В это воскресенье (29 мая) в музее Вадима Сидура состоялось совершенно неповторимое мероприятие «Два перформанса в один вечер». Вечер открывала постановка монооперы Фрэнсиса Пуленка «Человеческий голос» в исполнении Натальи Павловой (голос) и Константина Лукинова (фортепиано). Звучали романсы в исполнении Светланы Найденовой. В завершении зрители увидели музыкально-пластический перформанс под технофонограмму Ираиды Юсуповой. На вечере присутствовал Сергей Костырко, который поделился с читателями «Этажей» своими впечатлениями.
1.
Пьесу Жана Кокто «Человеческий голос», на материале которой Френсис Пуленк написал монооперу, и на которую – монооперу – меня пригласила Наталья Павлова, пьесу эту я, скажем так, люблю не очень – за мелодраматический надрыв, тягучий и бескрайний. Видно, что писал ее профессионал, уже привыкший выстраивать внутреннюю дистанцию с материалом (для себя). Но мне было интересно, что с этим может сделать Павлова. То есть доверяю девушке. И я пошел. И правильно сделал – сорок минут неожиданного кайфа.
Наталья пела по-французски, то есть слов (к счастью) я не разбирал и потому слушал только ее голос. И дело было не только в его богатстве и в уровне профессионализма Павловой-певицы, но – в эмоциональном напоре и в том, что на самом деле голосом этим она делала. То есть, это была та ситуация, когда само звучание голоса значительнее, глубже и точнее, чем смысл произносимых им слов (всегда приблизительных). Мелодраматизм сюжета Кокто Наталья Павлова заменила на открытость чувству, порождающему вот такие сюжеты, на «простодушное» его обнажение. То есть, прошу за витиеватость, в исполнении Павловой я слушал (проживал) как бы саму интенцию этой пьесы.
Голос Павловой и действие, которое он производил, отодвигал на время спектакля среду, в которой мы слушали оперу (экспозиционный зал в музее Сидура), отодвигал, как слон пешку – голос создавал свое собственное энергетическое пространство.
Единственное, что огорчало, это размеры закутка, где размещалась публика, естественно, малочисленная, – оскорбительно малочисленная для уровня того действа, на которое посчастливилось попасть.
2.
Ну а во второй части сегодняшнего вечера в музее Сидура нас, зрителей сначала вернули в век XIX – певица Светлана Найденова спела несколько классических романсов. И тут же – переброс в XXI век: перформанс на музыку Ираиды Юсуповой.
Но вначале о том, кто такая в современной музыке (для меня, естественно) Ираида Юсупова. Ведущий вечера, пианист и композитор Константин Лукинов назвал ее музыкальные произведения «фонограммами». Да, наверно. Но – фонограммами чего? Шума, производимого большим городом? Гудящего голосами зрительного зала? Продуваемого ветром остова разрушенного порта? У каждого, наверно, будет свое обозначение «фонограмм» Юсуповой. У меня – ощущение шума, который остается после прожитого дня, еще длящегося во мне, то есть того шума, к которому мы настолько привыкли, что и не слышим его, как не слышим течения своей крови или биения своего сердца. Музыка Юсуповой не похожа на то, что мы привыкли считать музыкой, и, тем не менее, ее звуковая «какофония», с остро ощущаемой энергетикой, то есть гармонизацией звуков этой «какофонии», но остающаяся именно «какофонией», – прежде всего, музыка.
И предложенный нам перформанс был свободной импровизацией двух певиц и пианиста в пространстве одной из «фонограмм» Юсуповой. То есть вначале зал заполнил объемный звук «какофонической» композиции Юсуповой, потом в нее вплелась импровизация на рояле Лукинова. Застывшие среди скульптур Сидура Наталья Павлова и Светлана Найденова стронулись с места, как медленно оживающие скульптуры, то есть с самого начала этого действа среда музея была включена в представление – пластика двух актрис ориентировалась на гротескный стиль скульптора, а потом Павлова вплела свой голос в «какофонию» Юсуповой. Затем голос подал Лукинов, который оказался вдруг не только знаменитым пианистом и композитором, но и голос у него – вполне, и, как говорится, началось…
Большая часть моих фотографий сделана во время этого перформанса – когда Павлова пела свой «Голос» было как-то не до съемки, и сидел я для фотографирования в неудобном месте, поэтому только две фотографии «оперные», ну а «фонограмма» Юсуповой подняла на ноги.
Короче, повторю: жаль, что вас не было с нами!
29 мая. Сергей Костырко.
Фотограф – Сергей Костырко
Сергей Костырко. Родился в 1949 г, детство провел на берегах Японского моря в Приморском крае, отрочество – в Малоярославце, маленьком городке Калужской области (школа), молодость – в Москве (педагогический институт) и Якутии (работа учителем после института). Стал писателем и литературным критиком, сотрудником журнала «Новый мир» (с 1985 года) и куратором сетевого проекта «Журнальный зал» (с 1995 года), автором пяти книг прозы и литературной критики.
Внимание, анонс!
Дорогие читатели, 7 июня (2016г) в электротеатре «Станиславский» состоится повторный показ мероприятия «Два перформанса в один вечер» с небольшими изменениями.
Прямую видео-трансляцию мероприятия можно посмотреть здесь.
Первая часть – моноопера Франсиса Пуленка "Человеческий голос" по пьесе Жана Кокто. Голос – Наталья Павлова, фортепиано – Константин Лукинов, режиссёр-консультант – Светлана Найдёнова.
