***
Змейкой плетутся под бледной кожей
Синие ленты вен,
Маленький катер режет, как ножик,
Воду в большой Неве.
Резать свои — до смешного глупо —
Я не герой кино.
Завтра наступит новое утро,
Солнце шепнёт в окно.
Так говорит постоянно мама:
«Не раскисай, держись».
Снова скажу ей, что всё нормально
(Мамы — они для лжи).
Снова скажу ей, что всё отлично,
Просто чуть-чуть устал,
Снова проделаю путь привычный
К дому по трём мостам.
Встречу кого-то. Кто-то, быть может,
Скрасит грядущий март.
Легче не станет, больнее — тоже.
«Всё правда в порядке, мам».
***
Старый подъезд жужжит,
Корчится в эпилепсии,
Надписи на стенáх не-
весело.
Серая штукатурка
Сыпется мелом с плеч его,
В ящике «Шесть» искать
Нечего.
Стойка кривых перил
Выгнута клювом беркута,
Тащится лифт, спешить
Некуда.
Звякнет набор ключей
В горстке ненужной мелочи.
Вытереть пыль? Зачем?
Незачем.
Будут ли облака
Так же тянуться по небу.
Скоро ли позвонит хоть
Кто-нибудь?
Будут шептать потом
В кухне в начале первого
«Не было ведь причин».
Не было.
***
Не скучай по мне, не скучай!
Посмотри, по полям Иван-чай
Цветёт розовым.
Будет встреча и будет час,
Я вернусь с осенними грозами.
Не скучай по мне! В свете фар
Не дрожи от грусти ли, от мороза ли,
Пой и будь отголоском парадных фанфар,
А не хрупкими лакримозами.
Пока едешь сквозь луг,
Будешь думать не вслух,
Обо мне, о себе, о несбывшемся,
О неправде разлук;
Буду красить в золу
Эти тучи над чёрными крышами.
Буду первой грозой,
В луче фары косом
Розоветь по полям Иван-чаями.
Не забудь найти зонт —
Но важнее всего:
Не скучай по мне! не скучай по мне!
Жизнь моя. Суть моя —
Это ты. Я прошу, не скучай!
Полевые цветы,
Свет и капли дождя
Навсегда и сейчас:
Вся любовь к тебе — это я.
Кукольный дом
Кто-то большой играется человечками:
Роется в ящичках, ищет поинтереснее.
Кто-то невидимый и большой.
Вот человечки лежат на коечках,
Стонут и просят: «дайте хоть столечко»,
Им медсестра на серебряной ложечке
Выдаст — и хорошо.
Вот юный мальчик встречает куколку,
Глупая куколка вторит без умолку
«Вечером едем в клуб».
Мальчику душно в своём же ящичке,
А его куколка подходящая
В дальнем лежит углу.
В дальнем углу, отерев сукровицу,
Куколка плачет и тихо молится:
«Папа, прошу, пусти».
В этом отсеке лежат солдатики.
Ниже колен — конфетные фантики.
Солдатиков — сдать в утиль.
Вот человечки сидят угрюмыми,
Меряя время испитыми рюмками:
Десять — и день прошёл.
Вот мама-кукла спасает пупсика,
Проданы домик, машинка, бусики.
«Возьмите браслет ещё?».
Хочешь увидеть, как он, невидимый,
Так управляется с тонкими нитями,
Дёргает — не понять.
Знаешь ответ, и не станешь спрашивать.
Знаешь ответ, но услышать страшно, ведь
Кто-то невидимый куклами нашими
Мог бы совсем не играть.
***
Сквозь раны проходит свет,
И нет ничего, и боли нет.
И светишься, будто сам —
От солнечного колеса
Размытый неточный след.
И будешь идти, светясь,
Сквозь трещинки и края,
И будешь почти маяк
Потерянным кораблям,
И будешь прозрачно-ясен.
И будешь почти кувшин,
Чьи светом прошиты швы.
Теплом изнутри согрет.
Сквозь раны проходит жизнь.
Сквозь раны проходит свет.
И будет такая высь,
И будет такой полёт,
Как будто ты сам копьё,
И тот, кто метнул копьё,
И кто от копья умрёт,
Как будто ты просто всё,
И тело твоё, как храм:
Ни горя, ни боли нет.
Иного маршрута нет:
И в жизни нельзя без ран.
Сквозь раны проходит свет.
***
I
В мягкой ладони прыгает лучик.
Ладонь зажимая, ныряешь в пруд.
Всё так прекрасно, не может — лучше.
С берега машут, домой зовут.
Солнце заходит, лучик сбегает,
Прячется на ночь в чужой руке.
Бежишь прямо к дому в промокшей майке
И с деревянным крестиком на шнурке.
II
Первый подарок,
От мамы с папой
первый подарок взрослый.
«Скопили с зарплаты,
Носи аккуратно,
И позвони крёстной».
Единственной дочке
Крестик с цепочкой —
Распятие с ноготок.
Мамы не станет,
Папы не станет,
Останется только он.
На тоненькой шее,
Первое украшенье
Не мамино, а своё!
Думаешь сладко:
Соседка Женя
От зависти упадёт!
III
Твоё время проходит листами календаря,
Мерным тиканьем стрелок и сеточкой лёгких морщин.
Твоё время проходит, на память лишь память даря.
Говорят, для того и проходит, чтобы лечить.
А ещё говорят, что лекарства его горьки,
Осознаешь, когда доберёшься до сути:
Беззаботным таким и счастливым таким
Ты, наверное, вряд ли когда-нибудь будешь.
И сидишь, и сжимаешь нательный крест,
Мамы нет, папы нет, и никто уже не поможет.
Остаётся надежда — надежда есть? —
Отпечаталась холодом в тёплой коже.
IV
Никого не вините,
Прочтите молча
Слов вереницы,
Нити, полчища
Чище не сделают мою мысль:
Её ни собрать,
Ни починить.
Мне это снится —
Пыльцой на лицах
Траур лежит, пальцем не подцепить.
Звоните в полицию,
Срочно в полицию!
Врите им, врите,
Станьте обманом,
Главным обманом,
Крестиком на цепи.
Ольга Гурилёва родилась в 1996 году в Белгороде. Резидент Московской Литературной гостиной. Публиковалась в журналах «Вторник», «Четырёхлистник». Лонг-лист премии «Лицей» (2024 год).
Соломон Волков: «Пушкин — наше всё, но я бы не хотел быть его соседом»
Смерть Блока
Роман Каплан — душа «Русского Самовара»
Александр Кушнер: «Я всю жизнь хотел быть как все»
Наум Коржавин: «Настоящая жизнь моя была в Москве»
Этери Анджапаридзе: «Я ещё не могла выговорить фамилию Нейгауз, но уже
Поющий свет. Памяти Зинаиды Миркиной и Григория Померанца
Покаяние Пастернака. Черновик
Камертон
Борис Блох: «Я думал, что главное — хорошо играть»
Возвращение невозвращенца
Смена столиц
Земное и небесное
Катапульта
Первое немецкое слово, которое я запомнила, было Kinder
Стыд
Ефим Гофман: «Синявский был похож на инопланетянина»
Встреча с Кундерой
Парижские мальчики
Мария Васильевна Розанова-Синявская, короткие встречи