литературно-художественный журнал «ЭТАЖИ»

etazhi.red@yandex.ru

Валерий Черешня

Кавказские наброски

30.11.2022
02.11.20202 497
Автор: Лена Берсон Категория: Поэзия

Мама, я на войне, позвоню потом

* * *

Прожив сто лет не там, захлебываясь тьмой

Отчаянной зимы, уже сыгравшей в ясли,

Она летит домой,

Где астры на сносях и георгины гаснут,

Где распирает плод гранатовая вязь,

Где виноград горчит переизбытком сока,

Где закипает жизнь, на солнце пузырясь,

Как речь пророка.

— Когда придешь опять?

— Когда-нибудь потом!

Простым карандашом заточен каждый купол,

Но что такое дом,

Когда он как дитя накормлен и искупан?

Он пахнет молоком, лукав и уязвим,

То трет рукой глаза, то куксится легонько,

Но правда без него была б не то, что с ним —

Не слишком горькой.

— У нас пожар!

— Пожар?

— У нас война!

— Война?

Но уличный фонтан так нестерпимо сладок!

И так нежна стена

Любою из своих окаменевших складок.

Как тени во дворе тарелками гремят!

— Я больше не могу!

— Давай, кричат, до дна же!

И тень родных руин, цепляясь за гранат,

Перечеркнет подряд и наших, и не наших.

 

* * *

Она исправляла ошибки в его заикании,

Она вызывала короткое в нем замыкание.

Он страшно ошибся, однажды зимой подкатив к ней,

С улыбкою разоруженной и «г» фрикативным.

 

Она возмущалась его местечковым акцентом,

Пока они вместе тряслись от окраины к центру,

Но что-то возникло меж ними в трамвае, у двери ли

Не, боже мой, жалость, а что-нибудь вроде доверия.

 

Она уезжала надолго из выжатой области

И в письмах его укоряла в наивности, в робости.

Он, чувствуя как все непрочно, как шатко и зыбко,

Писал ей без мягкого знака: «Не плач, моя рыбка,

 

И выбрось, пожалуйста, золотко, всех этих мыслей».

Она говорила — «я с ним», он всегда только — «мы с ней»,

И жил в предвкушении счастья, ура первомайского,

Которое не испаряется, сколько ни мацайте.

 

И это предчувствие счастья держалось, не таяло,

Пока ее страшные мысли ее не состарили,

И, вымесив тесто, как текст, что впотьмах надиктован,

Она постепенно забыла, что с нею и кто он.

 

Он правил ошибки, бесцельно бродя по квартире,

Он метил в них, как в санаторском прокуренном тире.

Как будто она запятые повсюду расставила,

Он все повторял про себя по ночам эти правила.

 

И вновь ошибался, и жадно просил не ругать его,

Как не существительное без нее прилагательное.

 

* * *

Самый частый вопрос у людей — ты где?

Ты, блин, где? Почему не ответить сразу?

Я болтаюсь в предбаннике на гвозде

Заторможенный маятник пучеглазый.

 

Ну конечно, я здесь, мы уже сто лет

Забиваем безумьем густые соты;

Погоди, я возьму телефон в клозет,

На работе я, дома я, где еще-то?

 

Вроде мухи жужжащей из темноты —

Всех достала, а все-таки не видна им.

Ну, допустим, я знаю — где я, где ты.

Мы не есть друг у друга от этих знаний.

 

Вот умели же раньше! Когда? Тогда.

Колотились, клонясь над невнятной трубкой.

Мне не слышно, чем дальше — тем дальше, да,

Что ж так хрупко все, слышишь, зачем так хрупко?

 

Как родишься, в пеленках лежишь пластом,

А родившийся в мухах — летать не может.

Мама, я на войне, позвоню потом,

Или лучше сама набери попозже.

 

Как звонил бы домой Иисус с креста:

Вспыхнул было конфликт, но уже потушен.

Люди рядом хорошие, а места..!

Мама связь барахлит, никого не слушай.

 

* * *

Одни состарились, другие постарались

Забиться пылью, как дорожка на виниле,

Где опрокинутые навзничь пасторали

Отяжелевшими офелиями всплыли.

 

Все распадается в привычной обстановке,

А то, что держится, еще сильнее бесит,

Едва сойдешь с ума на первой остановке

От моря бедствий.

 

Едва отчаявшись до крайности ужаться,

Глотнешь тепла у магазина «вина-воды»

И замечаешь — все не то, чтобы ужасно.

А несвободно.

