литературно-художественный журнал «ЭТАЖИ»

etazhi.red@yandex.ru

Михаил Кузнецов

Прощание с берегом

11.02.2019 рассказ
20.12.201831690
Автор: Елена Кушнерова Категория: Музыкальная гостиная

Концерт Рахманинова или Bikini-party

Когда моя мама решила, что я обязательно буду пианисткой, она и понятия не имела, во что меня втравливает. Мама говорила: «Для женщины это очень хорошая профессия. Преподавать где-нибудь в музыкальной школе, занятия индивидуальные, с детьми, работа не каждый день, и, главное, нет вот этого «от звонка до звонка». В школе много каникул, то есть, много свободного времени, что хорошо сочетается с семейной жизнью, детьми...» Как говорится, её бы устами, да мёд пить! На деле все получилось совсем не так.

Сама учеба в ЦМШ подразумевала подготовку не к преподаванию в музыкальной школе, а к концертной деятельности. Иначе какой смысл так убиваться — заниматься каждый день по несколько часов, без выходных и каникул 11 лет подряд плюс 5 лет в консерватории — и все это, чтобы преподавать где-нибудь в музыкальной школе? Собственно, я сама очень люблю преподавать, и охотно бы преподавала, но жизнь распорядилась иначе.

Мне не приходилось принимать решения — так оно естественно сложилось. Сама бы выбрала, наверное, камерное музицирование и преподавание. Кто не знаком с жизнью концертирующего музыканта, тот не может себе даже представить, что это такое! Переезды, перелёты, гостиницы, репетиции, концерты и опять переезды, перелёты и так по кругу. И одинокие вечера и бессонные ночи после концертов.

Именно потому, что я знаю, как тяжела доля концертирующего музыканта, меня невероятно удивляет, сколько молодых людей стремятся изо всех сил к такой жизни! Может быть, они себе просто не представляют, какая это нагрузка, и физическая, и психологическая. В нашей стране и в то далекое время, когда я училась, никто самостоятельно не мог принять решение стать концертирующим музыкантом. Профессор предлагал лучшим студентам попытать свои силы на разнообразных прослушиваниях и конкурсах. То есть, все же был жесткий отбор.

Сейчас все по-другому. Практически все мало-мальски способные молодые люди стремятся к мировой карьере. Хватает у них таланта и характера или нет, роли не играет. Всегда можно найти какой-нибудь деревенский конкурс в Италии и с какой-то попытки получить какую-нибудь премию. Потом надо искать могущественных профессоров и деньги. А дальше надо заниматься маркетингом. Скажем, молодым девушкам следует следить за своим туалетом — должно быть надето как можно меньше платья и как можно больше каблуков. Это сейчас просто обязательно — «sexy sells good». Потом надо изобрести какую-нибудь душераздирающую историю, это обязательно! (Вспомним Элен Гримо с ее волками.) И пытаться протолкнуться в игольное ушко. Мы живем в странное время. Никогда ещё не существовало столько желающих попасть на большую сцену. Это связано, кроме всего прочего, с музыкальным бумом в Азии. Имею в виду в первую очередь Китай, но так же и Корею, Японию, Тайвань. Уже много лет назад просочилась информация о том, что в Китае насчитывается около 20 млн. профессиональных пианистов, готовых выступать на сцене. Китайского рынка им отчаянно не хватает, поэтому все они стремятся в Америку и в Европу, где концертная жизнь уже давно и прочно налажена. Но это как попытаться пробиться на корабль, который может поднять 50 пассажиров, а там уже и так 1000, а за бортом ещё пара миллионов. Корабль концертной жизни безнадежно расшатан под таким напором. Те механизмы, которые когда-то работали, давно сломаны. Например, я помню, как мне говорили: пробиться на сцену очень трудно, но остаться на сцене ещё труднее. Вот это уже не так. Пробившегося наверх счастливца скинуть с трона сегодня практически невозможно. Машина рекламы и маркетинга работает, продать можно кого угодно. Уже вложены деньги, они должны во что бы то ни стало вернуться. Менеджеров не интересует истинное дарование. Продается «секси», молодость и какие-нибудь душещипательные истории. И эти «счастливцы» эксплуатируются менеджментом на полную катушку. Они играют по 150 концертов в год, не считая записей, интервью и прочих сопутствующих занятий. Их «спаривают» друг с другом, невзирая на их возможную музыкальную несовместимость, заставляя играть камерные концерты, усаживая за 8 роялей всех «звезд» одновременно. А всё для чего? Чтобы варились в этом котле только несколько имён. Потому что публика не может воспринять большое количество знаменитостей. Понятно, что при такой нагрузке музыкант быстро сходит с катушек, заболевает физически или психически. Тогда ему на смену выхватывают следующего «избранника», и история повторяется. При таком порядке вещей трудно себе представить, что какой-нибудь очередной ланг ланг будет выступать до старости, как Горовиц или Рубинштейн. Но кого это волнует?

