литературно-художественный журнал «ЭТАЖИ»

etazhi.red@yandex.ru

26.02.20161494
Автор: Наталья Гулейкова-Сильвестри Категория: Чердак художника

Ярмарка современного искусства ARTE FIERA

 

 

В выходные я умышленно и целенаправленно посвятила себя прекрасному – съездила на знаменитую ярмарку современного искусства ARTE FIERA, которая ежегодно проходит в Болонье. Что я могу сказать? Увлекательно, ярко, зрелищно, интересно, местами даже оригинально, реже – по-настоящему талантливо, свежо, трогательно… Но (это именно та реакция, которую я от себя и ожидала) до сих пор предаюсь размышлениям об абсурдности бытия. Все эти «картинки с выставки» оказались, прежде всего, живой иллюстрацией к уже набившим оскомину разговорам о реалиях современного арт-рынка, бессмысленного и беспощадного.

Чопорные галеристы и «музейщики», искусствоведы-снобы, хищные арт-дилеры, наступающие им на пятки коллекционеры с цепким и наметанным глазом, художники с горделиво вскинутыми головами и наигранно-равнодушными лицами – словом, все более-менее осмысленные участники этой «ярмарки тщеславия» в сороковой раз разыграли четко отлаженный спектакль. Суть которого, как ни крути, все равно сводится к незатейливому «налетай, торопись, покупай живопись!». И это нормально. Ведь именно для продвижения и «раскрутки» молодых современных талантов – художников, скульпторов, фотографов, декораторов, как итальянских, так и зарубежных, и создавалась болонская ARTE FIERA, одна из крупнейших и старейших не только в Италии, но и во всей Европе. После почти пятичасового кружения по трем огромным павильонам (220 участников-экспозиционеров, в том числе 190 специализированных галерей, что на 40% больше, чем в 2013 году, более 2 тыс. произведений от более тысячи авторов, как с кричащими именами вроде Энди Уорхола, так и с ничего не говорящими) я решила взять тайм-аут. Немного отдохнув от просмотра бесконечных шедевров из «всего, что подвернется под руку» – особенно меня впечатлили простенькие геометрические фигуры из обычных коктейльных трубочек и «натуралистичные» торты из керамики (кстати, это и навело на мысль «неплохо бы пообедать») – я встретилась с куратором ярмарки, историком искусства, критиком Клаудио Спадони.

Как и водится, разговор начался с благостного «за здравие». «Первое открытие выставки ознаменовалось оглушительным успехом, – привычно сообщил синьор Спадони. – И сегодня, 40 лет спустя, она продолжает удерживать лидирующие позиции на мировом современном арт-рынке, несмотря на то, что подобные площадки заработали во многих других странах». По словам критика, пресловутый кризис, накрывший всех и вся, здесь совершенно не ощущается – ярмарка уверенно «растет» по всем показателям, включая объемы продаж. И хотя в этом году упор был сделан на самих итальянцев (как заметил Спадони, именно им сегодня принадлежит пальма первенства в «художественных высказываниях», о чем свидетельствуют торги и «Сотбис», и «Кристис»), «география» галеристов осталась достаточно широкой: Лондон, Париж, Берлин, Братислава, Монако, Пальма де Майорка, Стамбул, Инсбрук, Штутгарт, Нью-Йорк, Гавана… Коммерческая ценность произведений таких знаменитостей как Моранди, де Кирико, Фонтана и Мандзони, во многом, формировалась здесь, в павильонах болонского выставочного комплекса. Среди значимых открытий фьеры ее куратор также назвал представителей и так называемого «бедного искусства» (l’arte povera) – Яннис Кунеллис, Алигьеро Боетти, Джулио Паолини, и трансавангарда – Сандро Киа, Франческо Клементе, Энцо Кукки, Никола де Мария, Миммо Паладино. Среди ведущих тенденций последнего времени, по словам синьора Спадони, доминирует как бы возвращение в 60-е, но немного «с другой стороны». Поскольку идеи все же конечны, ничего не остается, как экспериментировать со способами их выражения – так на первый план выходят оптическое и кинетическое искусство, компьютерная графика, аналитическая живопись и концептуализм. Не могли мы не коснуться и щекотливой темы «почем опиум для народа». Разбег оказался весьма широким – от нескольких тысяч до десятка миллионов евро. В этом месте, как ни крути, а шила в мешке не утаишь, да и все давно уже всем известно, наша беседа плавно перешла к «за упокою». Ни о каких не то что талантах, но даже и об элементарных способностях, речь давно уже не идет – все зависит исключительно от имени галериста и «ловкости рук» арт-дилера. Выстраданные «божественные озарения» могут так и сгнить у непризнанного гения в подвале или на чердаке, а свихнувшийся бомонд будет скупать консервные банки с «дерьмом» Мандзони. И неважно, что там внутри – настоящие экскременты, гипсовая пыль или пустота… На вопрос о том, что можно посоветовать молодым художникам, пробующим себя в искусстве, куратор беспомощно развел руками: «Искать именитого галериста». Так, казалось бы, вечно-универсальное «шерше ля фам» на наших глазах претерпело необратимые изменения – муза, за полной ненадобностью, стоит в сторонке и нервно курит.

