литературно-художественный журнал «ЭТАЖИ»

etazhi.red@yandex.ru

Иван Терехов

Папоротник

09.02.2023
Вход через соц сети:
28.02.20161 965
Автор: Геннадий Кацов Категория: Поэзия

Времена года: настоящее и будущее

Прогноз погоды

 

Метель по понедельникам, затем

Мороз и солнце ровно до субботы, –

И так весь месяц, не теряя темп:

Погода, в лучшем смысле, есть работа.

 

Рисунок белых лилий на стекле

И синих лилий в небесах хрустальных

Уже совпали, ибо им в тепле

Не сохранить ни абриса, ни тайны.

 

И так же вся неделя января

Последняя, под знаком Водолея,

Продлится в феврале, и ты не зря

Достал «чернил» и стал на час теплее.

 

И стал читать снежинки по одной,

Как будто в них посланье от любимой,

Как будто в них, как раннею весной,

Растают письма почты голубиной.

 

Речь о бессмертии

 

Всюду речь: то забытого белого леса,

Уходящего узкой тропой вслед за вьюгой,

То луча, соскользнувшего с крыши в далекий сугроб,

Где согласным и гласным отыщется место

До весны, словно в тихой гостинице угол,

Чтоб в апреле проснуться в любой из задуманных строк.

 

Это странное дело – записывать звуки

Окружающей речи простыми словами,

Чистый лист покрывая старинным орнаментом букв,

И читая их вслух, в настороженном ухе

Оставлять чьи-то смыслы, рождённые нами

(Не имея в виду одного, в лучшем случае – двух).

 

Знать, судьба – говорить, пусть и мало кто внемлет,

Понимая с годами, что так, мол, и надо,

Ибо не для чего ни петрарки, ни иже сонет:

От людей устаёшь, словно роющий землю

Ежедневно искатель зарытого клада,

Ближе к смерти понявший, что клада в окрестностях нет.

 

Только всюду и есть – возвращенье беззвучья

В продлевающей время строке наклонённой,

Что лежит, как гербария ветвь, все шумы поглотив,

И с годами становится чётче и лучше,

Вне молвы и людей – и от них удалённой

Возродится, как речь, и бессмертием речи – как стих.

 

Рождение

 

Настанет время и опять,

Уже не помня раз в который,

Ты всё в деталях повторять

Начнёшь, зверея от повтора.

 

Свернувшись, ты ещё лежишь

В родном тепле уютным комом,

Представив, что однажды жизнь

Изменишь сам с ноги толчковой.

 

Всё зная наперёд: раба

Земной удел и зону риска,

Куда швырнёт тебя судьба

Из колыбели материнской.

 

И ты, от ужаса дрожа,

Себя испытывая болью,

Как бы вдоль лезвия ножа

Туда уйдёшь по чьей-то воле.

 

Свет впереди невыносим,

И ты, из теплоты кромешной,

Выталкиваешь что есть сил

Себя в кровавую промежность.

 

И ты, как мыслящий тростник,

(как мыслили Паскаль и Тютчев)

Зачем-то в этот мир проник,

Но зная: здесь не будет лучше.

 

И первый вдох – с таким трудом,

Как будто впредь идти с повинной.

И первый крик – всегда о том,

Чтобы не рвали пуповину.

 

* * *

 

На обратном пути ничего необычного нет,

Разве несколько стёршихся в памяти маленьких станций,

На которых бы можно случайно сойти и остаться,

Разорвав и развеяв по ветру обратный билет.

На обратном пути ничего необычного нет

 

Наблюдая текучесть пространства, – ему всё-равно:

Растекаться вперёд или двигаться вспять, повторяя

Позабытый ландшафт, – ты приходишь и к Аду, и к Раю,

Как ко взгляду на то, что они во флаконе одном.

Наблюдая текучесть пространства, ему всё-равно.

 

Оттого безразлично, какой выбираешь маршрут,

Если голос объявит названье конечного пункта,

Всё, скорее всего, и сместив, и бесстрастно напутав,

Но носильщики резво уже по перрону идут.

Оттого безразлично, какой выбираешь маршрут.

 

И опять пребывание в той безымянной тоске,

В той тяжёлой, вселенской, недвижимой, вечности кратной, –

В ожиданьи пути, что ещё предстоит, и обратным

Вновь окажется, вновь неизвестно надолго и с кем?

И опять пребывание в той безымянной тоске.

 

Семейный портрет

 

Коснувшись каждой впадины руками,

Почувствовать, как дышит этот камень,

 

И осветив лучиной дальний угол,

Взять для начала самый мягкий уголь.

 

Писать костёр, вокруг – его хранящих

Сестёр любимых – маленьких двойняшек,

 

Мать, погружённую всегда в работу,

Что ждёт мужчин, ушедших на охоту,

 

И стены в копоти пещеры низкой.

Неподалёку, но не очень близко,

 

Отца с копьём и старших братьев рядом,

Вооружённых луками – отрядом

 

Они преследуют быка с оленем,

И бык, уже упавший на колени,

 

Пронзён копьем и так надсадно воет,

Как будто ждёт, что пожалеет воин

 

Его и не добъёт, но кровь фонтаном

Из холки хлещет на кусты бурьяна,

 

И здесь моё со средним братом дело

Его добить. Уходят за пределы

 

Картины лес и небо над охотой:

Последний штрих рисую неохотно,

 

Ещё не понимая, что нам вечно

Теперь всем жить, наскальным человечкам.

 

* * *

 

Асфальт вцепился в тени хваткой мёртвой

И талый снег выбрасывал предметы

На пенный тротуар: бычки, обёртки

Из-под конфет, промёрзшие конфеты,

Измятые пакеты, в этикетках

Хрустящий пластик опустевшей тары,

Что требует вниманья, как кокетка,

Забывшая о том, что стала старой;

Безликий мусор в тряпках и опилках

С тем ощущением, что цирк уехал, –

И у столба застрявшую бутылку

С досадой на возникшую помеху.