Второй аспект, который мне представляется также очень важным и новым — средний уровень музыкантов, который невероятно вырос. Все играют не только профессионально, технически безупречно, но и с точки зрения интерпретации все грамотно. Давно известны и стоят в интернете записи великих, на которые можно ориентироваться. Попробуйте послушать прямую трансляцию какого-нибудь конкурса, даже и с первого тура. Прослушав нескольких человек, вы потеряете всякую ориентацию в пространстве, потому что можно кого угодно пропустить в финал и кого угодно зарубить. Ведь настоящее дарование встречается крайне редко, а конкурсов огромное количество, поэтому даже победитель крупного музыкального состязания совсем необязательно лучше всех других. Просто ему повезло больше. Победил один, а заслуживают этой победы, скажем, трое. Или даже пятеро. Это везение, но не только. Скажем, музыкант с ярко выраженной индивидуальностью может вызвать раздор — кому-то очень понравиться, а кому-то резко не понравиться. И все! Он уже побежден стабильным и не обладающим подобными качествами конкурентом. Тут я не рассматриваю ситуаций, когда члены жюри проталкивают своих учеников или ещё каких-нибудь «блатных». Даже при нормальном, честном рассмотрении участников, почти невозможно действительно всех оценить по достоинству.

Что следует из всего вышесказанного и почему я так подробно останавливаюсь на этом вопросе? Потому что даже для профессионалов, профессоров, сидящих в жюри конкурса, порою трудно выбрать лучших, а что же говорить о нормальных потребителях! Публика, посещающая концерты классической музыки, ориентируется на мнение специалистов: победитель того или иного престижного конкурса, протеже тех или иных знаменитостей, яркие красивые фотографии и броско написанная история — и публика пойдёт на того, кого ей навязывают. Если маркетинг поддержан деньгами — имя будет повторяться многократно, мультиплицироваться — и вот уже вам и отличные предпосылки для успешной карьеры. В погоне за карьерой, за успехом совершенно упускается из вида такая «деталь», как смысл занятия музыкой. Музыка несет духовность, утешение или наоборот, вводит в экстаз, но главное, она действует на эмоции. Или должна действовать на эмоции. А вся эта мышиная возня вокруг карьеры, успеха, денег, уводит этот аспект на задний план или вовсе отодвигает его из поля зрения. Отсюда такое количество успешных музыкантов, которые при всем профессионализме и даже таланте никак не воздействуют на эмоции. Такие концерты я просто с трудом высиживаю, жалея о потерянном времени.

Хочу подчеркнуть, что не отношусь свысока к карьере и деньгам, наоборот, поскольку мы все учимся с детства много лет и продолжаем учиться всю жизнь, никакая сумма за концерт не кажется мне преувеличенной. Если разделить любую сумму на количество часов, потраченных на подготовку к концерту, получится ничтожная почасовая оплата. Так что я как раз за достойную оплату. Просто денег на всех не хватает, поэтому их выбивают наиболее ловкие в плане маркетинга и менеджмента артисты.

Совершенно новой чертой сегодняшнего концертирующего музыканта является то, что от него ожидается не только музыкальная одаренность, но и умение себя «продавать» — звонить, писать, рекламировать себя, быть со всеми любезным — в общем, качества бизнесмена. И вот тут-то у меня возникают сомнения. То, что раньше считалось неприличным (рекламировать себя!), сейчас считается добродетелью. Нет, и раньше были известны музыканты, сильные и как менеджеры и специалисты по маркетингу. Например, Караян. А сегодня, Баренбойм или, скажем, Гергиев. Но в основном, способности менеджера и музыкальные способности совсем не обязательно сочетаются в одном человеке. Тут противоречие просто налицо. Музыкант должен быть сосредоточен на музыке — деятельность эта не терпит суеты, а менеджер должен все время суетиться. И как эти противоположные деятельности соединить воедино? А ведь сегодня талантливый менеджер (и средний музыкант) побивает одаренного музыканта, сосредоточенного на музыке, как бык овцу!

