литературно-художественный журнал «ЭТАЖИ»

etazhi.red@yandex.ru

20.06.20195469
Автор: Елена Кушнерова Категория: Музыкальная гостиная

Обзор-2 конкурса Чайковского. Пианисты, 1 тур

 

Читать «Обзор-1 конкурса Чайковского. Пианисты, 1 тур»

 

Прямая трансляция из зала

 

С сожалением должна признаться, что не в состоянии слушать всех участников от начала до конца, поэтому записки мои будут носить фрагментарный характер. Можете считать их своего рода зарисовками к прослушиванию. Или назовем это «Впечатления».

Интересно, что пока играют только пианисты. Не было ни одной пианистки (если я ничего не пропустила). Нет, я не к тому, чтобы ввести «квоту» на пианисток, просто интересный факт. Кстати, вспоминая мою консерваторскую конкурсную молодость, я частенько оказывалась в прослушиваниях единственной девушкой среди красных молодцев. Тогда никому и в голову не могло прийти, что надо бы больше девушек пропустить. Наоборот, помню, как профессора, до которых долетел слух, что я играю «Петрушку» Стравинского, в коридорах мне объясняли, что «женщины «Петрушку» не играют», и чтобы я оставила эту бесполезную затею... Сегодня этих профессоров могли бы уволить за «сексизм».

 

Прослушала довольно много пианистов. Почему-то только российские попадались, за исключением японца Мао Фудзита и француза Александра Канторова.

 

Вместо того, чтобы готовиться к своему концерту, слушала Филиппа Копачевского и за ним молодого пианиста Антона Яшкина.

 

Смотреть запись выступления

Копачевский понравился. Он показался мне серьезным музыкантом и достаточно владеющим всем техническим арсеналом. До мажорный Бах из 1 тома ХТК прозвучал очень гармонично. Опять же, убедилась, насколько удачно выбранная соната Гайдна побивает какую-нибудь «Аппассионату» или «Аврору». Конечно, по сложности нельзя сравнивать труднейшие сонаты Бетховена и сонаты Гайдна, но друзья! «Аппассионата» лезет из ушей! Я не знаю, КАК надо сыграть «Аппассионату», чтобы ее было интересно слушать. Вообще такое ощущение, что Бетховен написал всего несколько сонат. Вот, «Аппассионату», к примеру. Почему никто не сыграет 4 сонату? Или 15? Вы скажете, это не имеет отношения к тому, о чем я пишу. Согласна. Просто это был крик измученной души. На удивление свежо прозвучал у Копачевского Чайковский. Казалось бы, тоже давно «замыленные» «Времена года» — Май, Июнь, Июль. Просто и искренне. Дорогого стоит!

 

Смотреть запись выступления

Антон Яшкин, молодой пианист с гигантскими (во всяком случае, так мне показалось) руками. На удивление зрелое выступление для такого молодого музыканта. Аппассионату, извините, пропускаю, хотя играл он её достойно. Считайте, что это моя проблема. В один день несколько Аппассионат для пианиста — пытка. Но этюды были замечательными. И не только технически. Хотя сыграть чисто «Мазепу», называемую в кулуарах «Мазилой», это вам не фунт изюма. Скачки там выучить нельзя. Это либо получается, либо нет. Так вот, у Антона они получаются. Причем, с запасом. Такая техническая свобода, что ни говорите, впечатляет. Но это не была голая техника, это было и с музыкальной точки зрения отлично сыграно. Кстати, пока не забыла, красиво звучит рояль (Steinway).

 

Смотреть запись выступления

Затем мне попалась запись Арсения Тарасевича-Николаева. Насколько я понимаю, это внук Татьяны Петровны Николаевой и сын Кирилла, которого помню по классу Т.Е. Кестнер в ЦМШ.

