литературно-художественный журнал «ЭТАЖИ»

etazhi.red@yandex.ru

17.03.20201 284
Автор: Надя Делаланд Категория: Поэзия

Ускользающая материя

О книге стихов Нади Делаланд «Мой папа был стекольщик» (Издательство «Стеклограф», М., 2019)

 

Когда я прочитала это название — «Мой папа был стекольщик», то, конечно, сразу вспомнила сказочную повесть Вениамина Каверина «Сын стекольщика»...

Сын стекольщика — прозрачный юноша, сквозь него виден по-иному окружающий мир, виден грустным и чистым...

В сущности, Надя Делаланд определила себя как дочь стекольщика, проявив в этом определении решительность и смелость. Потому что трудно сказать о себе: да, я хороший! Это редко кому удаётся. Вспомним, как Белла Ахмадулина писала о своем «незначительном лице»... Наде Делаланд удалось!

Я совсем прозрачна, мое тело состоит из стрекоз, я свечусь, я хрупка...

Часто поэтесса описывает, нет, не дождь или зиму, но как бы впечатление прозрачного существа от земных — дождя и зимы... И вдруг среди странного, почти вымышленного дождя возникают реальные яблоки, убитые этим дождем; и возникает уже реальное желание: подержать в руках реальные яблоки, прилечь рядом; и это желание полежать рядом с каждым упавшим яблоком, как бы снова возвращает нас в мир прозрачности, стрекозиной летящей меланхолии...

И закономерно возникает тема старости как печального возвращения в детство; к тому себе, каким ты был «до обретения рассудка»... И девочка о себе просит маму: «Поцелуй старую птицу» и становится старой птицей, но где же мама?..

Но если жизнь — просто сплошное прозрачное детство, то и Бог — не отец, он — «не старик... малыш...»; он создает радостный мир маленьких красивых существ: пчелок, мотыльков, крохотных мышек... И прозрачная поэтесса, дочь стекольщика, хочет обнять это Дитя; так святая Тереза из Лизье видела Христа играющим дитятей...

И тогда что же есть поэзия?

«Трель на пределе смысла», не обращенная, в общем, ни к кому; и, стало быть, к каждому, кто захочет услышать!..

Фаина Гримберг (Гаврилина)

 

* * *

Там он есть как оставленная возможность —

вопросительный знак, прикосновенье ветра

к облаку, в сущности — эфемерность

всякой просодии. Неотложной

помощью выведен и погашен,

может быть, ключ басовый для левой, левой.

В детстве, когда я легко болела

и умирала совсем не страшно,

он все звучал у меня в подвздошье

гулом подземным, музыкой неземною

из головы опускаясь волною в ноги,

делаясь громче, захватывая все больше,

он продолжался, меня превращая в струны,

в нотную грамоту, ясную пианисту,

и я записывала себя так быстро,

что прочитать потом было трудно.

 

* * *

Не уводи меня речь, я хочу сказать,

что не начавшееся завершается лето,

что ускользает материя — ускользать

из ослабевшей памяти (нет, не это),

из ослабевших пальцев, пока строчит

швейная ручка буквы широким шагом,

апофатически (нет, и не то), молчит,

терпит и терпит стареющая бумага.

Книгу сошью огромной кривой иглой,

где на полях написано васильками,

что ничего остаться и не могло

из аккуратно сделанного руками.

 

* * *

нас мало нас может быть нету

и кровью на дереве света

намечены вены и жилы

непрожитой жизни

 

* * *

вот так задерживают лето

руками в ветер упершись

оно смеется и стареет

вот так и жизнь

 

нельзя печалиться — преступно

не полететь от на мосту

летящей музыки растущей

сквозь гул и стук

 

шагаешь в бездну и внезапно

идешь по воздуху легко

в преобразившееся завтра

в трико

 

* * *

Сколько милосердия в последовательности станций —

после Беговой — Полежаевская и обратно,

удлиняется время, съеживается пространство,

можно выйти, можно остаться.

Колесо сансары, будь кольцевая!

На любую ветку — и просветленье,

каждый раз по-разному называя,

или просто взрослея.

