литературно-художественный журнал «ЭТАЖИ»

[email protected]

Анна Гедымин

Вера в счастье

22.11.2023
Вход через соц сети:
01.12.20197 916
Автор: Елена Фомина Категория: Музыкальная гостиная

Варвара Кутузова: «Для игры на рояле нужен мужской характер»

 

«Чудо-девочка», «феноменальный талант», «необычайно одаренная пианистка» — к этим эпитетам Варвара Кутузова привыкла с детства. Играть на рояле она начала в четыре года, в девять — активно гастролировать. Сейчас ей шестнадцать, за плечами у Варвары победы на международных конкурсах, премия и звание «Молодые дарования России». Юная пианистка сотрудничает с выдающимися музыкантами и дирижерами, выступает в престижных залах, играет серьезные программы.

24 и 25 октября Варвара Кутузова выступила на фестивале, посвященном 200-летию Клары Шуман в Магдебурге. А накануне в Воронеже пианистка впервые исполнила ля минорный концерт Клары Шуман вместе с Академическим симфоническим оркестром воронежской филармонии и дирижером Джанкарло Де Лоренцо. На сцену Варвара вышла в элегантном черном платье с эффектным шлейфом на алой подкладке — как нельзя более подходящем к романтическому концерту Клары Шуман. Улыбчивая, открытая в жизни, за роялем шестнадцатилетняя пианистка преображается в серьезного музыканта. Сильный звук, элегантная манера, виртуозное исполнение — ясно, что из вундеркиндов она давно выросла. В интервью Варвара рассказала о любимом концертом платье, поддержке близких и своем восприятии Клары Шуман.

 

В раннем детстве вы говорили, что не волнуетесь перед выходом на сцену. А сейчас?

 

Я имела в виду волнение, когда трясутся руки и ноги — тот страх, который вызван боязнью сцены. Такого у меня никогда нет и не будет. Волнение, конечно, присутствует. Но оно связано с ответственностью перед сценой.

 

Вы играли с такими музыкантами и оркестрами, о которых может мечтать любой зрелый исполнитель. С кем не встречались на сцене, но очень хотели бы играть вместе?

 

Таких имен много! Когда я была маленькая, часто выступала с Владимиром Теодоровичем Спиваковым, я стипендиатка его фонда и фонда Дениса Леонидовича Мацуева «Новые имена». Владимир Теодорович и Денис Леонидович — те люди, которые вывели меня на большую сцену. С их помощью я получила массу концертного опыта, я им за это очень благодарна. В будущем хотелось бы сыграть с Валерием Гергиевым, с иностранными дирижерами. В Воронеже я впервые играю с маэстро Де Лоренцо, это мой первый опыт работы с итальянским дирижером.

 

Вы достаточно много гастролируете по российской провинции. Любите небольшие города?

 

Я вообще люблю ездить по России, много езжу по маленьким городам: Муром, Великие Луки, моя родина Архангельск, где меня всегда ждут. Маленькие города очень теплые. Мне не так важно, где выступать — в огромном зале или в маленьком. Для меня это одинаково ответственно.

 

Вы гастролируете с мамой. Успех зависит от поддержки близких?

 

Сумма успеха заключается, конечно же, в семье. Родные поддерживают меня в любой сложной ситуации, а мама еще и главный критик. Еще очень важна поддержка моего педагога, Михаила Сергеевича Хохлова, он всегда со мной на связи, мы работаем, готовимся, и он тоже является моим главным критиком.

 

Всегда ли испытываете чувство удовлетворенности, когда после концерта объективно все хорошо?

 

После каждого концерта понимаешь, что можно играть еще лучше. Иногда осознаешь, что на данном этапе это было хорошее выступление, но можно еще лучше. Понимаешь, что именно не так, какие детали нужно изменить, что исправить. Вообще музыка — это такое необъятное искусство, где нет границ достигнутого. Я могу послушать запись какого-то произведения, которое играла год назад, и мне казалось, что это было хорошо, а сейчас слушаю и понимаю, что это было не очень хорошо. Я расту, развиваюсь, всегда есть к чему стремиться, и всегда полезно вернуться к произведению, которое ты играл раньше, потому что сейчас его видишь по-другому. Это очень интересный процесс.

