литературно-художественный журнал «ЭТАЖИ»

[email protected]

Татьяна Веретенова

Трагедия несоветского человека

11.11.2023
Вход через соц сети:
04.06.20163 672
Автор: Сергей Костырко Категория: Музыкальная гостиная

Два перформанса в один вечер

Наталья Павлова

 

В это воскресенье (29 мая) в музее Вадима Сидура состоялось совершенно неповторимое мероприятие «Два перформанса в один вечер». Вечер открывала постановка монооперы Фрэнсиса Пуленка «Человеческий голос» в исполнении Натальи Павловой (голос) и Константина Лукинова (фортепиано). Звучали романсы в исполнении Светланы Найденовой. В завершении зрители увидели музыкально-пластический перформанс под технофонограмму Ираиды Юсуповой. На вечере присутствовал Сергей Костырко, который поделился с читателями «Этажей» своими впечатлениями.

 

 1.

Наталья Павлова в моноопере Человеческий голосПьесу Жана Кокто «Человеческий голос», на материале которой Френсис Пуленк написал монооперу, и на которую – монооперу – меня пригласила Наталья Павлова, пьесу эту я, скажем так, люблю не очень – за мелодраматический надрыв, тягучий и бескрайний. Видно, что писал ее профессионал, уже привыкший выстраивать внутреннюю дистанцию с материалом (для себя). Но мне было интересно, что с этим может сделать Павлова. То есть доверяю девушке. И я пошел. И правильно сделал – сорок минут неожиданного кайфа.

Наталья пела по-французски, то есть слов (к счастью) я не разбирал и потому слушал только ее голос. И дело было не только в его богатстве и в уровне профессионализма Павловой-певицы, но – в эмоциональном напоре и в том, что на самом деле голосом этим она делала. То есть, это была та ситуация, когда само звучание голоса значительнее, глубже и точнее, чем смысл произносимых им слов (всегда приблизительных). Мелодраматизм сюжета Кокто Наталья Павлова заменила на открытость чувству, порождающему вот такие сюжеты, на «простодушное» его обнажение. То есть, прошу за витиеватость, в исполнении Павловой я слушал (проживал) как бы саму интенцию этой пьесы.

Голос Павловой и действие, которое он производил, отодвигал на время спектакля среду, в которой мы слушали оперу (экспозиционный зал в музее Сидура), отодвигал, как слон пешку – голос создавал свое собственное энергетическое пространство.

Единственное, что огорчало, это размеры закутка, где размещалась публика, естественно, малочисленная, – оскорбительно малочисленная для уровня того действа, на которое посчастливилось попасть.

 

 

2.

Наталья Павлова и Светлана Найденова в технофонограмме Ираиды Юсуповой

Ну а во второй части сегодняшнего вечера в музее Сидура нас, зрителей сначала вернули в век XIX –  певица Светлана Найденова  спела несколько классических романсов. И тут же – переброс в XXI век: перформанс на музыку Ираиды Юсуповой.

Но вначале о том, кто такая в современной музыке (для меня, естественно)  Ираида Юсупова. Ведущий вечера, пианист и композитор Константин Лукинов назвал ее музыкальные произведения «фонограммами». Да, наверно. Но – фонограммами чего? Шума, производимого большим городом? Гудящего голосами зрительного зала? Продуваемого ветром остова разрушенного порта? У каждого, наверно, будет свое обозначение «фонограмм» Юсуповой. У меня – ощущение шума, который остается после прожитого дня, еще длящегося во мне, то есть того шума, к которому мы настолько привыкли, что и не слышим его, как не слышим течения своей крови или биения своего сердца. Музыка Юсуповой не похожа на то, что мы привыкли считать музыкой, и, тем не менее, ее звуковая «какофония», с остро ощущаемой энергетикой, то есть гармонизацией звуков этой «какофонии», но остающаяся именно «какофонией», – прежде всего, музыка.

