литературно-художественный журнал «ЭТАЖИ»

etazhi.red@yandex.ru

Алексей Колесников

Зал ожидания

20.01.2021
31.05.20175 805
Автор: Ирина Терра Категория: Чердак художника

Миша Ленн: «Мне нравится незаконченность рисунка»

Акварели Миши Ленна легки и изысканны, стиль узнаваем. Его картины (и изображения на этих картинах) сейчас настолько популярны, что их можно встретить в любой точке мира: в Москве в Большом театре — на коллекционном фарфоре Императорского завода, в Санкт-Петербурге — на афишаx недели моды, в маленьком предместье Андалузии или Валенсии — на винных этикетках; на шарфах, платках, зонтах, в журналах, на круизных кораблях где-то в районе Бермудского треугольника, в гостях у знакомых.

Как добиться успеха, и в чем он заключается? Когда Вселенная отзывается на просьбы? Специально для читателей «Этажей» я выяснила некоторые секреты мастерства и даже записала на видео небольшой мастер-класс по акварели.

 

Миша Ленн (наклонившись к диктофону): Добрый день, дорогие друзья, мне приятно сегодня быть с вами одновременно и в собственной мастерской, и в «Этажах»!

 

Ирина Терра: Хорошее начало! Миша, вот тут передо мной много твоих работ — большие полотна и маленькие, холст и бумага, акварель и темпера, а может даже и масло. Я запуталась. Расскажи сначала про технику, в которой ты работаешь?

 

Я работаю в технике акварели. Пишу по бумаге. Это моя основная техника, которую очень люблю, и в которой себя комфортно чувствую. Может когда-нибудь я и перейду на "масло". В "масле" пока не чувствую себя. Ко всему в жизни нужно созреть… А пока — это акварель и стремительные штрихи черной тушью, сделанные одним росчерком, потом дорабатывается напряженность линии. Движение — вот основная тема моего творчества.

 

А вот эти холсты с твоими работами? Это же не акварель…

 

Чтобы сделать свои работы доступными для покупателя (оригиналы не все могут приобрести из-за достаточно высокой цены), я перевожу их в плоскостное изображение — принты, жикле, литографии, плакаты. Например, техника под названием жикле происходит от французского слова "giclee" — что в переводе означает распыление, разбрызгивание. Все созданные картины, я сканирую, чтобы они были в электронном формате. Затем в типографии отсканированное изображение наношу на холст или бумагу, и уже поверх прорабатываю детали вручную — добавляю мазки, штрихи, декоративные орнаменты. Получается ярко, красиво и доступно.

 

Чем штрихи сделаны — акрил, масло?

 

Это темпера, гуашь, золотые краски. Маслом я не пользуюсь, слишком долго сохнет. 

 

А люди понимают, что они приобретают отсканированное на холст изображение? Выглядит как оригинальная работа маслом или акрилом.

 

Конечно. Я с удовольствием рассказываю все свои секреты. Тот, кто хочет купить оригинал, точно отличит его от принта или даже от жикле. 

В Америке люди покупают искусство как оформление дома, скажем, приобретается цветное пятно к дивану, к шторам, к цвету стен. Просто я им в этом помогаю, делаю доступными свои работы для оформления дома. В России и в Европе подход другой (хотя, и там уже все меняется). Там люди покупают картину, а вокруг нее создают интерьер.

Истинные ценители и коллекционеры всегда интересуются оригиналами. 

 

А вот это, что за серия работ с балеринами?

 

Это акварели, которые я создавал для балета «Спящая красавица» для New York City Ballett. Немного поработал художником по костюмам. Что самое интересное, сейчас изображения этих балерин, нанесенные на фарфор, продаются в Большом театре в Москве. Это тарелки, чашки, блюдца, настенные часы. Императорский фарфоровый завод (Санкт-Петербург) выпустил серию фарфора с моими акварелями.

