?

Я очень хотел, но я не хотел играть на скрипке.

 

Почему же отдали на скрипку?

Меня послушали, обнаружили, что у меня есть слух и сказали, что возьмут на скрипку. Я сказал: “не хочу!”. Но мне сказали, что для рояля у меня слишком короткие пальцы. Это определило  мою судьбу, потому что, всю мою жизнь я не хотел играть на скрипке.  В музыкальной школе я сразу же познакомился с учеником класса фортепиано Борисом Ядровым. Он был на год младше меня. Его отец погиб на войне. Отчим, ссыльный немец Виталий Бихнер, хорошо играл на рояле. Он начал учить приёмного сына. Я помню, как Борис играл "Похороны куклы" Чайковского. Я ему сильно завидовал. Позже, приехав в Ленинград, я  страдал,  проводя часы за роялем, импровизируя, толком играть не умея.

 

В воркутинской музыкальной школе быстро поняли, что ты одаренный человек?

Наверно, хотя я не занимался. Я хорошо помню, что скрипка была в таком черном мешочке,  я ездил на автобусе в школу один и не брал скрипку домой, чтобы не таскать, оставлял её в шкафу, брал её только перед уроком.

 

Как же и кому пришла мысль отвезти тебя в Ленинград?

Постепенно, даже при таких “занятиях” я продвинулся и попал в число талантливых, естественно, по воркутинским стандартам. Меня даже послали на какой-то смотр молодых талантов в Сыктывкар. Когда мне исполнилось 12 лет, в Воркуту приехал новый педагог по скрипке. Первый педагог, Василий Александрович Степанов, был очень симпатичный человек, добрый, но с учениками он серьезно не занимался. Новый педагог приехал из Саратова, где он закончил консерваторию, очень оригинальный человек, Михаил Самуилович Меломедов, экстрасенс, большой, крупный. Он меня послушал и сказал, что я талантливый мальчик, жалко не учить, но всерьез за меня он браться не хотел, считал, что слишком поздно. Тем не менее, мама его уговорила, и он учил меня полтора года и как-то вывел меня на более серьезный уровень.

 

Так это была его идея отправить тебя в Ленинград?

Да. Потом приехал его друг, Юрий Аронович, дирижер, с Ярославским оркестром. Меня ему показали, и Аронович сказал, что я очень талантливый мальчик, меня обязательно надо учить и предложил мне жить у него в Ярославле, но мама испугалась. За пять лет я досрочно закончил воркутинскую музыкальную школу-семилетку, и мы с мамой поехали в Ленинград.

 

Валерий Арзуманов, 1970-е годы

Ленинград. Первая эмиграция в твоей жизни, потому что трудно представить себе разницу между Воркутой и Ленинградом, это как оказаться в другой стране. Как ты это воспринял?

Город поразил меня после жизни в тундре без конца и края,  но не восхитил. Мне было очень неуютно, слишком много камней. А в музыкальной школе (это была СМШ), когда я услышал как играли дети, мне стало страшно. Мне казалось, что они играют как боги.  Был такой педагог, Яков Семенович Рябинков, которого кто-то знал в Воркуте и посоветовал маме меня ему показать. Он меня послушал и сказал: “У нас так играют в 8 лет”. Но мама была упорным человеком, до экзаменов оставалось 3 недели, она уговорила его со мной позаниматься частным образом, чему-то он меня научил, и мы пошли на экзамен. А там дети играли! Был какой-то мальчик, который играл Патетическую сонату Бетховена. Я был в ужасе. Но на экзамене я сыграл свою программу и мама попросила, чтобы мне разрешили импровизировать на рояле, я там сыграл что-то, вроде  вариаций на тему песни из фильма “Орленок”, и меня приняли! На испытательный срок, предупредив, что отчислят, если не справлюсь.

 

Ты поступил в 7-й класс?

Да. По возрасту я должен был учиться в 8-м, но уж больно отставал от своих ровесников. Поэтому у меня год пропал.