Ещё один аспект, о котором необходимо сказать — это коммерциализация классической музыки, попытка приравнять её к поп-культуре. Идея заведомо абсурдная. Если на концерты поп/рок групп слетаются десятки тысяч, а их записи продаются миллионными тиражами, то чем может «похвастаться» классическая музыка? Это искусство элитное, не массовое, нуждающееся в дотациях либо государства, либо меценатов и спонсоров. Рассчитывать на то, что можно «сделать деньги» на классической музыке, наивно, разве что постараться приблизить ее к массовому искусству. Отсюда и гламурные фотосессии — девушки, лежащие на рояле или скрипачки, прикрывающие причинные места скрипками. И туалеты, подходящие может быть к «Bikini-Party», но никак не сочетающиеся с Рахманиновым. Таким образом «воспитывают» нового слушателя.

Вы спросите, а что я предлагаю? А предлагаю я вспомнить, что музыка — это не бизнес. Она — волшебство, способ выразить чувства, которые языком не высказать, она — врач, лечащий не только душу, но и тело; она трогает до слез, она дарит восторг, она делает жизнь осмысленной. И она переживет всё и всех. Переживет и это время.

 

Елена Кушнерова — пианистка. Родилась в Москве, окончила ЦМШ (Центральная музыкальная школа) при Московской консерватории им. П. И. Чайковского по классу Т. Е. Кестнер, МГК и аспирантуру МГК по классу проф. С. Л. Доренского. Занималась также у Б. А. Шацкеса. Большое влияние на неё оказал композитор А. Л. Локшин, написавший специально для неё Вариации (1982 год). Международная карьера началась после отъезда в Германию в 1992 году. С 2002 года является артистом Стейнвея (Steinway Artist), с 2006 — постоянным приглашенным профессором Elisabeth Music University в Хиросиме (Япония). В 2015 году награждена в России медалью "За вклад в развитие музыкального искусства". В настоящее время проживает в Баден-Бадене (Германия) и Нью-Йорке — НЙ (США) Е.К. также пишет рассказы. В 2016 награждена дипломом "Автор года 2015" в двух категориях за свои рассказы в сетевом портале "Заметки по еврейской истории" и "7 искусств». Редактор рубрики "Музыкальная гостиная" в журнале "Этажи".