Очень красивый молодой человек, просто сошедший с полотен Ботичелли! Очень благородная манера игры. Он меня сразу завоевал своим Бахом — ми-бемоль минорная прелюдия и фуга из 1 тома ХТК прозвучала очень по-баховски. На конкурсе медленные и прелюдия, и фуга — это испытание. Которое было выдержанно с честью. Потом была сыграна соната Моцарта си-бемоль мажор. Её я не смогла дослушать до конца. Внимание не держалось. Боюсь предположить, от него ли это зависело, или от меня, но факт остается фактом. Дальше выступление пошло для меня по нисходящей. Знаменитое «Размышление» из ор.72 Чайковского сыграно совершенно неинтересно. Да и этюды были, надо сказать, не впечатляющими. «Метель» Листа была аккуратная и очень далека от стихии, заложенной в этой пьесе, первый, до мажорный этюд Шопена тоже техническим совершенством не отличался, да и темперамента особого я не почувствовала. Рахманинова было слушать откровенно скучно. Не знаю, достаточно ли он наберёт баллов для прохода на 2-й тур.

 

Смотреть запись выступления

Следующим я прослушала пианиста из Франции Александра Канторова, ученика прославившегося на прошлом конкурсе педагога Дебарга. Здесь мне придется сразу извиниться перед поклонниками этого пианиста. Очень приятный молодой человек, но совершенно непрофессиональная игра с полным набором: лишними большими жестами, корявой техникой, стуком ботинком по педали, несовпадением правой руки с басом. И полный произвол в построении музыкальной фразы. Техники настоящей тоже я не заметила.

Начал он программу с Баха — прелюдия и фуга ми-бемоль мажор из 1 тома ХТК. Вот если бы меня спросили: какую прелюдию и фугу вы бы не посоветовали играть на конкурсе, я бы ответила: ми-бемоль мажор из 1 тома. Хотя если она сыграна хорошо, то я готова изменить свое мнение. Прелюдия состоит из нескольких разделов. Так вот второй раздел, с фугато, он начал в два раза медленнее, отсюда и дальнейшее развитие как-то провисло, да и полифония была не прослушана по-настоящему. Боюсь обвинить его в заученных фальшивых нотах, может быть, он играл по неизвестному мне изданию.

Опять же, «Метель» Листа была сыграна буквально по слогам, технически несовершенно, с какими-то потугами на построение картины, но картины не возникло, а пассажи все на одной педали тоже не прибавили впечатления. Следующий этюд, фа мажор Шопена из ор. 10, номер 8 просто технически плохо. И никакая музыкальность тут не поможет, если нет легатных пассажей и темы в левой руке. Далее прозвучало «Размышление» Чайковского из ор. 72. Вот так, на мой взгляд, эту пьесу играю музыканты-любители. Все басы не совпадают с правой рукой, полный развал формы даже в таком маленьком произведении, в общем, не хочется дальше обсуждать. Бурные аплодисменты публики и крики браво предназначались, скорее всего, коллеге Дебаргу, любимцу московской публики.

 

Смотреть запись выступления

И последним на сегодня (хотя уже давно завтра) я представлю молодого японца Мао Фудзита.

Буду краткой. Талантливый молодой пианист, с очень солнечной аурой, юношеским темпераментом и наивной манерой игры.

Выбор Баха вызывает уважение — одна из самых сложный фуг — ля минор из 1 тома ХТК. Сыграна очень ярко, может быть, в фуге хорошо было бы удерживать темп, но эта небольшая погрешность вызвала даже симпатию. Играет живой человек, а не машина. Соната Моцарта до мажор прозвучала очень свежо и по-детски искренне. Единственное, мне несколько мешает излишнее «хлопотание лицом», открытый рот, неуместные (на мой взгляд) улыбки и прочие «отвлекающие маневры». Очень славно он отыграл «Думку», хотя и сорвал аплодисмент между последними двумя аккордами. С одной стороны, непонятно, когда московская публика научится не хлопать перед последним аккордом (из-за этих хлопков и криков «Браво» перед последним аккордом я, маленькая, всегда боялась этой самой «Думки»). С другой стороны надо понимать эту некоторую нескладность у Чайковского, и сидеть и держать напряжение так, чтобы люди просто не смогли бы дышать, не то, чтобы хлопать!

