литературно-художественный журнал «ЭТАЖИ»

etazhi.red@yandex.ru

06.07.20206 254
Автор: Игорь Джерри Курас Категория: Поэзия

Поступь

1.

Умерли обе, но шлют непонятные знаки:
их объяснить не смогут ни каббалисты, ни зодиаки,
ни Мессиана орган,
ни печатный орган одной из партий —
ни король бубновый, выпавший мне маршрутом на гугл-карте.
Вот и бубню теперь никому не нужные строчки,
пытаюсь понять значение каждого двоеточия и каждой точки
на восемьдесят восьмой странице немыслимо толстой книги:
только я из другой команды и вовсе не в этой лиге.

Ты не звонишь, потому что тебе очевидно пофиг:
даже для гущи кофейной нужен хороший кофе;
тени сегодня ровные, будто бы их нанесли по рейсшине —
я между ними стою: передом к лесу и задом к своей машине.

Господи, что ты ещё захотел от меня добиться?
Ты ли это — или просто какая-то чёрная птица?
Что ты всё время хочешь от смертных нас, от бесталанных —
я устал копаться в текстах твоих, будто бы в базе данных.

Если знаки мне шлёт она, значит нет после смерти — смерти:
значит не отдохнёте и там, как вам обещали, — не верьте.
Значит и там не будет душе покоя:
снова захочется печься о ком-то, заботиться и всё такое.

Тени сегодня ровные, будто бы их нанесли по рейсшине —
я между ними стою: передом к лесу и задом к своей машине.
Сосны тянутся вверх, как я раньше писал, образуя нити;
даже трофейной губной гармошке
нужен штыком продырявленный китель,
мины осколок — пробитому барабану,
органные трубы безумному Мессиану...

Сколько сегодня птичьего шума и сколько яркого света!
Всякая песня жива, покуда не спета.


2.

Всякий ребёнок без матери — далеко от дома.
Всякий Иосиф в Египте ждёт расправы или погрома;
или того, что какая-то прицепится шмара —
о которой науке известно только то, что жена Потифара.
Иосиф ведь тоже лишь потому далеко от дома,
что любовь материнская ему почти незнакома,
что буквально сразу, с минуты зачатья
у него, прямо скажем, были не самые лучшие братья.
О каком вы мне братстве всю жизнь говорите, ребята,
если первый же брат порешил с удовольствием брата?
Сколько же братьев было, которых братья убили? —
а ведь брат — это только тот, кто рядом лежит
в братской могиле.
Больно от этого мне сейчас почти нестерпимо.
У меня за окном силуэты соснового дыма:
как всегда на ветру параллельно качаются сосны —
только мысли о жизни, когда я смотрю из окна, нелепы, несносны.
Понятно, что всё это было когда-то в веках или в самом начале,
и что, умножая познания,
мы умножаем печали.
Ох, как эта печаль мне давно и привычно знакома...
Всякий ребёнок без матери — далеко от дома.
А дом — это место, куда во сне приезжаешь обратно,
нажимаешь в лифте восьмой этаж опять и опять многократно;
ищешь в кармане болгарские сигареты и спички,
наблюдаешь с балкона зелёные электрички, —
постоянно идущие мимо,
идущие мимо —
в силуэтах соснового дыма,
соснового дыма.


3.

Колыбельная Бриттена.
Тихо сегодня. Тихо.
Книга лежит раскрытая —
может быть, это выход
из бесконечного круга сплошной одинокой ночи?
В книге стихи,
они помогают не очень.
Я думаю про Исаака — 
слепой он лежит и старый:
для слепого везде темнота,
даже если он сын Авраама и Сарры;
и пока он лежит, приходит к нему Иаков:
— Кто это?
— Я...
— Это может сказать всякий...
Что он знает в этот момент —
один,
слепой в темноте,
с отяжелевшим веком,
когда даже собственный сын
подставил его.
Обманула жена Ревекка.
Эх, осторожный старик,
незрячий, ненужный, робкий —
благословенье твоё в этот миг
не стоит цены чечевичной похлёбки.
Помнишь, как твой отец —
собственными руками
хотел положить тебя, будто одну из овец,
на плоский жертвенный камень?..
Тихо сегодня. Тихо.
Время проходит будто песок сквозь сито.
Музыка. Колыбельная.
Снова — по кругу — Бриттен.
Книга стихов раскрыта,
она помогает не очень.
Только везде темнота —
бесконечное время ночи.


4.

