литературно-художественный журнал «ЭТАЖИ»

etazhi.red@yandex.ru

31.05.20173566
Автор: Ирина Терра Категория: Чердак художника

Миша Ленн: «Мне нравится незаконченность рисунка»

Акварели Миши Ленна легки и изысканны, стиль узнаваем. Его картины (и изображения на этих картинах) сейчас настолько популярны, что их можно встретить в любой точке мира: в Москве в Большом театре — на коллекционном фарфоре Императорского завода, в Санкт-Петербурге — на афишаx недели моды, в маленьком предместье Андалузии или Валенсии — на винных этикетках; на шарфах, платках, зонтах, в журналах, на круизных кораблях где-то в районе Бермудского треугольника, в гостях у знакомых.

Как добиться успеха, и в чем он заключается? Когда Вселенная отзывается на просьбы? Специально для читателей «Этажей» я выяснила некоторые секреты мастерства и даже записала на видео небольшой мастер-класс по акварели.

 

Миша Ленн (наклонившись к диктофону): Добрый день, дорогие друзья, мне приятно сегодня быть с вами одновременно и в собственной мастерской, и в «Этажах»!

 

Ирина Терра: Хорошее начало! Миша, вот тут передо мной много твоих работ — большие полотна и маленькие, холст и бумага, акварель и темпера, а может даже и масло. Я запуталась. Расскажи сначала про технику, в которой ты работаешь?

 

Я работаю в технике акварели. Пишу по бумаге. Это моя основная техника, которую очень люблю, и в которой себя комфортно чувствую. Может когда-нибудь я и перейду на "масло". В "масле" пока не чувствую себя. Ко всему в жизни нужно созреть… А пока — это акварель и стремительные штрихи черной тушью, сделанные одним росчерком, потом дорабатывается напряженность линии. Движение — вот основная тема моего творчества.

 

А вот эти холсты с твоими работами? Это же не акварель…

 

Чтобы сделать свои работы доступными для покупателя (оригиналы не все могут приобрести из-за достаточно высокой цены), я перевожу их в плоскостное изображение — принты, жикле, литографии, плакаты. Например, техника под названием жикле происходит от французского слова "giclee" — что в переводе означает распыление, разбрызгивание. Все созданные картины, я сканирую, чтобы они были в электронном формате. Затем в типографии отсканированное изображение наношу на холст или бумагу, и уже поверх прорабатываю детали вручную — добавляю мазки, штрихи, декоративные орнаменты. Получается ярко, красиво и доступно.

 

Чем штрихи сделаны — акрил, масло?

 

Это темпера, гуашь, золотые краски. Маслом я не пользуюсь, слишком долго сохнет. 

 

А люди понимают, что они приобретают отсканированное на холст изображение? Выглядит как оригинальная работа маслом или акрилом.

 

Конечно. Я с удовольствием рассказываю все свои секреты. Тот, кто хочет купить оригинал, точно отличит его от принта или даже от жикле. 

В Америке люди покупают искусство как оформление дома, скажем, приобретается цветное пятно к дивану, к шторам, к цвету стен. Просто я им в этом помогаю, делаю доступными свои работы для оформления дома. В России и в Европе подход другой (хотя, и там уже все меняется). Там люди покупают картину, а вокруг нее создают интерьер.

Истинные ценители и коллекционеры всегда интересуются оригиналами. 

 

А вот это, что за серия работ с балеринами?

 

Это акварели, которые я создавал для балета «Спящая красавица» для New York City Ballett. Немного поработал художником по костюмам. Что самое интересное, сейчас изображения этих балерин, нанесенные на фарфор, продаются в Большом театре в Москве. Это тарелки, чашки, блюдца, настенные часы. Императорский фарфоровый завод (Санкт-Петербург) выпустил серию фарфора с моими акварелями.

 

Я думаю, что не ошибусь, если назову тебя успешным художником: персональные выставки и продажи картин по всему миру, серии фарфора, платки, гобелены, этикетки на изысканных винах с твоими акварелями, совместные работы с модными домами, дизайнерскими фирмами, балетом, кино. Лучший акварелист Америки 2005, главный художник скачек Kentucky Derby (США), иллюстратор престижных журналов. Книга рекордов Гиннеса за стиль «Движущиеся иллюзии», кавалер ордена Святой Анны 3-й степени. Даже Марина Пикассо вручила тебе награду "Пальмовую Ветвь" как лучшему художнику на выставке "Художники Мира" в Каннах! Как я понимаю, ты еще создал костюмы и декорации для спектакля-мюзикла "Милый друг" для театра «У Никитских ворот».

