литературно-художественный журнал «ЭТАЖИ»

[email protected]

20.06.20198 936
Автор: Елена Кушнерова Категория: Музыкальная гостиная

Обзор-2 конкурса Чайковского. Пианисты, 1 тур

 

Читать «Обзор-1 конкурса Чайковского. Пианисты, 1 тур»

 

Прямая трансляция из зала

 

С сожалением должна признаться, что не в состоянии слушать всех участников от начала до конца, поэтому записки мои будут носить фрагментарный характер. Можете считать их своего рода зарисовками к прослушиванию. Или назовем это «Впечатления».

Интересно, что пока играют только пианисты. Не было ни одной пианистки (если я ничего не пропустила). Нет, я не к тому, чтобы ввести «квоту» на пианисток, просто интересный факт. Кстати, вспоминая мою консерваторскую конкурсную молодость, я частенько оказывалась в прослушиваниях единственной девушкой среди красных молодцев. Тогда никому и в голову не могло прийти, что надо бы больше девушек пропустить. Наоборот, помню, как профессора, до которых долетел слух, что я играю «Петрушку» Стравинского, в коридорах мне объясняли, что «женщины «Петрушку» не играют», и чтобы я оставила эту бесполезную затею... Сегодня этих профессоров могли бы уволить за «сексизм».

 

Прослушала довольно много пианистов. Почему-то только российские попадались, за исключением японца Мао Фудзита и француза Александра Канторова.

 

Вместо того, чтобы готовиться к своему концерту, слушала Филиппа Копачевского и за ним молодого пианиста Антона Яшкина.

 

Смотреть запись выступления

Копачевский понравился. Он показался мне серьезным музыкантом и достаточно владеющим всем техническим арсеналом. До мажорный Бах из 1 тома ХТК прозвучал очень гармонично. Опять же, убедилась, насколько удачно выбранная соната Гайдна побивает какую-нибудь «Аппассионату» или «Аврору». Конечно, по сложности нельзя сравнивать труднейшие сонаты Бетховена и сонаты Гайдна, но друзья! «Аппассионата» лезет из ушей! Я не знаю, КАК надо сыграть «Аппассионату», чтобы ее было интересно слушать. Вообще такое ощущение, что Бетховен написал всего несколько сонат. Вот, «Аппассионату», к примеру. Почему никто не сыграет 4 сонату? Или 15? Вы скажете, это не имеет отношения к тому, о чем я пишу. Согласна. Просто это был крик измученной души. На удивление свежо прозвучал у Копачевского Чайковский. Казалось бы, тоже давно «замыленные» «Времена года» — Май, Июнь, Июль. Просто и искренне. Дорогого стоит!

 

Смотреть запись выступления

Антон Яшкин, молодой пианист с гигантскими (во всяком случае, так мне показалось) руками. На удивление зрелое выступление для такого молодого музыканта. Аппассионату, извините, пропускаю, хотя играл он её достойно. Считайте, что это моя проблема. В один день несколько Аппассионат для пианиста — пытка. Но этюды были замечательными. И не только технически. Хотя сыграть чисто «Мазепу», называемую в кулуарах «Мазилой», это вам не фунт изюма. Скачки там выучить нельзя. Это либо получается, либо нет. Так вот, у Антона они получаются. Причем, с запасом. Такая техническая свобода, что ни говорите, впечатляет. Но это не была голая техника, это было и с музыкальной точки зрения отлично сыграно. Кстати, пока не забыла, красиво звучит рояль (Steinway).

 

Смотреть запись выступления

Затем мне попалась запись Арсения Тарасевича-Николаева. Насколько я понимаю, это внук Татьяны Петровны Николаевой и сын Кирилла, которого помню по классу Т.Е. Кестнер в ЦМШ.