Сердце сбивается с ритма — это, наверное, старость:
мысли теперь о простом: о том, сколько мне осталось.
Кошка лежит в ногах, изображая усталость,
а ведь она проспала весь день — да и ночью не просыпалась.
Я прочитал стихи про человека на льдине:
«Я, — пишет он, — Устал, находясь в карантине.
Мне бы со льдины сойти, — продолжает, — Среди белизны и сини
вдруг оказаться, — пишет, — На Санторини».
Я понимаю его — да и сам бы хотел на лоне
синего моря сидеть, на горячем песке в Барселоне,
где каталонки, волосы взяв в ладони,
острые груди свои предъявляют — ведь это у них в законе.
Что тут поделаешь, если такие нравы:
можно на них не смотреть, а пойти заказать себе Кавы;
тихо сидеть на веранде и думать о том, что правы
те, кто хвалу равнодушно приемлют, бегут клеветы и славы.
Я-то совсем другой: я себе на горе
сотню — не меньше — разных ужасных глупцов оспорил,
зная, что этого делать нельзя: что об этом и в Торе
сказано! Или я что-то путаю? Сорри.
Сильно сегодня меня пробивает на стансы:
мне надоело читать про модели прироста болезни, про смертность, про шансы;
или про то, как прекрасно справляются с вирусом Гансы
где-то на Рейне в Вестфалии (видимо, есть там нюансы).
Здесь не Германия. Здесь среди птичьего писка
к дому олени рогатые ходят, лисицы — так близко! —
зайчики, львы, пауки, куропатки — из списка
чеховской пьесы, в которой страдает актриска.
Всё-таки, в чём-то права невесёлая Грета...
Ладно, пойду почитаю немного поэта:
вроде бы он о другом, но посмотришь — ведь тоже про это —
всякая песня жива, покуда не спета.

 

Игорь Джерри Курас — поэт и прозаик, редактор поэзии в литературно-художественном журнале «Этажи». Родился в Ленинграде, с 1993 года живёт и работает в Бостоне. Автор пяти поэтических сборников «Камни/Обертки», «Загадка природы», «Не бойся ничего», «Ключ от небоскрёба», «Арка», книги сказок для взрослых «Сказки Штопмана» и книги для детей «Этот страшный интернет». Лауреат премии журнала «Textura» по прозе (2019), лауреат премии журнала «Сура» по поэзии (2019).

06.07.20206 254
  • 20
Комментарии
Booking.com

Ольга Смагаринская

Соломон Волков: «Пушкин — наше всё, но я бы не хотел быть его соседом»

Ольга Смагаринская

Михаил Богин: «Я попал под горячую руку холодной войны»

Виктор Есипов

Майя

Борис Фабрикант

Валентина Полухина: «Я, конечно, была влюблена в Бродского»

Павел Матвеев

Анатолий Кузнецов: судьба перебежчика

Ирэна Орлова

Полина Осетинская: «Я долго воспитывала свою аудиторию»

Наталья Рапопорт

Это только чума

Павел Матвеев

Хроника агонии

Павел Матвеев

Смерть Блока

Ирэна Орлова

Сегодня мы должны играть, как кошка мяукает — мяу, мяу...

Ирина Терра

«Делай так, чтобы было красиво». Интервью с Татьяной Вольтской

Марина Владимова

Я помню своего отца Георгия Владимова

Владимир Эфроимсон

Из воспоминаний об Арсении Тарковском

Павел Матвеев

Приближаясь к «Ардису»

Александра Николаенко

Исчезновения

Наталья Рапопорт

Юлий Даниэль: «Вспоминайте меня…»

Владимир Захаров

В тишине

Владимир Гуга

«Скоропостижка». Интервью с писателем и судмедэкспертом

Владимир Резник

Ракетчик Пешкин

Людмила Безрукова

Шпионские игры с Исааком Шварцем

Booking.com
Уже в продаже ЭТАЖИ №2 (26) июнь 2022




Влад Васюхин Муза
Алёна Рычкова-Закаблуковская Вопреки беде
Этажи «Этажи» в магазине «Даль»
Елена Кушнерова Главное — это возможность самого себя удивлять
Ирина Терра От главного редактора к выпуску журнала «Этажи» №2 (26) июнь 2022
Наталья Рапопорт Тайная история советской цензуры
Игорь Джерри Курас Камертон
Дмитрий Макаров Затонувший город
Людмила Штерн Зинка из Фонарных бань
Татьяна Разумовская Совсем другая книга
Анна Агнич Зеркальная планета
Коллектив авторов «Я был всевозможный писатель…»
Марат Баскин Китайский хлеб
Дмитрий Петров ЦДЛ и окрестности. Времена и нравы
Мариям Кабашилова Просто украли слово
Ирина Терра От главного редактора к выпуску журнала «Этажи» №1 (25) март 2022
Этажи Вручение премии журнала «Этажи» за 2021 год. Чеховский культурный центр
Ежи Брошкевич (1922-1993) Малый спиритический сеанс
Нина Дунаева Формула человека
Дмитрий Сеземан (1922-2010) Болшевская дача
Наверх

Ваше сообщение успешно отправлено, мы ответим Вам в ближайшее время. Спасибо!

Обратная связь

Файл не выбран
Отправить

Регистрация прошла успешно, теперь Вы можете авторизоваться на сайте, используя свой Логин и Пароль.

Регистрация на сайте

Зарегистрироваться

Авторизация

Неверный e-mail или пароль

Авторизоваться