Вот именно для тебя — это уже успех или так, разминка пока? А может для тебя составляющая успеха заключается в чем-то другом, не в достижениях и наградах?

 

Пытаешься все перечислить? (смеется)

 

Стараюсь!

 

Вопрос достаточной емкий, но я попытаюсь ответить.

Конечно, это уже успех, не буду кривить душой. Я к этому шел долгие годы. В Америку я приехал в гости в начале 90-х из России, где уже был достаточно успешным художником. А тут пришлось начинать все с нуля. Пытался выжить, найти какие-то маленькие заказы: преподавал в колледже с зарплатой в пару тысяч долларов в год, работал тапером в ресторане — играл на рояле джаз. Даже было время — развозил цветы. До сих пор вспоминаю выражение лиц женщин, которым я доставлял красивые букеты — ощущение какого-то безграничного счастья.  

Я верю в то, что мысль материальна. Она формирует образ жизни, формирует саму жизнь человека. Но мыслить нужно, не просто лежа на диване, а производить для этого какие-то действия — работать, учиться, искать. И в итоге, Вселенная дает тебе то, что ты хочешь. В России это называлось переход количества в качество, а я это называю накопление критической массы.

Но главное для меня в успехе — это не награды и даже не деньги (хотя они конечно важны), а ощущение себя — когда ты занимаешься любимым делом. И все становится легко. Есть такая японская поговорка — найди себе хобби, которое станет твоей работой, и тебе никогда не придется работать. Мне повезло, я именно так и работаю — не работая. Когда человек находит согласие с самим собой и с тем, что он делает — это уже успех, его личный успех. 

Но! С одной стороны, ты должен быть спокоен и уверен в том, что делаешь, а с другой стороны, для человека творческого необходимо все время двигаться вперед. Невозможно остаться на одной вершине. Всегда хочется покорить другую. 

 

Можешь вспомнить какой-нибудь момент, когда ты почувствовал — вот оно, Вселенная дает мне то, что я хотел?

 

Много таких кусочков в жизни... Например, совсем недавно, раздается звонок, и мужчина с красивым низким тембром голоса говорит: «Я вам звоню от Universal студии. Мы снимаем сейчас фильм в Канаде и в замке увидели вашу работу, хотели бы ее оставить в кадре. Вы не могли бы дать релиз-форму, разрешение использовать ее в интерьере для съемок. А мы вам заплатим». Неожиданно, мощно и, поверь мне на слово, дико приятно! 

 

Причем, именно Вселенная — Universal!

 

Да, именно! Я спрашиваю: «Какой фильм?» Мне отвели, и я даже сначала не поверил: «50 оттенков темнее» для трилогии «50 оттенков серого».

 

Ничего себе!

 

Отлично! Отлично, давайте! Спросил даже, будет ли мое имя в титрах. Но тут уж Вселенная ответила, чтобы я не зарывался… 

Картин уже создано много. И они разбросаны по всему миру. И совсем уже непонятно, какая из них еще отзовется. Верю, что будут еще неожиданно радостные события. Вдруг!

 

Ну не вдруг, а работает накопленная критическая масса. А какую вершину ты сейчас стремишься покорить?

 

А ты не знаешь, с точки зрения Вселенной, если мысль рассказать, она материализуется?

 

Я думаю, да. И не только рассказывают, а многие даже рисуют и вешают на видном месте, чтобы лучше материализовывалась. В замках, например. (смеемся)

 

У меня сейчас возник интересный проект. Я давно вынашиваю эту идею, представляю каким образом произойдет. Пока это тоже немножко висит в воздухе, но надеюсь, что все состыкуется. Был создан проект скульптурного фонтана под Москвой, в городе Талдом. Это по дороге на Дмитровское шоссе. Очень хочется, чтобы запустился этот поющий фонтан с моими скульптурами. Будет сказка! Но опять-таки, к сожалению, это все связано с бюджетом. Потому что все масштабные декоративные проекты связаны с затратой денег на производство. Будем надеется, что все воплотится!

 

Ты упоминаешь Вселенную, материализацию мыслей и прочее. Интересуешься эзотерикой?