Очень красивый молодой человек, просто сошедший с полотен Ботичелли! Очень благородная манера игры. Он меня сразу завоевал своим Бахом — ми-бемоль минорная прелюдия и фуга из 1 тома ХТК прозвучала очень по-баховски. На конкурсе медленные и прелюдия, и фуга — это испытание. Которое было выдержанно с честью. Потом была сыграна соната Моцарта си-бемоль мажор. Её я не смогла дослушать до конца. Внимание не держалось. Боюсь предположить, от него ли это зависело, или от меня, но факт остается фактом. Дальше выступление пошло для меня по нисходящей. Знаменитое «Размышление» из ор.72 Чайковского сыграно совершенно неинтересно. Да и этюды были, надо сказать, не впечатляющими. «Метель» Листа была аккуратная и очень далека от стихии, заложенной в этой пьесе, первый, до мажорный этюд Шопена тоже техническим совершенством не отличался, да и темперамента особого я не почувствовала. Рахманинова было слушать откровенно скучно. Не знаю, достаточно ли он наберёт баллов для прохода на 2-й тур.

 

Смотреть запись выступления

Следующим я прослушала пианиста из Франции Александра Канторова, ученика прославившегося на прошлом конкурсе педагога Дебарга. Здесь мне придется сразу извиниться перед поклонниками этого пианиста. Очень приятный молодой человек, но совершенно непрофессиональная игра с полным набором: лишними большими жестами, корявой техникой, стуком ботинком по педали, несовпадением правой руки с басом. И полный произвол в построении музыкальной фразы. Техники настоящей тоже я не заметила.

Начал он программу с Баха — прелюдия и фуга ми-бемоль мажор из 1 тома ХТК. Вот если бы меня спросили: какую прелюдию и фугу вы бы не посоветовали играть на конкурсе, я бы ответила: ми-бемоль мажор из 1 тома. Хотя если она сыграна хорошо, то я готова изменить свое мнение. Прелюдия состоит из нескольких разделов. Так вот второй раздел, с фугато, он начал в два раза медленнее, отсюда и дальнейшее развитие как-то провисло, да и полифония была не прослушана по-настоящему. Боюсь обвинить его в заученных фальшивых нотах, может быть, он играл по неизвестному мне изданию.

Опять же, «Метель» Листа была сыграна буквально по слогам, технически несовершенно, с какими-то потугами на построение картины, но картины не возникло, а пассажи все на одной педали тоже не прибавили впечатления. Следующий этюд, фа мажор Шопена из ор. 10, номер 8 просто технически плохо. И никакая музыкальность тут не поможет, если нет легатных пассажей и темы в левой руке. Далее прозвучало «Размышление» Чайковского из ор. 72. Вот так, на мой взгляд, эту пьесу играю музыканты-любители. Все басы не совпадают с правой рукой, полный развал формы даже в таком маленьком произведении, в общем, не хочется дальше обсуждать. Бурные аплодисменты публики и крики браво предназначались, скорее всего, коллеге Дебаргу, любимцу московской публики.

 

Смотреть запись выступления

И последним на сегодня (хотя уже давно завтра) я представлю молодого японца Мао Фудзита.

Буду краткой. Талантливый молодой пианист, с очень солнечной аурой, юношеским темпераментом и наивной манерой игры.

Выбор Баха вызывает уважение — одна из самых сложный фуг — ля минор из 1 тома ХТК. Сыграна очень ярко, может быть, в фуге хорошо было бы удерживать темп, но эта небольшая погрешность вызвала даже симпатию. Играет живой человек, а не машина. Соната Моцарта до мажор прозвучала очень свежо и по-детски искренне. Единственное, мне несколько мешает излишнее «хлопотание лицом», открытый рот, неуместные (на мой взгляд) улыбки и прочие «отвлекающие маневры». Очень славно он отыграл «Думку», хотя и сорвал аплодисмент между последними двумя аккордами. С одной стороны, непонятно, когда московская публика научится не хлопать перед последним аккордом (из-за этих хлопков и криков «Браво» перед последним аккордом я, маленькая, всегда боялась этой самой «Думки»). С другой стороны надо понимать эту некоторую нескладность у Чайковского, и сидеть и держать напряжение так, чтобы люди просто не смогли бы дышать, не то, чтобы хлопать!