 

А дни беснуются настырнее, чем дети,

Которых к полночи еще не укротили.

Сирень мотается, запальчиво одета,

Как венценосная соседка по квартире.

 

Но, находясь по разным признакам вне мая,

Что тащишь в пятый угол, избежавший тленья?

Как будто надо оказать — но не вниманье,

Сопротивленье.

 

Пока еще в партере гаснут лица,

Но до финала ни один не выйдет.

И надо лишь восстать, вооружиться.

Заснуть и видеть.

 

* * *

А когда застывала в портфеле сменка,

И во рту замерзало больное «здравствуйте…»,

Надо было идти танцевать фламенко —

Обучаться холодным припадкам ясности.

 

Чтоб смеяться, едва получив затрещину,

И выкрикивать «agua!», как будто жарко —

Как с пеленок умеют другие женщины

И не выглядят жалко.

 

Надо было рожать — ну, почти что в детстве,

В злую эру варенья из дынных корок,

Когда тело — театр не военных действий,

А, скорее, театр одного актера.

 

Наглотавшись земли в плоскостопой местности,

Поднимая растущий живот как дыню,

Чтобы дольше потом оставаться вместе:

Вроде мамами, вроде бы молодыми.

 

Надо было тащиться, куда ни попадя,

За причастностью, как за святым причастием,

Чтобы наговориться с живыми, Господи,

Чтобы вслед не кричать им.

 

Так доходит посылка — быстрей, чем послана,

А лица долговечнее — отраженье.

Чтоб на эти слова: «Никогда не поздно»

Отвечать: «Неужели?»

 

* * *

Нет у покойного воли последней.

Собственно, нет никакой.

Братьям по смуте и сестрам по сплетне

Вечный предписан покой.

 

Как-то же надо осилить, освоить,

Как-то заделать края.

Нет никакой у покойного воли,

Максимум — воля Твоя.

 

Полный такой санитарный локдаун,

После линейки — отбой.

Ну и зачем ему воля, куда он

Дернется по грунтовой?

 

К рынку за перегоревшей черешней?

К банку, где клянчил кредит?

К дому, где маясь то больше, то меньше,

Коротко плакал навзрыд?

 

Лена Берсон. Окончила журфак МГУ, в 1991–1996 году была соредактором газеты "Шарманщик" при Театре музыки и поэзии Елены Камбуровой. С 1999-го года живет в Израиле, редактор новостного сайта. Подборки стихов выходили в журналах "Арион", "7 искусств", "Складчина", "45-я параллель", "Иерусалимский журнал", "Этажи", альманахе издательства "Скифия" (Санкт-Петербург).

02.11.20202 497
  • 4
Комментарии
Booking.com

Ольга Смагаринская

Роман Каплан — душа «Русского Самовара»

Павел Матвеев

Смерть Блока

Ирина Терра

Александр Кушнер: «Я всю жизнь хотел быть как все»

Наталия Гулейкова-Сильвестри

Мир Тонино Гуэрры — это любовь

Эмиль Сокольский

Поющий свет. Памяти Зинаиды Миркиной и Григория Померанца

Елена Кушнерова

Этери Анджапаридзе: «Я ещё не могла выговорить фамилию Нейгауз, но уже

Михаил Вирозуб

Покаяние Пастернака. Черновик

Юлия Медведева

Андрей Битов. Начало

Игорь Джерри Курас

Камертон

Сергей Чупринин

Вот жизнь моя. Фейсбучный роман. Избранное

Людмила Безрукова

Возвращение невозвращенца

Людмила Штерн

Зинка из Фонарных бань

Леонид Бахнов

В сетях шпионажа

Дмитрий Петров

Смена столиц

Лена Берсон

Мама, я на войне, позвоню потом

Анна Лужбина

Стыд

Наталья Рапопорт

Катапульта

Елизавета Евстигнеева

Земное и небесное

Галина Лившиц

Первое немецкое слово, которое я запомнила, было Kinder

Борис Фабрикант

Ефим Гофман: «Синявский был похож на инопланетянина»

Booking.com
Уже в продаже ЭТАЖИ №1 (29) март 2023




Наверх

Ваше сообщение успешно отправлено, мы ответим Вам в ближайшее время. Спасибо!

Обратная связь

Файл не выбран
Отправить

Регистрация прошла успешно, теперь Вы можете авторизоваться на сайте, используя свой Логин и Пароль.

Регистрация на сайте

Зарегистрироваться

Авторизация

Неверный e-mail или пароль

Авторизоваться