 

Как жадный до жизни человек, я всем интересуюсь. Хочется все, сразу и много. Я поэтому и стал художником, потому что очень нетерпеливый. Мне нужно сразу видеть результат своей работы. Как только я положил краску на плоскость, это сразу вижу. Видимо по характеру, не умею быть частичкой большого механизма. Я сам себе механизм и производство от идеи до воплощения. 

А относительно твоего вопроса — да, я интересуюсь эзотерикой, духовными практиками, даже брал курс лекций и практик у одного Учителя.

 

Чему ты научился? 

 

Есть такой момент в фильме "Модильяни", главного героя в котором играет Анди Гарсия. Так вот, Модильяни и Пикассо приезжают к Моне в гости в его замок. Они сидят в саду, пьют дорогой коньяк, курят сигары, и Модильяни спрашивает у Моне: «Скажите, пожалуйста, сколько стоит ваш замок?» Моне поворачивается и отвечает: «Да, ерунда. Три картины»... Вот это и есть, наверно, ощущение успеха и того, что ты делаешь что-то большое. Вся жизнь и ее оценка происходит через восприятие того, чем ты занимаешься.

Я пришел к Учителю с одной задачей, немножко корыстной, но нужной. Хотелось увеличить стоимость своих картин. Я задал ему этот вопрос после двух месяцев учебы, он ответил: «Да, за две секунды вам расскажу. Чем больше вкладываешь, тем больше отдачи». — «И все?» — «Да». Вот так просто. Просто вложить труд, силу, энергию, любовь, всю жизнь свою. Вложить много и честно, себя-то не обманешь. И если вложил все, что знал и умел, то и получил обратно эквивалентно. 

Еще научился правильно мыслить, ну и лечить людей немного, снимая боль физически руками и искусством. 

Всего себя я посвятил творчеству, поэтому, видимо, пока не женился. Но все впереди! Наверно для меня все идет поэтапно. Заканчивается один этап — начинается другой.

 

Ты сейчас на каком уровне: когда заказчики ищут тебя или ты ищешь заказчиков?

 

И так, и так, по-разному. Главное, что перестал волноваться о заказах — они все равно будут, больше или меньше, но они будут. Но все же, по моим ощущениям, я еще иду снизу вверх, поднимаясь по ступенькам, и мне нужно очень внимательно относиться к тому, где мои картины появляются.

 

Были какие-то странные или смешные заказы?

 

Лет двадцать назад, когда я только приехал в Штаты, мне поступил странный заказ — нарисовать американский флаг маслом. За заказ хорошо платили, да, деньги были очень нужны. Я согласился, флаг, так флаг, и начинаю предлагать варианты — давайте, я нарисую девушку с флагом? «Нет, девушку не надо. Просто флаг». Ну давайте я сделаю флаг вот такой, как бы вот так закрученный, декоративный. «Нет, не надо. Просто прямоугольные полосочки»… Тогда я спрашиваю: «А зачем?» Мне говорят: «Мы хотим, чтобы от вас был вот этот флаг маслом». 

Я сделал, пришли муж с женой, посмотрели: «Все нам очень нравится. Берем». Но прежде чем уйти, говорят: «Миша, вы забыли кое-что сделать». Я отвечаю на незаданный вопрос: «Нет, я не забыл. Я это подписывать не буду. Вы хотели, я сделал. Подписать я это не могу».

 

Откуда берутся твои образы — женщины, лошади, танцы… Они рождаются в твоей голове, а потом переносятся на бумагу или ты это где-то подсматриваешь? Позирует ли тебе кто-то? Есть ли натурщицы?

 

Конкретных людей или натурщиц нет. Я думаю, что скорее всего это собирательный образ, который возникает из жизненного опыта. Где-то что-то увидел — движение головы, поворот плеча, руки — в жизни или на фотографии, не важно. Я это запомнил или нарисовал, сделал себе маленький набросок. Либо совсем другой путь —  когда ты не знаешь, что ты делаешь, а просто садишься и начинаешь делать какие-то зарисовки, еще не имея идей в голове. Просто следуешь движениям руки. И вдруг в этом возникает образ. Такое же ощущение, когда ты смотришь на плывущие облака, и вдруг видишь в них образы, которые тебя в этот момент впечатляют. Причем, если находиться в другом состоянии души или эмоции, то это могло пройти мимо. Это так же, как невозможно одинаково сыграть джаз. Все зависит от внутреннего настроя. 

