литературно-художественный журнал «ЭТАЖИ»

[email protected]

27.06.201910 104
Автор: Елена Кушнерова Категория: Музыкальная гостиная

Пианисты, финал. Мельников, Канторов


Александр Канторов

Читать «Обзор-1 конкурса Чайковского. Пианисты, 1 тур»

Читать «Обзор-2 конкурса Чайковского. Пианисты, 1 тур»

Читать «Первый тур завершен! Обзор конкурса Чайковского»

Читать « 2-й тур пианистов. Продолжение»

Читать «Обзор результатов 2-го тура пианистов. Финалисты названы!»

Читать "Пианисты, финал. Емельянов, Шишкин, Ань Тяньсю"

 

Прямая трансляция из зала

 

Конкурс сопровождает Государственный академический симфонический оркестр России им. Светланова, дирижер Василий Петренко.

 

Мне сегодня (уже вчера) невероятно повезло, подарили билет в 9-й ряд партера с левой стороны. То есть, я сидела прямо за членами жюри, можно сказать, слушала их ушами.

 

Сначала несколько соображений.

 

Помните те времена, когда Большой зал с напряжением слушал октавы из концерта Чайковского? Практически никто не играл их чисто! Если кто-то играл чисто, то хотелось прямо в середине, после них, заорать браво (как начинают кричать в балете после 16 фуэте). Сегодня все, вдумайтесь, абсолютно все играют «неисполнимые» октавы абсолютно чисто. Просто, как спортсмены на допинге.

 

Если кому-нибудь особо одаренному придет в голову нападать на меня за то, что я критикую финалистов, а сама в финал не прошла, сделаю сразу предупреждающий удар. А если кто-то критикует, кто даже и на 2-й тур не попал... или вообще не принимал участия в конкурсе Чайковского? А бывает и совсем интересное кино: критикуют теоретики, то есть люди вообще неиграющие. Так что с этим сразу разобрались.

 

Именно, вспоминая мои выступления на конкурсе Чайковского, (хотя и прошло уже почти 30 лет), пришла к решению, что не хочу никого критиковать. Объективно — все молодцы. Все великолепные пианисты, все безупречно играют. И, хотя я исписала замечаниями во время прослушивания почти весь блокнот, боюсь, ничем (или почти ничем) не воспользуюсь. Потому что каждого можно закритиковать до смерти, разобрать по кирпичикам и вдогонку буквально в каждом такте сделать несколько замечаний. Сегодня я почувствовала, что просто не хочу этого делать. Слишком хорошо знаю я на своей шкуре, какая у нас тяжелейшая профессия, как невероятно трудно выдержать музыканту такой марафон и как жесткая критика может повлиять на психику молодого человека. У меня, по счастью, с психикой все в порядке, поэтому несмотря на то, что меня многократно пытались стереть с лица Земли, «меня все ещё есть», более того, я весела и до сих пор играю на рояле.

 

Меня все время спрашивают, какие мои прогнозы, как распределятся премии. Друзья! Заниматься подобными прогнозами — дело неблагодарное. Давно не даю никаких прогнозов. Все равно ошибусь. Хоть чему-то я в жизни научилась!

 

Теперь перейду наконец к делу. Сегодня прослушивание задержали на полчаса. При этом не извинились и не объяснили, почему. Сразу поставила себя на место пианиста, который стоит полчаса за кулисами и ждет своего выхода. Этим «счастливцем» оказался российский пианист Алексей Мельников.

 