 

Никуда он не пропал. Годы не пропадают. Итак, с 7-го по 11-й ты учился в СМШ, выдержав все испытательные сроки. Кто в школе оказал на тебя сильное влияние?

Я попал в класс к Марку Михайловичу Комиссарову. В те годы в Ленинграде это была восходящая звезда. Он был лауреатом Конкурса Венявского и зять Шера. Шер и Эйдлин были очень знаменитыми профессорами по скрипке. У Шера учились Либерман, Комиссаров, потом Спиваков, а у Эйдлина — Вайман, Гутников. Это было очень серьезное скрипичное окружение. Конечно, когда я пришел на урок к Комиссарову, послушав меня, он очень скис. Когда он брал в руки скрипку, мне становилось плохо, потому что я понимал, что так играть я не смогу никогда в жизни. Он был безумно талантливый скрипач и человек. Его судьба не сложилась, но мне он очень много дал. Был какой-то трепет. Скрипачи часто через вибрацию передают трепет души. Через рояль такое не передается или передается иначе. Этот трепет мне передался от Комиссарова, несмотря на то, что мне так и не удалось дойти до уровня его лучших учеников. Рядом со мной училась Римма Сушанская, которая очень хорошо играла, потом она получила первое место на конкурсе в Праге. Это был совершенно другой уровень.

 

Как же все это происходило? Два раза в неделю уроки у Комиссарова, бесконечные занятия между уроками, чтобы быть на уровне, общеобразовательные предметы, но наверняка оставалось время на дружбу, игры, прогулки, разговоры, обмен мнениями о самых разных вещах, не так ли?

Ну конечно! Жизнь была довольно свободная. В интернате основное время мы были предоставлены сами себе. Мы дружили, гуляли по городу, играли в ансамблях по своему выбору, слушали пластинки.

 

Вам разрешалось свободно передвигаться по городу?

Да, мы только должны были быть к 11 часам дома, к отбою.

 

Кто в это время был твоим лучшим другом?

Мой лучший друг был Славик Осипов, с которым мы учились в одном классе. Мы поступили с ним вместе. Нас посадили  за одну парту и мы крепко подружились. Нас очень объединяло то, что у него  брат тоже сидел и я рассказал ему, что мои родители сидели. В интернате, как ни странно, настоящих друзей у меня не было, но были люди, которых я обожал. И первым из них был Геннадий Банщиков. В первый же год осенью 1958 года я заболел воспалением легких, Гена тоже оказался в лазарете, мы лежали вместе в одной комнате и бесконечно разговаривали. Это было первое увлечение. Вторым был Соломон Волков, мы его звали Мончик. И, как ни странно, не я к нему пошел, а он ко мне. И сразу начал меня просвещать. Он играл, конечно, намного лучше меня. Он учился в классе Шера, т.е. мы оказались в одном “комбинате”. Вот эти два человека. Еще Юра Кочнев.

 

Мне помнится, что у Волкова ты отбил девочку, которая впоследствии стала твоей женой. В нее, правда, были влюблены все, так что ты был настоящим победителем в этом рыцарском турнире.

 Ну не в турнире, конечно, но в 10-11 классе, когда мы должны были играть в камерном ансамбле, я очень хотел играть с Наташей Фирдман, она была замечательной пианисткой, чуть ли не лучшей в школе (сейчас она профессор Консерватории) и мне разрешили. Её постоянным партнером продолжал быть Соломон Волков. Мы много с ней играли и читали с листа, а в Консерватории, когда я окончательно бросил скрипку, она продолжала играть с Соломоном, играли они очень хорошо и даже стали лауреатами Всероссийского конкурса камерных ансамблей, но руку и сердце Наташа отдала мне, это правда.

 

Много ли тебе приходилось заниматься в школе?

Меня никто не научил правильно работать. Сейчас, когда я наблюдаю как занимается мой внук, я понимаю, что я никогда не занимался правильно. Он сидит часами, чтобы сыграть два такта. Мне было неинтересно так заниматься, чтобы улучшать качество. Даже в Консерватории на рояле я учился играть, читая с листа. Со мной в четыре руки играли Наташа и Гена Банщиков. У них я многому научился. Еще я играл с Лериком Холостяковым, он учился на дирижерском факультете и был совершенно изумительным музыкантом, с ним играть было просто счастье.

