литературно-художественный журнал «ЭТАЖИ»

etazhi.red@yandex.ru

13.05.20202 008
Автор: Этажи Категория: Литературная кухня

Как работают литературные журналы во время пандемии

Стеллажи с периодическими изданиями в книжном магазине ФАЛАНСТЕР

Редакция литературно-художественного журнал «Этажи» решила поинтересоваться у своих коллег, редакторов других литературных журналов, как они работают во время пандемии и вынужденного карантина: что изменилось в их работе, есть ли трудности с выпуском очередного номера; и попросила дать прогноз — что изменится в мире периодических литературных изданий, когда закончится пандемия.

 

Галина Климова, редактор журнала «Дружба народов» (Москва):

Пандемия жестко откорректировала и лексикон, и жизнь. Все прочувствовали удалёнку. На первый взгляд, в ней много обычного, обыденного, и вроде бы жизнь продолжается. Но много ограничений и правил, которые против шерсти, к ним нелегко адаптироваться и, зная о подмене, ужасно жить. Не готовы мы! Хотя литераторы на удалёнке в общем-то — всегда, в этом их профессиональная и личностная специфика. Но удалёнка — это переход из реала в виртуал, деградация живых человеческих (как ни пафосно) отношений всех уровней и, конечно, эмоционального взаимодействия, то есть общения, которое, если верить Экзюпери, «единственная настоящая роскошь».

В майском номере «Дружбы народов» в рубрике «Экспресс-тест» мы опросили писателей: каково им в новой реальности? Пожалуй, на тот момент никто еще не осознал всей трагедии Третьей Мировой Пандемической…

Журнал продолжает жить. Редколлегии проходят в zoomе. Конечно, скучаем. Конечно, не хватает друг друга. Государству, как обычно, не до литературы и тем более не до литературных журналов. Мы к этому привыкли. Писатели тоже не слабаки. Но выживет ли читатель? Мало кто бросился в домашние библиотеки читать или перечитывать книги (про журналы — молчу), многие предпочли лайт-вариант, уйдя с головой в сети…

Настоящая «бомба» нашего майского номера — роман-предостережение Ивана Зорина «Время сомнамбул», который с 2017 года лежал в редакционном портфеле — все никак не монтировался с нашими планами и материалами. Роман о неизвестном вирусе, «спустившемся прямо с небес», который застал врасплох всех: и власть, и общество, и заставил во избежание паники ввести карантин, организовать заградотряды… Хочется надеяться, чтобы мистическое пророчество писателя-интеллектуала (вот он — пророк в своем отечестве) не сбылось, и роман в жанре антиутопии не оказался бы страшилкой, копирующей современную реальность. Огромная трагедия, потрясшая нас, еще и в том, что писатель Иван Васильевич Зорин, известный с начала 2000 годов как автор нескольких ярких романов, многих рассказов и эссе, умер 14 марта нынешнего года. Об этом — в журнале.

 

Сергей Иванович Чупринин, главный редактор журнала «Знамя» (Москва):

Редакция «Знамени» как работала, так и работает. 
Хотя не совсем так, конечно. Даже романы, которые лучше бы, конечно, читать на бумаге, читаем теперь с экрана, а рукописи и планы очередных номеров обсуждаем в режиме видеоконференций. 
И хотя у ответственного секретаря, у корректора, у верстальщицы появилось много мелких, но ужасно хлопотных проблем, что делать? Учимся на марше. 
Главное — что апрельский номер уже стоит в интернете и, после некоторой задержки с типографией, какое-то время не функционировавшей, его бумажный тираж в апреле же стал рассылаться подписчикам. 
Готов и вот-вот появится на сайте майский номер, вышедший с уже традиционным для нас набоковским слоганом на обложке — «Память, говори». Там и большой блок архивных публикаций к 75-летию окончания войны, и материалы к 100-летию моего любимого поэта Давида Самойлова, и иное многое. 
А мы — верстаем уже июньский, почти целиком посвященный объявленному нами году Пастернака. 
Всё хорошо? Да нет, наверное. Понятно, что крен в сторону электронных версий будет теперь и у «толстяков» особенно наглядным. Особенно тревожно за газеты, за еженедельники — я ведь их обычно покупал в киосках, а теперь купить почти что нечего. Тем, кто помоложе, это все равно, а мне грустно — уходит и эта привычка, что свыше мне была дана. 