Вторая часть – Медиа-мистерия Ираиды Юсуповой "Сны птицелова" (на стихи итальянского поэта Давида Колантони). Участники: Герман Виноградов – звуковой перформанс, Ираида Юсупова – электро-перформанс, Дмитрий Чеглаков – виолончель, Константин Лукинов – фортепиано, Наталья Кайдановская – пластический перфоманс.
На вечере зрители смогут приобрести диск «Знаки и звуки» с композициями Ираиды Юсуповой в исполнении Натальи Павловой (сопрано) и «Брамс-Трио»: Наталия Рубинштейн – фортепиано, Николай Саченко – скрипка, Кирилл Родин – виолончель.
Программа этого диска не совсем обычна. В ней нарушается принятое разграничение жанров. Если первая композиция – образец академической камерной музыки (она была написана специально для «Брамс-Трио» и впервые исполнена ими на сцене Малого Зала Московской консерватории в сентябре 2015 года), то вторая – это эксперимент как для автора, предложившего записать музыку мистерии, соединившей в себе академическое музицирование, электронику широкого спектра и актуальный перформанс, так и для самих музыкантов. Мистерия «Сны птицелова» продолжает линию сочинений на стихи художников-поэтов в творчестве Ираиды Юсуповой. Вдохновителями этой композиции стали итальянский художник-концептуалист, поэт и перформер Давид Колантони (автор текстов мистерии и саунд-перформанса с имитацией птичьего пения) и его жена – молодая талантливая певица, обладательница завораживающего «сиренного» сопрано Наталия Павлова. Необычно так же использование клавишных гуслей (на которых играет на диске Полина Ерёмина) – любимого инструмента Ираиды, вводимого ею впервые даже в симфонические партитуры. Завершает программу диска (а заодно и тему птиц) электронная композиция «Заклинание снежных птиц».
Ираида Юсупова (род. в 1962 г.) – композитор, режиссёр, медиахудожник. Окончила Московскую консерваторию по классу композиции профессора Н.Н. Сидельникова (1987). Член Союза композиторов и Союза кинематографистов России. Стипендиатка Дармштадтских курсов Новой Музыки (1998). Номинант национальной театральной премии Золотая Маска (2007). Лауреат премии Courtans D’Or фестиваля Rusk-Off в Ницце (2007). Автор 2 симфоний, 3 опер, 6 медиа-балетов, симфонических, камерных, хоровых и электронных композиций, музыки к фильмам, театральным спектаклям и собственным кино- и театральным проектам.
Наталья Павлова (сопрано) – прапраправнучка поэта Александра Пушкина и дочь поэта Веры Павловой. Окончила МГК им. П.И. Чайковского (класс профессора К.Г. Кадинской), ученица профессора Трояновой Г.М, Нащокина А.Г, Кудрявченко П.А., ученица выдающегося режиссёра Анатолия Васильева, солистка театра «Школа драматического искусства» (Спектакли: «Каменный гость или Дон Жуан мёртв», режиссёр Васильев А. А.) Лауреат международного конкурса Фестос, солистка оперного театра МГК им. П. И. Чайковского, солистка Московской филармонии, солистка театра Nuovа Cinema palazzo в Риме и оперных театров Италии, дипломат международной школы вокального мастерства, благотворительного фонда «Бельканто».
Давид Колантони – писатель, поэт, эссеист и художник. Автор книги стихов "Обнажённый воин", автор и директор редакции журнала "Inchiostri", основанного Алдо Россели, директор и обозреватель рубрики культура в журнале "Young", кроме того сотрудничал со многими журналами, наиболее значимый из которых " Nuovi argomenti", основанный Альберто Моравия. Давид автор сценария фильма " Io e altro" (реж.Moshen Melliti), ставший победителем разных премий в номинации лучший сценарий, финалист международной премии Massenzio arte (Рим), его работы выставлялись на Биеннале в Майами, в коллекции музея 9/11 Memorial museum of NYC, в ММОМА в Москве и др.
Константин Лукинов родился в 1989 году в семье музыкантов. В 1997 году вместе с семьей переехал в Германию. В 2006 году стал учеником проф. Льва Наточенного в высшей школе музыки во Франкфурте на Майне. Участвует в камерных ансамблях с вокалом и скрипкой, выступает с различными оркестрами. С 2011 Константин Лукинов – студент Московской консерватории на факультете исторического и современного исполнительского искусства в классе Ивана Соколова. К моменту окончания московской консерватории в 2016-м году Константин Лукинов является мультижанровым исполнителем, объединяя в своем творчестве академическое фортепианно, фри-джаз, перформанс и электронно-шумовую музыку.
Соломон Волков: «Пушкин — наше всё, но я бы не хотел быть его соседом»
Смерть Блока
Роман Каплан — душа «Русского Самовара»
Александр Кушнер: «Я всю жизнь хотел быть как все»
Наум Коржавин: «Настоящая жизнь моя была в Москве»
Этери Анджапаридзе: «Я ещё не могла выговорить фамилию Нейгауз, но уже
Поющий свет. Памяти Зинаиды Миркиной и Григория Померанца
Покаяние Пастернака. Черновик
Камертон
Борис Блох: «Я думал, что главное — хорошо играть»
Возвращение невозвращенца
Смена столиц
Земное и небесное
Катапульта
Стыд
Первое немецкое слово, которое я запомнила, было Kinder
Ефим Гофман: «Синявский был похож на инопланетянина»
Встреча с Кундерой
Парижские мальчики
Мария Васильевна Розанова-Синявская, короткие встречи