Смотреть запись выступления. Финал

В программе — 1-й Чайковского и 3-й Рахманинова, такой «интеллигентный набор». Вот, обещала не критиковать, а все же посетую немного. На мой вкус было в Чайковском много «оттенков», отсутствующих в нотах. Я понимаю, что уже всем этот концерт так приелся, что хочется хоть что-то поменять, хоть чем-то отличиться. Мой совет (которого никто не спрашивает) — будьте проще! Ничего не выдумывайте, старайтесь предельно точно играть текст. Слушать гармонии и представлять себе, хотя бы приблизительно, о чем эта музыка. Мне показалось, что Алексей ужасно волновался, темпы были запредельные, оркестр, совершенно ополоумевший от космических темпов, просто «урезал» все реплики, потому что физически их сыграть невозможно. Опять повторюсь. Думаю, это происходит во-первых, от волнения, и во-вторых, от того, что пианисты находятся просто в невероятной пианистической форме! То есть, руки могут сыграть все в 3 раза быстрее, мозг не успевает контролировать пальцы. Поэтому надо включать какой-то невероятный контроль и играть для себя откровенно медленно. Тогда есть шанс, что сыграешь в нормальном темпе. Несмотря на это, все октавы, все пассажи, все каденции были сыграны идеально чисто! Но вот эта торопливость все же сильно отражается на музыке, мы не успеваем услышать, не то чтобы насладиться, гармоническими изменениями, мелодической линией, а находимся все время в какой-то страшной гонке, когда буквально забываешь дышать.

 

То же самое можно написать и про 3-й Рахманинова. Каким же пианизмом надо обладать, чтобы сыграть просто текст в таком темпе! С другой стороны, это и правда напоминает спортивные соревнования на скорость. Впечатление не усиливается с возрастающим темпом, а напротив, ослабляется. Невольно ловишь себя на том, что улыбаешься. Просто следишь за тем, сорвется или нет. Нет, Алексей абсолютно чисто отыграл всю программу, никаких технических погрешностей, фальшивых нот или прочих недостатков. Так что поздравляю его с удачным выступлением.

 

Смотреть запись выступления. Финал

Вторым номером выступал 22-летний пианист из Франции Александр Канторов. Многие помнят, как он мне не понравился на первом туре. Но вот интересное дело! В целом его выступление на конкурсе (если брать все туры) шло по восходящей. И сегодня наступила кульминация. Пианист вышел, такой расслабленный, вальяжный... На этом месте хочу отправить читателя к тому месту в моих обзорах, где я объясняю, почему иностранцам в каком-то плане легче играть на Чайковском. Над ними не довлеет то, что над нами, а именно: самый-самый-самый Конкурс, для наших, по-видимому, он остался самым главным и самым престижным. Как иначе объяснить то, что в нем принимают участие концертирующие артисты, выигравшие уже все возможные конкурсы. Для нас выход в БЗК — это и честь, и восторг, и ответственность. Ну а что такое этот Большой зал для молодого француза? Ещё один красивый зал, возможность выступить перед публикой, показать себя...

В общем, по сравнению с Мельниковым, день и ночь. Настолько мне показался Канторов сегодня свободным, как будто ему вообще плевать на этот конкурс, и на его исход, и на то, кто что подумает или скажет.

И выбор концертов был необычен — 2-й Чайковского и 2-й Брамса. Каждый концерт идет по 50 минут. Конечно, можно сказать (как многие и говорили), что это не Чайковский был, и не Брамс... На это вспоминается старая консерваторская шутка: «Это не Шопен!» — сказал член жюри, прослушав сонату Листа. С моей точки зрения, это был интересный опыт музицирования.

Теперь, исходя из вышеизложенного обещания не критиковать, скажу, что выступление Канторова было свободным, он показал себя интересным музыкантом со своим взглядом на исполняемую музыку (то, что многие с этим взглядом не согласны, не играет особой роли). Все было сыграно практически чисто (хотя у меня были в начале Чайковского претензии к педали) с подкупающим обаянием и с мощной энергетикой. У него своеобразный темперамент, сильная индивидуальность. Правда, в Чайковском темпы тоже зашкаливали, но он справился! Я люблю этот концерт, есть в нем какая-то радость жизни, и лирика, и свежесть! Поскольку сама его играла, было по дороге много замечаний. Но, несомненно, концерт прозвучал очень свежо и воодушевлённо!

2-й концерт Брамса — это один из самых сложных фортепианных концертов. Там есть и драма, и знаменитый немецкий Schwermut, и замечательная лирика, и вдруг... совершенно неожиданный весёленький и даже легкомысленный финал. Одно то, что 22-летний музыкант играет этот концерт, уже крупное достижение! Но при том, что у меня свой взгляд на это сочинение (одно из моих любимых), на мой взгляд, Канторов с честью справился. И не только справился, но как-то втянул публику в свое поле, да так, что его без конца вызывали на поклон. Сколько раз, не спрашивайте, убежала общаться.