 

Валерий, когда ты подружился с Филиппом Хиршхорном? Он ведь играл твой Концерт для скрипки с оркестром?

Когда Филипп приехал в Ленинград, последние два класса в десятилетке он учился у Михаила Ваймана в ЦМШ. Он начал играть с Наташей, не регулярно, но время от времени. Я с ним познакомился и как-то раз, когда я играл какие-то фортепианные пьески,  еще в десятилетке, помню, что одна из пьес  называлась “Физзарядка”, очень смешная пьеса, он послушал и сказал: “Этого композитора я буду играть.”  Прошли годы, и в  1967 году как-то раз Филипп меня позвал, (мы еще не дружили, просто были знакомы): “Пойдем я тебе сыграю!” Он мне сыграл сонату Бартока, первые две части. Я совершенно обомлел, мне показалось, что он играет лучше Менухина, который был для нас эталоном. После этого мы часто встречались в общежитии. Играли в карты, (жили мы на одном этаже). У меня была Наташа, у него — венгерская скрипачка, ученица Ваймана. Мы все очень подружились. Филипп собирался на конкурс в Бельгию и даже собирался там остаться. Он мне рассказал об этом, когда мы с ним всю ночь гуляли по Дворцовой площади и разговаривали.  У него не было подходящей обуви для конкурса. Я ему дал свои туфли. Он уехал на конкурс, выиграл его, но в Бельгии не остался. Наша дружба продолжалась до его отъезда. Мы с тобой жили вместе, когда он и Валерий Майский приехали прощаться. Это был 1972 год.

 

Ты дружил с Филиппом до конца его жизни, не так ли?

В Париже, мы опять нашлись. Филипп был в очень сильном кризисе. Когда мы с Катрин переехали в Нормандию, где она получила работу в начале 1976 года, он приехал к нам жить. Мы вчетвером, (у нас уже родилась дочка Вера) поселились  в доме на берегу моря, где я снял две комнаты. На 2-м этаже поселился Филипп, а на 3-м мы. Он боролся за то, чтобы его невесту выпустили из Союза.. Потом он уехал, а осенью приехал снова, мы уже жили в совсем маленьком местечке на берегу Ла-Манша, мы нашли ему квартиру и он привез свою жену. Жили они здесь месяца 3-4, он регулярно ездил на гастроли. Потом они вернулись в Брюссель. У них родилась дочь Вероника. Вскоре Филипп заболел, мы часто говорили по телефону. Мы съездили к нему уже перед его смертью… Я забыл сказать, что, когда он выиграл Конкурс Королевы Елизаветы, ему предложили сыграть в Большом Зале Филармонии мой скрипичный концерт, он сыграл и, конечно, сыграл замечательно. Да, должен рассказать еще один забавный эпизод. Его заставили играть на Всесоюзном конкурсе к столетию со дня рождения Ленина. Филипп пришел ко мне, рассказал об этом конкурсе и попросил меня поехать с ним, потому что собирался играть мой концерт, а я должен был ему аккомпанировать. Конкурс проходил в Риге. Мы поехали. Это был, 1970 год. Представляешь, я со своим “великим” пианизмом… а там оказалось, что надо еще играть одну пьесу современного композитора. До конкурса оставалось 2 дня. Филипп попросил меня срочно сочинить пьесу. Один день я сочинял, второй день мы репетировали и вышли играть. К сожалению, первую премию Филипп не получил, но получил вторую. Он ужасно расстроился, и я думаю, что это очень сильно повлияло на наши отношения, потому что он считал, что я ему “не принес успеха”.

 

А туфли вернул?