 

* * *

видимо на фоне пережитого стресса

по дороге домой в маршрутке

мои руки начали обниматься

мне пришлось раньше срока выйти

отдышаться прийти постепенно в норму

руки мои грабли глаза ямы

 

* * *

есть не жильцы а есть жильцы

там в доме номер ноль

стада серебряной пыльцы

седой веселый рой

то принимает форму рук

роняющих перо

то прячет в черную дыру

жучка и за дырой

следит блестящей долготой

и мокрой широтой

дождя но это не потоп

потоп у нас потом

я не жилец я просто гость

в прозрачном и немом

полете мира твоего

но я хочу домой

 

Надя Делаланд – к. ф. н., преподавала в ЮФУ, окончила докторантуру Санкт-Петербургского госуниверситета. Работает в книжном интернет-магазине Book24 и ведет занятия в «Школе литературного мастерства на Волхонке». Публиковалась в журналах «Арион»,  «Дружба народов», «Звезда», «Нева», «Волга»,  «Новая юность», «Литературная учеба», «Вопросы литературы» и др. Стихи переведены на английский, итальянский, испанский, немецкий, эстонский и армянский  языки. Родилась в г. Ростове-на-Дону, живет в Москве. 

17.03.20201 284
  • 6
Комментарии
Booking.com

Ольга Смагаринская

Соломон Волков: «Пушкин — наше всё, но я бы не хотел быть его соседом»

Ольга Смагаринская

Михаил Богин: «Я попал под горячую руку холодной войны»

Виктор Есипов

Майя

Борис Фабрикант

Валентина Полухина: «Я, конечно, была влюблена в Бродского»

Павел Матвеев

Анатолий Кузнецов: судьба перебежчика

Ирэна Орлова

Полина Осетинская: «Я долго воспитывала свою аудиторию»

Наталья Рапопорт

Это только чума

Павел Матвеев

Хроника агонии

Павел Матвеев

Смерть Блока

Ирэна Орлова

Сегодня мы должны играть, как кошка мяукает — мяу, мяу...

Ирина Терра

«Делай так, чтобы было красиво». Интервью с Татьяной Вольтской

Марина Владимова

Я помню своего отца Георгия Владимова

Владимир Эфроимсон

Из воспоминаний об Арсении Тарковском

Павел Матвеев

Приближаясь к «Ардису»

Александра Николаенко

Исчезновения

Наталья Рапопорт

Юлий Даниэль: «Вспоминайте меня…»

Владимир Захаров

В тишине

Владимир Гуга

«Скоропостижка». Интервью с писателем и судмедэкспертом

Владимир Резник

Ракетчик Пешкин

Людмила Безрукова

Шпионские игры с Исааком Шварцем

Booking.com
Уже в продаже ЭТАЖИ №2 (26) июнь 2022




Влад Васюхин Муза
Алёна Рычкова-Закаблуковская Вопреки беде
Этажи «Этажи» в магазине «Даль»
Елена Кушнерова Главное — это возможность самого себя удивлять
Ирина Терра От главного редактора к выпуску журнала «Этажи» №2 (26) июнь 2022
Наталья Рапопорт Тайная история советской цензуры
Игорь Джерри Курас Камертон
Дмитрий Макаров Затонувший город
Людмила Штерн Зинка из Фонарных бань
Татьяна Разумовская Совсем другая книга
Анна Агнич Зеркальная планета
Коллектив авторов «Я был всевозможный писатель…»
Марат Баскин Китайский хлеб
Дмитрий Петров ЦДЛ и окрестности. Времена и нравы
Мариям Кабашилова Просто украли слово
Ирина Терра От главного редактора к выпуску журнала «Этажи» №1 (25) март 2022
Этажи Вручение премии журнала «Этажи» за 2021 год. Чеховский культурный центр
Ежи Брошкевич (1922-1993) Малый спиритический сеанс
Нина Дунаева Формула человека
Дмитрий Сеземан (1922-2010) Болшевская дача
Наверх

Ваше сообщение успешно отправлено, мы ответим Вам в ближайшее время. Спасибо!

Обратная связь

Файл не выбран
Отправить

Регистрация прошла успешно, теперь Вы можете авторизоваться на сайте, используя свой Логин и Пароль.

Регистрация на сайте

Зарегистрироваться

Авторизация

Неверный e-mail или пароль

Авторизоваться