литературно-художественный журнал «ЭТАЖИ»

etazhi.red@yandex.ru

19.02.20161555
Автор: Нина Косман Категория: театр абсурда (пьеса)

ВОДНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ

Действующие лица:

Мальчик, он же Утёнок
Священник
Психиатр
Дядя, Тётя
Распорядитель
Мама
Время

 

Тесная прихожая в тёмной квартире на четвёртом этаже столичного дома. Шести-семилетний мальчик сидит на стульчике перед закрытой дверью. На двери—табличка; на табличке детскими каракулями выведено: “Ваня я.” За дверью мама купает братцев. До нас доносятся хохот, визг и плеск воды. Наш мальчик боится мытья, поэтому-то и напросился быть выкупанным последним. Мальчику скучно. Мальчик сидит и ждёт, и смотрит, и говорит.
 

МАЛЬЧИК

Тень-старуха,
Тень-повитуха.
Дзынь-дзынь,
Сердца полынь.
Хочу видеть много.
Хочу познать Бога.

 

(В комнату спускается облако, похожее на туман. Перед мальчиком на обрывке облака—священник в рясе.)


СВЯЩЕННИК

Скоро, скоро в дыру ванной сойдём, в чистилище-пургаторий спустимся; вода там пургою очистит от чести нас, от чувств и счастья, от прочей напАсти. Тела части, тела части станут, станут делом чести! (Пауза)
Идём со мной, мальчик! Видишь—-дверь? Она закрыта. (Пауза. Мальчик не двигается с места.) Дитя, ну отдайся, отдайся Богу.

(Священник гладит мальчика по голове, по шее. Так он усердничает в своём радении, что лаская мальчикин загривок, чуть не сваливается со своего убогого облачка.)


СВЯЩЕННИК

Бог любит невинность. Бог любит детей. Бог хочет тебя, маленький мальчик.

 

МАЛЬЧИК (будто прислушиваясь к чему-то постороннему)

Недолгий мой век научил меня отвечать на любовь—нет.

Треск. Сломалось пенопластовое облачко, поддерживающее священника. Святой отец валится вниз и ломается об пол. Всего-то от него и остается, что маленькая палочка.


МАЛЬЧИК

Палочка, палочка,
Хочу видеть папочку.

 

Шевеленье в комнате. Низенький журнальный столик быстро, изумительно проворно и уклюже передвигает своими восьмью ножками.Столик выпячивается в середину комнаты и растёт и ширится и громаднеет. Перед нами—большой канцелярский стол. В нём угадывается множество ящичков, отделений, потайных мест. На столе--бумажки, перья. За столом--угрюмо-тяжёлый человек в очках. Под столом--две его тяжких, мрачных ноги: около правой--трость, около левой--палка. Так половина конечностей столика-осьминога переросла в нечто полезное, нужное--кому? Психиатру. Ведь это он за столом. У психиатра дрожит губа, будто хочет сама, без помощи нижней губы, выговорить: тик, тик, тик. У доктора нервный тик. Он ежесекундно одёргивает свой белый халат: всё-то ему кажется, что халат замышляет что-то против него. Может быть, так и есть.

Психиатр глядит на мальчика в упор, поверх очков, пронизывающе. У мальчика оттаивает лицо. Оно у него стекает по шее, по ключицам, и капает вниз. Психиатр протягивает к мальчику руку и стирает ею последние, ещё оставшиеся на лице мальчика, черты. Лицо мальчика теперь пусто.


ПСИХИАТР

Мальчик, мальчик длиннолапый,
Своего убил ты папу.

 

МАЛЬЧИК (остолбенело)

Что. Почему. Разве.


ПСИХИАТР

Что? А-сь? Нет, не промазал.
Убил, говорю.


МАЛЬЧИК

За это—умру?


ПСИХИАТР

А-сь? За это, дурак, жить будешь.


МАЛЬЧИК

Не верю. Зачем я это сделал.

 

ПСИХИАТР

Чтоб одержать победу.


МАЛЬЧИК

И попасть в беду.


ПСИХИАТР

Если ты мне доверишься, я тебе помогу.

 

МАЛЬЧИК

Ведь я—-твой. Ведь я пуст. 
Нет ни носа, ни глаз, ни уст.