Ну, и на закуску 3 этюда, несколько одноплановых, «громких»: 23 Шопена, ми-бемоль минор Рахманинова и 10 трансцендентный Листа. Ярко, технически свободно и темпераментно. У меня, конечно, были некоторые претензии, но главное, что музыкант молодой, перспективный и это даже хорошо, что ему есть, куда расти.

До встреч! 

 

***

Смотреть запись выступления

Сегодня у меня не будет времени слушать, поэтому быстро запишу впечатления от ещё одного представителя России — Андрея Гугнина.

Зрелый музыкант, 32 года, «последний шанс», представляю себе его состояние, сама играла на «Чайнике» в 31 год. Так что понимаю его желание сделать все возможное для победы. К сожалению, это желание не всегда помогает. Мне показалось, что у Гугнина именно этот случай.

Гипермузыкальность везде, начиная прямо с Баха. Ля-бемоль мажор из 1 тома ХТК, выбранный Гугниным, очень симпатичные контрастные прелюдия и фуга. Что он там изображал на лице, какие-то страсти по непонятно, кому. Никаких особых переживаний в этой музыке нет. Это был какой-то Бах «с оттенками», с романтическими рубато и какими-то странными выдуманными штрихами в фуге.

Следующим номером программы была одна из 2-х сонат Бетховена — «Аврора». Слушала урывками, потому что невозможно все время слушать «Аппассионату» и «Аврору». Но начало было такое же романтическое, как и Бах, со всеми деталями и оттенками, не предусмотренными Бетховеном. Все это дублировалось на лице, так, что просто невозможно сосредоточиться на музыке. Дорогие молодые коллеги, кто читает эти записки, пожалуйста, помните, что сегодня камера показывает ваше лицо во весь экран в отличном качестве! Следите за мимикой! Никакое это не выражение индивидуальности! Это просто-напросто отсутствие дисциплины и культуры игры. Поверьте, гримасничанье и построение каких-то невероятных масок на лице ни на миллиграмм не помогает играть, а только отвлекает от главного! Всё, что вы показываете лицом, глазами, ртом, всё это должно быть в пальцах. И в вашей интерпретации. Извините, но наболело!

Во время игры Гугнина я сделала такие заметки: всё играется с каким-то как бы «особым значением», пианист так старается, так переживает, что на него больно смотреть. Причем, везде, независимо от музыки, которую он играет.

Преувеличение эмоций, гипертрофированность переживаний — вот впечатление от этого выступления.

Далее. Мне показался более, чем странным, выбор этюда Шопена. Ля-бемоль мажор, ор. 25, номер 1 на конкурсе Чайковского? Что пианист хотел здесь продемонстрировать? Это самый первый этюд Шопена, который дают в школе. Понятно, вы мне возразите, что любой этюд Шопена трудно по-настоящему сыграть. Какая-то доля правды в этом есть. Но, согласитесь, есть разница, когда играют второй этюд (ор.10, Н.2) или терцовый из ор.25 или 13-й этюд для начинающих! Идея была, наверное, компенсировать этот легкий этюд «Дикой охотой» Листа. Но «Дикая охота» по-настоящему тоже не удалась. Очень большой разброс темпов (причем, этот порок был и в других произведениях), что разрушает единство формы. Быстрые части слишком быстро, а медленные — преувеличенно медленно. Потом! Охота ДИКАЯ! Не нужны там эти все переживания и страдания, совершенно исказившие всю картину! Не было воли, мощи, да и ритм сильно хромал из-за страшно быстрых темпов. Все паузы оказались недослушанными, поэтому все валилось в кучу.

И напоследок пианист сыграл «Думку» Чайковского. Все недостатки, описанные выше, проявились и здесь. Огромная разница в темпах, что ведет к развалу формы, отсутствие простоты, все как-то ужасно музыкально и совершенно не сочетается с характером этой пьесы. В скобках Чайковский пишет: «Русская сельская сцена». Откуда там эти шекспировские страсти? Нашла текст Чайковского на эту тему:

«Мне кажется, что я действительно одарён свойством правдивым искренно и просто выражать музыкой те чувства, настроения и образы, на которые наводят тексты.»