Вернувшись, как говорится, в поля, вернее, в павильоны, я в полной мере ощутила «скорбность момента» и верность наших со Спадони рассуждений. Так случилось, что на ярмарку я приехала не одна, а со своей давней приятельницей, итальянкой, кстати, художницей, преподающей историю современного искусства в лицее. То есть с человеком весьма подготовленным. И вдруг она заныла: «Vorrei vedere Merda d’artista» («Хочу увидеть «Дерьмо художника»). Заметив маниакальное выражение, проступившее на ее лице, я поняла, что сопротивление бесполезно, и мы пустились в поиски. Признаюсь, было непросто – в пресс-релизах значились лишь названия фондов и галерей, но без какой-либо «связки» с конкретными именами творцов. Вобщем, уже под самый занавес (павильоны закрывались в 19 часов) и мою умирающую надежду никогда ЭТОГО не найти, мы напали на галериста из Прато, только что продавшего «сокровище» ни много ни мало за 240 тысяч евро. Моей неугомонной подруге ничего не оставалось, как смириться, я же возликовала, несмотря на грусть: «Но это же профанация!» - «Чистой воды, – согласился со мной счастливый продавец. – Какая-либо логика на арт-рынке сегодня полностью отсутствует. Искать ее бесполезно. Посмотрите, какая у меня прекрасная коллекция де Кирико. Да, конечно, он стоит дороже, да, его спрашивают, но продал я сегодня эту чертову консервную банку». Здесь полагается тушь, занавес и – до новых встреч с прекрасным. И только вам решать, что под этим понятием подразумевается.

 

Болонская ярмарка современного искусства ARTE FIERA, отметившая в этом году 40-летний юбилей, закончила свою работу. Сейчас ее уникальная коллекция, накопленная за эти годы, выставлена в городском музее MAMBO. Специальный комитет, в состав которого входят руководители итальянских и зарубежных арт-фондов, в ближайшие дни выберет четырех лучших художников «младше 40». Их работы поместят в национальной пинакотеке рядом с шедеврами классических мастеров. Обе экспозиции продлятся до 28 марта. Торопитесь, друзья мои!

 

Наталия Гулейкова-Сильвестри

Болонья – Москва

01.02.2016 г.

 


Наталия Гулейкова-Сильвестри - филолог, журналист, гид-переводчик в Италии. 

 

26.02.20161494
  • 1
Комментарии
Booking.com
помогиЭ Т А Ж А М в этом месяце собрано средств 10000.00

Журнал «ЭТАЖИ»

лауреат в номинации

ИНТЕРНЕТ-СМИ

журнал Этажи лауреат в номинации интернет-СМИ
На развитие литературно-художественного журнала "ЭТАЖИ"
руб.

Перевод проекту "ЭТАЖИ"

Уже в продаже ЭТАЖИ №4 (12) декабрь 2018




Сувенирная лавка футболки от Жозефины Тауровны
Сувенирная лавка Календари от Жозефины Тауровны
Наверх

Ваше сообщение успешно отправлено, мы ответим Вам в ближайшее время. Спасибо!

Обратная связь

Файл не выбран
Отправить

Регистрация прошла успешно, теперь Вы можете авторизоваться на сайте, используя свой Логин и Пароль.

Регистрация на сайте

Зарегистрироваться

Авторизация

Неверный e-mail или пароль

Авторизоваться