20.12.201831690
  • 97
Комментарии
  1. Елена Федорович 20.12.2018 в 18:17
    • 22
    Замечательная статья, очень яркая и правдивая! Хорошо бы обществу прислушаться к мнению пианистки, которая по-настоящему разбирается во всех этих вопросах. Иначе судьба и исполнительского искусства классической направленности, и духовного состояния всего общества может оказаться печальной.
    1. Елена Кушнерова 20.12.2018 в 19:30
      • 15
      Спасибо за отклик. Понятно, что я все время думаю на эту тему. Постаралась написать объективно и спокойно. Обычно музыканты говорят значительно более жёстко. Но мне кажется, что и при спокойном взгляде видно, что не так в «королевстве Датском».
    2. Татьяна Грищук 23.12.2018 в 10:56
      • 5
      Не менее грустные вещи происходят и в живописи: здесь можно встретить доски с приклеяными на них мухами(в прямом смысле!) и всякие подобные неимоверные вещи, признанные "гениальными творениями, опережающими по смыслу век и продаваемыми на рынке за баснословные суммы!
  2. Александр Избицер 20.12.2018 в 23:55
    • 8
    Лена, прекрасно написала, поздравляю! (От твоего "какой-нибудь очередной ланг ланг" хохочу до слёз).
    1. Елена Кушнерова 21.12.2018 в 02:48
      • 3
      Спасибо, Саша! Отклик коллеги, музыканта такого уровня, всегда очень ценю!
    2. Нина Федосеева 23.12.2018 в 15:45
      • 1
      "какой-нибудь очередной ланг-ланг","на кого-то,типа Тургенева,уже нет времени" и вам смешно до слез,что можно сказать,да ничего! Нет нормального образования,культуры,интеллигентности,все пошло,примитивно и глупо.
  3. Лариса Бельцер 21.12.2018 в 00:15
    • 3
    Статья Елены Кушнеровой совпала тематически с передачей, которую я только что прослушала по RadioKultur (Берлин). В ней шла речь о фундаментальных переменах на рынке труда в ближайшем будущем. Смысл примерно такой: Роботизация уже к середине 21-го века повлечёт за собой сокращение рабочих мест на 30-50%. Куда деваться этим "лишним людям" из новых поколений? Вывод один: они все должны стать художниками, артистами, музыкантами, писателями. И они же будут взаимно потреблять художественную продукцию друг друга. Вот такой социологический прогноз. Даже не знаю, что можно сказать по этому поводу. Тут из-за радикального изменения сферы труда предрекается изменение рамочных условий существования культуры.
    1. Елена Кушнерова 21.12.2018 в 02:53
      • 2
      В литературе это почти уже и произошло. Не успеваю прочитать подаренные мне знакомыми авторами книги. На кого-то, типа Тургенева, уже нет времени. С музыкантами все-таки сложнее – воленс-неволенс, а нужно потратить минимум 10-15 лет жизни, чтобы стать профессиональным музыкантом. Давно не дарю коллегам свои диски, понимая, что не могут они это все слушать. Я же стараюсь слушать хотя бы длизких мне людей.
    2. Дмитрий Гаранин 21.12.2018 в 04:02
      • 1
      Я слышал утверждение одного известного поэта о том, что сейчас читают стихи в основном те, кто сам пишет стихи. Думаю, что по крайней мера на 50% это утверждение верно: около половины читателей стихов пишет стихи. В дальнейшем эта доля может увеличиться в связи с творческим раскрепощением масс.
  4. Дмитрий Гаранин 21.12.2018 в 02:30
    • 2
    Очень убедительно написано, со знанием дела и не размениваясь на мелочи. Налицо кризис перепроизводства в музыкальном исполнительстве. Публике с помощью маркетинга внушают (и публика сама хочет верить), что концертирующие на высшем уровне музыканты исключительны. А на самом деле это неправда, их легко можно заменить на множество других. Хотя маркетинг не так прост и не всегда работает по шаблону. Например, можно продвинуть музыканта с отвратительной внешностью (не буду называть имён), и тогда людям будет легче поверить в то, что этого музыканта выбрали именно за качество игры. "На вид , как дьявол, а играет, как ангел" - говорили про одного пианиста наши друзья.
    1. Елена Хагба 12.01.2019 в 00:35
      • 1
      Спасибо огромное за столь доходчивое и подробное описание нашей всемузыкантской боли. Не бороться с этим нельзя. Коммерческий подход к искусству- это бред, ведущий к полной потере духовности.
  5. Ариадна Когай 22.12.2018 в 04:51