 

Я думаю, что не ошибусь, если назову тебя успешным художником: персональные выставки и продажи картин по всему миру, серии фарфора, платки, гобелены, этикетки на изысканных винах с твоими акварелями, совместные работы с модными домами, дизайнерскими фирмами, балетом, кино. Лучший акварелист Америки 2005, главный художник скачек Kentucky Derby (США), иллюстратор престижных журналов. Книга рекордов Гиннеса за стиль «Движущиеся иллюзии», кавалер ордена Святой Анны 3-й степени. Даже Марина Пикассо вручила тебе награду "Пальмовую Ветвь" как лучшему художнику на выставке "Художники Мира" в Каннах! Как я понимаю, ты еще создал костюмы и декорации для спектакля-мюзикла "Милый друг" для театра «У Никитских ворот».

Вот именно для тебя — это уже успех или так, разминка пока? А может для тебя составляющая успеха заключается в чем-то другом, не в достижениях и наградах?

 

Пытаешься все перечислить? (смеется)

 

Стараюсь!

 

Вопрос достаточной емкий, но я попытаюсь ответить.

Конечно, это уже успех, не буду кривить душой. Я к этому шел долгие годы. В Америку я приехал в гости в начале 90-х из России, где уже был достаточно успешным художником. А тут пришлось начинать все с нуля. Пытался выжить, найти какие-то маленькие заказы: преподавал в колледже с зарплатой в пару тысяч долларов в год, работал тапером в ресторане — играл на рояле джаз. Даже было время — развозил цветы. До сих пор вспоминаю выражение лиц женщин, которым я доставлял красивые букеты — ощущение какого-то безграничного счастья.  

Я верю в то, что мысль материальна. Она формирует образ жизни, формирует саму жизнь человека. Но мыслить нужно, не просто лежа на диване, а производить для этого какие-то действия — работать, учиться, искать. И в итоге, Вселенная дает тебе то, что ты хочешь. В России это называлось переход количества в качество, а я это называю накопление критической массы.

Но главное для меня в успехе — это не награды и даже не деньги (хотя они конечно важны), а ощущение себя — когда ты занимаешься любимым делом. И все становится легко. Есть такая японская поговорка — найди себе хобби, которое станет твоей работой, и тебе никогда не придется работать. Мне повезло, я именно так и работаю — не работая. Когда человек находит согласие с самим собой и с тем, что он делает — это уже успех, его личный успех. 

Но! С одной стороны, ты должен быть спокоен и уверен в том, что делаешь, а с другой стороны, для человека творческого необходимо все время двигаться вперед. Невозможно остаться на одной вершине. Всегда хочется покорить другую. 

 

Можешь вспомнить какой-нибудь момент, когда ты почувствовал — вот оно, Вселенная дает мне то, что я хотел?

 

Много таких кусочков в жизни... Например, совсем недавно, раздается звонок, и мужчина с красивым низким тембром голоса говорит: «Я вам звоню от Universal студии. Мы снимаем сейчас фильм в Канаде и в замке увидели вашу работу, хотели бы ее оставить в кадре. Вы не могли бы дать релиз-форму, разрешение использовать ее в интерьере для съемок. А мы вам заплатим». Неожиданно, мощно и, поверь мне на слово, дико приятно! 

 

Причем, именно Вселенная — Universal!

 

Да, именно! Я спрашиваю: «Какой фильм?» Мне отвели, и я даже сначала не поверил: «50 оттенков темнее» для трилогии «50 оттенков серого».

 

Ничего себе!

 

Отлично! Отлично, давайте! Спросил даже, будет ли мое имя в титрах. Но тут уж Вселенная ответила, чтобы я не зарывался… 

Картин уже создано много. И они разбросаны по всему миру. И совсем уже непонятно, какая из них еще отзовется. Верю, что будут еще неожиданно радостные события. Вдруг!

 

Ну не вдруг, а работает накопленная критическая масса. А какую вершину ты сейчас стремишься покорить?

 

А ты не знаешь, с точки зрения Вселенной, если мысль рассказать, она материализуется?