 

Ещё раз убеждаюсь, как меняет всю картину 3-й тур! Интересное кино получается, вполне непредсказуемое. Это как в спорте — одни сразу начинают быстро бежать и к финишу теряют силы и проигрывают. А кто-то потихоньку, экономя силы, в пол-свиста, а к финишу — на втором дыхании, как из пушки. Вот такая картина маслом!

 

Завтра (сегодня, 27-го) последний день, играют 2 финалиста: замечательный американский пианист Кеннет Броберг и любимец московской публики из Японии Мао Фудзита. Затем, наверное, поздно ночью, жюри объявит результаты этого марафона. Но это все произойдет, к сожалению, без меня. Завтра покидаю Москву и прилечу домой, когда уже все закончится. Придется мне «после драки» кулаками махать.

 

Текст Елены Кушнеровой, специально для журнала "Этажи"

27 июня 2019

 

Елена Кушнерова — пианистка. Родилась в Москве, окончила ЦМШ (Центральная музыкальная школа) при Московской консерватории им. П. И. Чайковского по классу Т. Е. Кестнер, МГК и аспирантуру МГК по классу проф. С. Л. Доренского. Занималась также у Б. А. Шацкеса. Большое влияние на неё оказал композитор А. Л. Локшин, написавший специально для неё Вариации (1982 год). Международная карьера началась после отъезда в Германию в 1992 году. С 2002 года является артистом Стейнвея (Steinway Artist), с 2006 — постоянным приглашенным профессором Elisabeth Music University в Хиросиме (Япония). В 2015 году награждена в России медалью "За вклад в развитие музыкального искусства". В настоящее время проживает в Баден-Бадене (Германия) и Нью-Йорке — НЙ (США) Е.К. также пишет рассказы. В 2016 награждена дипломом "Автор года 2015" в двух категориях за свои рассказы в сетевом портале "Заметки по еврейской истории" и "7 искусств», автор книги «Песни странствующего подмастерья» (Arcus NY, 2018). Редактор рубрики "Музыкальная гостиная" в журнале "Этажи".

27.06.201910 104
  • 11
Комментарии

Ольга Смагаринская

Соломон Волков: «Пушкин — наше всё, но я бы не хотел быть его соседом»

Павел Матвеев

Смерть Блока

Ольга Смагаринская

Роман Каплан — душа «Русского Самовара»

Ирина Терра

Александр Кушнер: «Я всю жизнь хотел быть как все»

Ирина Терра

Наум Коржавин: «Настоящая жизнь моя была в Москве»

Елена Кушнерова

Этери Анджапаридзе: «Я ещё не могла выговорить фамилию Нейгауз, но уже

Эмиль Сокольский

Поющий свет. Памяти Зинаиды Миркиной и Григория Померанца

Михаил Вирозуб

Покаяние Пастернака. Черновик

Игорь Джерри Курас

Камертон

Елена Кушнерова

Борис Блох: «Я думал, что главное — хорошо играть»

Людмила Безрукова

Возвращение невозвращенца

Дмитрий Петров

Смена столиц

Елизавета Евстигнеева

Земное и небесное

Наталья Рапопорт

Катапульта

Анна Лужбина

Стыд

Галина Лившиц

Первое немецкое слово, которое я запомнила, было Kinder

Борис Фабрикант

Ефим Гофман: «Синявский был похож на инопланетянина»

Марианна Тайманова

Встреча с Кундерой

Сергей Беляков

Парижские мальчики

Наталья Рапопорт

Мария Васильевна Розанова-Синявская, короткие встречи

Уже в продаже ЭТАЖИ 1 (33) март 2024




Наверх

Ваше сообщение успешно отправлено, мы ответим Вам в ближайшее время. Спасибо!

Обратная связь

Файл не выбран
Отправить

Регистрация прошла успешно, теперь Вы можете авторизоваться на сайте, используя свой Логин и Пароль.

Регистрация на сайте

Зарегистрироваться

Авторизация

Неверный e-mail или пароль

Авторизоваться