    • 4
    Ваша статья-не пост,не мнение,а настоящий художественный рассказ.Читается очень легко и с большим удовольствием.Столько глубины.Спасибо Вам большое.
    1. Елена Кушнерова 22.12.2018 в 09:20
      • 0
      Спасибо большое, Ариадна!
  6. Lisa Tartakovsky 22.12.2018 в 06:20
    • 4
    Как все правильно написано! Спасибо!
    Высокое искусство превращено в бизнес со всеми вытекающими отсюда последствиями. Все на продажу.
  7. Ирена Портенко 22.12.2018 в 08:05
    • 3
    Спасибо за правду.
  8. Ольга Ключко 22.12.2018 в 09:00
    • 2
    Мне кажется, что бизнес и искусство всегда были рядом, ведь кто то спонсировал художников и музыкантов, что то организовывал их концерты и получал прибыль. Что считать перепроизводством? Доступность искусства в интернете и число классических концертов? Число людей, на них приходящих, почти не меняется, это те же 3-5 в лучшем случае процентов. Но и раньше разобраться, кто и что из себя представляет, проблема немалая.С конкурсами согласна,
    1. Елена Кушнерова 23.12.2018 в 20:32
      • 4
      Не путайте спонсоров с меценатами. Были всегда меценаты. Они не прлучали прибыли, они давали деньги на искусство, чтобы оно могло существовать. О прибыли так речи не шло. В этом основное различие. Конечно, серьёзное искусство не может быть массовым, а значит, не может приносить доход. Поэтому и нуждается в дотациях. А перепроизводством я считаю те миллионы исполнителей, которые рвутся на сцену, к славе. Это касается в основном Китая - там это вопрос жизни и смерти. Причем, для того, чтобы выбиться наверх, они занимаются по 12-14 часов в день, света белого не видят... это полный абсурд! Потому что есть достаточно одаренных людей, которым хватает 3 часов в день занятий, чтобы быть на том же уровне. К тому же, музыкант должен развиваться и как личность. Для этого нужно время! Чтобы читать, ходить в театры, на выставки, думать, в конце концов! А о чем иначе будет эта вот игра? Вот я сижу на концерте и единственное, что я слышу, что пианист занимается день и ночь, за этим ничего не стоит! Ни образа, ни идеи, ни переживания, только ноты, ноты, ноты... Просто абсурд! А публика восхищается тем, как бысто бегают пальцы и что играют наизусть.
  9. Армен 22.12.2018 в 09:22
    • 7
    Браво! В смысле,плакать хочется. Как четко выделены Баренбойм, Караян,Гергиев. Добавил бы Мацуева. И не его одного. А вообще, как только деньги стали решающим в искусстве,как только ,,кассовость''стала мерилом успехов в искусстве,как только художник стал потакать вкусам толпы ради денег,как только отменили институт цензуры и стала похабщина нравиться массам и на мнение меньшинства деятелям ,, культуры ''стало наплевать, ---так умерло искусство (((
    1. Наталья 23.12.2018 в 07:39
      • 0
      Так было всегда...
  10. Gurevich Evgeniya 22.12.2018 в 15:50
    • 5
    В защиту мамы Елены Кушнеровой: В музыке - во всяком случае в исполнительском искусстве - необходим ранний профессионализм. Так что мама Елены поступила совершенно правильно: есть у ребенка способности - нужно учить. Ведь неизвестно, обнаружатся у ребенка потом еще какие-то дарования или нет. Просто Елена превзошла мамины ожидания. У нее интересная, разнообразная работа, она материально обеспечена. По-моему, нужно сказать маме спасибо!
    1. Елена Кушнерова 22.12.2018 в 20:05
      • 5
      Спасибо! Но маму никто не «обвиняет», просто она дала мне то, что могла дать. И мне не пришлось мучительно выбирать профессию. Конечно, она не думала о том, что обрекает меня на тяжёлую борьбу! Она подготовила меня к экзаменам в ЦМШ, а потом получилось так, как получилось. А маме, конечно, спасибо за все!
  11. Eteri Andjaparidze 22.12.2018 в 20:25
    • 4
    Brava, Lena! Well done.
    1. Елена Кушнерова 23.12.2018 в 03:21
      • 0
      Спасибо, Этери! Твое мнение мне очень важно!
  12. Надежа 22.12.2018 в 23:51
    • 2
    "Музыка начинается там, где слова бессильны"-Чайковский
  13. Сергей 23.12.2018 в 02:42
    • 5
    Высокоодарённый музыкант,которая выявила все пороки современного искусства,но приэтом ( заметьте ) никого не испепелила, а осталась,в первую очередь,человеком с Большой буквы!!! Спасибо Вам большое Елена!!!!!!!!!
