литературно-художественный журнал «ЭТАЖИ»

etazhi.red@yandex.ru

Ольга Мишуровская

Мыло

20.03.2023
Вход через соц сети:
12.09.2023390
Автор: Ольга Введенская Категория: Проза

Как Маяковский

Рисунок нейросети Starryai 

Дипломант Волошинского конкурса-2023 в прозаической номинации
«До высочайшей точки напряженья…»


В Питере мне важно сделать три вещи: хотя бы полчаса побродить у воды, не посеять в такси очередную шапку или перчатки, ну и, конечно, обнять Тай. На серую холодную Фонтанку я вдоволь насмотрелся, шагая пешком по набережной. Шапку, упавшую из рюкзака под сиденье, спас из такси в последний момент. И сейчас стою в сквере у ТЮЗа, вглядываюсь в сумерки, прижимая щекой к плечу холодный телефон.

— Тай, ты где? Я приехал.

Тая на Достоевской, а значит, уходить далеко смысла нет, и я закуриваю у входа в парк, подслеповато щурясь в темноту и вороша кроссовками мокрые листья. Пахнет сыростью, петербургским холодом, а октябрь всё равно изумительно тёплый — как будто специально для того, чтобы мы могли шататься ночь напролёт. Часто ли выпадает такой шанс? Почти никогда.

В свет фонарей ныряет маленькая фигурка: пальто, рюкзак, светлые волосы, и — я ещё не вижу, но уже знаю, что она улыбается.

— Таисия, — торжественно говорю, — ты ли это? Не верю. Дай рассмотрю как следует. Да, точно ты, ну надо же!

— Андрюшка, — говорит она и обнимает меня так крепко, как не обнимает в этом городе больше ни один человек. Мы стоим обнявшись, и я тихонько глажу Тайкину золотистую макушку; опять без шапки, в ночь сырую, ну ё-моё.

Мы идём по ночным улицам, в супермаркете покупаем кофе и шоколадку, а затем, через несколько метров, спускаемся в неприметный подвальчик, где большой армянин-продавец тихо обсуждает последние новости с местным интеллигентным бродягой.

— Мы найдём тут приличный коньяк? — тревожусь я. — Больше уже нигде в это время не купить.

Тай под пристальными взглядами мужчин уверенно раздвигает рукой яркие ряды фигуристых пузырей и извлекает откуда-то, из самых недр, пыльноватый невзрачный флакон.

— О, — уважительно и страстно говорит армянин.

— Слава тебе господи, — говорю я и лезу за бумажником, а бродяга, не теряя времени, начинает подкатывать к Тае, и я тихонько хихикаю, ловя краем уха обрывки их светской беседы.

— …и непременно обратите внимание на тот кальвадос, — говорит Тай, когда я уже цепляю её под локоть и увлекаю к выходу.

— «Дербентский»? — деловито уточняет бомж.

— «Дербентский» вылейте в раковину, — доверительно советует моя спутница уже с порога. — Франция, дорогой мой, только Франция! Хотя если сопровождать Листом или Шопеном, то вполне…

Не дав ей договорить, я выдёргиваю её на улицу, и там мы складываемся пополам от хохота, рискуя расплескать ещё горячий американо. Немного успокоившись, мы быстрым шагом пересекаем квартал и выходим на площадь Островского, где усаживаемся на скамейку в полном уединении — в сквере, кроме нас, никого нет.

Я приправляю кофе коньяком (а не наоборот, как обычно бывает), Тай ломает шоколадку и предлагает мне свои терпкие конфетные сигареты. Прихлёбывая из бумажного стаканчика, я пытаюсь вспомнить, когда в последний раз выпивал в парке и стрелял у приятельницы сладкое девичье курево. По всему выходит, что такое я позволяю себе только в Петербурге.

На то он и Петербург.

Тайка скоро выходит замуж и сейчас рассказывает о своей новой жизни, а я понимаю вдруг, что никогда раньше не видел её такой счастливой и лёгкой. Я любуюсь и слушаю, краем сознания отмечая в себе грусть о том, что она скоро уедет, и возвращаться в Питер мне станет просто не к кому. Но именно эти перемены делают её такой светящейся изнутри, и именно они дают мне возможность любоваться сейчас этим счастливым светом и даже немножко согреваться от него. Можно ли в этой жизни обрести хоть одну радость, ничего при этом не потеряв? Нет, конечно.

