Прогноз погоды
Метель по понедельникам, затем
Мороз и солнце ровно до субботы, –
И так весь месяц, не теряя темп:
Погода, в лучшем смысле, есть работа.
Рисунок белых лилий на стекле
И синих лилий в небесах хрустальных
Уже совпали, ибо им в тепле
Не сохранить ни абриса, ни тайны.
И так же вся неделя января
Последняя, под знаком Водолея,
Продлится в феврале, и ты не зря
Достал «чернил» и стал на час теплее.
И стал читать снежинки по одной,
Как будто в них посланье от любимой,
Как будто в них, как раннею весной,
Растают письма почты голубиной.
Речь о бессмертии
Всюду речь: то забытого белого леса,
Уходящего узкой тропой вслед за вьюгой,
То луча, соскользнувшего с крыши в далекий сугроб,
Где согласным и гласным отыщется место
До весны, словно в тихой гостинице угол,
Чтоб в апреле проснуться в любой из задуманных строк.
Это странное дело – записывать звуки
Окружающей речи простыми словами,
Чистый лист покрывая старинным орнаментом букв,
И читая их вслух, в настороженном ухе
Оставлять чьи-то смыслы, рождённые нами
(Не имея в виду одного, в лучшем случае – двух).
Знать, судьба – говорить, пусть и мало кто внемлет,
Понимая с годами, что так, мол, и надо,
Ибо не для чего ни петрарки, ни иже сонет:
От людей устаёшь, словно роющий землю
Ежедневно искатель зарытого клада,
Ближе к смерти понявший, что клада в окрестностях нет.
Только всюду и есть – возвращенье беззвучья
В продлевающей время строке наклонённой,
Что лежит, как гербария ветвь, все шумы поглотив,
И с годами становится чётче и лучше,
Вне молвы и людей – и от них удалённой
Возродится, как речь, и бессмертием речи – как стих.
Рождение
Настанет время и опять,
Уже не помня раз в который,
Ты всё в деталях повторять
Начнёшь, зверея от повтора.
Свернувшись, ты ещё лежишь
В родном тепле уютным комом,
Представив, что однажды жизнь
Изменишь сам с ноги толчковой.
Всё зная наперёд: раба
Земной удел и зону риска,
Куда швырнёт тебя судьба
Из колыбели материнской.
И ты, от ужаса дрожа,
Себя испытывая болью,
Как бы вдоль лезвия ножа
Туда уйдёшь по чьей-то воле.
Свет впереди невыносим,
И ты, из теплоты кромешной,
Выталкиваешь что есть сил
Себя в кровавую промежность.
И ты, как мыслящий тростник,
(как мыслили Паскаль и Тютчев)
Зачем-то в этот мир проник,
Но зная: здесь не будет лучше.
И первый вдох – с таким трудом,
Как будто впредь идти с повинной.
И первый крик – всегда о том,
Чтобы не рвали пуповину.
* * *
На обратном пути ничего необычного нет,
Разве несколько стёршихся в памяти маленьких станций,
На которых бы можно случайно сойти и остаться,
Разорвав и развеяв по ветру обратный билет.
На обратном пути ничего необычного нет
Наблюдая текучесть пространства, – ему всё-равно:
Растекаться вперёд или двигаться вспять, повторяя
Позабытый ландшафт, – ты приходишь и к Аду, и к Раю,
Как ко взгляду на то, что они во флаконе одном.
Наблюдая текучесть пространства, ему всё-равно.
Оттого безразлично, какой выбираешь маршрут,
Если голос объявит названье конечного пункта,
Всё, скорее всего, и сместив, и бесстрастно напутав,
Но носильщики резво уже по перрону идут.
Оттого безразлично, какой выбираешь маршрут.
И опять пребывание в той безымянной тоске,
В той тяжёлой, вселенской, недвижимой, вечности кратной, –
В ожиданьи пути, что ещё предстоит, и обратным
Вновь окажется, вновь неизвестно надолго и с кем?
И опять пребывание в той безымянной тоске.
Семейный портрет
Коснувшись каждой впадины руками,
Почувствовать, как дышит этот камень,
И осветив лучиной дальний угол,
Взять для начала самый мягкий уголь.
Писать костёр, вокруг – его хранящих
Сестёр любимых – маленьких двойняшек,
Мать, погружённую всегда в работу,
Что ждёт мужчин, ушедших на охоту,
И стены в копоти пещеры низкой.
Неподалёку, но не очень близко,
Отца с копьём и старших братьев рядом,
Вооружённых луками – отрядом
Они преследуют быка с оленем,
И бык, уже упавший на колени,
Пронзён копьем и так надсадно воет,
Как будто ждёт, что пожалеет воин
Его и не добъёт, но кровь фонтаном
Из холки хлещет на кусты бурьяна,
И здесь моё со средним братом дело
Его добить. Уходят за пределы
Картины лес и небо над охотой:
Последний штрих рисую неохотно,
Ещё не понимая, что нам вечно
Теперь всем жить, наскальным человечкам.