Да, и туфли вернул, и привез мне подарки — по тем временам это были царские:  роскошный галстук и газовую зажигалку. Мы таких не видели. Думая сейчас о Филиппе, я понимаю, что это был невероятно пронзительный человек. Мы еще с ним ездили в Ригу на гастроли, когда там был фестиваль ленинградской музыки. 

 

Твоя жизнь складывалась довольно успешно в это время. Тебя приняли в Союз композиторов, твою музыку много исполняли, ты поступил на работу в СМШ, был очень популярен… И вдруг, как гром среди ясного неба, произошла твоя встреча с Катрин Бадур, молодой француженкой, проходившей практику в Минске и изучавшей творчество Ахматовой. Любовь. Свадьба. Эмиграция во Францию… Интересная линия жизни: Воркута, Ленинград, Париж. Наверно, это было непросто. 

Да, конечно. Первый шок, конечно, был связан с Ленинградом. Когда мама уезжала в Воркуту, оставив меня 14-летнего провинциального мальчика, в Ленинграде, я, провожая ее кричал: “Забери меня, я не хочу здесь оставаться”. Мое неприятие Ленинграда поселилось глубоко во мне. Интернат, общежитие, скитание по квартирам тоже не способствовало особому счастью. Да и в городе я себя так до конца не чувствовал своим. Это тоже повлияло на решение уехать. Судьба моих родителей тоже не позволяла принять эту страну как свою. С 6-ти лет я знал, что нельзя говорить то, что я понимаю и чувствую. Мама не имела права жить в больших городах. Я помню как мы приехали в 1950 году в Москву без разрешения и мама шарахалась от любого милиционера. А я запел на улице: “Мавзолей Ленина, мавзолей Сталина…”  Мама больно заткнула мне рот. К советской власти у меня было двоякое отношение: с одной стороны благодарность за то, что получил образование и абсолютное недоверие ко всей партийной системе. В это время многие говорили об отъезде и многие уезжали. Я был в правлении Союза композиторов и должен был принять участие в голосовании против уезжавшего Владимира Фрумкина. И все тянули руки. На меня это произвело жуткое впечатление. Я начал задыхаться. Мое желание уехать возникло еще до встречи с Катрин. Ну, а потом Бог послал Катрин.

Валерий Арзуманов с будущей женой француженкой Катрин. Финский залив, Репино, около Дома композиторов, июнь 1973 г.

Расскажи про свои первые шаги в Париже.

Подруга Катрин училась в консерватории. Таким образом, через нее оказалось возможным обратиться к Мессиану, показать ему свою музыку. Так что мой переезд получился довольно удачным. Я сразу нашел работу тапера, к которой я был готов, потому что еще в Консерватории я подрабатывал в разных балетных студиях Ленинграда. Конечно, я импровизировал, что очень всем нравилось. Я даже на этом поприще мог сделать небольшую карьеру, потому что оказался в балетной школе Гржебиной, а она была очень известным хореографом по характерным танцам. Она мне  предлагала вместе работать в Парижской Опере, но у меня голова была настроена только на сочинение и, как только я понял, что я могу оттуда сбежать, я сбежал.

 

Сбежал куда?

Меня приняли в консерваторию. Это была очень большая удача. Мне дали стипендию, жилье. Я поступил в класс к Мессиану. Но очень быстро у меня возник идеологический конфликт с современной музыкой, что постепенно привело к глубокой депрессии.

 

Мы еще вернемся к твоей депрессии. Расскажи, пожалуйста, о Мессиане.

Мечта о классе Мессиана вспомнилась, и осенью того же 1974 года мне удалось показать мэтру мой Скрипичный концерт (опус 38), запись с Хиршхорном и вокальный цикл "Красная флейта" (опус 52, посвящен Ирэне Ясногородской) Музыка моя Мессиану понравилась. Частных учеников он не брал и предложил мне поступать в его класс в консерватории. Мне было уже 30 лет. К счастью я согласился. То, что я учился у Мессиана в Парижской консерватории очень мне помогло впоследствии в трудоустройстве.  

