литературно-художественный журнал «ЭТАЖИ»

[email protected]

Анна Гедымин

Вера в счастье

22.11.2023
Вход через соц сети:
19.06.201912 229
Автор: Елена Кушнерова Категория: Музыкальная гостиная

Обзор-1 конкурса Чайковского. Пианисты, 1 тур

 

Прямая трансляция из зала

 

Сразу скажу, что мне невероятно обидно, что не могу следить за конкурсом Чайковского из зала. Так получилось, что несколько концертов в Германии лишили меня возможности слушать выступления участников «вживую». Но мы живем в такое время, что из любой точки земного шара можно смотреть и слушать конкурс через Интернет. Именно этой потрясающей возможностью я воспользуюсь, чтобы составить собственное мнение об игре молодых музыкантов, уже отобранных к конкурсу по видеокассетам. Этот жёсткий отбор привел к тому, что на ведущих конкурсах уже отсутствуют так называемые «туристы». Так мы называли музыкантов, которые ни талантом, ни подготовкой не соответствуют уровню состязания, а просто хотят съездить в другую страну, познакомиться с коллегами и хорошо провести время.

Сейчас выступают только способные, отлично подготовленные молодые люди с амбициями. Не ошибусь, если скажу, что в этой жёсткой борьбе одной из основных составляющих победы, помимо таланта и удачного выступления, является «Госпожа Удача». Кто понравится публике, жюри, кто обладает бóльшим сценическим обаянием, харизмой, это основной вопрос.
Конкурсы давно превратились ещё и в конкуренцию различных фирм, предоставляющих в распоряжение участников рояли. В этот раз на сцене Большого зала 5 (!) роялей! И участники выбирают рояль по своему вкусу для выступлений.
Должна сразу сказать, что не в курсе никаких закулисных игр, не знаю участников, кто там фаворит, кого любит публика, кого знает жюри. В этом плане мои короткие заметки и впечатления полностью независимы.


Перейду к моим впечатлениям от выступлений участников.


Пианист из Китая Ань Тяньсю

Смотреть запись выступления


Первым на записи мне попался 20-летний пианист из Китая Ань Тяньсю. Думала, что он и выступал первым, но оказалось, что записи дали вперемежку, о чем я и не подозревала. Хорошо, что проверила. Но для меня Ань Тяньсю был первым, кого я услышала. И надо сказать, что китайский пианист сразу высоко поднял планку соревнования. Практически безупречная игра, несмотря на видимое волнение. Этот мальчик подготовлен к конкурсу не на 100%, а минимум на 150.
Начав свое выступление с прелюдии и фуги Баха до мажор из 2-го тома ХТК (кстати, очень удачный первый номер программы), он сразу заявил о себе как о серьёзном музыканте, не ищущим дешёвых эффектов. Даже здесь, в Бахе, я обратила внимание на его невероятную пианистическую форму, достигаемую многочасовыми занятиями. Прелюдия на мой вкус прозвучала несколько романтично, а фуга — отлично. Четко, ритмично, с пониманием полифонии. Все на своих местах. Этюд Шопена меня особо не впечатлил (ор.10, номер 10), но сыгран был технически безупречно, что для конкурса вполне достаточно.
Этюд-картина Рахманинова ля минор («Красная шапочка») сорвал первые аплодисменты зала. И правда, очень здорово, просто зубодробительно. Мне очень импонирует в его технике минимализм движений. Почти не видно, что он делает, пальцы не делают ни одного лишнего движения, эта «экономность» средств позволяет ему добиться качества в любом темпе. Звук показался мне несколько металлическим, но я не могу с уверенностью утверждать зависит это от записи, от рояля (он играл на китайской, мне неизвестной фирмы) или просто у самого пианиста очень жесткая атака.
Скерцо-Фантазия Чайковского из ор. 72 была так же сыграна блестяще. Здесь пианист ещё раз продемонстрировал свою природную мелкую технику.
Что касается Бетховенской Аппассионаты, здесь тоже всё, ну, буквально всё выверено до миллиметра, точность исполнения всех бетховенских указаний, темп, ритм, всё на месте. Насколько это исполнение имело художественную ценность, не берусь судить по записи. Можно, конечно, искать «блох» в каждом исполнении любого музыканта, но учитывая юный возраст и конкурсную атмосферу, это исполнение безусловно заслуживает всяческих похвал.
Ну, и заключительным аккордом (или ударом) стал трансцендентный этюд Листа «Дикая охота». Сыгран, как и вся программа, безупречно. Может быть, я бы посоветовала ему чуть-чуть лучше дослушивать паузы, от этого напряжение многократно возрастает и впечатление усиливается. Но это, конечно, придирка.
Итог: очень сильный пианист, с великолепной техникой, мощно подготовленный. Для меня жестковато. Может быть, это рояль виноват, может быть запись. Судить не берусь.


