Действующие лица:
Мальчик, он же Утёнок
Священник
Психиатр
Дядя, Тётя
Распорядитель
Мама
Время
Тесная прихожая в тёмной квартире на четвёртом этаже столичного дома. Шести-семилетний мальчик сидит на стульчике перед закрытой дверью. На двери — табличка; на табличке детскими каракулями выведено: «Ваня я.» За дверью мама купает братцев. До нас доносятся хохот, визг и плеск воды. Наш мальчик боится мытья, поэтому-то и напросился быть выкупанным последним. Мальчику скучно. Мальчик сидит и ждёт, и смотрит, и говорит.
МАЛЬЧИК
Тень-старуха,
Тень-повитуха.
Дзынь-дзынь,
Сердца полынь.
Хочу видеть много.
Хочу познать Бога.
(В комнату спускается облако, похожее на туман. Перед мальчиком на обрывке облака — священник в рясе.)
СВЯЩЕННИК
Скоро, скоро в дыру ванной сойдём, в чистилище-пургаторий спустимся; вода там пургою очистит от чести нас, от чувств и счастья, от прочей напАсти. Тела части, тела части станут, станут делом чести! (Пауза)
Идём со мной, мальчик! Видишь — дверь? Она закрыта. (Пауза. Мальчик не двигается с места.) Дитя, ну отдайся, отдайся Богу.
(Священник гладит мальчика по голове, по шее. Так он усердничает в своём радении, что лаская мальчикин загривок, чуть не сваливается со своего убогого облачка.)
СВЯЩЕННИК
Бог любит невинность. Бог любит детей. Бог хочет тебя, маленький мальчик.
МАЛЬЧИК (будто прислушиваясь к чему-то постороннему)
Недолгий мой век научил меня отвечать на любовь — нет.
Треск. Сломалось пенопластовое облачко, поддерживающее священника. Святой отец валится вниз и ломается об пол. Всего-то от него и остается, что маленькая палочка.
МАЛЬЧИК
Палочка, палочка,
Хочу видеть папочку.
Шевеленье в комнате. Низенький журнальный столик быстро, изумительно проворно и уклюже передвигает своими восьмью ножками.Столик выпячивается в середину комнаты и растёт и ширится и громаднеет. Перед нами — большой канцелярский стол. В нём угадывается множество ящичков, отделений, потайных мест. На столе — бумажки, перья. За столом — угрюмо-тяжёлый человек в очках. Под столом — две его тяжких, мрачных ноги: около правой — трость, около левой — палка. Так половина конечностей столика-осьминога переросла в нечто полезное, нужное — кому? Психиатру. Ведь это он за столом. У психиатра дрожит губа, будто хочет сама, без помощи нижней губы, выговорить: тик, тик, тик. У доктора нервный тик. Он ежесекундно одёргивает свой белый халат: всё-то ему кажется, что халат замышляет что-то против него. Может быть, так и есть.
Психиатр глядит на мальчика в упор, поверх очков, пронизывающе. У мальчика оттаивает лицо. Оно у него стекает по шее, по ключицам, и капает вниз. Психиатр протягивает к мальчику руку и стирает ею последние, ещё оставшиеся на лице мальчика, черты. Лицо мальчика теперь пусто.
ПСИХИАТР
Мальчик, мальчик длиннолапый,
Своего убил ты папу.
МАЛЬЧИК (остолбенело)
Что. Почему. Разве.
ПСИХИАТР
Что? А-сь? Нет, не промазал.
Убил, говорю.
МАЛЬЧИК
За это — умру?
ПСИХИАТР
А-сь? За это, дурак, жить будешь.
МАЛЬЧИК
Не верю. Зачем я это сделал.
ПСИХИАТР
Чтоб одержать победу.
МАЛЬЧИК
И попасть в беду.
ПСИХИАТР
Если ты мне доверишься, я тебе помогу.
МАЛЬЧИК
Ведь я — твой. Ведь я пуст.
Нет ни носа, ни глаз, ни уст.
ПСИХИАТР (гипнотизирует мальчика)
Мальчик, мальчик,
Ты — водянчик.
