Упование сыроежки
…Рой мух на падали шуршал, как покрывало…
Шарль Бодлер «Падаль»,
пер. А.Гелескула
В насекомых тучах зудья-нытья
С кузовком по ельнику я кружился,
Весь в жуках да мухах, как будто я,
Невзначай скопытившись, разложился.
Перевод есть образ и знак потерь,
Грустный символ поствавилонской эры.
Пусть антропоморфно я был теперь
Бойкой иллюстрацией к стихам Бодлера.
Как в любых блужданиях последних лет
Поначалу казалось: спасения нет.
Но – хотя ни мох, ни тенёк, ни слизни
Не спасли вот этот конкретный гриб –
Повторяя просековый изгиб,
Промелькнула бабочка из прошлой жизни.
И сказал сыроежковый Иезекииль:
«Вот я видел, как в плоть облекается гниль,
В чащах правды под елками греясь»…
Над болотом яснела и хмурилась мгла,
Между кочек в чернике, краснея, росла
Сыроежка, лучась и надеясь.
* * *
Над пустой дорожкой в осеннем парке,
В qui pro quo измученной ноосферы
Тот же столб из воздуха, тот же серый
Тон, как там на Горького, где «Подарки»
И, как в песне Зыкиной, в смысле, долго
Под балконом (ох, держись за перила!)
Тявкал грузовик, текла «волга»
И «победа» фыркала и пылила.
Николай Бердяев любил свободу,
Пушкин тоже, хотя иначе,
А Подгорный так говорил: «Задачи
Поставлены, цели определены — за работу, товарищи».
Вот и мы говорим: задачи, цели...
Брежнев с факелом, воздух свободы...
«Где охрана?» - как выкрикнул Квиллер... Смотрели
Лучший фильм всех времен и народов?
Почему никто ничего не помнит?
Ладно б только какие-то даты
Или химию или сумрак тех комнат,
Где мы жили когда-то...
* * *
Как свет под соснами, где ты и тут и там,
Как Фигаро, а то и Мандельштам,
Порхающий над эс-эс-эр, как слово
Над вещью... Там и тут, два мотылька,
Один — оттенка светлого желтка,
Второй — как небо: нежно-голубого.
«Вас к телефону», - говорит зола
Золе, и та встает из-за стола,
Под окнами сосед кричит: «Пошел ты...»
Другому пьянице... Над клумбой у грибка
С песочницей кружат два мотылька:
Небесно-голубой и бледно-желтый.
И получается зеленый день, где там
И тут, и сразу весь Адам,
И даже то — вот сели, вот вспорхнули —
О чем сейчас вот здесь и только здесь
Туда-сюда шьют солнечную взвесь
Два мотылька под соснами в июле.
* * *
Пусть всегда будет небо,
Пусть всегда будет мама...
(песня)
Казалось в детстве, что актеры
Такие, скажем, как Никулин
Или, допустим, Смоктуновский
Не могут умереть —
А как же они умрут,
Когда на них все смотрят?..
Вот он стоит на сцене или в цирке,
Или в кино ест, бреется, смеется...
Короче говоря, начало лета,
Окно открыто. Солнце, небо, мама,
И радио выводит: «Пусть всегда»...
Два Федора
Не то чтобы в прямом, скорей в заочном
Эфире повстречались Федор Палыч
И тоже Федор — правильно — Михалыч,
Герой и автор в отпуске бессрочном.
Сошлись и обнялись и ох как славно
Поговорили про детей, про то как
Они жестоки, как вообще жестока
Земная жизнь, жестока и бесправна.
Солировал Федор Михалыч, Федор
Же Палыч думал: «Ну и типчик!»,
Потом поговорили про изгибчик,
Про женскую всю эту дурь и одурь.
О чем НЕ говорили: о Всевышнем,
Жидках, уделе русских незавидном,
Обоим это показалось лишним,
Пустопорожним, слишком очевидным.
* * *
В серых стеклах, не то зеркалах
На каком-то закате-рассвете
Эта женщина честно светилась впотьмах,
В полумгле-полусвете.
О позорно-неловкие полуслова:
Перелет-недолет, но без мы,
В смысле я, знать-то знал, но набрел бы едва
На Незнайкины рифмы.
А они хороши. Почему? Потому
Что ботинки и полуботинки,
Да и палка — селедка (одно к одному),
Как подушки-простынки
На диване, нет, полу-диване, тахте
Или кресле-кровати...
Как вот эта вот женщина в той темноте
На рассвете-закате.
* * *
Надеешься на да, а если нет,
Вот нет и всё, и всем, смежившим очи,
Желают, так сказать, спокойной ночи
И аккуратно выключают свет.
Un vrais monseur, единственно бесспорный
Знаток, как comme il faux держать лорнет,
Вертинский утверждал, что синий цвет
Для фрака предпочтительней, чем черный.
На сцене, в свете рампы, господа
(Товарищи, — он поправлялся сразу),
Все черное покажется всегда
Как будто пыльным, а артист обязан
Быть вечно новым, свежим, как вода,
И — сбился вдруг — надеяться на да.
Дмитрий Веденяпин родился в Москве в 1959 г. Стихи публиковал в сам- и тамиздате, а, начиная с 1988 г., и в российских журналах и поэтических антологиях. Автор поэтических книг: "Покров" (Москва, "Русский мир",1993) , "Трава и дым" (Москва, "Проект О-Г-И, 2002), книги стихов и прозы «Между шкафом и небом» (Москва, «Текст», 2009), книги стихов «Что значит луч» (Москва, «Новое издательство», 2010) и книги стихов «Стакан хохочет, сигарета рыдает» (Москва «Воймега», 2015); лауреат нескольких литературных премий, в том числе премии Союза писателей Москвы «Венец» за книгу «Трава и дым» и поэтические публикации последних лет (2004г.), а также Большой премии «Московский счет» (2010г.) за лучшую поэтическую книгу 2009г., напечатанную в Москве. Стипендиат Фонда Иосифа Бродского (2011).
Соломон Волков: «Пушкин — наше всё, но я бы не хотел быть его соседом»
Смерть Блока
Роман Каплан — душа «Русского Самовара»
Александр Кушнер: «Я всю жизнь хотел быть как все»
Наум Коржавин: «Настоящая жизнь моя была в Москве»
Этери Анджапаридзе: «Я ещё не могла выговорить фамилию Нейгауз, но уже
Поющий свет. Памяти Зинаиды Миркиной и Григория Померанца
Покаяние Пастернака. Черновик
Камертон
Борис Блох: «Я думал, что главное — хорошо играть»
Возвращение невозвращенца
Смена столиц
Земное и небесное
Катапульта
Стыд
Первое немецкое слово, которое я запомнила, было Kinder
Ефим Гофман: «Синявский был похож на инопланетянина»
Встреча с Кундерой
Парижские мальчики
Мария Васильевна Розанова-Синявская, короткие встречи