литературно-художественный журнал «ЭТАЖИ»

etazhi.red@yandex.ru

Валерий Черешня

Кавказские наброски

30.11.2022
22.11.20163 293
Автор: Александр Феденко Категория: Проза

Смысл жизни

Смысл жизни

Рисунок Евгении КриковойНеуемная тяга к благородству чуть не сломала Степану жизнь. Ступив на нетоптаную дорогу собственной судьбы он, в отличие от многих иных, твердо знал, куда по ней следует идти. Его представления о сложном устройстве человеческих промыслов и призваний носили сумбурный и любопытный для случайного попутчика характер, являя собой нагромождение, в котором не мог разобраться и сам Степан. Но надобности в том и не было, ибо на незримой вершине этого нагромождения, поверх всех прочих, растворяясь в звездной пыли и тумане облаков, возвышалась профессия спасателя береговой охраны.

Южное солнце грело упругие тела, щедрой россыпью усеивающие пляж, океанская волна неутомимо тыкалась мордой в песок, свежий бриз приятно обдувал. Сам Степан гордо сидел на возвышении, играя бицепсом кофейного загара, и непринужденно высматривал очередную жертву, достаточно близко подошедшую к черте бесповоротного утопления, чтобы появился резон вытаскивать ее с того света обратно — на этот.

Так мнил свою жизнь Степан, сидя у окна и наблюдая бескрайнюю сибирскую степь, начинавшуюся сразу за окном. До ближайшего — Северного Ледовитого — океана было не меньше трех тысяч километров, и то, если напрямки.

Поэтому, не мысля себе другого призвания, Степан устроился спасателем в санаторий «Степные дали», где в наличии числился пруд. Пруд названия не имел.

Степан сел на берегу и принялся ждать, с надеждой поглядывая на хлюпающихся в луже дородных матрон и пузатеньких мужичков, представлявших собой контингент потенциальных утопленников.

— Зря ты сюда приехал, — сказал ему Гермидонт, местный завхоз и электрик.

Шли годы. Заходившие по колено в воду отдыхающие настойчиво избегали утоплений, что делало жизнь Степана бессмысленной и пустой. Он начал подозревать, что существует зря.

С каждым летом пруд мельчал, исчерпывая шансы Степана на жизненную состоятельность, пока не превратился в вязкое, медленно высыхающее, болото.

Редкие отдыхающие перестали купаться и разнообразно валялись на берегу, наслаждаясь живописным видом и звуками природы.

Очередной сезон заканчивался без всякого проку для дела всей жизни.

Опытный и чуткий в вопросе рухнувших судеб Гермидонт предложил выпить. Степан отказался.

Он угрюмо смотрел на зеленое болото, погружаясь в отчаяние. Солнце клонилось к закату. Степан встал и пошел к ненавистной хляби, готовый утопить в ней свою искалеченную жизнь и невостребованные благородные порывы.

Подойдя к краю, где твердь превращалась в безымянную жижу, он усомнился.

— В такой луже даже пьяный Гермидонт не утонет.

Опровергая его слова, из зарослей выродившегося малинника вышел пьяный до последней пуговицы Гермидонт и, не разбирая дороги, проследовал к центру пучины, где решительно начал тонуть.

Одичавшее без людской заботы болото быстро впитывало его, словно всю жизнь только и ждало, когда в нем хоть кто-нибудь утонет.

Когда ошалевший Степан понял, что происходит, от Гермидонта на поверхности осталась одна только голова с дико выпученными глазами. Он так быстро тонул, что даже не успевал трезветь, что обычно бывает с пьяным организмом, подвергнутым воздействию смертельной угрозы.

Выломав одинокую доску из скамейки на берегу, Степан бросился на помощь и, опираясь на парковый инвентарь, успел схватить Гермидонта за руку в тот момент, когда кроме руки от него ничего не осталось с этой стороны фатальной черты.

Изгвазданный бездной Гермидонт молча добрел до своей завхозовской коморки, всегда готовой принять его в любом виде, где тут же завалился спать.

Степан уснул не сразу. Он долго лежал, не в силах постигнуть разум вселенной, но впервые чувствуя его прикосновение и состоявшуюся жизнь.

Среди ночи, потрясенный пережитым, Гермидонт очнулся и встал. Осмотрел спящий санаторий. Одинокий фонарь во дворе старого громоздкого здания светил для редких поздних постояльцев, возвращавшихся из ближайшего городка.

— Почему так темно?! — заорал Гермидонт, достал топор, открыл щитовую и высек сноп синих искр.

Фонарь ярко вспыхнул избытком напряжения и погас. Санаторий окунулся во мрак. Только щитовая гулко искрила, освещая черное от высохшей грязи лицо Гермидонта. Ветхая архитектура взялась огнем, задымила, начался пожар.

Разбуженные криком Гермидонта люди выбегали из здания, испуганно и почтительно глядя на огонь. Степан лежал, закрыв глаза, и, улыбаясь, спал безмятежным и счастливым сном.

 

Пирожок

Веня Пудиков купил пирожок с капустой и подавился.

— Сдачу не забудьте, — сказала продавщица, наблюдая, как он стремительно синеет. — Следующий.

