Читать "Этажи" №3 (15) сентябрь 2019
Этим летом, а именно в июне, журнал «Этажи» участвовал в двух знаменательных событиях — литературном фестивале «Петербургские мосты» и книжной ярмарке на Красной площади.
В круглом столе на книжной ярмарке приняли участие С.И. Чупринин — главный редактор журнала «Знамя», С. А. Филатов — президент Фонда социально-экономических и интеллектуальных программ, вел беседу сооснователь книжного магазина «Фаланстер» и основатель интернет-портала «Горький» Борис Куприянов. Мы говорили о прошлом и будущем литжурналов, непростом финансовом положении, в котором сейчас оказалась вся интеллектуальная литература; я рассказала о нашем журнальном опыте использования интернет-подписки в группах социальных сетей для быстрого и масштабного «распространения» публикаций, чтобы текст не только был опубликован на сайте журнала, но еще и прочитан как можно большим количеством читателей. Казалось бы, что тут удивительного и неизвестного для современного человека, но в том-то и дело, что многие журналы до сих пор не имеют групп в соцсетях, а некоторые не имеют даже собственного сайта и выходят только на бумаге. А будущее литжурналов как раз и заключатся в интернет-публикациях и их продвижении, с чем согласны и не согласны многие, поэтому было о чем поспорить.
На ежегодном фестивале «Петербургские мосты» журнал «Этажи» представляли замечательные поэты и наши постоянные авторы Ирина Евса, Таня Вольтская, Лена Берсон и Ефим Бершин. К нашей огромной радости Таня Вольтская, номинированная журналом «Этажи» на премию Николая Гумилева (конкурс «Заблудившийся трамвай») стала лауреатом! А Лена Берсон — дипломантом конкурса. Поздравляю и горжусь! О фестивале читайте эссе-впечатление Анны Гедымин.
И еще одна победа ждала Ефима Бершина, которого наш журнал номинировал на премию «Антоновка 40+». Ефим стал лауреатом премии в номинации «Поэзия», с чем я его поздравляю от всей души!
Даешь наших авторов в лауреаты!
«Этажи» часто приглашают поучаствовать в качестве информационного спонсора и партнера на многие фестивали, премии и конкурсы. В этот раз нас пригласили организаторы «Чемпионата Балтии по русской поэзии» принять участие в их конкурсе: нам доверили выбрать авторов из списка участников Чемпионата и наградить их призом журнальных симпатий, который заключался в интернет-и печатной публикации в нашем журнале. Подборки наших призеров (Полины Орынянской, Марины Намис, Елены Копытовой, Алены Рычковой-Закаблуковской) напечатаны в этом номере. Практически все авторы нам были не знакомы, и мы с радостью нашли новые (для нас) имена.
В этом выпуске в рубрике «Exegi Monumentum» мы вспоминаем сразу двух писателей: немного забытого и явно недооцененного при жизни Дмитрия Савицкого, скончавшегося 11 апреля этого года (эссе Павла Матвеева «Невозвращенец»), и автора лирической повести «До свидания, мальчики!» Бориса Балтера, которому 6 июля исполнилось бы 100 лет (эссе Виктора Есипова «Судьей между нами может быть только время...»). В традиции нашего журнала — вместе с воспоминаниями о писателях обязательно давать и их тексты, чтобы у читателей сложилось наиболее полное впечатление о жизни и творчестве писателя. Поэтому в этом номере вы сможете прочитать три рассказа Дмитрия Савицкого и рассказ Бориса Балтера «Открытие».
Мы публикуем беседу нашего редактора поэзии Игоря Кураса и школьницы Анастасии Сумеди — двух людей разных поколений, проживающих с двух противоположных сторон Земного шара (Москва – Бостон), но объединенных общей культурой и интересом к русскому языку. Это первая работа в качестве интервьюера для Насти, которая обратилась к нам с просьбой пройти стажировку в нашем журнале, чтобы «получить необходимый опыт». Интервью получилось интересным и познавательным, надеюсь, что Насте этот опыт пригодится и в дальнейшей работе, и в выборе профессии.
Знакомство с Катей Беловой, выпускницей МАрхИ, фотографом и иллюстратором, началось с проекта «Писатель + Иллюстратор», организованного студией «Азбука Морса» совместно с журналом «Этажи» зимой этого года. Мы предоставили студии рассказы наших авторов, а художники нарисовали к этим рассказам иллюстрации. В итоге малым некоммерческим тиражом вышла иллюстрированная книга рассказов. Катя на этом курсе проиллюстрировала рассказ Владимира Гуги «Путь пса», а сейчас стала художником 15-го выпуска журнала и сделала замечательные иллюстрации к рассказам Ованеса Азнауряна «Фаллопиевы трубы», Льва Гурского «Вторая попытка», Андрея Назарова «Портрет Масика, Королевы» и Юлиана Панича «Малая зона». Спасибо, Катя, и дальнейших успехов в иллюстрации!
Приятного прочтения и до встречи в декабре!
Ваша И.Т.
Соломон Волков: «Пушкин — наше всё, но я бы не хотел быть его соседом»
Смерть Блока
Роман Каплан — душа «Русского Самовара»
Александр Кушнер: «Я всю жизнь хотел быть как все»
Наум Коржавин: «Настоящая жизнь моя была в Москве»
Этери Анджапаридзе: «Я ещё не могла выговорить фамилию Нейгауз, но уже
Поющий свет. Памяти Зинаиды Миркиной и Григория Померанца
Покаяние Пастернака. Черновик
Камертон
Борис Блох: «Я думал, что главное — хорошо играть»
Возвращение невозвращенца
Смена столиц
Земное и небесное
Катапульта
Стыд
Ефим Гофман: «Синявский был похож на инопланетянина»
Первое немецкое слово, которое я запомнила, было Kinder
Встреча с Кундерой
Парижские мальчики
Мария Васильевна Розанова-Синявская, короткие встречи