Ключевые слова: правдиво, искренне и просто. В этом конкурсном угаре пианист совершенно упустил это из виду. Только что нашла на youtube запись «Думки» в исполнении Бориса Березовского. Сразу бросается в глаза, в уши — простота. Просто картинка сельской жизни. Никаких трансцендентных переживаний. Все сразу встало на свои места.

Так что музыкант, уже опытный, явно перестарался. Тот случай, когда «меньше — лучше».

 

Текст Елены Кушнеровой, специально для журнала "Этажи"

20 июня 2019

 

Елена Кушнерова — пианистка. Родилась в Москве, окончила ЦМШ (Центральная музыкальная школа) при Московской консерватории им. П. И. Чайковского по классу Т. Е. Кестнер, МГК и аспирантуру МГК по классу проф. С. Л. Доренского. Занималась также у Б. А. Шацкеса. Большое влияние на неё оказал композитор А. Л. Локшин, написавший специально для неё Вариации (1982 год). Международная карьера началась после отъезда в Германию в 1992 году. С 2002 года является артистом Стейнвея (Steinway Artist), с 2006 — постоянным приглашенным профессором Elisabeth Music University в Хиросиме (Япония). В 2015 году награждена в России медалью "За вклад в развитие музыкального искусства". В настоящее время проживает в Баден-Бадене (Германия) и Нью-Йорке — НЙ (США) Е.К. также пишет рассказы. В 2016 награждена дипломом "Автор года 2015" в двух категориях за свои рассказы в сетевом портале "Заметки по еврейской истории" и "7 искусств», автор книги «Песни странствующего подмастерья» (Arcus NY, 2018). Редактор рубрики "Музыкальная гостиная" в журнале "Этажи".