И предложенный нам перформанс был свободной импровизацией двух певиц и пианиста в пространстве одной из «фонограмм» Юсуповой. То есть вначале зал заполнил объемный звук «какофонической» композиции Юсуповой, потом в нее вплелась импровизация на рояле Лукинова. Застывшие среди скульптур Сидура Наталья Павлова и Светлана Найденова стронулись с места, как медленно оживающие скульптуры, то есть с самого начала этого действа среда музея была включена в представление – пластика двух актрис ориентировалась на гротескный стиль скульптора, а потом Павлова вплела свой голос в «какофонию» Юсуповой. Затем голос подал Лукинов, который оказался вдруг не только знаменитым пианистом и композитором, но и голос у него – вполне, и, как говорится, началось…

 

Светлана Найденова, Наталья Павлова, Константин Лукинов

 

 

Большая часть моих фотографий сделана во время этого перформанса – когда Павлова пела свой «Голос» было как-то не до съемки, и сидел я для фотографирования в неудобном месте, поэтому только две фотографии «оперные», ну а «фонограмма» Юсуповой подняла на ноги.

Короче, повторю: жаль, что вас не было с нами!

29 мая. Сергей Костырко.

 

Фотограф – Сергей Костырко

 

 

Сергей Костырко. Родился в 1949 г, детство провел на берегах Японского моря в Приморском крае,  отрочество – в Малоярославце, маленьком городке Калужской области (школа), молодость – в Москве (педагогический институт) и Якутии (работа учителем после института). Стал писателем и литературным критиком, сотрудником журнала «Новый мир» (с 1985 года) и куратором сетевого проекта «Журнальный зал» (с 1995 года), автором пяти книг прозы и литературной критики.

 

 

Внимание, анонс!

 

Дорогие читатели, 7 июня (2016г) в электротеатре «Станиславский» состоится повторный показ мероприятия «Два перформанса в один вечер» с небольшими изменениями.

 

Прямую видео-трансляцию мероприятия можно посмотреть здесь.

 

Первая часть – моноопера Франсиса Пуленка  "Человеческий г­олос" по пьесе Жана Кокто. Голос – Наталья Павлова, фортепиано – Константин Лукинов, режиссё­р-консультант – Светлана Найдёнова.

 

Вторая часть – Медиа-мистерия Ираиды Юсуповой­ "Сны птицелова" (на стихи итальянского поэта Давида Колантони). Участники: Герман Виноградов – звуковой перформанс, Ираида Юсупова­ – электро-перформанс, Дмитрий Чеглаков – в­иолончель, Константин Лукинов – фортепиано, Наталь­я Кайдановская – пластический перфоманс. 

 

На вечере зрители смогут приобрести диск «Знаки и звуки» с композициями Ираиды Юсуповой в исполнении Натальи Павловой (сопрано) и «Брамс-Трио»: Наталия Рубинштейн – фортепиано, Николай Саченко – скрипка, Кирилл Родин – виолончель.


Программа этого диска не совсем обычна. В ней нарушается принятое разграничение жанров. Если первая композиция – образец академической камерной музыки (она была написана специально для «Брамс-Трио» и впервые исполнена ими на сцене Малого Зала Московской консерватории в сентябре 2015 года), то вторая – это эксперимент как для автора, предложившего записать музыку мистерии, соединившей в себе академическое музицирование, электронику широкого спектра и актуальный перформанс, так и для самих музыкантов. Мистерия «Сны птицелова» продолжает линию сочинений на стихи художников-поэтов в творчестве Ираиды Юсуповой. Вдохновителями этой композиции стали итальянский художник-концептуалист, поэт и перформер Давид Колантони (автор текстов мистерии и саунд-перформанса с имитацией птичьего пения) и его жена – молодая талантливая певица, обладательница завораживающего «сиренного» сопрано Наталия Павлова. Необычно так же использование клавишных гуслей (на которых играет на диске Полина Ерёмина) – любимого инструмента Ираиды, вводимого ею впервые даже в симфонические партитуры. Завершает программу диска (а заодно и тему птиц) электронная композиция «Заклинание снежных птиц».

 

Ираида Юсупова (род. в 1962 г.) – композитор, режиссёр, медиахудожник. Окончила Московскую консерваторию по классу композиции профессора Н.Н. Сидельникова (1987). Член Союза композиторов и Союза кинематографистов России. Стипендиатка Дармштадтских курсов Новой Музыки (1998). Номинант национальной театральной премии Золотая Маска (2007). Лауреат премии Courtans D’Or фестиваля Rusk-Off в Ницце (2007). Автор 2 симфоний, 3 опер, 6 медиа-балетов, симфонических, камерных, хоровых и электронных композиций, музыки к фильмам, театральным спектаклям и собственным кино- и театральным проектам.

