литературно-художественный журнал «ЭТАЖИ»

etazhi.red@yandex.ru

16.05.2021961
Автор: Нина Дунаева Категория: Бельэтаж

В чем цимес, Господи?..

Спектакль ЦИМЕС в Чеховском культурном центре. Фото Вадима Месяца 

О премьере спектакля «Цимес» в Культурном центре им. А.П. Чехова.

Прозаик, драматург, а теперь и театральный режиссер Григорий Каковкин с командой из шести молодых артистов, студентов московских театральных ВУЗов — Дарьей Кушнеровой, Александрой Левант, Кристиной Шмыриной, Денисом Йылмазом, Алексеем Казаковым и Юрием Сазоновым, поставил спектакль «Цимес» по коротким рассказам современных писателей. Премьерный показ состоялся на минувшей неделе в Культурном центре им. А.П. Чехова.

Я настороженно отношусь к постановкам прозы, так как она все же не является драматургией, и в неизменном виде редко оказывается пригодна для показа на театральной сцене. В таком случае проза требует работы с ней профессионала, занимающегося инсценировками. Но в этот раз мои опасения не оправдались. Дело, видимо, в том, что выбранные командой спектакля рассказы в основном относятся к сверхкороткой, довольно афористичной по своей сути прозе. Краткие монологи, диалоги и лаконичные истории, практически лишенные описаний, позволяли артистам создать характеры героев, не утомляя зрителя излишней для театральной сцены риторикой. Произведения не были выстроены в единую сюжетную линию, компоновались произвольно, но были объединены общей темой. Их героями являлись евреи. Не могу судить, почему была выбрана именно эта тема, но прозвучала она неожиданно свежо. Кстати, сами авторы, присутствовавшие на премьере практически полным составом, приняли постановку с восторгом.

Спектакль ЦИМЕС в Чеховском культурном центре. Фото Владимира Гуги 

Рисунок спектакля был создан методом этюдов. Стулья, пледы и алюминиевые кружки — вот и весь незамысловатый реквизит, который использовали актеры. Сидя полукругом, лицом друг к другу, они рассказывали свои истории как бы своим коллегам, а подспудно и зрителю. Минимальное музыкальное оформление создавалось пением актрисами а капелла, лишь в самом конце спектакля, на коде зазвучала флейта. Яркие, очень разные, темпераментные исполнители. Их молодость и максимальная эмоциональность наполняли происходящее на сцене каким-то невероятным светом, чем и покоряли зал.

Примечательно название спектакля. Цимес, если вдруг вы не знаете, — это еврейское национальное блюдо. Праздничный десерт, который готовят из разных видов фруктов. Понятно, что в некотором переносном, ироничном смысле «фруктами» в данном случае послужили рассказы писателей, которые и «сварил» режиссер. Но мне бы хотелось акцентировать внимание на другом смысле. Во-первых, первоначально евреи готовили цимес на свой Новый год — день, когда согласно Мишне (древнееврейскому религиозному сборнику) Бог судит весь мир. А во-вторых, в жаргонном смысле слово «цимес» употребляется в значении самого лучшего, главного и важного. Так что же такого важного пытался сказать зрителю режиссер Григорий Каковкин со своими артистами?  

Спектакль ЦИМЕС в Чеховском культурном центре. Фото Вадима Месяца 

Разные люди, разные судьбы и разные периоды жизни героев… Вот молодая, носатая еврейка (актриса Александра Левант) из рассказа Григория Каковкина прижимается в автобусе к случайному морячку. Любовь? Или попытка одинокой девушки найти свою судьбу, пусть и таким нелепым образом? Вот подвыпившая женщина средних лет (Кристина Шмырина) из рассказа Леры Манович едет в метро и думает об измене мужу. Порок? Или все то же, что и у молодой еврейки, отчаянное одиночество, горечь не сложившейся жизни? Поэт, эмигрант, не знающий иврит, ищущий работу в Израиле (Дарья Кушнерова) и неожиданно находящий подлинную поэзию в уходе за стариками (рассказ Евгения Никитина). Или же мужчина, который предпочел целомудренную нежность женщины бурному сексу с ней (Юрий Сазонов и Александра Кушнер) из рассказа Вадима Месяца. Мишка-медведь, принимающий свою подлинную суть (Алексей Казаков) из рассказа все того же Григория Каковкина. Ведь это не рассказы о евреях и еврейском вопросе, а рассказы об общечеловеческих ценностях. О желании и стремлении каждого найти себя и быть счастливым.

Все произведения, вошедшие в спектакль, написаны, условно говоря, поколением «отцов» (всем авторам за сорок) и исполнены поколением «детей» (им слегка за двадцать). Но оба эти поколения родились и выросли, уже не застав ни пресловутых проблем «пятого пункта советского паспорта», ни первых волн эмиграции. Для них эти факты — история, которую они, конечно, знают. Но пишут и играют они не о проблемах конкретно евреев, а о социально-гуманитарных проблемах. И в этом контексте даже ругательство «еврей» из рассказа Владимира Гуги, воспринимается лишь шуткой и непониманием детьми значения этого слова.

Вот так и получилось, что делали спектакль о еврейском вопросе, а сделали его ровно без последнего. Наверное, поэтому квинтэссенцией спектакля для зрителя звучит рассказ Александра Феденко «Счастье», в котором герой, юродивый Яша, счастлив вопреки ударам, которые преподносит ему судьба.

