литературно-художественный журнал «ЭТАЖИ»

etazhi.red@yandex.ru

26.06.20202 097
Автор: Валерий Черешня Категория: Поэзия

Бездомный рыцарь

* * *
Кораблик, жизнью траченный,
ржавеющий в порту,
с изломанными мачтами,
с прорехою в борту...

 

Некрасовский, жалеющий
размерчик раскачал
тебя, кораблик преющий,
уткнувшийся в причал.

 

Бездомный рыцарь, латами
дырявыми скрипя,
швартовыми канатами
спелёнут, как дитя,

 

ты мошкою отважною
избороздил моря,
гордился такелажною
оснасткой, но пора

 

некрасовской, некрасною
строкою утвердить:
ты прожил жизнь прекрасную,
пора и уходить.

 

Красивые кораблики
(прикольный новый стиль!)
возьмут тебя за жабрики
и отвезут в утиль.

 

* * *
Старость — время обратной перспективы:
вновь тасуешь всё те же мотивы,
но они стремятся не в точку схода,
а в хаос расхода.

 

Так расходятся волны от центра взрыва,
нарастает боль в созреванье нарыва,
так уходит, смеркаясь вдали, сиянье
в тьмы закланье.

 

Как бы так исчезнуть, пропасть, испариться,
чтоб ни зверь, ни ангел, ни хищная птица
не могли никогда ни судьбы, ни следа
твоего проведать.

 

Стать пучком летящих в пространстве линий,
пронизающих синий межзвёздный иней
в остановленном времени, став его частью...
Это счастье.

 

Ад


Вдруг вытекла вся жизнь из жил,
осталось голое, пустое,
как будто никогда не жил,
а был у жизни на постое.

 

И в этом ровном свете злом,
не оставляющем пробелов,
нет причитаний о былом —
всё тонет в бесконечно белом:

 

на кафель пролитый кефир,
безлюдье выжженного лета, —
безжалостно устроен тир,
в котором ты расстрелян светом

 

и нет тебя, — ищи-свищи
сиянье бело-голубое, —
аннигиляция души
при столкновении с собою.

 

Так преломись и расщепись,
верни на миг былые краски,
проснись от ужаса, очнись,
коснись зрачка зелёной лаской
травы...

 

Рим


Щербатый Рим раззявил пасть жары
и в мареве колышутся руины,
как будто вымерших животных спины
несут триумфов грузные дары.
Под тяжестью вминаются в компост
веков увечные натруженные лапы,
шальные императоры и папы
закладывали этот город в рост
холмам-подёнщикам и времени-скупцу,
но от процентов уцелели крохи:
апостолов отчаянные вздохи,
взмывающие птицами к Отцу.
Они сгустятся в облако обид
над купольным сияньем синагоги,
потом прольются кровью, и пороги
еврейского квартала обагрит,
когда вожди, как лицедеи-боги,
напялят древнеримский реквизит,
и в щели сцены смертью засквозит,
раздув их прохудившиеся тоги...

 

А в Тиволи, на вилле Адриана,
в руинах дремлет времени испод
и пинии щекочут небосвод.
Истории зияющие раны
здесь лечат тишина и птичий лёт.

 

Песенка Гамлета


Всего, что в мире есть,
умом не переесть,
закройте пасть ума,
сойдите-ка с ума.

 

Откроете, что есть,
где разуму присесть, —
между двумя «сейчас»,
в могиле без прикрас

 

из счастья и надежд:
в ней Йорик без одежд
ума, любви, острот, —
забит землёю рот,

 

в ней плоть любви лежит,
а дух её изжит
и только память-прах
скитается в полях,

 

в ней уголочек есть,
где тлеет слово «месть»,
но нет того, кто мстит,
поскольку здесь лежит.

 

* * *
Туч сплошной настил,
крупных капель братство
на стекле — вразлёт.
Кто тебя учил
смерти не бояться? —
их бесстрашный лёт

 

с высоты небес,
влагою крупнея,
миг паденья для, —
на колючий лес,
на песок аллеи,
вдребезги, плашмя.

 

Жизни жгучий йод
больно прижигает, —
некому подуть.
Время сквозь течёт,
струпья подсыхают,
высветляя суть.

