литературно-художественный журнал «ЭТАЖИ»

[email protected]

Анна Гедымин

Вера в счастье

22.11.2023
Вход через соц сети:
19.04.20182 556
Автор: Александр Альтшулер (1938-2014) Категория: Exegi Monumentum

Передвижение языка по сущностям

Набор с образом

Удивительное свойство человеческой натуры — проникать за другую суть. Гений покупает блаженство за жизнь. Мы отличаемся друг от друга способом трав, приводящих к нему. Ревность — это эвенок с узкими очами, догоняющий солнце. Когда образ верен — он хрустален: можно рисовать картины, любоваться, но сваять из него — не то же ли, что повернуться к себе со стороны луча, где и исчезновение не интересно как факт, как частный повод. Растение куда дороже мысли, и не надо, ах надо ли о... — пузырь и вино. Книга — это развертывание одного образа. Моллюск всю жизнь растит коралл.

1968

 

***

Новый день непростительно сух и однажды

раздает не подарки, а встречи случайных наитий,

между тем перед нами рисуется сходство в тумане

перелетами птиц и отдельностью стертых событий,

и готовясь к прыжку, одурманенный таинством лет,

подметает хвостом, напряжением, вышедшим в моду,

на подмостках рисуется стрижено томный атлет,

уподобляя мгновение году,

и под тихие звуки качает умеренно грусть

ритм движения в индивидуальном проходе,

и бросает судьба, словно карты прочтя наизусть,

близость шепотом о неизвестном походе,

где не тает в сетях непредвиденный кем-то улов,

где пустое всегда наполнением больше,

или души стремятся обнимкою странных полов,

перерастая и обрываясь, где тоньше,

мир открывает из хаоса вечный портрет

и дирижирует, погоняя усталое стадо,

и далее соединяет из нет

то, что сейчас ему надо,

но вот и свобода упруго вздымает крыла

и гонится за неизвестным событием,

и хаос вздыхает, как будто настала пора

небытие с бытием соединить наитием.

2003

 

***

Движение не приводит к изменению мира

стояние не достигает конца обучения

переплетение событий узор постижения

хаос выброшенного — нетерпение

память — нераспакованное знание

передвижение языка по сущностям

вылизывает осязание

<2008-2010>

 

***

Нежный, бархатный, сонный, проходящий мимо себя и других, скомканный в ничто и раздутый до неимоверных размеров, из бытия в бытие беседующий, в совпадении не совпадающий, мимо и рядом, ждущий случая запоздалого, но реально проскальзывающего, и опять в измерении.

Бархатный, зеленый, одевающийся, скромный, молчаливый, растасканный в попугаи, выбирающий свое, роющий в неосознанном, богатый по существу и бедный по незнанию, верящий в себя, думающий посторонним.

Ритм дерева, ритм камня, ритм воздуха, наш ритм.

Замедленные дни, замедленные ночи,

а сутки всё длинней, а сутки всё короче.

Очередь в постепенном засыпает и...

1998

 

***

Ветер — плачет, летит, исчезает, крутится, восстает, разбивается, оставаясь стихией в своих проявлениях.

Слава — хромает, превращается в мрамор, разбивает душу и дает ей удивительный толчок.

Трава — режет, поет, вакханалит, цветет, трубит и незаметностью произносится в старинных деревьях.

Голос — что о нем сказать: прост, выдвижим и близок от произносящего.

Свет — это катакомбы сумеречных сознаний.

Дым — категория явная с человеческим лицом.

Апостол — это пение за музыкой принимает образ неизвестной души и прикасается, рисуя неизведанное приближение.

9 июня 1981

 

***

Что скрыто под водой — что?

Что плывет на воде — что?

что блестит над водой, что?

что летает над водой, что?

что в воде проплывает, что?

что тихо в воде, что?

что в тумане воды, что?

что одето в черноту, что

исчезает в темноте, что

и по нотам ударяет что,

перепрыгивая в белое не́мо

ускользает звук и что

чиркает птица небу?

и за нею стайное время

остановится на деревьях

и чувствительностью тонкой

проникает живое в звонко

отражением форм не ёмко

или прочий неслышный гам

в бедлам

и закрытая дверь пополам

делит то, что досталось нам.