С режиссером Григорием Каковкиным. Фото Вадима Месяца 

Впрочем, когда рождалась идея спектакля и шли репетиции, вряд ли его создателям даже в дурном сне могло присниться, что ко дню премьеры в небе над Израилем начнут взрываться ракеты, и весь мир опять заговорит о еврейском вопросе. Это, конечно, свидетельствует о том, что актуальное искусство всегда на уровне предощущения срабатывает на опережение действительности. И трудно предугадать сейчас, как даже спустя месяц (ко второму показу спектакля) будет восприниматься залом, например, рассказ Евгения Сулеса «Тело», в котором мальчик-еврей (исполняется сразу двумя актерами: Денисом Йылмазом и Алексеем Казаковым) воюет на Чеченской войне. Или он не воюет?.. А это только детская игра в войнушку, или тот самый страшный сон, от которого хочется очнуться и прокричать мирозданию: «В чем цимес, Господи?!»

«В чем цимес, Господи?!» — наверное, думают сегодня евреи всего мира, следя за последними выпусками новостей.


Нина Дунаева родилась в Москве. С 2012 года занимается реализацией литературных проектов. Соучредитель Фонда "Волошинский сентябрь" и член оргкомитета Волошинского литературного фестиваля. Куратор драматургической программы Волошинского литературного конкурса, эксперт конкурса "Кульминация". Театральный критик. 

 

16.05.2021961
  • 6
Комментарии
  1. Гуга 16.05.2021 в 21:11
    • 4
    Прекрасная статья! Спасибо, Нина!
    1. Нина Дунаева 17.05.2021 в 10:18
      • 1
      Вам спасибо за доставленную радость!
  2. Анна 09.06.2021 в 20:51
    • 0
    Спасибо, дорогая Нина!
  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent
Booking.com

Ольга Смагаринская

Соломон Волков: «Пушкин — наше всё, но я бы не хотел быть его соседом»

Таня Лоскутова

Лублу

Ирина Терра

Александр Кушнер: «Я всю жизнь хотел быть как все»

Ирина Терра

Наум Коржавин: «Настоящая жизнь моя была в Москве»

Ольга Смагаринская

Михаил Богин: «Я попал под горячую руку холодной войны»

Виктор Есипов

Майя

Борис Фабрикант

Валентина Полухина: «Я, конечно, была влюблена в Бродского»

Наталия Гулейкова-Сильвестри

Мир Тонино Гуэрры — это любовь

Наталия Ковалёва

Человек-праздник, человек-миф, мальчик с дудочкой...

Ирэна Орлова

"В квартиру пробрался вор и украл большой желтый чемодан с рукописями".

Павел Матвеев

Анатолий Кузнецов: судьба перебежчика

Екатерина Барбаняга

Павел Басинский: «Я ездил на место гибели Лизы Дьяконовой и знаю, что там

Павел Матвеев

Хроника агонии

Елена Кушнерова

Этери Анджапаридзе: «Я ещё не могла выговорить фамилию Нейгауз, но уже

Игорь Джерри Курас

Поступь

Светлана Волкова

Савушка и Валентина

Павел Матвеев

Поручик, газетчик, публицист

Марина Владимова

Я помню своего отца Георгия Владимова

Алёна Жукова

Страшная Маша

Ольга Смагаринская

Роман Каплан — душа «Русского Самовара»

помогиЭ Т А Ж А М в этом месяце собрано средств 700.00

Журнал «ЭТАЖИ»

лауреат в номинации

ИНТЕРНЕТ-СМИ

журнал Этажи лауреат в номинации интернет-СМИ
Booking.com
Уже в продаже ЭТАЖИ №1 (21) март 2021




Ольга Аникина Ровное дыхание
Сара Зельцер Арбату вопреки
Георгий Иванов (1894-1958) Две смерти
Владимир Эфроимсон Из воспоминаний об Арсении Тарковском
Павел Матвеев Чужая судьба
Нина Дунаева В чем цимес, Господи?..
Дарья Бобылёва Лишай
Ирина Терра Таня Лоскутова: «Я вышла в тамбур, чтобы выйти замуж»
Евгения Комарова Мы говорим на птичьем языке
Павел Матвеев Сквозь ледяную мглу
Нина Дунаева Постоять и вернуться
Наталья Рапопорт Это только чума
Владимир Резник Бессмысленный и беспощадный
Этажи Ждем ваши рассказы на Волошинском конкурсе
Гари Лайт Кроме кошек, глинтвейна, камина
Мария Малиновская Время собственное
Елена Фомина Николай Луганский: «Ощущение родины у каждого свое»
Ирина Терра От главного редактора. К выпуску журнала "Этажи" №1 (21) март 2021
Вероника Долина, Алексей Слаповский и др. Коллектив Роман Арбитман — создатель справедливого мира
Александр Кушнер Вспоминая Италию
Наверх

Ваше сообщение успешно отправлено, мы ответим Вам в ближайшее время. Спасибо!

Обратная связь

Файл не выбран
Отправить

Регистрация прошла успешно, теперь Вы можете авторизоваться на сайте, используя свой Логин и Пароль.

Регистрация на сайте

Зарегистрироваться

Авторизация

Неверный e-mail или пароль

Авторизоваться