 

Борис Шигин, главный редактор журнала «Сура» (Пенза):

Ситуация 2020-ого года, безусловно, отразится на жизни всей цивилизации. Не станет исключением и жизнь литературных журналов. Моя «Сура» в этом плане пострадает куда больше, чем многие другие. Дело в том, что редакция нашего журнала по меткому выражению профессора Инюшкина — это городское «культурное гнездо». «Сура» — это больше, чем журнал. Это наши литературные и песенные клубы. Это культурно-просветительские программы «В русле «Суры», «Писатели — детям», «Неделя пензенского писателя». Это ежемесячные музыкально-литературные вечера, презентации новых номеров в больших залах с сотнями читателей. Это фестиваль поэзии и авторской песни «Часовые любви». Только в 2019-м участниками Недели пензенского писателя стали более семи тысяч человек. Разве возможно проведение таких встреч без читателя, без зрителя? Без атмосферы, имя которой «От сердца — к сердцу»?

Ещё несколько дней назад я задавал себе этот вопрос и отвечал — «нет, невозможно». Но 29 апреля на сайте культура.рф. и в социальных сетях состоялась презентация второго в этом году выпуска (№156), и я обрёл надежду на то, что ничего не рушится, а лишь меняется. «Всё течёт, всё меняется». Это закон жизни. Да, я не буду слышать дыхание зала и не смогу пожать руку писателя, которому привык вручать авторский экземпляр под аплодисменты читающей публики. Но с помощью телевидения и интернета я уже смог подключить к рассказу о новом номере авторов из Нижнего Новгорода и лермонтовских «Тархан». А в следующий раз поговорю с Ольгой Аникиной и Александром Князевым из Санкт-Петербурга, Максимом Замшевым и Захаром Прилепиным из Москвы, Михаилом Фёдоровым из Воронежа и Дмитрием Ворониным из Калининграда. А в следующий — с Игорем Джерри Курасом и Семёном Каминским из США. Разве мог я этим порадовать нашего читателя ещё вчера? Кстати, участников презентации сразу стало в разы больше! И уже вечером того же дня в моей почте появилось несколько новых писем от незнакомых мне ранее авторов.

На самом деле, редактор журнала должен думать только об одном: как сделать его интересным читателю? А если так, то все остальные проблемы вполне решаемы, и я смотрю в будущее с оптимизмом… хоть и через экран своего ноутбука. Но ведь «всё меняется», не так ли?

 

Дмитрий Мурзин, ответственный секретарь журнала «Огни Кузбасса» (Кемерово):

На карантине работать труднее. Во всяком случае, первое время. Удивительно, сколько процессов в издательстве журнала до сих пор связано с выводом на бумагу и передачей этой бумаги из рук в руки. Пришлось, разумеется, перестроиться. И в процессе этого из работы выпала значительная часть редколлегии. Люди, которые категорически не хотят читать с экрана, оказались потеряны на время карантина. Однако, есть и обратная сторона. Издательство, которое нас и печатает, и верстает, и предоставляет корректора, которое (прости, Илья Ильич) в обычное время отодвигало нас на второй план, из-за иных, денежных, заказов, теперь повернулось к нам лицом. Так что с выпуском журнала всё неплохо. Всё плохо с распространением. Мы не проводим представлений журнала, не ходим на встречи в библиотеки и школы, не ездим на фестивали (ах, красноярский КУБ, ах фестиваль имени А. Бельмасова, и, скорее всего, ах, Байкальский поэтический). Та часть тиража, которая не уходит в библиотеки, лежит мертвым грузом. К сожалению. Так что в мире литературных изданий грядет ускорение процессов, идущих последние двадцать лет: сокращение тиражей и всё больший переход в интернет. Но мы будем стараться, чтобы бумажные журналы всё же сохранились.

 

Кира Грозная, главный редактор журнала «Аврора» (Санкт-Петербург):

Работа над журналом «Аврора» в карантинном апреле замедлилась. Все внештатные сотрудники редакции — 65+, они перешли на удаленку. Я осталась одна. Сначала ездила на работу 2 раза в неделю, потом попала в двухнедельный карантин из-за контакта с зараженным коронавирусом, да еще и ОРЗ переболела. А издание журнала — не хобби, мы его «на коленке» не вычитываем, работаем в офисе. Там хорошее оборудование и полнейшая тишина (наши окна выходят в тихий двор-колодец окраины Петроградки).