 

ПСИХИАТР (гипнотизирует мальчика)

Мальчик, мальчик,
Ты—-водянчик.
Вспомни Детство.
Вспомни Раньше.
Был в животике ты рыбкой,
Там в водичке ты плыл пылко.
Потерял с водою связь,
Как из мамы вышел.
И обратно в воду рвясь,
Становился выше.
Выше папы ты не стал,
И вот папу—-выжил.
(Пауза)
Ну, вспомнил теперь?

 

МАЛЬЧИК (приходя в себя)

Да, ох, доктор, да.
Как счастье, так сердце вдруг задышало!
Упс! Ведь у меня щас не сердце, у меня там—полынь!

 

ПСИХИАТР

Не полынь, а пола, тьфу, пол! Так ты и меня запутаешь, мальчик.
Пол у тебя, а не сердце, слышь, пациент? Пэ-о-эл!
У человека сердце не есть, а есть –пол! И твой—мужеский!
Яс-но теперь? Ну-ка, повтори, что я минуту назад сказал;
Доверься мне, откройся. Ведь я твой врач.

 

МАЛЬЧИК (повторяет последние слова докторова заклинания)

Рыбкой.
Пылко.
Связь.
Вышел.
Рвясь.
Выше.
Стал.
Выжил.

 

ПСИХИАТР

Молодец. Так всё и было. Можешь одеваться. Я отдам тебе твоё лицо.
Только—-другое. Только—-тело.
Приготовился? Отвечай. Тебе—-целое тело или пол тела?

(Мальчик молчит.)

 

ПСИХИАТР

Ну же, отвечай. Если ты ответишь правильно, я тебе скажу кое-что.

(Мальчик молчит.)

 

ПСИХИАТР

То есть, ты сам и скажешь кое-что.
Ладно. Молчи. Я больше ждать не могу. Передай своим родителям, что в уплату я принимаю чеки только из местных банков.

 

МАЛЬЧИК

Как же так, доктор? Ведь Вы мне сказали, что своего папу я убил.

 

ПСИХИАТР

Ах, да. Столько дел, я становлюсь рассеян. У одного—папа, у другого—мать. Маме, значит, своей передай; пусть заплатит.

 

МАЛЬЧИК (плача)

Я—-мальчик плача.
Сижу и плачу.
Папу не убил.
Маму потерял.
Злой доктор 
Моё личико взял.

 

ПСИХИАТР (кидает мальчику его лицо)

На, на тебе, подавись. Только не плачь, не ори.

 

(Мальчик надевает свое мятое-перемятое, сморщенное в кармане доктора, лицо. Он не перестаёт плакать.)

Психиатр в ужасе глядит на натягиваемое мальчиком, льющее слёзы, личико. Дрожа, приговаривая “Не надо слёз. Только не слёзы, я боюсь слезняков, не надо,” доктор бросается наутёк, подхватывая на лету какие-то бумажки, инструментики, палочки. Пока доктор бежит, халат на нём фыркает от отвращения к его поведению: у доктора с халатом—-вражда, раздвоение личности. Стол снова—осьминог и журнален.

Тишина.

Мальчик один. Ему скучно. Он разговаривает.

 

МАЛЬЧИК

Всё на свете свет иль тьма.
Я сказал бы “ма-ма-ма”.
Но хоть маленький уже,
Я расту как на драже.
Я хотел бы к маме, да.
Но мама с папой: мне нельзя.
Они за той вон дверцей
Множат своё сердце.
Сердце общее у них,
Одно сердце на двоих.
(В комнату кто-то входит.)
Вот уж входят дядя с дамой.
Но это не моя мама.
На них обоих—одни обои.
Дядя и тётя ТОГО покроя.

Не глядеть на них.
Сигануть.
Сгинуть.
(Закрывает глаза ладонью.)


ТЁТЯ

Ты, мальчик, закрой глаза.

 

ДЯДЯ

Да, да, отвернись, парень.

 

ТЁТЯ

Нам с тётей поговорить надо.
А тебе—нельзя.

 

(Мальчик отводит ладонь от глаз. Потом снова приподнимает к глазам пальцы—на этот раз сложенные колечком: будто в бинокль глядит.)