Обеспокоенный почему-то экзаменом по сольфеджио, который считался трудным, Мессиан стал приходить на полчаса раньше, чтобы давать мне и молодому французу Филиппу Фенелону аккордовые диктанты. Слух у Мессиана был невероятный. Из его мягких, плотных, медлительных пальцев потихоньку выплывали аккорды из 6-7 нот. Каким-то чудом я их слышал. Это была странная подготовка. Ничего подобного для экзамена по сольфеджио не требовалось. Мы писали обычные картонные, кажется трёхголосные, диктанты.  

Приёмные экзамены состоялись в начале ноября. В класс композиции Мессиана в этот год были зачислены француз Филипп Фенелон, американец Джеральд Левинсон, японец Юниши Нияши и я. 

Класс у Мессиана оказался большим. В основном это были иностранцы. Приходили в его класс показывать свою музыку и всемирные знаменитые уже тогда Штокгаузен, Ксенакис, Берио, Денисов, и недавно окончившие ученики Гризе, Мюрай, Левинас. Студенты ориентировались в основном на их стили. Мне же эта музыка ничего не говорила ещё со времён аспирантуры.

Сам же Мессиан, его личность и его преподавание прорастали во мне всю мою жизнь. Его анализы классиков значительно углубили моё понимание музыки в целом, а его теория ритма помогла мне подвести базу под мои беспорядочные искания в этой области. Кроме того, в классе изучался мировой фольклор. В основном примитивы: музыка Полинезии, Африки, южноамериканских индейцев. В перенаселённом Париже эта музыка воспринималась как горный воздух. Однако, не знаю почему, музыка самого Мессиана, несмотря на то, что он её часто показывал и анализировал, не ложилась тогда в мои уши.

 

Я знаю, что поначалу ты пытался как-то осмыслить себя, свою жизнь и отношения в России и это был довольно болезненный процесс.

Живя в Париже, вдали от родины, я вдруг стал видеть себя и своё советское прошлое как бы со стороны. Моя жена, Катрин, влюблённая в русско-советскую цивилизацию с 12-ти лет, по-прежнему училась на факультете русского языка в университете. Мы оба много читали : русскую классику (Толстой, Достоевский, Бунин, Чехов, Мельников-Печерский, Лесков) и запрещённых тогда в СССР Солженицына, Максимова, Синявского, Гроссмана, Евгению Гинзбург, Платонова, Шаламова, Надежду Мандельштам, Бердяева, Бродского… Постепенно я стал смотреть на свою страну её глазами. Я начал понимать, насколько же уникальна, при всех её извращениях и ужасах, советская цивилизация, непосредственно вытекающая из русской, несмотря на её глубинные связи с Европой, а может и благодаря им. Русские и советские песни, фольклор, русская и советская музыка зазвучали во мне с новой силой.  

Проснулся интерес и к музыке Православной церкви. Начиная с зимы 1974-1975, в течении полутора лет, я пел в церковном и в светском хорах собора Александра Невского в Париже. Хорами управлял выдающийся, по-моему, музыкант Евгений Иванович Евец. Больше всего полюбился мне литургический репертуар 19-го и начала 20-го веков: Архангелский, Львов, Кастальский, Чесноков. Эта музыка настраивала на покаяние. Я стал ходить в Свято-Сергиевский православный богословский институт на лекции по богословию и литургии.

 

Еще в Ленинграде ты заинтересовался индийской философией и музыкой. Нашел ли этот интерес какое-то продолжение в Париже?

О да! Я начал брать уроки индийского пения у замечательного слепого ситариста из Непала, Нарендры Батаджу. Изучать индийскую музыкальную письменность и учиться играть на ситаре мне показалось бесперспективным. Меня интересовал лишь смысл этой музыки и её технология в целом. Впоследствии мы с Батаджу подружились, и Катрин неоднократно устраивала его концерты на фестивале “Брельская Весна” в Ё, которым она занималась в течении 12-ти лет. 