— У меня, Андрюша, было две мечты, — говорит Тай, делая глоток и аккуратно устраивая стакан рядом с собой на лавке.

— Всего две?

— Ну нет, разумеется. Было много. Но вот во взрослой жизни важных и запомнившихся — именно две. Я не сильно верила в их исполнение, и никак не пыталась как-то их осуществление приблизить. Даже забыла уже про них в последние годы. А тут недавно вспомнила, и вдруг понимаю, что они обе сбылись.

— Ненароком, — смеюсь я. — Это ты поняла, когда Ваню встретила?

— Да.

— Хорошо-то как, Тай. А вторая какая мечта?

— Вторая мечта была — жить на Петроградской стороне. И представляешь…

— Ваня живёт на Петроградской стороне?

— Мы вместе теперь живём. Как это называется?

— Доказанное волшебство, — серьёзно говорю я. — Опоздавший на десятилетия, но всё-таки добравшийся Новый год. Улыбка Бога. Как тебе больше нравится.

— Мне всё нравится, — легко говорит Тай и смотрит куда-то вдаль незнакомым, нездешним каким-то взглядом. — Мне. Нравится. Всё.

Я беру её за руку, и минуту мы сидим молча, выдыхая в ночной воздух тёплые шоколадно-кофейные облака. Пальцы у Тай холодные — маленькие детские пальцы с короткими ногтями, покрасневшие без перчаток — и становящиеся непостижимо ловкими, смелыми, сильными, когда она играет. Я вспоминаю руки Тай на клавишах — маленькие крылья, музыку из-под её пальцев, нас всех, слушающих, и плывущую вдаль по этой музыке полутёмную комнату с огоньками свечей…

А она тем временем говорит озабоченно:

— Ты совсем ничего не рассказываешь о себе, дружок.

Я пожимаю плечами.

— Да нечего рассказать-то. Ты же знаешь, всё хорошо. У тебя всё гораздо интереснее. Я, Тай, устал от себя, как юнгианец от бессонных ночей, а ты…

— А может, как психоаналитик от кабинета без кушетки? — с серьёзным видом перебивает меня она.

— Как нарративный практик от нерассказанных историй, — фыркаю я.

— Как психодраматерапевт от не снятых вовремя ролей!

Мы несём чепуху и ржём, как дурачки, ещё минут пять, а потом я, остановившись и отдышавшись немного, говорю, наконец:

— Расскажи мне о ней.

И замираю.

Тай не удивляется, не переспрашивает — только делает паузу, чтобы прикурить сигарету.

— Что тебе рассказать, мой хороший? Я ведь почти ничего не знаю.

— Что угодно, — сумрачно и упрямо говорю я. — Ты же видишь её. Расскажи, как она была одета. Какое у неё было настроение. Всё равно что, расскажи.

Тай тихо вздыхает и терпеливо пересказывает мне какие-то детали, эпизоды, моменты. Я слушаю молча, не задаю вопросов, не перебиваю и почти не дышу. Наконец, она замолкает.

— Жизнь такая большая, Андрей. Не по времени, а по сложности, по хитросплетению какому-то своему. Всё может повернуться совсем не так, как думаешь.

— Это да, — рассеянно говорю я. — Налить капельку?

— Давай… Ты ещё ждёшь её, да?

— С чего ты взяла? — удивляюсь я так убедительно, что сам едва сдерживаю смех. — Делать мне больше нечего, ждать её. Что я, принцесса в замке?..

— Но это же неправда, — мягко говорит Тай и смотрит мне прямо в глаза.

— Неправда, — спокойно соглашаюсь я. — Самая большая неправда говорится всегда убедительно и уверенно. Например, знаешь: «Мы вам перезвоним». Или: «Я буду любить тебя вечно». Ну или вот, самый яркий тебе пример: «Курок не смогу над виском нажать».

— Ох, — говорит вдруг Тай и начинает улыбаться так, будто у неё в рюкзачке обнаружился шоколадный торт. — Ты сейчас такое напомнил мне!

— Какое? — подозрительно говорю я.

— Чудесное. Первое моё воспоминание о тебе.

— Пф-ф, могу себе представить…

— Нет-нет, правда чудесное! Помнишь, на первом курсе у нас было «Введение в профессию»? Ну или как там этот предмет назывался… Нам рассказывали про полиаморию и привели какой-то конкретный пример про чувака, который жил со своей девушкой и с её парнем, ну одной семьёй.