 

У меня всегда было впечатление от акварели, что с ней могут справиться только самые решительные и бесстрашные люди, ведь у акварели нет права на ошибку. Это масло можно переписывать хоть вечно, слой за слоем.

 

Мы саперы! (смеемся)

То, что мы делаем в жизни, зависит от нашего характера. Я по натуре спринтер и могу выложиться в короткий промежуток времени, делая максимум, на что способен. После этого мне нужен перерыв. Писать сутками невозможно, уходит энергия и настроение!

И потом, что такое ошибка в работе? Любая ошибка может стать гениальной находкой! Вот, скажем, положил желтый цвет, а рядом синий. И случайно они соединились. И у тебя пошла зеленая волна. Ты это не планировал делать, но должен увидеть, принять это как достоинство и в свою пользу использовать это изменение. Нужно принимать решения каждую минуту и идти за своей работой. Потому что акварель — это божественная техника. Ты творишь ее вместе с Богом. Я серьезно. Вселенная помогает, когда ты входишь в особое состояние души, соединяясь с творческим потоком сверху.

 

У каждого художника есть свое предпочтение цвета. Климт — золото, Ван Гог — сочетание желтого, охры, наверно, синий. У Пикассо — его розовый и голубой периоды. Есть ли у тебя твой любимый цвет или сочетание? 

 

Я себя называю — циничный романтик или романтичный циник. Цинизм идет наверно от опыта и возраста, а романтизм — от души, желания и состояния. Состояние романтика — это синие и сиреневые цвета. Поэтому эти краски у меня заканчиваются в палитре в первую очередь. Я бы добавил еще небольшие всплески желтого, чуть красного и ограничивающий черный.

 

У тебя есть свой секрет мастерства? Какой-то момент в технике, о котором знаешь только ты?

 

Мне нравится незаконченность рисунка. Но это не мой секрет, это скорее психологический прием. Когда рисунок имеет моменты незаконченности, тогда зритель сам дорисовывает в голове незаконченные линии. Он становится соучастником этого изображения и «проникается» больше в то, что ты создаешь. 

Секретам мастерства можно научиться, вообще ремеслу можно научиться и усовершенствовать технику со временем, но можно ли научиться создавать нечто, что заставляет другого человека плакать или смеяться, что приводит в движение его эмоции? Я не знаю…

 

Можно ли попросить тебя дать небольшой мастер-класс для наших читателей, буквально на несколько минут? А я запишу на видео.

 

Я попробую, хотя немного волнуюсь. «Нам не дано предугадать, как слово наше отзовется…» Вот также и с акварелью. Попробуем!

 

 

 

 

Беседовала Ирина Терра

Бостон, апрель, 2017

 

Ирина Терра — журналист, интервьюер. Живет в Москве. Интервью публиковались в «Московском Комсомольце», «Литературной России», журнале «Дети Ра», «Новый мир» и др. Лауреат еженедельника «Литературная Россия» за 2014 год в номинации — за свежий нетривиальный подход к интервью. Лауреат Волошинского конкурса 2015 в номинации "кинопоэзия", шорт-лист в номинации "журналистика". Член Союза журналистов России. Главный редактор международного литературно-художественного журнала "Этажи". 

31.05.20173566
  • 7
Комментарии
Booking.com
помогиЭ Т А Ж А М в этом месяце собрано средств 10000.00

Журнал «ЭТАЖИ»

лауреат в номинации

ИНТЕРНЕТ-СМИ

журнал Этажи лауреат в номинации интернет-СМИ
На развитие литературно-художественного журнала "ЭТАЖИ"
руб.

Перевод проекту "ЭТАЖИ"

Уже в продаже ЭТАЖИ №4 (12) декабрь 2018




Сувенирная лавка футболки от Жозефины Тауровны
Сувенирная лавка Календари от Жозефины Тауровны
Наверх

Ваше сообщение успешно отправлено, мы ответим Вам в ближайшее время. Спасибо!

Обратная связь

Файл не выбран
Отправить

Регистрация прошла успешно, теперь Вы можете авторизоваться на сайте, используя свой Логин и Пароль.

Регистрация на сайте

Зарегистрироваться

Авторизация

Неверный e-mail или пароль

Авторизоваться