Я купил фолк-гитару, своим металлическим звуком напоминающую индийский ситар. Оставил на ней всего лишь три струны : бас, квинту и верхнюю октаву. Играл на ней, как и в Ленинграде, нечто похожее на музыку раг. Постепенно я начал петь сам, отталкиваясь от пения братьев Дагар. Пел я свои “раги” и на нескольких концертах сочинений студентов консерватории на Радио-Франс. Эти концерты транслировались по всей стране. Рядом с предельно усложнённой музыкой студентов, мои “раги” казались, наверное, бредом сумасшедшего. Однако Мессиан меня поддерживал, но считал, что и эту музыку нужно записывать. Как-то раз, после очередной “раги”, спетой Мэтру в классе один на один, он сказал мне : “Вот видите, эта музыка уже пропала навсегда !” Но писать ноты я физически не мог.

Чтобы получить диплом консерватории, я был обязан написать оркестровое сочинение. Мессиан спросил, есть ли у меня что-то старое. Я принёс партитуру “Двух пьес памяти Берга” для большого оркестра (опус 44), написанных ещё в 1970 году в аспирантуре. Салманову это сочинение не понравилось. Я положил его в стол. В те годы у него уже начался период возврата к простоте. Просмотрев партитуру, Мессиан обрадовался и предложил мне, чтобы мы исполнили это сочинение на экзамене. Но начинать свою французскую творческую жизнь с подлога мне не хотелось. Во мне уже звучало вовсю покаяние. Так я и не получил диплома Парижской консерватории. Впоследствии, через 15 лет, мне всё-таки его дали, как эквивалент ленинградскому.

 

Ты перестал писать ноты, но музыку все-таки сочинял.

У меня были такие навязчивые идеи. Теперь, когда моя жизнь подходит к концу, я думаю: “А зачем я все это искал? Сидел бы, как все, писал бы музыку, как делают все нормальные люди и не дергался бы ни в индийскую музыку, ни в рок, ни в церковную… Но у меня получилась какая-то кривая  музыкальная судьба, а, с другой стороны, может быть как-то все это переплавилось, но судить об этом уже не мне. Но на бумаге я не писал 12 лет. У меня была такая идея и я очень долго с ней жил: есть люди, у которых музыкальный талант самодостаточен, а мне казалось, что свою жизнь чисто музыкальным образом я не могу выразить до конца. Я начал сочинять стихи, потом песни на свои тексты, зная, что поэтом в одночасье не становятся, тем не менее мне показалось, что в этом что-то есть и, может быть именно там и есть самое интересное из всех моих поисков.

 

Но это все не пропало. Ты записал это потом?

На бумаге есть все, но на пленки я записал мало. 

 

Почему вы с Катрин уехали из Парижа?

В сентябре 1975 года Катрин предложили место преподавателя русского языка в лицее небольшого нормандского городка с невозможным для русского слуха названием «Eu»  (это нечто вроде очень твёрдого русского Ё). В декабре того же года у нас родилась дочь Вера. Жить в Париже становилось всё труднее и труднее. Ездить из Ё в Париж оказалось накладно. Я ушёл с работы и постепенно забросил консерваторию. 

Париж полюбить мне не удалось. Впрочем и в Ленинграде я никогда не чувствовал себя дома. Моё детство прошло в крошечном посёлке Предшахтная возле Воркуты. За окнами были териконники и тундра без конца и без края. Полвека спустя мы с Катрин и с нашим младшим сыном Жаном съездили туда. Наши бараки давно исчезли. На их месте теперь полупустые многоэтажки умирающего города. Там я окончательно понял, что это и есть моя земля, моя родина.  