Ну, и на закуску 3 этюда, несколько одноплановых, «громких»: 23 Шопена, ми-бемоль минор Рахманинова и 10 трансцендентный Листа. Ярко, технически свободно и темпераментно. У меня, конечно, были некоторые претензии, но главное, что музыкант молодой, перспективный и это даже хорошо, что ему есть, куда расти.

До встреч! 

 

***

Смотреть запись выступления

Сегодня у меня не будет времени слушать, поэтому быстро запишу впечатления от ещё одного представителя России — Андрея Гугнина.

Зрелый музыкант, 32 года, «последний шанс», представляю себе его состояние, сама играла на «Чайнике» в 31 год. Так что понимаю его желание сделать все возможное для победы. К сожалению, это желание не всегда помогает. Мне показалось, что у Гугнина именно этот случай.

Гипермузыкальность везде, начиная прямо с Баха. Ля-бемоль мажор из 1 тома ХТК, выбранный Гугниным, очень симпатичные контрастные прелюдия и фуга. Что он там изображал на лице, какие-то страсти по непонятно, кому. Никаких особых переживаний в этой музыке нет. Это был какой-то Бах «с оттенками», с романтическими рубато и какими-то странными выдуманными штрихами в фуге.

Следующим номером программы была одна из 2-х сонат Бетховена — «Аврора». Слушала урывками, потому что невозможно все время слушать «Аппассионату» и «Аврору». Но начало было такое же романтическое, как и Бах, со всеми деталями и оттенками, не предусмотренными Бетховеном. Все это дублировалось на лице, так, что просто невозможно сосредоточиться на музыке. Дорогие молодые коллеги, кто читает эти записки, пожалуйста, помните, что сегодня камера показывает ваше лицо во весь экран в отличном качестве! Следите за мимикой! Никакое это не выражение индивидуальности! Это просто-напросто отсутствие дисциплины и культуры игры. Поверьте, гримасничанье и построение каких-то невероятных масок на лице ни на миллиграмм не помогает играть, а только отвлекает от главного! Всё, что вы показываете лицом, глазами, ртом, всё это должно быть в пальцах. И в вашей интерпретации. Извините, но наболело!

Во время игры Гугнина я сделала такие заметки: всё играется с каким-то как бы «особым значением», пианист так старается, так переживает, что на него больно смотреть. Причем, везде, независимо от музыки, которую он играет.

Преувеличение эмоций, гипертрофированность переживаний — вот впечатление от этого выступления.

Далее. Мне показался более, чем странным, выбор этюда Шопена. Ля-бемоль мажор, ор. 25, номер 1 на конкурсе Чайковского? Что пианист хотел здесь продемонстрировать? Это самый первый этюд Шопена, который дают в школе. Понятно, вы мне возразите, что любой этюд Шопена трудно по-настоящему сыграть. Какая-то доля правды в этом есть. Но, согласитесь, есть разница, когда играют второй этюд (ор.10, Н.2) или терцовый из ор.25 или 13-й этюд для начинающих! Идея была, наверное, компенсировать этот легкий этюд «Дикой охотой» Листа. Но «Дикая охота» по-настоящему тоже не удалась. Очень большой разброс темпов (причем, этот порок был и в других произведениях), что разрушает единство формы. Быстрые части слишком быстро, а медленные — преувеличенно медленно. Потом! Охота ДИКАЯ! Не нужны там эти все переживания и страдания, совершенно исказившие всю картину! Не было воли, мощи, да и ритм сильно хромал из-за страшно быстрых темпов. Все паузы оказались недослушанными, поэтому все валилось в кучу.