 

Какие композиции сейчас в вашем плейлисте?

 

 

Я много слушаю Рахманинова: этюды-картины, концерты. Скоро буду играть «Рапсодию на тему Паганини», поэтому активно слушаю ее в разных исполнениях. Еще люблю произведения романтиков — Шумана, Шопена, русскую музыку — Чайковского, Рахманинова, Прокофьева, венских классиков — Моцарта, Бетховена. У меня разнообразный плейлист, все зависит от настроения.

 

Говорят, что Моцарта хорошо играют либо дети, либо старики. Чем, по-вашему, труден Моцарт?

 

Это один из сложнейших композиторов, многие считают, что музыка Моцарта проста, ее легко выучить — да, я с этим не спорю. Но сыграть его очень сложно. Почему говорят, что дети хорошо играют Моцарта? Потому что у них душа еще летает, музыка получается такой же непосредственной, простой, легкой по ощущениям. Конечно же, некоторые взрослые музыканты играют Моцарта так мастерски, что просто дух захватывает. Моцарт — один из моих любимых композиторов, я играла много его концертов: 9-й, 12-й, 17-й, 21-й, тройной концерт, оркестровое рондо. Мне очень по душе этот композитор. Он легкий, веселый, душевный и в то же время трагический.

 

А Клара Шуман? Есть представления о ее образе?

 

В моем представлении Клара Шуман — нежная, темпераментная женщина. Когда я учила ее концерт, некоторые моменты в нем для меня были сходны с Робертом Шуманом. Было понятно, что они родные люди. Еще Клара поразила меня своим разнообразием. В ее концерте есть и лирические, и очень мощные куски.

 

В ее время было не так много концертирующих пианисток. Времена изменились. И все же: приходится ли пианисткам сегодня доказывать свое равноправие с мужчинами?

 

Известных женщин-пианисток и сейчас очень мало. Для игры на рояле нужен волевой мужской характер. Иногда бывает слышно, что играет женщина: слабенько, слишком романтично. Важно, чтобы слушатель даже с закрытыми глазами не гадал, кто играет: мужчина или женщина. Поэтому каждый исполнитель стремится передать то, что хотел сказать композитор, а не свою редакцию.

 

А кто ваша любимая пианистка?

 

Марта Аргерих. В раннем детстве я говорила, что когда вырасту, стану Мартой Аргерих. Было очень смешно.

 

Доводилось ее слышать?

 

Да, я слышала, как она играет. И она меня тоже слышала. Было очень ответственно и приятно.

 

 

Публика всегда с интересом смотрит на девушек-солисток: как они выглядят, в каких платьях играют. Сколько у вас концертных платьев? Есть ли среди них любимое?

 

Много! Все они любимые, потому что разные. Платье-талисман тоже существует. В Воронеже я играю в одном из самых любимых платьев, оно состоит из двух частей. Вторая деталь появилась недавно, я буду играть в таком виде в первый раз. Кстати, почти все платья мне шьет бабушка, и все они очень удобные. Выбор ткани и фасона продиктован тем, чтобы было комфортно на сцене. Когда платье неудобное, это может сказаться на исполнении.

 

Профессия концертирующего пианиста сама по себе достаточно некомфортная: разные оркестры, разные дирижеры, разные рояли. Вам всегда удобно на сцене?

 

Удобно на любой сцене, если есть зритель, потому что для меня самое главное — это публика. Даже если что-то не получалось на репетиции или в зале стоит некомфортный рояль — при выходе на сцену все это улетучивается, потому что я обо всем забываю, и все идет самым лучшим образом.