— Какой-то эффект у ваших пирожков неположительный, — засомневался следующий. — Гражданин передо мной откусил и сразу посинел. Дефективный эффект.

— Это гражданин дефективный — подавился, вместо того, чтобы кушать, оттого и синий. А пирожки вовсе не дефективные. Вкусные пирожки. Пирожки! Пирожки! Горячие пирожки! С мясом! С капустой!

Подошли любопытствующие, привлеченные судорогами Пудикова.

— Позвольте поинтересоваться, зачем гражданин на земле средь бела дня лежит? С какой целью?

— А он без всякой цели лежит. Пьяный он. Видите, как отчетливо посинел от бремени ежедневного алкоголизма.

— Водки выпил, а закусить толком не успел. Пирожок надкушенный в руке держит.

— Если пьяный, то надо милицию звать. Они лучше знают, куда таких складывать.

— Не надо милицию, не пьяный он вовсе. Человек просто подавился, а вы на него наговариваете.

— Позвольте поинтересоваться, какой начинкой подавился гражданин?

— Капустной.

— Разве капустной можно так подавиться?

— Гляньте на его морду — такой кочан капустой не нарастишь.

— Это уж точно — мясными отъелся.

— Не в коня корм, — философски заметил прохожий в шляпе.

— Гражданин, позвольте поинтересоваться, вы каким пирожком так подавились?

— Зачем вы спрашиваете, когда он ответить не может?

— Почему не может?

— Не прожевал. Некультурно спрашивать, если кто не прожевал.

— Пусть знак подаст.

— Он и подает.

— Это не знак, просто гражданином агония овладела, вот и дергается без всякого смысла.

— Откуда вы знаете?

— Давеча одна вполне себе ничего дамочка компотом в столовой захлебнулась — так же дергалась.

— Позвольте поинтересоваться, компот из сухофруктов был или ягодный?

— Из моркови.

— Что ж это за компот такой — из моркови? Таким весьма неудивительно захлебнуться.

— Да уж, таким захлебнуться — раз плюнуть.

— Врет он все — не бывает морковного компота. Выдумал тоже — из моркови.

— А дамочка перед компотом пирожки не ела?

— Не знаю, не было мне интереса наблюдать за ней до того, как она захлебнулась.

— Может она и не захлебнулась, а подавилась — пирожком, например.

— Да уж, пирожком подавиться — раз плюнуть.

— Что-то он притих.

— Вымотался.

— Этак он вовсе изойдет из жизни и издохнет.

— Издохнет.

— Да уж, нынче издохнуть — раз плюнуть.

Любопытствующие утомились глядеть на затихшего Пудикова и пошли дальше, жуя пирожки. А прохожий в шляпе даже философски наступил на Веню, отчего застрявший в горле кусок вышибся наружу.

Веня порозовел, отряхнулся и, забрав сдачу, пошел доедать пирожок и доживать вернувшуюся жизнь.

 

Книгу Александра Феденко можно купить в Озоне

 

Презантация книги "Частная жизнь мертвых людей" состоится 23 ноября в 19:30 в "Булгаковском Доме", подробности по ссылке

 

 

 

 

Александр Феденко – прозаик, сценарист, автор сборника «Частная жизнь мертвых людей». Публикуется в литературных журналах «Дружба народов», «Октябрь», «Юность» и др. Лауреат Международного Волошинского конкурса 2016г. в номинации “Проза”. Живет в Москве.

 

22.11.20163 293
  • 8
Комментарии
Booking.com

Ольга Смагаринская

Роман Каплан — душа «Русского Самовара»

Павел Матвеев

Смерть Блока

Ирина Терра

Александр Кушнер: «Я всю жизнь хотел быть как все»

Наталия Гулейкова-Сильвестри

Мир Тонино Гуэрры — это любовь

Эмиль Сокольский

Поющий свет. Памяти Зинаиды Миркиной и Григория Померанца

Елена Кушнерова

Этери Анджапаридзе: «Я ещё не могла выговорить фамилию Нейгауз, но уже

Михаил Вирозуб

Покаяние Пастернака. Черновик

Юлия Медведева

Андрей Битов. Начало

Игорь Джерри Курас

Камертон

Сергей Чупринин

Вот жизнь моя. Фейсбучный роман. Избранное

Людмила Безрукова

Возвращение невозвращенца

Людмила Штерн

Зинка из Фонарных бань

Леонид Бахнов

В сетях шпионажа

Дмитрий Петров

Смена столиц

Лена Берсон

Мама, я на войне, позвоню потом

Анна Лужбина

Стыд

Наталья Рапопорт

Катапульта

Елизавета Евстигнеева

Земное и небесное

Галина Лившиц

Первое немецкое слово, которое я запомнила, было Kinder

Борис Фабрикант

Ефим Гофман: «Синявский был похож на инопланетянина»

Booking.com
Уже в продаже ЭТАЖИ №1 (29) март 2023




Наверх

Ваше сообщение успешно отправлено, мы ответим Вам в ближайшее время. Спасибо!

Обратная связь

Файл не выбран
Отправить

Регистрация прошла успешно, теперь Вы можете авторизоваться на сайте, используя свой Логин и Пароль.

Регистрация на сайте

Зарегистрироваться

Авторизация

Неверный e-mail или пароль

Авторизоваться