Вспомни Детство.
Вспомни Раньше.
Был в животике ты рыбкой,
Там в водичке ты плыл пылко.
Потерял с водою связь,
Как из мамы вышел.
И обратно в воду рвясь,
Становился выше.
Выше папы ты не стал,
И вот папу — выжил.
(Пауза)
Ну, вспомнил теперь?
МАЛЬЧИК (приходя в себя)
Да, ох, доктор, да.
Как счастье, так сердце вдруг задышало!
Упс! Ведь у меня щас не сердце, у меня там—полынь!
ПСИХИАТР
Не полынь, а пола, тьфу, пол! Так ты и меня запутаешь, мальчик.
Пол у тебя, а не сердце, слышь, пациент? Пэ-о-эл!
У человека сердце не есть, а есть — пол! И твой — мужеский!
Яс-но теперь? Ну-ка, повтори, что я минуту назад сказал;
Доверься мне, откройся. Ведь я твой врач.
МАЛЬЧИК (повторяет последние слова докторова заклинания)
Рыбкой.
Пылко.
Связь.
Вышел.
Рвясь.
Выше.
Стал.
Выжил.
ПСИХИАТР
Молодец. Так всё и было. Можешь одеваться. Я отдам тебе твоё лицо.
Только — другое. Только — тело.
Приготовился? Отвечай. Тебе — целое тело или пол тела?
(Мальчик молчит.)
ПСИХИАТР
Ну же, отвечай. Если ты ответишь правильно, я тебе скажу кое-что.
(Мальчик молчит.)
ПСИХИАТР
То есть, ты сам и скажешь кое-что.
Ладно. Молчи. Я больше ждать не могу. Передай своим родителям, что в уплату я принимаю чеки только из местных банков.
МАЛЬЧИК
Как же так, доктор? Ведь Вы мне сказали, что своего папу я убил.
ПСИХИАТР
Ах, да. Столько дел, я становлюсь рассеян. У одного — папа, у другого — мать. Маме, значит, своей передай; пусть заплатит.
МАЛЬЧИК (плача)
Я — мальчик плача.
Сижу и плачу.
Папу не убил.
Маму потерял.
Злой доктор
Моё личико взял.
ПСИХИАТР (кидает мальчику его лицо)
На, на тебе, подавись. Только не плачь, не ори.
(Мальчик надевает свое мятое-перемятое, сморщенное в кармане доктора, лицо. Он не перестаёт плакать.)
Психиатр в ужасе глядит на натягиваемое мальчиком, льющее слёзы, личико. Дрожа, приговаривая «Не надо слёз. Только не слёзы, я боюсь слезняков, не надо,» доктор бросается наутёк, подхватывая на лету какие-то бумажки, инструментики, палочки. Пока доктор бежит, халат на нём фыркает от отвращения к его поведению: у доктора с халатом — вражда, раздвоение личности. Стол снова — осьминог и журнален.
Тишина.
Мальчик один. Ему скучно. Он разговаривает.
МАЛЬЧИК
Всё на свете свет иль тьма.
Я сказал бы «ма-ма-ма».
Но хоть маленький уже,
Я расту как на драже.
Я хотел бы к маме, да.
Но мама с папой: мне нельзя.
Они за той вон дверцей
Множат своё сердце.
Сердце общее у них,
Одно сердце на двоих.
(В комнату кто-то входит.)
Вот уж входят дядя с дамой.
Но это не моя мама.
На них обоих — одни обои.
Дядя и тётя ТОГО покроя.
Не глядеть на них.
Сигануть.
Сгинуть.
(Закрывает глаза ладонью.)
ТЁТЯ
Ты, мальчик, закрой глаза.
ДЯДЯ
Да, да, отвернись, парень.
ТЁТЯ
Нам с тётей поговорить надо.
А тебе — нельзя.
(Мальчик отводит ладонь от глаз. Потом снова приподнимает к глазам пальцы — на этот раз сложенные колечком: будто в бинокль глядит.)
ТЁТЯ (Дяде)
Ты — самец, а я — самая, самая, самая…
(Шопотом)
Начинай.