Сейчас все входит в колею, доделываем 2-ой номер (периодичность — 6 раз в год), 20-го мая журнал отправится в печать и до 1 июня выйдет. Сейчас я на работе каждый день.

Трудности — финансовые, но они постоянны. Я работаю в редакции с 2009 года, мой заместитель Илья Бояшов — с 2013 года. Мы привыкли «крутиться», искать, где добыть денег. В этом году из-за эпидемии Смольный пока не объявляет конкурс на получение грантов. Неизвестно, когда Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям огласит победителей (на федеральный конкурс мы подать успели). Спасибо, друзья помогли выпустить первый номер, обещали помочь со вторым. Третий номер будем печатать в долг. А во втором полугодии надеемся на гранты, и уже публикуем материалы по проектам, на которые еще не подали. Также мы надеемся на возвращение массовой подписки библиотек. Обращались за помощью к С. А. Шаргунову, чтобы нас включили в список журналов, которые должны быть в российских библиотеках. Он обещал помочь.

Изменится ли что-то в мире литературных журналов после пандемии? Вряд ли. О «массовом исходе» «толстяков», да и вообще бумаги, говорят не один десяток лет. Но спрос на литературные журналы есть, и поэтому они выходят. Люди, выпускающие эти издания, очень цепкие, умеют выживать в непростых условиях. Думается, после пандемии в мире литературы и искусства наступит всплеск, а не упадок.

Впрочем, доживем — увидим!

 

Олег Богаев, главный редактор журнала «Урал» (Екатеринбург):

Каким образом существует журнал «Урал» во время пандемии.

На первый взгляд все привычно: готовится номер, рукописи по-прежнему нам присылают по электронке, но… здесь начинается «но». Новые конверты с бандеролями уже не лежат на моем столе, редколлегия проходит виртуально, и нет теперь жарких споров и обсуждений той или иной рукописи. Что еще? Главное — мы перестали видеть живых авторов. Если раньше они досаждали звонками на номер главного редактора, то теперь мой телефон молчит. Если раньше регулярно появлялись колоритные персонажи с кирпичами романов, поэм и сборниками пьес, то теперь тишина… Ежедневно, кроме выходных, редакцию посещаю только я. И изредка ответсек, который поливает цветы и держит на контроле сдачу материалов.

Почему я должен посещать здание, а не сидеть дома? Журнал «Урал» — государственное учреждение культуры, есть моя персональная ответственность, есть злосчастная сигнализация, которая срабатывает и просит ее проверить… А еще никуда не делась бюрократическая необходимость взаимодействовать с Учредителем (региональное министерство культуры) и реагировать на их официальные запросы, указы, приказы, нормативные акты — это делается в системе электронного документооборота, программа прошита на моем рабочем компьютере, перенести домой его технически нельзя. Еще есть канализация и опасность прорыва, а еще есть течь с крыши, и приходится иногда менять ведра. В общем, хожу на работу, а сотрудники редакции сидят по дачам и пишут новые романы и стихи…

Хотя, справедливости ради, все обязанности исполняются добросовестно. Главное, что очевидно мне теперь совершенно: журнал — это культурная среда, которая происходит вокруг издания, это круг людей, негласное сообщество, живущее внутри или вне журнала. И эта среда живых людей формируется благодаря текстам, которые каждый месяц складываются в 240 наших страниц. Ценность живого сообщества не заменит любой, даже совершенный текст. Это — банальная мысль, но понимаешь ее только после двух месяцев, когда в коридорах редакции не видишь живых людей. Надеюсь, скоро это вселенское заточение завершится, иначе в коридорах редакции я начну видеть призраки умерших писателей и редакторов.