 

Я думаю, да. И не только рассказывают, а многие даже рисуют и вешают на видном месте, чтобы лучше материализовывалась. В замках, например. (смеемся)

 

У меня сейчас возник интересный проект. Я давно вынашиваю эту идею, представляю каким образом произойдет. Пока это тоже немножко висит в воздухе, но надеюсь, что все состыкуется. Был создан проект скульптурного фонтана под Москвой, в городе Талдом. Это по дороге на Дмитровское шоссе. Очень хочется, чтобы запустился этот поющий фонтан с моими скульптурами. Будет сказка! Но опять-таки, к сожалению, это все связано с бюджетом. Потому что все масштабные декоративные проекты связаны с затратой денег на производство. Будем надеется, что все воплотится!

 

Ты упоминаешь Вселенную, материализацию мыслей и прочее. Интересуешься эзотерикой?

 

Как жадный до жизни человек, я всем интересуюсь. Хочется все, сразу и много. Я поэтому и стал художником, потому что очень нетерпеливый. Мне нужно сразу видеть результат своей работы. Как только я положил краску на плоскость, это сразу вижу. Видимо по характеру, не умею быть частичкой большого механизма. Я сам себе механизм и производство от идеи до воплощения. 

А относительно твоего вопроса — да, я интересуюсь эзотерикой, духовными практиками, даже брал курс лекций и практик у одного Учителя.

 

Чему ты научился? 

 

Есть такой момент в фильме "Модильяни", главного героя в котором играет Анди Гарсия. Так вот, Модильяни и Пикассо приезжают к Моне в гости в его замок. Они сидят в саду, пьют дорогой коньяк, курят сигары, и Модильяни спрашивает у Моне: «Скажите, пожалуйста, сколько стоит ваш замок?» Моне поворачивается и отвечает: «Да, ерунда. Три картины»... Вот это и есть, наверно, ощущение успеха и того, что ты делаешь что-то большое. Вся жизнь и ее оценка происходит через восприятие того, чем ты занимаешься.

Я пришел к Учителю с одной задачей, немножко корыстной, но нужной. Хотелось увеличить стоимость своих картин. Я задал ему этот вопрос после двух месяцев учебы, он ответил: «Да, за две секунды вам расскажу. Чем больше вкладываешь, тем больше отдачи». — «И все?» — «Да». Вот так просто. Просто вложить труд, силу, энергию, любовь, всю жизнь свою. Вложить много и честно, себя-то не обманешь. И если вложил все, что знал и умел, то и получил обратно эквивалентно. 

Еще научился правильно мыслить, ну и лечить людей немного, снимая боль физически руками и искусством. 

Всего себя я посвятил творчеству, поэтому, видимо, пока не женился. Но все впереди! Наверно для меня все идет поэтапно. Заканчивается один этап — начинается другой.

 

Ты сейчас на каком уровне: когда заказчики ищут тебя или ты ищешь заказчиков?

 

И так, и так, по-разному. Главное, что перестал волноваться о заказах — они все равно будут, больше или меньше, но они будут. Но все же, по моим ощущениям, я еще иду снизу вверх, поднимаясь по ступенькам, и мне нужно очень внимательно относиться к тому, где мои картины появляются.

 

Были какие-то странные или смешные заказы?

 

Лет двадцать назад, когда я только приехал в Штаты, мне поступил странный заказ — нарисовать американский флаг маслом. За заказ хорошо платили, да, деньги были очень нужны. Я согласился, флаг, так флаг, и начинаю предлагать варианты — давайте, я нарисую девушку с флагом? «Нет, девушку не надо. Просто флаг». Ну давайте я сделаю флаг вот такой, как бы вот так закрученный, декоративный. «Нет, не надо. Просто прямоугольные полосочки»… Тогда я спрашиваю: «А зачем?» Мне говорят: «Мы хотим, чтобы от вас был вот этот флаг маслом». 

Я сделал, пришли муж с женой, посмотрели: «Все нам очень нравится. Берем». Но прежде чем уйти, говорят: «Миша, вы забыли кое-что сделать». Я отвечаю на незаданный вопрос: «Нет, я не забыл. Я это подписывать не буду. Вы хотели, я сделал. Подписать я это не могу».