20.06.20195469
  • 13
Комментарии
  1. Эля 20.06.2019 в 19:40
    • 2
    Браво,Елена,получила удовольствие и массу полезной информации для непрофессионала))
    1. Елена 21.06.2019 в 03:41
      • 0
      Спасибо, Эля, за комментарий!
    2. Елена 21.06.2019 в 20:23
      • 1
      А мне очень-очень жаль Ясинского,глубокий музыкант и виртуоз. По поводу Гугнина абсолютно согласна,мягко говоря перестарался,утрированно ,вычурно и не так уж свободно пианистически
  2. Лариса 20.06.2019 в 22:15
    • 4
    Очень честно об игре Александра Канторова. "Совершенно непрофессиональная игра" - именно так сразу и сформулировалось. Более того, в нём подчеркнулись недостатки Дебарга (без его достоинств), как в кривом зеркале. А так ... мальчик приятный, тонкий, наигрывал. что-то размазывал по поверхности клавиатуры.
    1. Елена 21.06.2019 в 03:45
      • 0
      Согласна с Вами, Лариса! Конечно, приятный мальчик, просто дилетант.
  3. Сергей 21.06.2019 в 02:15
    • 2
    Мне просто интересно, если вы не заметили какую либо технику Канторова, а как он играл всё это ? Другой вопрос - что означает не посоветовала бы играть эту прелюдию и фугу ? А что есть какие-то стандарты? Это можно, это нет ? Смешно, просто смешно....
    1. Елена 21.06.2019 в 03:51
      • 2
      Сергей, отвечаю. Если бы Вы были музыкантом, Вы бы не задавали странные вопросы. Любой человек, который может играть на инструменте, может играть «это все». Разница только в том, как. Это первое. Второй Ваш вопрос тоже бы отпал, если бы Вы разбирались в предмете. Есть такое понятие, как выбор программы, от него зависит минимум 50% успеха, а то и больше. Есть «конкурсные» произведения, выигрышные для той или иной индивидуальности, а есть «неконкурсные», которые могут потопить не только такого, как Канторов, но и значительно более сильного музыканта. Вот из этих соображений я бы не посоветовала играть этого Баха. Надеюсь, что понятно объяснила.
  4. Ольга 21.06.2019 в 08:38
    • 0
    Мнения совпали! А как Вам Яшкин? Спасибо!
    1. Елена 21.06.2019 в 15:10
      • 1
      Очень рада, что совпали. Очень трудно судить по записи, поэтому я допускаю какую-то поправку. Яшкин очень понравился. О нем я написала в предыдущем тексте. Почитайте. Мне жаль, что его не пропустили. Просто не повезло. Слишком много русских опять. Но я бы некоторых прошедших на Яшкина поменяла.
  5. Лариса 21.06.2019 в 08:51
    • 1
    Ждём Ваших комментариев, когда Вы найдёте возможность. Ибо большинство комментариев (и "аналитических" обзоров) в медиа - династические, тусовочные, конъюнктурные ... Хочется мнения независимого профессионала.
    1. Елена 21.06.2019 в 17:49
      • 0
      Большое спасибо, Лариса! Я действительно не имею понятия, какие там расклады, ни с кем из московских коллег не говорила. То есть, пишу все «с белого листа», даю всем одинаковый шанс.
  6. Сергей 21.06.2019 в 09:26
    • 1
    Елена, я просто не думаю, что пианист у которого нет техники, может так играть Бетховена. Надеюсь результатами довольны.
    1. Елена 21.06.2019 в 15:14
      • 0
      Нет, не довольна. Вы не поняли ничего, из того, что я написала. Просто ещё раз продемонстрировали свою некомпетентность. Обычно я охотно объясняю немузыкантам и некомпетентным людям свою точку зрения, но Вам, по-видимому, это не интересно. Так что, счастливо оставаться.
    2. Елена 23.06.2019 в 13:23
      • 0
      Абсолютно с Вами согласна! И второй тур тому подтверждение. Может жюри тоже некомпетентно? Смог бы пианист без техники сыграть сонату Брамса? У нас слишком знают как надо играть. От того и хорошо наученных пианистов слушать бывает невозможно. А Мао и Канторов — струя свежего воздуха на этом конкурсе.
  7. Светлана 21.06.2019 в 10:42
    • 2
    Спасибо Елена Огромное. Прямо все точно четко. Прямо сердце радовалась когда читала. А то. Ну что же это такое? Ну какой Гугнин? Эххх! А Яшкина жаль не взяли. Многие будут думать что Гугнин это русская пианистическая Школа и внук тоже. Ну ладно. Что поделаешь.
    1. Елена 21.06.2019 в 15:29
      • 1
      Светлана, спасибо большое! Яшкина да, жалко! Понимаете, конкурс - это так все сложно. К примеру, нельзя же пропустить только русских! А русские традиционно очень сильные и хорошо подготовленные. Вот Гугнину уже 32 года, у него последний шанс, а этот - молоденький, у него ещё «все впереди». Лично я противник такой вот возрастной дискриминации – ну и что, если моложе, а если он талантливей! И почему этому, который старше надо обязательно победить? А что будет через 4 года, захочет, сможет ли Яшкин опять играть... это все очень сложно. Скажу просто - Яшкину не повезло.