 

ТЁТЯ (Дяде)

Ты—самец, а я—самая, самая, самая...
(Шопотом)
Начинай.

 

ДЯДЯ

Ты самая, да, ты самая, а я зато сам, сам, сам!
(Шопотом)
Потерял!

 

ТЁТЯ (подаёт дяде руку, ладонью верх)

Перед кем—-перед ком?
(Шопотом)
Нашёл?

 

ДЯДЯ (переворачивает её ладонь тыльной стороной вверх)

Не передкем—передком,
Задком мне, задком.
(Шопотом)

Есть!
(Дядя вынимает из кармана плёточку, начинает несильно стегать тётину руку.

 

ТЁТЯ (в блаженстве)

Ах, касайся!
Ах, кусайся!
(Через минуту дяде наскучивает его занятие; он убирает плёточку обратно в карман.)

 

МАЛЬЧИК

Дядя обидел тётю.

 

ТЁТЯ

Ах, обидел!... Да как обидел...

ДЯДЯ (мальчику)

Сама она, мальчик, жИлится.
Она на свете не жилица.


МАЛЬЧИК (в сторону)

Ну и лица!

(дяде)
И я не жилец,
Если ты, дядя, спец.


ДЯДЯ

Спец-огурец. Заткни пасть, мальчик.

(Ребёнок заткнул. А сам думает: доктор был прав.)

В комнате тихо. 
Тишина в комнате.
В комнате тишина.
Тихо.

Раскрывается долгожданная дверь с табличкой “Ваня я”. Выходит распорядитель. Голосом и ещё чем-то неуловимым он похож на Маму, только—мужчина.


РАСПОРЯДИТЕЛЬ

Господа, предлагаю вам пойти на уступки. Предлагаю вам компромисс, перемирие. Господа, предлагаю вам некоторое затишье. Уж вы извольте. Увольте. Видите ли, за этой дверью жизнь превращается не в жизнь, а в сказку. За этим порогом начинается светлое будущее. Светлейшие, светающие, светящиеся и прочие, уже там; там. Вы же, светом непробуженные, дюжина вы дюжинных, выжужжаные, обмужанные, лужанные и прочее, сидите и ждите. (Пауза) Мочите, молчите. (Исчезает за дверью)
В комнате так же тихо, как и раньше. Из-за двери ванной доносится чудная, светлая музыка. Тишина перерастает в скуку. 
Назревает в комнате мало заметное, но всё же—-движение.

 

ДЯДЯ (поворачивается лицом к стенке. Говорит с вызовом.)

Сказал “Мочите!”
Вот и мочу.
Мочу, мочу.
Как мне не мочь?

 

ТЁТЯ (кладёт дяде руку на плечо, обнимает)

Ах, милый,
Поиграем в ночь!

 

ДЯДЯ (повеселевшим голосом)

Поиграем, поиграем.
Будем сразу будто в рае.

 

МАЛЬЧИК (разрешение им даёт)

Там играют на музыке,
А вы играйте на пузиках.

 

ДЯДЯ и ТЁТЯ (хором)

Я, играя,
Дождусь рая.
Я, играя, 
Дождюсь маем.

 

ДЯДЯ и ТЁТЯ выдаждиваются. Их нет.
Время. Время. Время. Оно течёт. Уходит. Тает.


Входит мама
С чемоданом.
Что там, что там
В чемодане?
Мыло там и губка,
Милые, как юбка
Мамины.
Мамины.

Не будила б мальчика,
Своего водянчика.
Разрешила б сыну,
Чтобы видел сны он.
....

Сыпет во сне
С неба труха.
На голове
Мамы рука.
Гладит, гладит мама
Ласково и рьяно.
Гладит, гладит мама
Голову со снами.

Ма открыла ванной дверь
Так легко и просто.
Крики? Рыки? Пьяный зверь?
Это—”мальчик в росте”.
Он орёт, воды боится,
Ох, как он не хочет мыться!

“В ванной, в ванной—Бармалей!”
“Ваня, в ванну воду лей!”

Губкой
Нудно
Мама трёт
Мальчикину шею.
Вот уже ушей черёд.
Мы их...мы их... сбреем!

 

МАМА

Милый мальчик,
Не боись.
Я—твой мамчик.
Зло, отбрысь!
Повторяй за мною,
Станешь ты героем.