 

Воркута. Валерий и Жан перед последним домом, в котором жила семья Валерия в 1960-е годы. Сентябрь 2011

Валерий, насколько я тебя знаю, ты  не карьерист.  Ты сидишь за столом или инструментом и делаешь свое дело. Так? Карьера каким-то образом сама образуется. Тебя исполняют, о тебе написано две серьезные книги…

Но такой карьеры как в Петербурге, когда меня исполняли в Филармонии большие музыканты, у меня во Франции не было. Я прожил много лет в полном профессиональном одиночестве, пел и играл только свои импровизации, меня считали сумасшедшим, когда на Венецианском Бьенале я пел, но еще было хуже, когда я гитару бросил и стал просто петь. Идея была найти музыкальную материю, в которой бы не было никаких ассоциаций. Но хуже всего было когда я начал танцевать, потому что мне вдруг показалось, что наверно так я могу выразить себя лучше. Это был тяжелый случай. Когда я вышел на Радио Франс и начал петь и танцевать, тут уж все решили, что я сошел с ума. Но, я часто говорю об этом: когда ты идешь на дно и достигаешь его, после этого ты уже можешь начать подниматься. Вероятно на этом "дне" я и нашел, наконец, кто я есть на самом деле.

 

Сейчас ты маститый, мудрый композитор. Ты продолжаешь поиски или тебе кажется, что ты себя уже нашел?

Ещё студентом ленинградской консерватории я слышал следующий анекдот : один из учеников показывает Римскому-Корсакову в консерватории своё сочинение.

Ученик играет свой опус. Справа от него сидит мэтр, слева ассистент. 

— Ну как ? спрашивает мэтр у ассистента.

— Вы знаете, Николай Андреевич, мне кажется это на что-то похоже.

— Вот и хорошо, батенька ! Было бы хуже, если бы это было не похоже ни на что !

Мне уже за семьдесят. Я пытаюсь понять, на что же похожа моя музыка. Наверное мне самому это не определить. Впрочем также как любому из нас не определить свою суть. Человек раскрывается лишь в движении, в контакте, отражаясь в глазах и душах разных людей. Я часто слышал самые противоречивые суждения о моих сочинениях.  В каждом из них есть доля правды. Ты, наверно, знаешь анекдот: сидит человек на завалинке и играет на балалайке одну и ту же ноту: “Тляяям!” Его спрашивают: “Что ж ты одну ноту играешь? Вот сыграй, как Иван, плясовую!” “ Да нет, — отвечает, — он ищет, а я уже нашел!” Вот мне кажется, что эту ноту я уже нашел. Главное, не начать повторяться. Очень постепенно из моих поисков начала складываться какая-то музыкальная система, в которой, конечно, очень большую роль сыграл Мессиан, потому что именно через него я понял, что такое музыкальный анализ. Когда ты встречаешься с великим музыкантом, тебе достаточно двух, трех уроков, чтобы понять что-то очень существенное. Мессиановское понимание музыки, его глубочайший анализ музыкальных произведений, которые мы слушали на уроках, дало мне очень много. А второе — его ритмическая система, которую я просто внедрил в свои сочинения, но изучал я ее много лет. У него было уникальное понимание ритмической структуры. Вот так постепенно начала “вытанцовываться” моя собственная музыка. И еще: эмиграция позволила мне взглянуть на культуру, в которой я вырос, со стороны. Сначала я все выбросил, а потом стал возвращаться: один мотив, другой мотив, это я слышал в детстве, это позднее. Я начал это записывать… Т.е. это даже как бы не моя музыка, все это начало разрастаться: фортепьянные пьески, вокальные, инструментальные ансамбли, камерная музыка. С 1984 года я пишу регулярно. 

Семья Азурмановых. Город Ё, лето 2015

Когда ты все успеваешь? У тебя огромная семья, много различных дел…

Да, жизнь скучать не давала и не дает. Четверо детей, внуки, дом, работа. Но все свободное от этих обязательств время я сочинял. А потом это превратилось в необходимость, это как дышать — есть время или нет, все равно дышишь. Последние годы я просыпаюсь утром и обнаруживаю, что за ночь у меня что-то сочинилось. Самые невероятные идеи приходят неизвестно как и откуда. Каждый день я встаю и работаю с семи или с восьми утра.

 

И ты до сих пор ноты пишешь от руки, не прибегая к помощи компьютерных программ?

Да. Я вообще с компьютером не в ладах. Вот только что я научился читать имейлы.

 

Сколько опусов у тебя написано?