И напоследок пианист сыграл «Думку» Чайковского. Все недостатки, описанные выше, проявились и здесь. Огромная разница в темпах, что ведет к развалу формы, отсутствие простоты, все как-то ужасно музыкально и совершенно не сочетается с характером этой пьесы. В скобках Чайковский пишет: «Русская сельская сцена». Откуда там эти шекспировские страсти? Нашла текст Чайковского на эту тему:

«Мне кажется, что я действительно одарён свойством правдивым искренно и просто выражать музыкой те чувства, настроения и образы, на которые наводят тексты.»

Ключевые слова: правдиво, искренне и просто. В этом конкурсном угаре пианист совершенно упустил это из виду. Только что нашла на youtube запись «Думки» в исполнении Бориса Березовского. Сразу бросается в глаза, в уши — простота. Просто картинка сельской жизни. Никаких трансцендентных переживаний. Все сразу встало на свои места.

Так что музыкант, уже опытный, явно перестарался. Тот случай, когда «меньше — лучше».

 

Текст Елены Кушнеровой, специально для журнала "Этажи"

20 июня 2019

 

Елена Кушнерова — пианистка. Родилась в Москве, окончила ЦМШ (Центральная музыкальная школа) при Московской консерватории им. П. И. Чайковского по классу Т. Е. Кестнер, МГК и аспирантуру МГК по классу проф. С. Л. Доренского. Занималась также у Б. А. Шацкеса. Большое влияние на неё оказал композитор А. Л. Локшин, написавший специально для неё Вариации (1982 год). Международная карьера началась после отъезда в Германию в 1992 году. С 2002 года является артистом Стейнвея (Steinway Artist), с 2006 — постоянным приглашенным профессором Elisabeth Music University в Хиросиме (Япония). В 2015 году награждена в России медалью "За вклад в развитие музыкального искусства". В настоящее время проживает в Баден-Бадене (Германия) и Нью-Йорке — НЙ (США) Е.К. также пишет рассказы. В 2016 награждена дипломом "Автор года 2015" в двух категориях за свои рассказы в сетевом портале "Заметки по еврейской истории" и "7 искусств», автор книги «Песни странствующего подмастерья» (Arcus NY, 2018). Редактор рубрики "Музыкальная гостиная" в журнале "Этажи".

20.06.20198 936
  • 13
Комментарии

Ольга Смагаринская

Соломон Волков: «Пушкин — наше всё, но я бы не хотел быть его соседом»

Павел Матвеев

Смерть Блока

Ольга Смагаринская

Роман Каплан — душа «Русского Самовара»

Ирина Терра

Александр Кушнер: «Я всю жизнь хотел быть как все»

Ирина Терра

Наум Коржавин: «Настоящая жизнь моя была в Москве»

Елена Кушнерова

Этери Анджапаридзе: «Я ещё не могла выговорить фамилию Нейгауз, но уже

Эмиль Сокольский

Поющий свет. Памяти Зинаиды Миркиной и Григория Померанца

Михаил Вирозуб

Покаяние Пастернака. Черновик

Игорь Джерри Курас

Камертон

Елена Кушнерова

Борис Блох: «Я думал, что главное — хорошо играть»

Людмила Безрукова

Возвращение невозвращенца

Дмитрий Петров

Смена столиц

Елизавета Евстигнеева

Земное и небесное

Наталья Рапопорт

Катапульта

Анна Лужбина

Стыд

Галина Лившиц

Первое немецкое слово, которое я запомнила, было Kinder

Борис Фабрикант

Ефим Гофман: «Синявский был похож на инопланетянина»

Марианна Тайманова

Встреча с Кундерой

Сергей Беляков

Парижские мальчики

Наталья Рапопорт

Мария Васильевна Розанова-Синявская, короткие встречи

Уже в продаже ЭТАЖИ 1 (33) март 2024




Наверх

Ваше сообщение успешно отправлено, мы ответим Вам в ближайшее время. Спасибо!

Обратная связь

Файл не выбран
Отправить

Регистрация прошла успешно, теперь Вы можете авторизоваться на сайте, используя свой Логин и Пароль.

Регистрация на сайте

Зарегистрироваться

Авторизация

Неверный e-mail или пароль

Авторизоваться