 

Откуда берутся твои образы — женщины, лошади, танцы… Они рождаются в твоей голове, а потом переносятся на бумагу или ты это где-то подсматриваешь? Позирует ли тебе кто-то? Есть ли натурщицы?

 

Конкретных людей или натурщиц нет. Я думаю, что скорее всего это собирательный образ, который возникает из жизненного опыта. Где-то что-то увидел — движение головы, поворот плеча, руки — в жизни или на фотографии, не важно. Я это запомнил или нарисовал, сделал себе маленький набросок. Либо совсем другой путь —  когда ты не знаешь, что ты делаешь, а просто садишься и начинаешь делать какие-то зарисовки, еще не имея идей в голове. Просто следуешь движениям руки. И вдруг в этом возникает образ. Такое же ощущение, когда ты смотришь на плывущие облака, и вдруг видишь в них образы, которые тебя в этот момент впечатляют. Причем, если находиться в другом состоянии души или эмоции, то это могло пройти мимо. Это так же, как невозможно одинаково сыграть джаз. Все зависит от внутреннего настроя. 

 

У меня всегда было впечатление от акварели, что с ней могут справиться только самые решительные и бесстрашные люди, ведь у акварели нет права на ошибку. Это масло можно переписывать хоть вечно, слой за слоем.

 

Мы саперы! (смеемся)

То, что мы делаем в жизни, зависит от нашего характера. Я по натуре спринтер и могу выложиться в короткий промежуток времени, делая максимум, на что способен. После этого мне нужен перерыв. Писать сутками невозможно, уходит энергия и настроение!

И потом, что такое ошибка в работе? Любая ошибка может стать гениальной находкой! Вот, скажем, положил желтый цвет, а рядом синий. И случайно они соединились. И у тебя пошла зеленая волна. Ты это не планировал делать, но должен увидеть, принять это как достоинство и в свою пользу использовать это изменение. Нужно принимать решения каждую минуту и идти за своей работой. Потому что акварель — это божественная техника. Ты творишь ее вместе с Богом. Я серьезно. Вселенная помогает, когда ты входишь в особое состояние души, соединяясь с творческим потоком сверху.

 

У каждого художника есть свое предпочтение цвета. Климт — золото, Ван Гог — сочетание желтого, охры, наверно, синий. У Пикассо — его розовый и голубой периоды. Есть ли у тебя твой любимый цвет или сочетание? 

 

Я себя называю — циничный романтик или романтичный циник. Цинизм идет наверно от опыта и возраста, а романтизм — от души, желания и состояния. Состояние романтика — это синие и сиреневые цвета. Поэтому эти краски у меня заканчиваются в палитре в первую очередь. Я бы добавил еще небольшие всплески желтого, чуть красного и ограничивающий черный.

 

У тебя есть свой секрет мастерства? Какой-то момент в технике, о котором знаешь только ты?

 

Мне нравится незаконченность рисунка. Но это не мой секрет, это скорее психологический прием. Когда рисунок имеет моменты незаконченности, тогда зритель сам дорисовывает в голове незаконченные линии. Он становится соучастником этого изображения и «проникается» больше в то, что ты создаешь. 

Секретам мастерства можно научиться, вообще ремеслу можно научиться и усовершенствовать технику со временем, но можно ли научиться создавать нечто, что заставляет другого человека плакать или смеяться, что приводит в движение его эмоции? Я не знаю…

 

Можно ли попросить тебя дать небольшой мастер-класс для наших читателей, буквально на несколько минут? А я запишу на видео.

 

Я попробую, хотя немного волнуюсь. «Нам не дано предугадать, как слово наше отзовется…» Вот также и с акварелью. Попробуем!