Цифры получаются какие-то невероятные, потому что я не пишу симфонической музыки, оперы, балеты. Сейчас я на 280-м опусе.

 

Я хочу тебе задать последний вопрос. Жизнь состоялась? Ты счастлив?

Да состоялась, да счастлив. Единственное, что беспокоит: успеть привести в порядок написанные ноты.

 

Что значит, привести в порядок?

Есть целый ряд рукописей, в которых черт ногу сломает, их надо напечатать, чтобы они обрели читаемый вид. Для меня это очень важно.

 

Я надеюсь, что ты все успеешь. И еще желаю тебе написать много-много опусов. Огромное тебе  спасибо за беседу.

 

Беседовала Ирэна Орлова

январь 2018

 

Валерий Арзуманов — композитор, музыкант. Родился 3 августа 1944 года около Воркуты. Окончил в Ленинграде музыкальную школу по классу скрипки и композиции и консерваторию по классу композиции. Окончил аспирантуру (1971). Член Союза композиторов. Преподавал в музыкальной школе и консерватории. В 1974 году уехал во Францию. Работал аккомпаниатором в Школе русского балета Ирины Гржебиной. Учился в Парижской консерватории у О. Мессиана. В 1977 поселился в Нормандии в городе Ё (деп. Приморская Сена). Преподавал русский язык. Писал стихи, песни. С 1984 занимается композицией. Работал художественным руководителем  Национальной музыкальной школы Нотр-Дам-де-Граваншон.  Преподавал в Руанской консерватории. Пишет камерную, инструментальную, вокальную, хоровую музыку, автор около 280-ти опусов.

 

Ирэна Орлова родилась в 1942 г. С 15-ти лет по сегодняшний день преподаватель фортепиано. В 1980 г. эмигрировала в Израиль, где, продолжая преподавать, работала в психиатрической больнице "Эзрат Нашим" музыкальным терапевтом. В 1983 г. вышла замуж за выдающегося музыковеда Генриха Орлова и в 1985 г. переехала с ним в США, город Вашингтон, где живет и работает в музыкальной школе в настоящее время. 

22.02.201811 966
  • 31
Комментарии

Ольга Смагаринская

Соломон Волков: «Пушкин — наше всё, но я бы не хотел быть его соседом»

Павел Матвеев

Смерть Блока

Ольга Смагаринская

Роман Каплан — душа «Русского Самовара»

Ирина Терра

Александр Кушнер: «Я всю жизнь хотел быть как все»

Наталия Гулейкова-Сильвестри

Мир Тонино Гуэрры — это любовь

Елена Кушнерова

Этери Анджапаридзе: «Я ещё не могла выговорить фамилию Нейгауз, но уже

Эмиль Сокольский

Поющий свет. Памяти Зинаиды Миркиной и Григория Померанца

Михаил Вирозуб

Покаяние Пастернака. Черновик

Юлия Медведева

Андрей Битов. Начало

Игорь Джерри Курас

Камертон

Сергей Чупринин

Вот жизнь моя. Фейсбучный роман. Избранное

Людмила Штерн

Зинка из Фонарных бань

Людмила Безрукова

Возвращение невозвращенца

Леонид Бахнов

В сетях шпионажа

Дмитрий Петров

Смена столиц

Лена Берсон

Мама, я на войне, позвоню потом

Елизавета Евстигнеева

Земное и небесное

Анна Лужбина

Стыд

Наталья Рапопорт

Катапульта

Галина Лившиц

Первое немецкое слово, которое я запомнила, было Kinder

Уже в продаже ЭТАЖИ 3 (31) сентябрь 2023




Наверх

Ваше сообщение успешно отправлено, мы ответим Вам в ближайшее время. Спасибо!

Обратная связь

Файл не выбран
Отправить

Регистрация прошла успешно, теперь Вы можете авторизоваться на сайте, используя свой Логин и Пароль.

Регистрация на сайте

Зарегистрироваться

Авторизация

Неверный e-mail или пароль

Авторизоваться