* * *
Асфальт вцепился в тени хваткой мёртвой
И талый снег выбрасывал предметы
На пенный тротуар: бычки, обёртки
Из-под конфет, промёрзшие конфеты,
Измятые пакеты, в этикетках
Хрустящий пластик опустевшей тары,
Что требует вниманья, как кокетка,
Забывшая о том, что стала старой;
Безликий мусор в тряпках и опилках
С тем ощущением, что цирк уехал, –
И у столба застрявшую бутылку
С досадой на возникшую помеху.
В бутылочном стекле невесть откуда,
Застыв, как в янтаре, письмо лежало,
Подобно совершившемуся чуду:
Среди всего, что вызывало жалость –
Явление письма в бутылке, вести
О чём-то мне, не мне, каким-то третьим…
Скорей о том, что попрощались вещи
Друг с другом в декабре. С мечтой о встрече.
Времена года: настоящее и будущее
Казалось бы, закончилась зима,
Но холодов навязчивый кошмар
Изводит днями одинокий март,
И ты упьёшься, чтоб свести с ума
Ландшафт с его температурой низкой,
Без льда и содовой шотландским виски.
В промёрзлом, в прошлом, кажется, году,
Помог с таким же градусом продукт
Понять, что снова у тебя крадут
Порядок дней и сроков череду,
Но ты не знал, что коль весны не будет,
То надо ли о том поведать людям,
Не доверяя, видимо не зря,
Утиным стаям с их весенним «кря»,
Летевших острым клином с ноября
К настенным фото из календаря,
Поскольку лёд, сезон уже который,
Не покидает реки и озёра,
Поскольку голых, неживых осин
Смерть убедительна, как ни проси
И как ни прилагай напрасно сил,
А главное, как долго ни носи
В себе надежду, что в подлунном мире
Есть времена у года – их четыре,
Поскольку всё в природе говорит,
Что может быть одно, и два, и три,
Покуда грач весенний или стриж
Ещё летит, и виски жжёт внутри.
Покуда, в небо окунув ладони,
Не ощутить, что теплый свет бездонен.
R.I.P.
Матери Бориса Немцова
– Обычно в феврале, в последних числах, –
Она подумала, – на сердце тяжесть…
Но ничего плохого не случится, –
Она подумала, – и чашка та же,
В ней чай, хотя остыл, а рядом ложка…
Уж полночь близится, пора ложиться,
Вот телевизор досмотреть немножко,
Ведь ничего плохого не случится, –
Она подумала. – Лютей морозы
В последних числах, на душе тревожно,
К тому же, постоянные угрозы,
А он, мой мальчик… Это невозможно, –
Она подумала – Как в сериалах
Ужасен выстрел и правдоподобен!
И проступают в тонкой струйке алой
Сейчас не титры – буквы на надгробьи.
И вдруг подумала: – Не стать гарантом
От произвола ни одной из книжек…
Она подумала: – Пробьют куранты
И этот бой она услышит в Нижнем.
Ударов будет, как всегда, двенадцать
По счёту, как апостолов; и следом
Февральский день уже готов начаться, –
Она сейчас подумала, – последний.
28 февраля 2015 г.
Геннадий Кацов – поэт, писатель и журналист, был хорошо известен в литературных кругах Москвы 1980-х. Один из создателей легендарного московского клуба «Поэзия» и участник литературной группы «Эпсилон-Салон». Вернулся к поэтической деятельности после 18-летнего перерыва в 2011 году.
Автор восьми книг, включая экфрасический поэтический проект «Словосфера», в который вошли 180 поэтических текстов, инспирированных шедеврами мирового изобразительного искусства, от Треченто до наших дней.
Его поэтические сборники «Меж потолком и полом» (2013) и «365 дней вокруг Солнца» (2014) вошли в лонг-листы «Русской Премии» по итогам 2013-го и 2014 годов. Лауреат литературной премии журнала «Дети Ра» по итогам 2014 г. Является одним из создателей и участников геопоэтического проекта НАШКРЫМ.
Постоянно публикуется в периодических литературных изданиях в России, Европе и США.
Смерть Блока
Роман Каплан — душа «Русского Самовара»
Александр Кушнер: «Я всю жизнь хотел быть как все»
Мир Тонино Гуэрры — это любовь
Этери Анджапаридзе: «Я ещё не могла выговорить фамилию Нейгауз, но уже
Поющий свет. Памяти Зинаиды Миркиной и Григория Померанца
Покаяние Пастернака. Черновик
Андрей Битов. Начало
Камертон
Вот жизнь моя. Фейсбучный роман. Избранное
Зинка из Фонарных бань
Возвращение невозвращенца
В сетях шпионажа
Смена столиц
Мама, я на войне, позвоню потом
Земное и небесное
Стыд
Катапульта
Первое немецкое слово, которое я запомнила, было Kinder
Ефим Гофман: «Синявский был похож на инопланетянина»