ДЯДЯ
Ты самая, да, ты самая, а я зато сам, сам, сам!
(Шопотом)
Потерял!
ТЁТЯ (подаёт дяде руку, ладонью верх)
Перед кем — перед ком?
(Шопотом)
Нашёл?
ДЯДЯ (переворачивает её ладонь тыльной стороной вверх)
Не передкем — передком,
Задком мне, задком.
(Шопотом)
Есть!
(Дядя вынимает из кармана плёточку, начинает несильно стегать тётину руку.
ТЁТЯ (в блаженстве)
Ах, касайся!
Ах, кусайся!
(Через минуту дяде наскучивает его занятие; он убирает плёточку обратно в карман.)
МАЛЬЧИК
Дядя обидел тётю.
ТЁТЯ
Ах, обидел!.. Да как обидел…
ДЯДЯ (мальчику)
Сама она, мальчик, жИлится.
Она на свете не жилица.
МАЛЬЧИК (в сторону)
Ну и лица!
(дяде)
И я не жилец,
Если ты, дядя, спец.
ДЯДЯ
Спец-огурец. Заткни пасть, мальчик.
(Ребёнок заткнул. А сам думает: доктор был прав.)
В комнате тихо.
Тишина в комнате.
В комнате тишина.
Тихо.
Раскрывается долгожданная дверь с табличкой «Ваня я». Выходит распорядитель. Голосом и ещё чем-то неуловимым он похож на Маму, только — мужчина.
РАСПОРЯДИТЕЛЬ
Господа, предлагаю вам пойти на уступки. Предлагаю вам компромисс, перемирие. Господа, предлагаю вам некоторое затишье. Уж вы извольте. Увольте. Видите ли, за этой дверью жизнь превращается не в жизнь, а в сказку. За этим порогом начинается светлое будущее. Светлейшие, светающие, светящиеся и прочие, уже там; там. Вы же, светом непробуженные, дюжина вы дюжинных, выжужжаные, обмужанные, лужанные и прочее, сидите и ждите. (Пауза) Мочите, молчите. (Исчезает за дверью)
В комнате так же тихо, как и раньше. Из-за двери ванной доносится чудная, светлая музыка. Тишина перерастает в скуку.
Назревает в комнате мало заметное, но всё же — движение.
ДЯДЯ (поворачивается лицом к стенке. Говорит с вызовом.)
Сказал «Мочите!»
Вот и мочу.
Мочу, мочу.
Как мне не мочь?
ТЁТЯ (кладёт дяде руку на плечо, обнимает)
Ах, милый,
Поиграем в ночь!
ДЯДЯ (повеселевшим голосом)
Поиграем, поиграем.
Будем сразу будто в рае.
МАЛЬЧИК (разрешение им даёт)
Там играют на музыке,
А вы играйте на пузиках.
ДЯДЯ и ТЁТЯ (хором)
Я, играя,
Дождусь рая.
Я, играя,
Дождюсь маем.
ДЯДЯ и ТЁТЯ выдаждиваются. Их нет.
Время. Время. Время. Оно течёт. Уходит. Тает.
Входит мама
С чемоданом.
Что там, что там
В чемодане?
Мыло там и губка,
Милые, как юбка
Мамины.
Мамины.
Не будила б мальчика,
Своего водянчика.
Разрешила б сыну,
Чтобы видел сны он.
…
Сыпет во сне
С неба труха.
На голове
Мамы рука.
Гладит, гладит мама
Ласково и рьяно.
Гладит, гладит мама
Голову со снами.
Ма открыла ванной дверь
Так легко и просто.
Крики? Рыки? Пьяный зверь?
Это — «мальчик в росте».
Он орёт, воды боится,
Ох, как он не хочет мыться!
«В ванной, в ванной — Бармалей!»
«Ваня, в ванну воду лей!»
Губкой
Нудно
Мама трёт
Мальчикину шею.
Вот уже ушей черёд.
Мы их…мы их… сбреем!
МАМА
Милый мальчик,
Не боись.
Я — твой мамчик.
Зло, отбрысь!