<2005—2014>

 

***

Неважна мысль, гуляющая садом. Общежитие мысли — между предметами и предмет редко встречается с ней. Наше незнание мира устроило много слов-ловушек и мы шарами попадаем в их лузы. Безразличие неба заселилось честолюбивым духом, не знающим противления плотью. Долгий шорох крадется к нам воображением. Мы проходим по нему замыслом и вытираем слезы восторга. Длинная память ждет нас позади. Неизвестность меняет пейзаж, открывая его в мелком происхождении. И обретает лист ситуацию, спешащую к берегу. Навеки отданный другому, ты происходишь в этой жизни. Рождением сажают в поезд и колеса отдаляют тебя от безличности. На все придуманы слова и веселящийся живет, забираясь в машину, а чувствующая душа молчит в ожидании родного берега за смертью. Тревога растягивает нас по нотам и мы бежим по их дороге в несбыточное. Сумасшествие прорвалось дождем, освежив ситуацию скуки и чувств.

Зима 1974—1975

 

Публикацию подготовила Галина Блейх

Соблюдена авторская пунктуация

 

Интервью с Галиной Блейх в "Этажах"

 

Александр Альтшулер (1938—2014), поэт. Известен как один из авторов ленинградского самиздата. Принадлежал к кругу ленинградской неофициальной поэзии 60—70-х годов. С 1993 года жил в Иерусалиме. Тексты Альтшулера опубликованы в антологии «У Голубой Лагуны» К. Кузьминского, в альманахах "Fioretti", «24 поэта и 2 комиссара», в журналах «Транспонанс», «Митин журнал», «Крещатик» и «Воздух», а также в сетевых изданиях «Двоеточие:», «Идiотъ», Colta.ru и «Сноб» (рубрика Ильи Данишевского). При жизни вышло две книги Альтшулера: «Неужели всегда ряд за рядом» и «Я не знаю себе имени».

19.04.20182 556
  • 5
Комментарии

Ольга Смагаринская

Соломон Волков: «Пушкин — наше всё, но я бы не хотел быть его соседом»

Павел Матвеев

Смерть Блока

Ольга Смагаринская

Роман Каплан — душа «Русского Самовара»

Ирина Терра

Александр Кушнер: «Я всю жизнь хотел быть как все»

Ирина Терра

Наум Коржавин: «Настоящая жизнь моя была в Москве»

Елена Кушнерова

Этери Анджапаридзе: «Я ещё не могла выговорить фамилию Нейгауз, но уже

Эмиль Сокольский

Поющий свет. Памяти Зинаиды Миркиной и Григория Померанца

Михаил Вирозуб

Покаяние Пастернака. Черновик

Игорь Джерри Курас

Камертон

Елена Кушнерова

Борис Блох: «Я думал, что главное — хорошо играть»

Людмила Безрукова

Возвращение невозвращенца

Дмитрий Петров

Смена столиц

Елизавета Евстигнеева

Земное и небесное

Наталья Рапопорт

Катапульта

Анна Лужбина

Стыд

Галина Лившиц

Первое немецкое слово, которое я запомнила, было Kinder

Борис Фабрикант

Ефим Гофман: «Синявский был похож на инопланетянина»

Марианна Тайманова

Встреча с Кундерой

Сергей Беляков

Парижские мальчики

Наталья Рапопорт

Мария Васильевна Розанова-Синявская, короткие встречи

Уже в продаже ЭТАЖИ 1 (33) март 2024




Коллектив авторов Самое важное — в нюансах
Галина Калинкина Текст найдёт писателя и задушит
Михаил Эпштейн Зияние, или Заклятие кистью
Николай Грозни Признак Будды
Юлия Медведева Роман с Индией
Александр Курапцев Кумаровские россказни
Ефим Бершин С чистого листа
Дмитрий В. Новиков Волканы
Марат Баскин Жили-были
Павел Матвеев Встреча двух разумов, или Искусство парадокса
Ефим Бершин Чистый ангел
Наталья Рапопорт Мария Васильевна Розанова-Синявская, короткие встречи
Алёна Рычкова-Закаблуковская Взошла глубинная вода
Анна Агнич Та самая женщина
Юрий Анненков (1889 – 1974) Воспоминания о Ленине
Елизавета Евстигнеева Яблочные кольца
Владимир Гуга Миноги с шампанским
Этажи Лауреаты премии журнала «Этажи» за 2023 год
Галина Калинкина Ольга Балла: «Критика — это служба понимания»
Михаил Эпштейн Лаборатория чувств. Рассказы о любви.
Наверх

Ваше сообщение успешно отправлено, мы ответим Вам в ближайшее время. Спасибо!

Обратная связь

Файл не выбран
Отправить

Регистрация прошла успешно, теперь Вы можете авторизоваться на сайте, используя свой Логин и Пароль.

Регистрация на сайте

Зарегистрироваться

Авторизация

Неверный e-mail или пароль

Авторизоваться