Мама показывает сыну как закрывать глаза,
чтобы пена-мылка
с темени, затылка
не попала в глазки.

 

МАЛЬЧИК

Ох, уж мамины указки!
Я мотаю головой.
Я протест устрою свой.

Прав был облачник святой.
В пургаторий, Боже мой,
Опустился я, сошёл.
В бога Бог меня возвёл.
Прав был доктор, хоть и псих,
Плыл я рыбкой; что до них,
До родителей моих,
То не знаю, право,
Что у них за нравы:
Отравил я папу
Матери в забаву.
Тётя с дядей
Будут в аде.
Мне плевать, но рода ради,
Отпустите тётю с дядей.
Им ведь в жизни хорошо.
Всё дождится б им дождём
Майским,
Райским,
Небодайским.
Ну а теперь, ну а теперь,
Мамочка, ма, закрой ты и дверь.
Я хочу сказать тебе тихо-тихо.
Это будет последняя тихость.
Это будет последний сон.
Это—не лишнее,
Ма. И не лихость.
Это—мой лучший тон.

Слушай, слушай... 
(Шопотом)
Я... Я... 
(Пауза)
Я хочу быть утёнком,
Плавать, утекать.
Пушистым утёнком,
Чтобы зла не видать.

Чтобы лишь видеть
Своё отраженье в воде...
Гадкий утёнок, гадкий утёнок,
Где ты найдёшь себя, где?

Мальчик плюхнулся во ванну.
Он плашмя лежит в воде.
Он—бултых-бултых—нигде.
Смотрит, смотрит, ищет мама.
Из воды летят обрызги.
Это—сыние огрызки.
Сын теперь пушист, “Кряк!”,
Говорит он маме сяк:

 

УТЁНОК

Всё объяснилось.
Я—утёнок.
Плыву во время, которое утекает.
Прощай, мама, землица, братцы.

Итак, я утёк.


КОНЕЦ

 

Рисунок Нины Косман

 

Нина Косман (aнгл. Kossman) — родилась в Москве. Автор двух сборников стихов на русском языке "Перебои" (Художественная литература, Москва) и "По правую руку сна" (Филадельфия). Русские стихи Косман печатались в эмигрантской периодике: "Новый журнал", "Новое русское слово" (Н.-Й.), "Встречи" (Филадельфия), "Побережье" (Филадельфия), и т.д. Перевела две книги стихов и поэм Цветаевой на английский-- "In the Inmost Hour of the Soul" (Humana Press) и "Poem of the End" (Ardis / Overlook, 1998, 2003, 2007). Составитель антологии стихов "Gods and Mortals" /"Боги и смертные"(Oxford University Press), автор сборника рассказов “Behind the Border" о детстве в Советском Союзе. Художник, автор пьес и стихов на английском языке. Стихи и проза Косман переводились с английского на японский, голландский, греческий и испанский. Пьесы были опубликованы в "Women Playwrights: The Best Plays of 2000"; несколько пьес было поставлено в американских тeатрах. Отмечена премией Британского Пен Клуба и Юнеско за прозу на английском языке, а также грантом от National Endowment for the Arts за переводы Цветаевой. Живёт в Нью-Йорке.

19.02.20161555
  • 4
Комментарии
Booking.com
помогиЭ Т А Ж А М в этом месяце собрано средств 500.00

Журнал «ЭТАЖИ»

лауреат в номинации

ИНТЕРНЕТ-СМИ

журнал Этажи лауреат в номинации интернет-СМИ
На развитие литературно-художественного журнала "ЭТАЖИ"
руб.

Перевод проекту "ЭТАЖИ"

Уже в продаже ЭТАЖИ №3 (11) сентябрь 2018




Сувенирная лавка футболки от Жозефины Тауровны
Сувенирная лавка Календари от Жозефины Тауровны
Наверх

Ваше сообщение успешно отправлено, мы ответим Вам в ближайшее время. Спасибо!

Обратная связь

Файл не выбран
Отправить

Регистрация прошла успешно, теперь Вы можете авторизоваться на сайте, используя свой Логин и Пароль.

Регистрация на сайте

Зарегистрироваться

Авторизация

Неверный e-mail или пароль

Авторизоваться