    1. Елена Кушнерова 23.12.2018 в 03:34
      • 3
      Спасибо, Сергей! Очень ценное замечание, Вы отметили как раз то, к чему я стремилась - раскрыть ситуацию, как она есть, никого в ней не обвиняя. Старалась сохранить объективный взгляд на вещи.
  14. вероника 23.12.2018 в 10:12
    • 2
    Спасибо,Елена,за Ваши мысли вслух.Ваша мама права.Вы правы,Жизнь меняется,нравы меняются,но Душа и Музыка вечны.
  15. Татьяна Грищук 23.12.2018 в 11:02
    • 0
    Грустно...
  16. Наталия Дижур 23.12.2018 в 16:18
    • 4
    Великолепная статья! Какой точный и правдивый анализ нынешней ситуации в исполнительстве во всех аспектах! К сожалению, далеко не все это видят и понимают, и ещё меньше осмеливаются говорить об этом вслух. Спасибо за смелость и искренность высказывания!
    1. Елена Кушнерова 23.12.2018 в 22:03
      • 0
      Спасибо, Наталия!
  17. Олег 23.12.2018 в 16:45
    • 1
    Елена, как Вы правы. Прошло то время, когда исполнительское исскуство было действительно исскуством, творением, радостью для исполнителя. Увы и ах, сейчас это превращается или уже превратилось в чисто бизнес и ничего более. И, к сожалению, с этим уже ничего не поделать, с этим придется жить, времена и ориентиры сильно меняются. Прошлого уже не вернуть, опять же , увы. Спасибо за статью. Что-то мне кажется, что в будущем наше поколение будет всё больше и больше разочаровываться в подходах к настоящему на наш взгляд исскуству.
    1. Елена Кушнерова 23.12.2018 в 20:22
      • 1
      Не думаю, что все так плохо. Время от времени попадаются молодые и очень серьёзные музыканты среди моря карьеристов. Молодые музыканты, которые не думают, как они выглядят, как надо себя вести или сколько денег в себя инвестировать. Им труднее пробиться, их не может быть много, но настоящее искуссво все же находит свой путь. За комментарий спасибо.
  18. Александра 23.12.2018 в 18:49
    • 2
    Все правильно, хотя и горько. Настоящий стандарт все же случается!
    1. Елена Кушнерова 23.12.2018 в 20:22
      • 0
      Да-да, конечно! Как раз именно это написала в предыдущем комментарии.
  19. Яна Иванилова 23.12.2018 в 18:52
    • 2
    Елена Брава!
    1. Елена Кушнерова 23.12.2018 в 22:02
      • 0
      Спасибо, Яночка!
  20. Тамара 24.12.2018 в 08:52
    • 2
    Согласна, на все100%.Это боль талантливых людей!!
  21. ирина 24.12.2018 в 21:38
    • 1
    "Хорошо бы обществу прислушаться к мнению пианистки, которая по-настоящему разбирается во всех этих вопросах" Кто будет прислушиваться? Госпожа Калачикова, откровения которой вызвали шок у профессионалов? Начинают разваливать то самое начальное образование,"школу" как часто говорят, без которой через которой в скором времени у нас просто не будет талантливых музыкантов. Очень обидно и страшно.
  22. Александр Щербаков 25.12.2018 в 11:22
    • 1
    Золотые, тяжелые слова правды. Всем нужно читать, но видимо читают только те, кто и так это чувствует и понимает. Спасибо Елена
    1. Елена Кушнерова 25.12.2018 в 15:41
      • 0
      Спасибо за отзыв, Александр!
  23. Татьяна 25.12.2018 в 20:05
    • 2
    Анализ полный и точный. Умничка.
    1. Елена Кушнерова 29.12.2018 в 03:07
      • 0
      Спасибо, Татьяна!
  24. Павел 26.12.2018 в 00:11
    • 3
    А я сказал бы что музыка все таки бизнес, глядя на то какие крутые сейчас саундтреки пишут к фильмам и играм, и с помощью них и популяризуется сейчас классика, т.к Ханса Зиммера уже проходят в музучилище и универе.
    И н е такое уж элитное и не массовое, фильмы все смотрят, и музыка много решает в них.
    Фамилии композиторов сегодня написаны большими литерами на постерах,
  25. Вадим Сахаров 29.12.2018 в 12:28
    • 2
    Брависсима Елена Кушнерова! Лучше не скажешь. Каждое слово на вес золота а читается как детектив Агаты Кристи, даже приятнее. Да что там - как Чехов. Спасибо за доставленное удовольствие!
    1. Елена Кушнерова 30.12.2018 в 00:35
      • 1
      Вадим, огромное спасибо за отзыв и за такую высокую оценку моей скромной заметки. Мне кажется, что это все и так понятно, просто я записала то, что очевидно. Старалась дать объективную непредвзятую оценку концертной жизни сегодня.