 

Ирина Терра, главный редактор журнала «Этажи» (Москва-Бостон):

Наш журнал работает по системе дайджест: сначала тексты публикуются на нашем сайте, затем избранные публикации, основываясь на концепции каждого конкретного номера, мы берем в печать. Печатный журнал выходит ежеквартально. Мартовский номер мы успели выпустить и даже развезти по магазинам до начала всеобщей изоляции. Мы пострадали наименьшим образом, потому что и раньше все работали на удаленке, помещение мы не арендуем (это и не нужно для выпуска одного журнала), сейчас работаем в привычном для нас режиме — он-лайн. А вот судьба магазинов (где реализуются наши журналы) — московские «Фаланстер» и «Циолковский», питерские «Подписные издания», бостонский «Books & Arts» и др. — меня беспокоит. Может случиться так, что не все из них преодолеют вынужденный простой. Особенно волнуюсь за «Фаланстер», они только недавно переехали в более просторное помещение и арендная плата скорее всего увеличилась. Периодическим изданиям в «Фаланстере» отведено четыре стеллажа и не где-нибудь на галерке, а рядом с кассой (такого нет ни в одном другом магазине). Не будет этих магазинов — не будет и печатного журнала «Этажи», как и многих других книг и журналов, издающихся малыми тиражами. Я очень надеюсь, что книжные магазины смогут преодолеть этот кризис.

Ну а мы начали подготовку к печатному июньскому номеру, и пока все идет по плану.

 

13.05.20202 008
  • 5
Комментарии
Booking.com

Ольга Смагаринская

Соломон Волков: «Пушкин — наше всё, но я бы не хотел быть его соседом»

Ольга Смагаринская

Михаил Богин: «Я попал под горячую руку холодной войны»

Виктор Есипов

Майя

Борис Фабрикант

Валентина Полухина: «Я, конечно, была влюблена в Бродского»

Павел Матвеев

Анатолий Кузнецов: судьба перебежчика

Ирэна Орлова

Полина Осетинская: «Я долго воспитывала свою аудиторию»

Наталья Рапопорт

Это только чума

Павел Матвеев

Хроника агонии

Павел Матвеев

Смерть Блока

Ирэна Орлова

Сегодня мы должны играть, как кошка мяукает — мяу, мяу...

Ирина Терра

«Делай так, чтобы было красиво». Интервью с Татьяной Вольтской

Марина Владимова

Я помню своего отца Георгия Владимова

Владимир Эфроимсон

Из воспоминаний об Арсении Тарковском

Павел Матвеев

Приближаясь к «Ардису»

Александра Николаенко

Исчезновения

Наталья Рапопорт

Юлий Даниэль: «Вспоминайте меня…»

Владимир Захаров

В тишине

Владимир Гуга

«Скоропостижка». Интервью с писателем и судмедэкспертом

Владимир Резник

Ракетчик Пешкин

Людмила Безрукова

Шпионские игры с Исааком Шварцем

Booking.com
Уже в продаже ЭТАЖИ №2 (26) июнь 2022




Влад Васюхин Муза
Алёна Рычкова-Закаблуковская Вопреки беде
Этажи «Этажи» в магазине «Даль»
Елена Кушнерова Главное — это возможность самого себя удивлять
Ирина Терра От главного редактора к выпуску журнала «Этажи» №2 (26) июнь 2022
Наталья Рапопорт Тайная история советской цензуры
Игорь Джерри Курас Камертон
Дмитрий Макаров Затонувший город
Людмила Штерн Зинка из Фонарных бань
Татьяна Разумовская Совсем другая книга
Анна Агнич Зеркальная планета
Коллектив авторов «Я был всевозможный писатель…»
Марат Баскин Китайский хлеб
Дмитрий Петров ЦДЛ и окрестности. Времена и нравы
Мариям Кабашилова Просто украли слово
Ирина Терра От главного редактора к выпуску журнала «Этажи» №1 (25) март 2022
Этажи Вручение премии журнала «Этажи» за 2021 год. Чеховский культурный центр
Ежи Брошкевич (1922-1993) Малый спиритический сеанс
Нина Дунаева Формула человека
Дмитрий Сеземан (1922-2010) Болшевская дача
Наверх

Ваше сообщение успешно отправлено, мы ответим Вам в ближайшее время. Спасибо!

Обратная связь

Файл не выбран
Отправить

Регистрация прошла успешно, теперь Вы можете авторизоваться на сайте, используя свой Логин и Пароль.

Регистрация на сайте

Зарегистрироваться

Авторизация

Неверный e-mail или пароль

Авторизоваться