— Не помню, конечно. И?

— И — все сидят так, слушают внимательно. Серьёзные такие студенты-психологи. И тут вдруг твой голос с галёрки, радостный такой: «Как Маяковский!» И такой же радостный смех, да такой, знаешь, заразительный, что я тоже стала смеяться. Все молчат и смотрят то на тебя, то на меня, а мы ржём, как два дурака, в разных концах аудитории…

— Пф-ф, как Маяковский?! Я что, серьёзно так сказал?

— Ну да, именно так, — уверенно подтверждает Тай. — И ты мне в этот момент очень понравился, и мне захотелось с тобой дружить.

— О боже… — устало говорю я и картинно роняю голову Тайке на плечо, а она тут же нежно гладит меня по волосам. — Какие ещё глубины позора разверзнет перед моим измученным взором твоя цепкая память…

Под утро мы завтракаем в кофейне на Невском, я в последний раз обнимаю Тай, и, отодвинувшись, серьёзно смотрю в её прекрасные сонные глаза.

— Будь счастлива, Таисия, слышишь? Это твоё главное человеческое предназначение, понятно?

— Буду, — обещает она. — И ты попробуй, мальчик с чудесными зелёными глазами. Знаешь, кстати, как мало вас на земле, зеленоглазых? Ты — редкость. Драгоценность. Сокровище.

— Сокровище, — соглашаюсь я и прижимаю её к себе — на много месяцев вперёд, на не хочу думать сколько долгих лет, на всю большую, как она говорит, жизнь, со всеми, чёрт бы их взял, хитросплетениями.

Я спускаюсь в только что открывшееся метро, и красивое печальное лицо с красной стены смотрит на меня изучающе: что ты там сегодня говорил про меня, братец? что ты там про курок над виском упоминал?

— Прости, — шёпотом говорю я. — Ты мог не нажимать. Просто так захотел. Я понимаю, всё понимаю.

Через несколько секунд красная стена втягивает меня в себя вместе с людским потоком, и я несусь, набирая и набирая обороты, всерьёз надеясь улизнуть от собственного ада — и с неизменным упорством неся его в себе.

Как Маяковский.

 

Ольга Введенская живёт в Москве. По первому образованию — филолог, по второму — психолог. Занимается психологической практикой, пишет рассказы.

 

12.09.2023390
  • 0
Комментарии
  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent

Павел Матвеев

Смерть Блока

Ольга Смагаринская

Роман Каплан — душа «Русского Самовара»

Ирина Терра

Александр Кушнер: «Я всю жизнь хотел быть как все»

Наталия Гулейкова-Сильвестри

Мир Тонино Гуэрры — это любовь

Елена Кушнерова

Этери Анджапаридзе: «Я ещё не могла выговорить фамилию Нейгауз, но уже

Эмиль Сокольский

Поющий свет. Памяти Зинаиды Миркиной и Григория Померанца

Михаил Вирозуб

Покаяние Пастернака. Черновик

Юлия Медведева

Андрей Битов. Начало

Игорь Джерри Курас

Камертон

Сергей Чупринин

Вот жизнь моя. Фейсбучный роман. Избранное

Людмила Штерн

Зинка из Фонарных бань

Людмила Безрукова

Возвращение невозвращенца

Леонид Бахнов

В сетях шпионажа

Дмитрий Петров

Смена столиц

Лена Берсон

Мама, я на войне, позвоню потом

Елизавета Евстигнеева

Земное и небесное

Анна Лужбина

Стыд

Наталья Рапопорт

Катапульта

Галина Лившиц

Первое немецкое слово, которое я запомнила, было Kinder

Борис Фабрикант

Ефим Гофман: «Синявский был похож на инопланетянина»

Уже в продаже ЭТАЖИ 3 (31) сентябрь 2023




Наверх

Ваше сообщение успешно отправлено, мы ответим Вам в ближайшее время. Спасибо!

Обратная связь

Файл не выбран
Отправить

Регистрация прошла успешно, теперь Вы можете авторизоваться на сайте, используя свой Логин и Пароль.

Регистрация на сайте

Зарегистрироваться

Авторизация

Неверный e-mail или пароль

Авторизоваться