  26. Georgy50 10.01.2019 в 12:04
    • 2
    Спасибо за вашу статью.
    Мне обыкновенному обывателю и слушателю особенно интересно и полезно было прочитать.
    Спасибо !
    1. Елена Кушнерова 12.01.2019 в 23:47
      • 0
      Спасибо Вам за комментарий.
  27. Дмитрий Гаранин 13.01.2019 в 15:41
    • 1
    Почитайте ещё интервью с Еленой Кушнеровой: https://etazhi-lit.ru/publishing/muzykalnaya-gostinaya/528-elena-kushnerova-ya-
    dovolna-tem-kak-slozhilas-moya-zhizn.html
  28. Emanuel Borok 14.01.2019 в 16:00
    • 3
    Замечательная статья. Все в лузу! Так оно и есть. Что мне кажется особенно гротескным сегодня по сравнению даже десятка или двух назад, это то , что вся " продажная обертка" в которую заворачивают и продают музыкантов сегодня, наталкивалась на стену неприятия со стороны профессиональных музыкантов. А теперь даже многие музыканты, особенно молодые, откровенно восторгаются Мацуевыми и прочими....Вот это уже совсем страшно.Этот феномен был впервые описан Норманом Лебрехтом в его книге:" Who killed classical music?" Рекомендую почитать. А пока не забыл: Браво Лена!!!
  29. Елена Кушнерова 14.01.2019 в 22:49
    • 0
    Дорогой Эммануил, большое Вам спасибо за комментарий. Мне особенно приятно, что такой крупный музыкант меня поддерживает. Что касается Вашего упоминания об изменившемся отношении профессиональных музыкантов к этому явлению, мне до последнего времени это было неизвестно. Никто из моих коллег не относился, скажем, к Ланг Лангу серьёзно! Тут нечего было обсуждать! А буквально несколько дней назад, уже после выхода этой статьи, мне на ФБ, в группе Пианисты ХХI века, попалось обсуждение исполнения ЛЛ «Кампанеллы». Там восторги зашкаливают: гений, феномен и пр., я там написала, что думаю на эту тему, полагая, что хвалят его не музыканты! Так я ошиблась! Мне ответили, что они «не меньше профессионалы», чем я, тоже окончили консерватории и прочее... вот тут-то и потеряла дар речи! Если профессиональный ювелир не отличил настоящего бриллианта чистой воды от цирконии – ему конец. А здесь что прикажете делать? Ещё раз спасибо за участие в дискуссии, с уважением, Елена.
  30. Алексей Бояршинов 04.02.2019 в 09:11
    • 1
    Лена, спасибо! Ровно и корректно. Каждый день пытаемся объяснить студентам десятилетки, что ни здесь, в России, ни тем более там, - за границей, нет объективного и субъективно -эмоционального отношения к личности исполнителя. И надо себя готовить в первую очередь к оркестровой и ансамблевой практике, что предполагает немаловажные качества социальной адаптации и умения коммуницировать. Здесь и общая эрудиция, и музыкальный опыт и познание параллельных, соприкасающихся граней с музыкой - чтение, художественное образование, философия и прочее - являются основными параметрами успеха и карьеры. Обязательно поставлю Вашу статью в рассылку.
    1. Елена Кушнерова 06.02.2019 в 01:23
      • 0
      Большое спасибо за комментарий, Алексей! Вы совершенно правы, в погоне за успехом, карьерой и деньгами упускается самое важное – становление личности, способность музицировать с другими музыкантами, а также удовлетворение от своего труда. Я не отношусь свысока к карьере, каждый раз я это подчеркиваю, но чтобы карьера была долгой, нужно вложить не только труд и талант, надо иметь сильный характер и понимать, что ты пропагандируешь прекрасное искусство, а не себя. Буду благодарна за рассылку.
Booking.com
помогиЭ Т А Ж А М в этом месяце собрано средств 500.00

Журнал «ЭТАЖИ»

лауреат в номинации

ИНТЕРНЕТ-СМИ

журнал Этажи лауреат в номинации интернет-СМИ
На развитие литературно-художественного журнала "ЭТАЖИ"
руб.

Перевод проекту "ЭТАЖИ"

Уже в продаже ЭТАЖИ №1 (13) март 2019




Сувенирная лавка футболки от Жозефины Тауровны
Сувенирная лавка Календари от Жозефины Тауровны
Наверх

Ваше сообщение успешно отправлено, мы ответим Вам в ближайшее время. Спасибо!

Обратная связь

Файл не выбран
Отправить

Регистрация прошла успешно, теперь Вы можете авторизоваться на сайте, используя свой Логин и Пароль.

Регистрация на сайте

Зарегистрироваться

Авторизация

Неверный e-mail или пароль

Авторизоваться