 

Разум в тело влит
и в сердечном шуме —
первородный взрыв.
Дерево стоит:
ветвенный Везувий,
ветренный порыв.

 

Слово

 

Слово, звуки и смыслы впитавшее,
тяжелеющее вдалеке,
никогда никому не звучавшее
рядом с равными в тесной строке,

 

каплей капнет в дождя ожидающий
успокоенный омут души
и на ряби его откачается
неподвижность окрестной глуши.

 

Не поманит ни облако белое,
ни спасенье в курином тепле,
лишь бы слово, как яблоко спелое,
гнуло строчку, как ветку, к земле.

 

Валерий Черешня, родился в 1948г. в Одессе, живет в Санкт-Петербурге. Автор пяти поэтических книг («Своё время», 1996; «Пустырь», 1998; «Сдвиг», 1999; «Шёпот Акакия», 2008г; «Узнавание», 2018), книги эссе «Вид из себя» и многочисленных публикаций в журналах «Новый мир», «Октябрь», «Дружба народов», «Постскриптум» и пр.

26.06.20202 097
  • 13
Комментарии
Booking.com

Ольга Смагаринская

Соломон Волков: «Пушкин — наше всё, но я бы не хотел быть его соседом»

Ольга Смагаринская

Михаил Богин: «Я попал под горячую руку холодной войны»

Виктор Есипов

Майя

Борис Фабрикант

Валентина Полухина: «Я, конечно, была влюблена в Бродского»

Павел Матвеев

Анатолий Кузнецов: судьба перебежчика

Ирэна Орлова

Полина Осетинская: «Я долго воспитывала свою аудиторию»

Наталья Рапопорт

Это только чума

Павел Матвеев

Хроника агонии

Павел Матвеев

Смерть Блока

Ирэна Орлова

Сегодня мы должны играть, как кошка мяукает — мяу, мяу...

Ирина Терра

«Делай так, чтобы было красиво». Интервью с Татьяной Вольтской

Марина Владимова

Я помню своего отца Георгия Владимова

Владимир Эфроимсон

Из воспоминаний об Арсении Тарковском

Павел Матвеев

Приближаясь к «Ардису»

Александра Николаенко

Исчезновения

Наталья Рапопорт

Юлий Даниэль: «Вспоминайте меня…»

Владимир Захаров

В тишине

Владимир Гуга

«Скоропостижка». Интервью с писателем и судмедэкспертом

Владимир Резник

Ракетчик Пешкин

Людмила Безрукова

Шпионские игры с Исааком Шварцем

Booking.com
Уже в продаже ЭТАЖИ №2 (26) июнь 2022




Влад Васюхин Муза
Алёна Рычкова-Закаблуковская Вопреки беде
Этажи «Этажи» в магазине «Даль»
Елена Кушнерова Главное — это возможность самого себя удивлять
Ирина Терра От главного редактора к выпуску журнала «Этажи» №2 (26) июнь 2022
Наталья Рапопорт Тайная история советской цензуры
Игорь Джерри Курас Камертон
Дмитрий Макаров Затонувший город
Людмила Штерн Зинка из Фонарных бань
Татьяна Разумовская Совсем другая книга
Анна Агнич Зеркальная планета
Коллектив авторов «Я был всевозможный писатель…»
Марат Баскин Китайский хлеб
Дмитрий Петров ЦДЛ и окрестности. Времена и нравы
Мариям Кабашилова Просто украли слово
Ирина Терра От главного редактора к выпуску журнала «Этажи» №1 (25) март 2022
Этажи Вручение премии журнала «Этажи» за 2021 год. Чеховский культурный центр
Ежи Брошкевич (1922-1993) Малый спиритический сеанс
Нина Дунаева Формула человека
Дмитрий Сеземан (1922-2010) Болшевская дача
Наверх

Ваше сообщение успешно отправлено, мы ответим Вам в ближайшее время. Спасибо!

Обратная связь

Файл не выбран
Отправить

Регистрация прошла успешно, теперь Вы можете авторизоваться на сайте, используя свой Логин и Пароль.

Регистрация на сайте

Зарегистрироваться

Авторизация

Неверный e-mail или пароль

Авторизоваться