  8. Сергей 21.06.2019 в 15:30
    • 1
    Я некомпетентный, потому что не был согласен с вами ? Как же вам легко оставаться в своем квадрате и обвинять других... Спасибо и счастливо оставаться
    1. Елена 21.06.2019 в 16:18
      • 0
      Некопетентный Вы сам по себе, а не потому, что со мной не согласны. И агрессивный к тому же. В «моем квадрате» достаточно много людей. А с Вашими квадратами сами разбирайтесь.
  9. Светлана 21.06.2019 в 17:23
    • 1
    Елена согласна с вами. Да конечно. Но если бы играли ну хотя бы одинаково. А тут. Я хотела свистнуть. Пусть меня бы вывели. НЕЛЬЗЯ так играть. А теперь читаю отзывы уважаемых людей и просто немею. О ком это? Про кого? Все понимаю последний шанс и т. д. Но молчали бы уж тогда про гениальные концепции то. Штрихи в теме запутал в Бахе. Мы аж переглянулись. Сам пианист очень примитивный. Самодовольный. Борюсь с собой что бы не написать грубо!!!!! Только ваша оценка точная и истинная. Это грустно.
    1. Елена 21.06.2019 в 17:46
      • 0
      Не очень поняла, о ком Вы. Я очень стараюсь не обижать никого, сама знаю, что такое выйти в Большой зал. Стараюсь давать просто независимую профессиональную оценку. При этом, понимаю, что из зала все звучит немного по-другому. Но что поделать! Утешаюсь тем, что большинство людей во всем мире смотрят так же, как я, с экранов компьютеров.
  10. Сергей 21.06.2019 в 20:38
    • 1
    Просто не буду комментировать ваш ответ. Удачи !
  11. Людмила 21.06.2019 в 23:36
    • 1
    Мне бы очень хотелось услышать Ваше мнение, Елена, о испанском исполнителе
    1. Елена 22.06.2019 в 01:09
      • 0
      Уважаемая Людмила! Не слышала, каюсь! Я ведь сама пианистка, готовлюсь к концертам, разрываюсь, не могу всех послушать!
  12. Людмила 22.06.2019 в 17:43
    • 1
    Понятно.., и огромное спасибо за Ваши " впечатления", точные, познавательные и очень интересные.
    1. Елена 29.06.2019 в 13:23
      • 0
      Вам спасибо!
  13. Виктор Рябчиков 23.06.2019 в 02:06
    • 1
    Лена, прекрасно написала! Читал и думал, жаль, что не ты в жюри.. Кстати, у Малофеев в "Думке", если правильно помню, не захлопали между последними аккордами... Емельянов хороший, но я не понимаю, почему в Бахе играюс я украшения одновременно и в старом стиле( на первую) и тут же рядом в романтическое стиле (на последнюю). Нас как то учили единой манере играть украшения, а теперь можно как хочешь!? И ещё режануло, что и Баха и Гайдна( сыграл очень хорошо!) играл одним звуком и манерой... Так интересно тебя читать, Бог даст, как-нибудь увидимся и поболтаем!Успеха тебе и удачи!
    1. Елена 23.06.2019 в 23:08
      • 0
      Витя, очень приятно, что ты читаешь мои впечатления. Понимаешь, очень много слушала, в основном по ночам, потом очень быстро все писала... Так что все спонтанно. На деталях просто не могла останавливаться. Да, с удовольствием встречусь и поболтаю. Успеха тебе!
  14. Юлия 28.06.2019 в 18:33
    • 0
    Хочется выразить Вам огромную благодарность за "Впечатления": было очень интересно сравнить свое мнение с мнением профессионала. Практически все совпало.
    1. Елена 29.06.2019 в 00:11
      • 0
      Большое Вам спасибо за комментарий! Рада, что мы совпали! Но даже если бы не совпали, не беда! Каждый имеет право на свое мнение.
  15. Наталья 05.07.2019 в 00:36
    • 1
    Большое спасибо за честный , откровенный ,профессиональный комментарий !!!!!!! Браво!!!! Браво !!!! Браво !!!!
    1. Елена 06.07.2019 в 00:58
      • 0
      Вам спасибо!
Booking.com
помогиЭ Т А Ж А М в этом месяце собрано средств 1500.00

Журнал «ЭТАЖИ»

лауреат в номинации

ИНТЕРНЕТ-СМИ

журнал Этажи лауреат в номинации интернет-СМИ
На развитие литературно-художественного журнала "ЭТАЖИ"
руб.

Перевод проекту "ЭТАЖИ"

Уже в продаже ЭТАЖИ №2 (14) июнь 2019




Сувенирная лавка футболки от Жозефины Тауровны
Сувенирная лавка Календари от Жозефины Тауровны
Наверх

Ваше сообщение успешно отправлено, мы ответим Вам в ближайшее время. Спасибо!

Обратная связь

Файл не выбран
Отправить

Регистрация прошла успешно, теперь Вы можете авторизоваться на сайте, используя свой Логин и Пароль.

Регистрация на сайте

Зарегистрироваться

Авторизация

Неверный e-mail или пароль

Авторизоваться