Дмитрий Шишкин, российский пианист

Смотреть запись выступления


Его слушала сразу после его китайского коллеги (хотя в прослушивании они играли в обратном порядке).
Сразу порадовал красивый сочный звук моего любимого рояля Steinway.
Шишкин — опытный музыкант, выиграл множество конкурсов, играет концерты по всему миру. Для такого послужного списка, мне показалось, что пианист был зажат, было видно напряжение. Все время думала: «Боже! Как же трудно играть на рояле!» Это ощущение не оставляло меня на протяжении всего выступления. И Бах (соль мажор из 1 тома ХТК), и знаменитая «Аврора» Бетховена были сыграны отлично, но как-то слишком правильно что ли. Не почувствовала личностного отношения или вообще хоть какой-то индивидуальности. Единственное, что порадовало — потрясающие глиссандо октавами в финале сонаты. Понятно, что груз премий давит на него, надо обязательно выиграть. То есть мне кажется, пианисту не удалось избавиться от конкурсного волнения. Выдан дежурный конкурсный вариант. Вроде и придраться не к чему, но и слушать неинтересно.

 

Константин Емельянов, российский пианист

Смотреть запись выступления


Как контраст — Константин Емельянов, так же из России.
Волнуются все, но у Емельянова я не чувствовала напряжения. Приятная манера игры, технически так же безупречно, как и у предыдущих мной описанных пианистов, но зато личностно, со своим отношением. Это для меня — главное!

Во-первых, прозвучала не вечная «нечеловеческая музыка» (Аппассионата), которая уже набила оскомину, а соната Гайдна, просто и со вкусом сыгранная. Мне импонировало, что музыкант уделил много времени музыке Чайковского. Это был не «принудительный» номер в программе, а довольно редко звучащие произведения — Романс ор. 5, Характерный танец ор. 72 и Ноктюрн ор. 19. Медленная музыка на конкурсе — это смело. Пианист не ищет «выигрышных», конкурсных номеров, а просто музицирует в свое удовольствие. Недаром и реакция публики была соответствующей. Меня подкупил его Чайковский — красиво и просто, без всяческих эффектов и «переживаний».
Зато после этого блока Чайковского Константин выдал настоящий конкурсный вариант этюдов — самый трудный этюд Шопена — ля минор номер 2 из ор. 10. Что можно сказать? Браво! Затем Рахманинов — ля минор из ор. 39, так называемая «Красная шапочка». Можно было сравнить с коллегой из Китая. Хотя китаец сыграл его технически невероятно здорово, у Емельянова это был не просто потрясающе сыгранный этюд, а именно Этюд-Картина! И именно Красная шапочка. Не припомню, чтобы кто-нибудь понравился мне с этим этюдом до такой степени. Получила просто огромное удовольствие. Ну, и на закуску «Кампанелла» Листа.
В общем, буду за него болеть.