 

Вы играли на рояле Чайковского в Воткинске. Каковы ощущения?

 

Вы не представляете, насколько это было для меня волнующе, когда мне сказали, что мы поедем в дом, где жил Петр Ильич Чайковский! И когда мне разрешили поиграть на его инструменте, это было счастье, я запомню это на всю жизнь. В мае этого года я играла на вилле Сенар, это дом Сергея Васильевича Рахманинова. Концерт был посвящен поддержке этой виллы, чтобы она продолжала жить, продолжала быть музеем. Там есть и его костюм, и кровать, и ванная комната, и комната с пластинками — это все можно потрогать! Там стоит его Стейнвей, я играла на нем цикл из пяти пьес-фантазий. Когда я играла, у меня были мурашки: я играю на рояле Рахманинова!

 

А если бы довелось встретиться с Рахманиновым, о чем бы его спросили?

 

Я бы обязательно спросила, как Сергей Васильевич видит «Рапсодию на тему Паганини», мне интересно, как бы он сыграл и другие свои произведения. Существует много его записей, но они такие старые, да и я по себе знаю, что на записи другой звук.

 

У вас есть опыт работы в студии?

 

Да, я записывала десять пьес Прокофьева, ор.12, сонату Гайдна.

 

Обычно музыканты говорят, что в студии работать сложнее, чем на концерте: нет ответной реакции публики. Для вас важна эта связь?

 

Очень важна. Мне было тяжеловато записываться, потому что запись — это не концерт, и нужно в себе пробудить те эмоции, которые присутствуют на концерте. Когда ты играешь на концерте, даже если публика молчит, ты чувствуешь ответную реакцию. Особенно она ощутима, когда в зале тишина: никто не кашляет, не звонят телефоны. Это очень важно, потому что когда в зале тишина, ты понимаешь, что публике интересно. И начинаешь больше отдавать. На записи было непросто, но в студии присутствовала мама, поэтому я ее воспринимала как публику.

 

Удается хоть изредка переключаться?

 

В последнее время я стараюсь больше спать, хотя люблю осеннюю погоду, дождь, люблю погулять в дождливую погоду. Стараюсь встречаться с друзьями, провожу время с братьями.

 

Они тоже занимаются музыкой?

 

Младший начал заниматься на фортепиано, а средний — танцор. Я как старшая должна показывать им пример. В свободное время читаю.

 

Что?

 

Сейчас «Войну и мир», причем предпочитаю бумажные книги. Гюго, «Собор Парижской Богоматери». Дочитаю «Войну и мир», может, Гоголя почитаю.

 

Беседовала Елена Фомина, Воронеж, октябрь 2019

Фото Натальи Коньшиной

 

Варвара Кутузовастипендиат Международного благотворительного фонда Владимира Спивакова, фонда «Новые имена», «Фонда Валерия Золотухина». Среди последних достижений юной пианистки – премии международного конкурса Дениса Мацуева Grandpianocompetition и телевизионного конкурса «Щелкунчик» (Серебряный Щелкунчик и приз зрительских симпатий), которые она завоевала в 2016 году, I премия юношеского международного конкурса NotaBene в 2017 году. В ноябре 2018 года Варвара получила премию и звание «Молодые дарования России». В качестве солистки выступает с Национальным филармоническим оркестром России, Государственным камерным оркестром «Виртуозы Москвы», Большим симфоническим оркестром им. П.И. Чайковского, Государственным симфоническим оркестром «Новая Россия», Государственным академическим симфоническим оркестром им. Е.Ф. Светланова, Чикагским филармоническим оркестром и другими. Участник международных фестивалей «Звезды на Байкале» (Иркутск), Annecy — Classic (Франция), Antalyapianofestival (Турция), фестиваля Дениса Мацуева в Тюмени, Иркутске, ArtDialog (Швейцария), «100-летие геноцида армян» (Ереван), фестиваль на родине П.И. Чайковского в Ижевске, Воткинске, «Белая Сирень» в Казани и других. Активно концертирует в крупнейших залах мира, среди которых Большой, Малый и Рахманиновский залы Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского, Государственный академический Большой театр России, Московский международный Дом музыки, Konzerthaus в Вене, Театр Esperanza Iris в Табаско, «Миллениум-парк» в Чикаго.