 


Наталья Павлова (сопрано) – прапрап­р­­авнучка поэта Александра­ Пушкина и дочь поэта Веры Павловой. Окончила  МГК им. П.И. Чайковского (класс профессора К.Г. Ка­д­­инской), ученица профессора Трояновой Г.М, Нащокина А.Г, Кудрявченко П.А., ученица выдающегося режиссёра Анатолия Васильева, солистка театра «Школа драматического искусст­в­а» (С­пект­акли: «Каменный го­с­ть или Дон Жу­ан мёр­тв», режиссёр Васильев А. А.) Лауреат международного ко­нк­­­урса Фестос, солистка оперно­­го театра МГК и­м­. П. И. Чайковского, солистка Моск­о­в­ской фила­рмонии, солистка театра Nuovа Cinema palazzo в Риме и оперн­ых театров Италии,  дипломат международной школы во­кального маст­е­­рства, благотворительного фонда «Бельк­анто».

 

Давид Колантони – писатель, поэт, эссеист и художник. Автор книги стихов "Обнажённый воин", автор и директор редакции журнала "Inchiostri", основанного Алдо Россели, директор и обозреватель рубрики культура в журнале "Young", кроме того сотрудничал со многими журналами, наиболее значимый из которых " Nuovi argomenti", основанный Альберто Моравия. Давид автор сценария фильма " Io e altro" (реж.Moshen Melliti), ставший победителем разных премий в номинации лучший сценарий, финалист международной премии Massenzio arte (Рим), его работы выставлялись на Биеннале в Майами, в коллекции музея 9/11 Memorial museum of NYC, в ММОМА в Москве и др.

 

 Константин Лукинов родился в 1989 году в семье музыкантов. В 1997 году вместе с семьей переехал в Германию. В 2006 году стал учеником проф. Льва Наточенного в высшей школе музыки во Франкфурте на Майне. Участвует в камерных ансамблях с вокалом и скрипкой, выступает с различными оркестрами. С 2011 Константин Лукинов – студент Московской консерватории на факультете исторического и современного исполнительского искусства в классе Ивана Соколова. К моменту окончания московской консерватории в 2016-м году Константин Лукинов является мультижанровым исполнителем, объединяя в своем творчестве академическое фортепианно, фри-джаз, перформанс и электронно-шумовую музыку.

04.06.20163 672
  • 1
Комментарии

Ольга Смагаринская

Соломон Волков: «Пушкин — наше всё, но я бы не хотел быть его соседом»

Павел Матвеев

Смерть Блока

Ольга Смагаринская

Роман Каплан — душа «Русского Самовара»

Ирина Терра

Александр Кушнер: «Я всю жизнь хотел быть как все»

Ирина Терра

Наум Коржавин: «Настоящая жизнь моя была в Москве»

Елена Кушнерова

Этери Анджапаридзе: «Я ещё не могла выговорить фамилию Нейгауз, но уже

Эмиль Сокольский

Поющий свет. Памяти Зинаиды Миркиной и Григория Померанца

Михаил Вирозуб

Покаяние Пастернака. Черновик

Игорь Джерри Курас

Камертон

Елена Кушнерова

Борис Блох: «Я думал, что главное — хорошо играть»

Людмила Безрукова

Возвращение невозвращенца

Дмитрий Петров

Смена столиц

Елизавета Евстигнеева

Земное и небесное

Наталья Рапопорт

Катапульта

Анна Лужбина

Стыд

Галина Лившиц

Первое немецкое слово, которое я запомнила, было Kinder

Борис Фабрикант

Ефим Гофман: «Синявский был похож на инопланетянина»

Марианна Тайманова

Встреча с Кундерой

Сергей Беляков

Парижские мальчики

Наталья Рапопорт

Мария Васильевна Розанова-Синявская, короткие встречи

Уже в продаже ЭТАЖИ 1 (33) март 2024




Наверх

Ваше сообщение успешно отправлено, мы ответим Вам в ближайшее время. Спасибо!

Обратная связь

Файл не выбран
Отправить

Регистрация прошла успешно, теперь Вы можете авторизоваться на сайте, используя свой Логин и Пароль.

Регистрация на сайте

Зарегистрироваться

Авторизация

Неверный e-mail или пароль

Авторизоваться