 

 

 

 

Беседовала Ирина Терра

Бостон, апрель, 2017

 

Ирина Терра — журналист, интервьюер. Живет в Москве. Интервью публиковались в «Московском Комсомольце», «Литературной России», журнале «Дети Ра», «Новый мир» и др. Лауреат еженедельника «Литературная Россия» за 2014 год в номинации — за свежий нетривиальный подход к интервью. Лауреат Волошинского конкурса 2015 в номинации "кинопоэзия", шорт-лист в номинации "журналистика". Член Союза журналистов России. Главный редактор международного литературно-художественного журнала "Этажи". 

31.05.20175 805
  • 8
Комментарии
  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent
Booking.com

Ольга Смагаринская

Соломон Волков: «Пушкин — наше всё, но я бы не хотел быть его соседом»

Таня Лоскутова

Лублу

Ирина Терра

Александр Кушнер: «Я всю жизнь хотел быть как все»

Ирина Терра

Наум Коржавин: «Настоящая жизнь моя была в Москве»

Ольга Смагаринская

Михаил Богин: «Я попал под горячую руку холодной войны»

Виктор Есипов

Майя

Борис Фабрикант

Валентина Полухина: «Я, конечно, была влюблена в Бродского»

Наталия Гулейкова-Сильвестри

Мир Тонино Гуэрры — это любовь

Наталия Ковалёва

Человек-праздник, человек-миф, мальчик с дудочкой...

Ирэна Орлова

"В квартиру пробрался вор и украл большой желтый чемодан с рукописями".

Павел Матвеев

Анатолий Кузнецов: судьба перебежчика

Екатерина Барбаняга

Павел Басинский: «Я ездил на место гибели Лизы Дьяконовой и знаю, что там

Павел Матвеев

Хроника агонии

Анатолий Кузнецов

Леди Гамильтон

Елена Кушнерова

Этери Анджапаридзе: «Я ещё не могла выговорить фамилию Нейгауз, но уже

Иван Бунин

Три рубля

Игорь Джерри Курас

Поступь

Светлана Волкова

Савушка и Валентина

Павел Матвеев

Поручик, газетчик, публицист

Марина Владимова

Я помню своего отца Георгия Владимова

помогиЭ Т А Ж А М в этом месяце собрано средств 700.00

Журнал «ЭТАЖИ»

лауреат в номинации

ИНТЕРНЕТ-СМИ

журнал Этажи лауреат в номинации интернет-СМИ
Booking.com
Уже в продаже ЭТАЖИ №1 (21) март 2021




Гари Лайт Кроме кошек, глинтвейна, камина
Мария Малиновская Время собственное
Елена Фомина Николай Луганский: «Ощущение родины у каждого свое»
Ирина Терра От главного редактора. К выпуску журнала "Этажи" №1 (21) март 2021
Коллектив авторов Роман Арбитман — создатель справедливого мира
Александр Кушнер Вспоминая Италию
Константин Зарубин День рожденья муми-мамы
Марина Владимова Я помню своего отца Георгия Владимова
Павел Матвеев Против течения
Георгий Владимов Все мы достойны большего
Сергей Штильман Нас разберут на анекдоты
Игорь Джерри Курас Необычайный опыт путешествия в себя и вовне. Интервью с Геннадием Кацовым
Нина Дунаева Взглянуть на «Заповедник» с любовью
Анна Карнаух Нездешняя
Ольга Аминова Валерий Бочков: «Наша литература превратилась в гладиаторскую арену»
Елена Полещенкова Весёлое утро
Юлия Стоногина Вкусные укиё-э. Японская кухня как машина времени
Алексей Колесников Зал ожидания
Этажи Лауреаты премии журнала «Этажи» за 2020 год
Ирина Терра Парк Кузьминки ждет своего часа
Наверх

Ваше сообщение успешно отправлено, мы ответим Вам в ближайшее время. Спасибо!

Обратная связь

Файл не выбран
Отправить

Регистрация прошла успешно, теперь Вы можете авторизоваться на сайте, используя свой Логин и Пароль.

Регистрация на сайте

Зарегистрироваться

Авторизация

Неверный e-mail или пароль

Авторизоваться