 

Елена Фомина окончила отделение теории музыки Воронежского музыкального училища и филологический факультет Воронежского государственного университета. Работала корреспондентом службы радиовещания ВГТРК. Обозреватель интернет-журнала «Культура ВРН», корреспондент радио «Орфей» в Воронеже. С 1996 года публикуется в местных СМИ с материалами о музыке и театре. Сотрудничала с такими изданиями, как «Петербургский театральный журнал», «Музыкальная жизнь», «Музыкальное обозрение», «Музыкальные сезоны».

 

01.12.20197 916
  • 7
Комментарии

Ольга Смагаринская

Соломон Волков: «Пушкин — наше всё, но я бы не хотел быть его соседом»

Павел Матвеев

Смерть Блока

Ольга Смагаринская

Роман Каплан — душа «Русского Самовара»

Ирина Терра

Александр Кушнер: «Я всю жизнь хотел быть как все»

Ирина Терра

Наум Коржавин: «Настоящая жизнь моя была в Москве»

Елена Кушнерова

Этери Анджапаридзе: «Я ещё не могла выговорить фамилию Нейгауз, но уже

Эмиль Сокольский

Поющий свет. Памяти Зинаиды Миркиной и Григория Померанца

Михаил Вирозуб

Покаяние Пастернака. Черновик

Игорь Джерри Курас

Камертон

Елена Кушнерова

Борис Блох: «Я думал, что главное — хорошо играть»

Людмила Безрукова

Возвращение невозвращенца

Дмитрий Петров

Смена столиц

Елизавета Евстигнеева

Земное и небесное

Наталья Рапопорт

Катапульта

Анна Лужбина

Стыд

Галина Лившиц

Первое немецкое слово, которое я запомнила, было Kinder

Борис Фабрикант

Ефим Гофман: «Синявский был похож на инопланетянина»

Марианна Тайманова

Встреча с Кундерой

Сергей Беляков

Парижские мальчики

Наталья Рапопорт

Мария Васильевна Розанова-Синявская, короткие встречи

Уже в продаже ЭТАЖИ 1 (33) март 2024




Коллектив авторов Самое важное — в нюансах
Галина Калинкина Текст найдёт писателя и задушит
Михаил Эпштейн Зияние, или Заклятие кистью
Николай Грозни Признак Будды
Юлия Медведева Роман с Индией
Александр Курапцев Кумаровские россказни
Ефим Бершин С чистого листа
Дмитрий В. Новиков Волканы
Марат Баскин Жили-были
Павел Матвеев Встреча двух разумов, или Искусство парадокса
Ефим Бершин Чистый ангел
Наталья Рапопорт Мария Васильевна Розанова-Синявская, короткие встречи
Алёна Рычкова-Закаблуковская Взошла глубинная вода
Анна Агнич Та самая женщина
Юрий Анненков (1889 – 1974) Воспоминания о Ленине
Елизавета Евстигнеева Яблочные кольца
Владимир Гуга Миноги с шампанским
Этажи Лауреаты премии журнала «Этажи» за 2023 год
Галина Калинкина Ольга Балла: «Критика — это служба понимания»
Михаил Эпштейн Лаборатория чувств. Рассказы о любви.
Наверх

Ваше сообщение успешно отправлено, мы ответим Вам в ближайшее время. Спасибо!

Обратная связь

Файл не выбран
Отправить

Регистрация прошла успешно, теперь Вы можете авторизоваться на сайте, используя свой Логин и Пароль.

Регистрация на сайте

Зарегистрироваться

Авторизация

Неверный e-mail или пароль

Авторизоваться