 

В бутылочном стекле невесть откуда,

Застыв, как в янтаре, письмо лежало,

Подобно совершившемуся чуду:

Среди всего, что вызывало жалость –

Явление письма в бутылке, вести

О чём-то мне, не мне, каким-то третьим…

Скорей о том, что попрощались вещи

Друг с другом в декабре. С мечтой о встрече.

 

Времена года: настоящее и будущее

 

Казалось бы, закончилась зима,

Но холодов навязчивый кошмар

Изводит днями одинокий март,

И ты упьёшься, чтоб свести с ума

Ландшафт с его температурой низкой,

Без льда и содовой шотландским виски.

 

В промёрзлом, в прошлом, кажется, году,

Помог с таким же градусом продукт

Понять, что снова у тебя крадут

Порядок дней и сроков череду,

Но ты не знал, что коль весны не будет,

То надо ли о том поведать людям,

 

Не доверяя, видимо не зря,

Утиным стаям с их весенним «кря»,

Летевших острым клином с ноября

К настенным фото из календаря,

Поскольку лёд, сезон уже который,

Не покидает реки и озёра,

 

Поскольку голых, неживых осин

Смерть убедительна, как ни проси

И как ни прилагай напрасно сил,

А главное, как долго ни носи

В себе надежду, что в подлунном мире

Есть времена у года – их четыре,

 

Поскольку всё в природе говорит,

Что может быть одно, и два, и три,

Покуда грач весенний или стриж

Ещё летит, и виски жжёт внутри.

Покуда, в небо окунув ладони,

Не ощутить, что теплый свет бездонен.

 

R.I.P.

Матери Бориса Немцова

 

– Обычно в феврале, в последних числах, –

Она подумала, – на сердце тяжесть…

Но ничего плохого не случится, –

Она подумала, – и чашка та же,

 

В ней чай, хотя остыл, а рядом ложка…

Уж полночь близится, пора ложиться,

Вот телевизор досмотреть немножко,

Ведь ничего плохого не случится, –

 

Она подумала. – Лютей морозы

В последних числах, на душе тревожно,

К тому же, постоянные угрозы,

А он, мой мальчик… Это невозможно, –

 

Она подумала – Как в сериалах

Ужасен выстрел и правдоподобен!

И проступают в тонкой струйке алой

Сейчас не титры – буквы на надгробьи.

 

И вдруг подумала: – Не стать гарантом

От произвола ни одной из книжек…

Она подумала: – Пробьют куранты

И этот бой она услышит в Нижнем.

 

Ударов будет, как всегда, двенадцать

По счёту, как апостолов; и следом

Февральский день уже готов начаться, –

Она сейчас подумала, – последний.

 

28 февраля 2015 г.

 

 

 

Геннадий Кацов – поэт, писатель и журналист, был хорошо известен в литературных кругах Москвы 1980-х. Один из создателей легендарного московского клуба «Поэзия» и участник литературной группы «Эпсилон-Салон». Вернулся к поэтической деятельности после 18-летнего перерыва в 2011 году.

Автор восьми книг, включая экфрасический поэтический проект «Словосфера», в который вошли 180 поэтических текстов, инспирированных шедеврами мирового изобразительного искусства, от Треченто до наших дней.

Его поэтические сборники «Меж потолком и полом» (2013) и «365 дней вокруг Солнца» (2014) вошли в лонг-листы «Русской Премии» по итогам 2013-го и 2014 годов.  Лауреат литературной премии журнала «Дети Ра» по итогам 2014 г. Является одним из создателей и участников геопоэтического проекта НАШКРЫМ.

Постоянно публикуется в периодических литературных изданиях в России, Европе и США. 

28.02.20161 965
  • 1
Комментарии

Павел Матвеев

Смерть Блока

Ольга Смагаринская

Роман Каплан — душа «Русского Самовара»

Ирина Терра

Александр Кушнер: «Я всю жизнь хотел быть как все»

Наталия Гулейкова-Сильвестри

Мир Тонино Гуэрры — это любовь

Елена Кушнерова

Этери Анджапаридзе: «Я ещё не могла выговорить фамилию Нейгауз, но уже

Эмиль Сокольский

Поющий свет. Памяти Зинаиды Миркиной и Григория Померанца

Михаил Вирозуб

Покаяние Пастернака. Черновик

Юлия Медведева

Андрей Битов. Начало

Игорь Джерри Курас

Камертон

Сергей Чупринин

Вот жизнь моя. Фейсбучный роман. Избранное

Людмила Штерн

Зинка из Фонарных бань

Людмила Безрукова

Возвращение невозвращенца

Леонид Бахнов

В сетях шпионажа

Дмитрий Петров

Смена столиц

Лена Берсон

Мама, я на войне, позвоню потом

Елизавета Евстигнеева

Земное и небесное

Анна Лужбина

Стыд

Наталья Рапопорт

Катапульта

Галина Лившиц

Первое немецкое слово, которое я запомнила, было Kinder

Борис Фабрикант

Ефим Гофман: «Синявский был похож на инопланетянина»

Уже в продаже ЭТАЖИ 3 (31) сентябрь 2023




Наверх

Ваше сообщение успешно отправлено, мы ответим Вам в ближайшее время. Спасибо!

Обратная связь

Файл не выбран
Отправить

Регистрация прошла успешно, теперь Вы можете авторизоваться на сайте, используя свой Логин и Пароль.

Регистрация на сайте

Зарегистрироваться

Авторизация

Неверный e-mail или пароль

Авторизоваться