Повторяй за мною,
Станешь ты героем.
Мама показывает сыну как закрывать глаза,
чтобы пена-мылка
с темени, затылка
не попала в глазки.
МАЛЬЧИК
Ох, уж мамины указки!
Я мотаю головой.
Я протест устрою свой.
Прав был облачник святой.
В пургаторий, Боже мой,
Опустился я, сошёл.
В бога Бог меня возвёл.
Прав был доктор, хоть и псих,
Плыл я рыбкой; что до них,
До родителей моих,
То не знаю, право,
Что у них за нравы:
Отравил я папу
Матери в забаву.
Тётя с дядей
Будут в аде.
Мне плевать, но рода ради,
Отпустите тётю с дядей.
Им ведь в жизни хорошо.
Всё дождится б им дождём
Майским,
Райским,
Небодайским.
Ну, а теперь, ну, а теперь,
Мамочка, ма, закрой ты и дверь.
Я хочу сказать тебе тихо-тихо.
Это будет последняя тихость.
Это будет последний сон.
Это — не лишнее,
Ма. И не лихость.
Это — мой лучший тон.
Слушай, слушай…
(Шопотом)
Я… Я…
(Пауза)
Я хочу быть утёнком,
Плавать, утекать.
Пушистым утёнком,
Чтобы зла не видать.
Чтобы лишь видеть
Своё отраженье в воде…
Гадкий утёнок, гадкий утёнок,
Где ты найдёшь себя, где?
Мальчик плюхнулся во ванну.
Он плашмя лежит в воде.
Он — бултых-бултых — нигде.
Смотрит, смотрит, ищет мама.
Из воды летят обрызги.
Это — сыние огрызки.
Сын теперь пушист, «Кряк!»,
Говорит он маме сяк:
УТЁНОК
Всё объяснилось.
Я — утёнок.
Плыву во время, которое утекает.
Прощай, мама, землица, братцы.
Итак, я утёк.
КОНЕЦ
Рисунок Нины Косман
Нина Косман (англ. Kossman) — родилась в Москве. Автор двух сборников стихов на русском языке «Перебои» (Художественная литература, Москва) и «По правую руку сна» (Филадельфия). Русские стихи Косман печатались в эмигрантской периодике: «Новый журнал», «Новое русское слово» (Н.-Й.), «Встречи» (Филадельфия), «Побережье» (Филадельфия), и т. д. Перевела две книги стихов и поэм Цветаевой на английский-- «In the Inmost Hour of the Soul» (Humana Press) и «Poem of the End» (Ardis / Overlook, 1998, 2003, 2007). Составитель антологии стихов «Gods and Mortals» /"Боги и смертные"(Oxford University Press), автор сборника рассказов «Behind the Border» о детстве в Советском Союзе. Художник, автор пьес и стихов на английском языке. Стихи и проза Косман переводились с английского на японский, голландский, греческий и испанский. Пьесы были опубликованы в «Women Playwrights: The Best Plays of 2000»; несколько пьес было поставлено в американских театрах. Отмечена премией Британского Пен Клуба и Юнеско за прозу на английском языке, а также грантом от National Endowment for the Arts за переводы Цветаевой. Живёт в Нью-Йорке.
Соломон Волков: «Пушкин — наше всё, но я бы не хотел быть его соседом»
Валентина Полухина: «Я, конечно, была влюблена в Бродского»
Смерть Блока
Михаил Богин: «Я попал под горячую руку холодной войны»
Майя
Анатолий Кузнецов: судьба перебежчика
Полина Осетинская: «Я долго воспитывала свою аудиторию»
Это только чума
Хроника агонии
Сегодня мы должны играть, как кошка мяукает — мяу, мяу...
Я помню своего отца Георгия Владимова
Из воспоминаний об Арсении Тарковском
Приближаясь к «Ардису»
Юлий Даниэль: «Вспоминайте меня…»
Исчезновения
В тишине
«Скоропостижка». Интервью с писателем и судмедэкспертом
Шпионские игры с Исааком Шварцем
Ракетчик Пешкин
Страшная Маша