 

Читать "Обзор-2 конкурса Чайковского. Пианисты, 1 тур"

 

Текст Елены Кушнеровой, специально для журнала "Этажи"

19 июня 2019

 

Елена Кушнерова — пианистка. Родилась в Москве, окончила ЦМШ (Центральная музыкальная школа) при Московской консерватории им. П. И. Чайковского по классу Т. Е. Кестнер, МГК и аспирантуру МГК по классу проф. С. Л. Доренского. Занималась также у Б. А. Шацкеса. Большое влияние на неё оказал композитор А. Л. Локшин, написавший специально для неё Вариации (1982 год). Международная карьера началась после отъезда в Германию в 1992 году. С 2002 года является артистом Стейнвея (Steinway Artist), с 2006 — постоянным приглашенным профессором Elisabeth Music University в Хиросиме (Япония). В 2015 году награждена в России медалью "За вклад в развитие музыкального искусства". В настоящее время проживает в Баден-Бадене (Германия) и Нью-Йорке — НЙ (США) Е.К. также пишет рассказы. В 2016 награждена дипломом "Автор года 2015" в двух категориях за свои рассказы в сетевом портале "Заметки по еврейской истории" и "7 искусств», автор книги «Песни странствующего подмастерья» (Arcus NY, 2018). Редактор рубрики "Музыкальная гостиная" в журнале "Этажи".

19.06.201912 229
  • 14
Комментарии

Ольга Смагаринская

Соломон Волков: «Пушкин — наше всё, но я бы не хотел быть его соседом»

Павел Матвеев

Смерть Блока

Ольга Смагаринская

Роман Каплан — душа «Русского Самовара»

Ирина Терра

Александр Кушнер: «Я всю жизнь хотел быть как все»

Ирина Терра

Наум Коржавин: «Настоящая жизнь моя была в Москве»

Елена Кушнерова

Этери Анджапаридзе: «Я ещё не могла выговорить фамилию Нейгауз, но уже

Эмиль Сокольский

Поющий свет. Памяти Зинаиды Миркиной и Григория Померанца

Михаил Вирозуб

Покаяние Пастернака. Черновик

Игорь Джерри Курас

Камертон

Елена Кушнерова

Борис Блох: «Я думал, что главное — хорошо играть»

Людмила Безрукова

Возвращение невозвращенца

Дмитрий Петров

Смена столиц

Елизавета Евстигнеева

Земное и небесное

Наталья Рапопорт

Катапульта

Анна Лужбина

Стыд

Галина Лившиц

Первое немецкое слово, которое я запомнила, было Kinder

Борис Фабрикант

Ефим Гофман: «Синявский был похож на инопланетянина»

Марианна Тайманова

Встреча с Кундерой

Сергей Беляков

Парижские мальчики

Наталья Рапопорт

Мария Васильевна Розанова-Синявская, короткие встречи

Уже в продаже ЭТАЖИ 1 (33) март 2024




Коллектив авторов Самое важное — в нюансах
Галина Калинкина Текст найдёт писателя и задушит
Михаил Эпштейн Зияние, или Заклятие кистью
Николай Грозни Признак Будды
Юлия Медведева Роман с Индией
Александр Курапцев Кумаровские россказни
Ефим Бершин С чистого листа
Дмитрий В. Новиков Волканы
Марат Баскин Жили-были
Павел Матвеев Встреча двух разумов, или Искусство парадокса
Ефим Бершин Чистый ангел
Наталья Рапопорт Мария Васильевна Розанова-Синявская, короткие встречи
Алёна Рычкова-Закаблуковская Взошла глубинная вода
Анна Агнич Та самая женщина
Юрий Анненков (1889 – 1974) Воспоминания о Ленине
Елизавета Евстигнеева Яблочные кольца
Владимир Гуга Миноги с шампанским
Этажи Лауреаты премии журнала «Этажи» за 2023 год
Галина Калинкина Ольга Балла: «Критика — это служба понимания»
Михаил Эпштейн Лаборатория чувств. Рассказы о любви.
Наверх

Ваше сообщение успешно отправлено, мы ответим Вам в ближайшее время. Спасибо!

Обратная связь

Файл не выбран
Отправить

Регистрация прошла успешно, теперь Вы можете авторизоваться на сайте, используя свой Логин и Пароль.

Регистрация на сайте

Зарегистрироваться

Авторизация

Неверный e-mail или пароль

Авторизоваться