литературно-художественный журнал «ЭТАЖИ»

etazhi.red@yandex.ru

Алексей Колесников

Зал ожидания

20.01.2021
26.02.20162 331
Автор: Наталия Гулейкова-Сильвестри Категория: Чердак художника

Ярмарка современного искусства ARTE FIERA

 

 

В выходные я умышленно и целенаправленно посвятила себя прекрасному – съездила на знаменитую ярмарку современного искусства ARTE FIERA, которая ежегодно проходит в Болонье. Что я могу сказать? Увлекательно, ярко, зрелищно, интересно, местами даже оригинально, реже – по-настоящему талантливо, свежо, трогательно… Но (это именно та реакция, которую я от себя и ожидала) до сих пор предаюсь размышлениям об абсурдности бытия. Все эти «картинки с выставки» оказались, прежде всего, живой иллюстрацией к уже набившим оскомину разговорам о реалиях современного арт-рынка, бессмысленного и беспощадного.

Чопорные галеристы и «музейщики», искусствоведы-снобы, хищные арт-дилеры, наступающие им на пятки коллекционеры с цепким и наметанным глазом, художники с горделиво вскинутыми головами и наигранно-равнодушными лицами – словом, все более-менее осмысленные участники этой «ярмарки тщеславия» в сороковой раз разыграли четко отлаженный спектакль. Суть которого, как ни крути, все равно сводится к незатейливому «налетай, торопись, покупай живопись!». И это нормально. Ведь именно для продвижения и «раскрутки» молодых современных талантов – художников, скульпторов, фотографов, декораторов, как итальянских, так и зарубежных, и создавалась болонская ARTE FIERA, одна из крупнейших и старейших не только в Италии, но и во всей Европе. После почти пятичасового кружения по трем огромным павильонам (220 участников-экспозиционеров, в том числе 190 специализированных галерей, что на 40% больше, чем в 2013 году, более 2 тыс. произведений от более тысячи авторов, как с кричащими именами вроде Энди Уорхола, так и с ничего не говорящими) я решила взять тайм-аут. Немного отдохнув от просмотра бесконечных шедевров из «всего, что подвернется под руку» – особенно меня впечатлили простенькие геометрические фигуры из обычных коктейльных трубочек и «натуралистичные» торты из керамики (кстати, это и навело на мысль «неплохо бы пообедать») – я встретилась с куратором ярмарки, историком искусства, критиком Клаудио Спадони.

Как и водится, разговор начался с благостного «за здравие». «Первое открытие выставки ознаменовалось оглушительным успехом, – привычно сообщил синьор Спадони. – И сегодня, 40 лет спустя, она продолжает удерживать лидирующие позиции на мировом современном арт-рынке, несмотря на то, что подобные площадки заработали во многих других странах». По словам критика, пресловутый кризис, накрывший всех и вся, здесь совершенно не ощущается – ярмарка уверенно «растет» по всем показателям, включая объемы продаж. И хотя в этом году упор был сделан на самих итальянцев (как заметил Спадони, именно им сегодня принадлежит пальма первенства в «художественных высказываниях», о чем свидетельствуют торги и «Сотбис», и «Кристис»), «география» галеристов осталась достаточно широкой: Лондон, Париж, Берлин, Братислава, Монако, Пальма де Майорка, Стамбул, Инсбрук, Штутгарт, Нью-Йорк, Гавана… Коммерческая ценность произведений таких знаменитостей как Моранди, де Кирико, Фонтана и Мандзони, во многом, формировалась здесь, в павильонах болонского выставочного комплекса. Среди значимых открытий фьеры ее куратор также назвал представителей и так называемого «бедного искусства» (l’arte povera) – Яннис Кунеллис, Алигьеро Боетти, Джулио Паолини, и трансавангарда – Сандро Киа, Франческо Клементе, Энцо Кукки, Никола де Мария, Миммо Паладино. Среди ведущих тенденций последнего времени, по словам синьора Спадони, доминирует как бы возвращение в 60-е, но немного «с другой стороны». Поскольку идеи все же конечны, ничего не остается, как экспериментировать со способами их выражения – так на первый план выходят оптическое и кинетическое искусство, компьютерная графика, аналитическая живопись и концептуализм. Не могли мы не коснуться и щекотливой темы «почем опиум для народа». Разбег оказался весьма широким – от нескольких тысяч до десятка миллионов евро. В этом месте, как ни крути, а шила в мешке не утаишь, да и все давно уже всем известно, наша беседа плавно перешла к «за упокою». Ни о каких не то что талантах, но даже и об элементарных способностях, речь давно уже не идет – все зависит исключительно от имени галериста и «ловкости рук» арт-дилера. Выстраданные «божественные озарения» могут так и сгнить у непризнанного гения в подвале или на чердаке, а свихнувшийся бомонд будет скупать консервные банки с «дерьмом» Мандзони. И неважно, что там внутри – настоящие экскременты, гипсовая пыль или пустота… На вопрос о том, что можно посоветовать молодым художникам, пробующим себя в искусстве, куратор беспомощно развел руками: «Искать именитого галериста». Так, казалось бы, вечно-универсальное «шерше ля фам» на наших глазах претерпело необратимые изменения – муза, за полной ненадобностью, стоит в сторонке и нервно курит.

Вернувшись, как говорится, в поля, вернее, в павильоны, я в полной мере ощутила «скорбность момента» и верность наших со Спадони рассуждений. Так случилось, что на ярмарку я приехала не одна, а со своей давней приятельницей, итальянкой, кстати, художницей, преподающей историю современного искусства в лицее. То есть с человеком весьма подготовленным. И вдруг она заныла: «Vorrei vedere Merda d’artista» («Хочу увидеть «Дерьмо художника»). Заметив маниакальное выражение, проступившее на ее лице, я поняла, что сопротивление бесполезно, и мы пустились в поиски. Признаюсь, было непросто – в пресс-релизах значились лишь названия фондов и галерей, но без какой-либо «связки» с конкретными именами творцов. Вобщем, уже под самый занавес (павильоны закрывались в 19 часов) и мою умирающую надежду никогда ЭТОГО не найти, мы напали на галериста из Прато, только что продавшего «сокровище» ни много ни мало за 240 тысяч евро. Моей неугомонной подруге ничего не оставалось, как смириться, я же возликовала, несмотря на грусть: «Но это же профанация!» - «Чистой воды, – согласился со мной счастливый продавец. – Какая-либо логика на арт-рынке сегодня полностью отсутствует. Искать ее бесполезно. Посмотрите, какая у меня прекрасная коллекция де Кирико. Да, конечно, он стоит дороже, да, его спрашивают, но продал я сегодня эту чертову консервную банку». Здесь полагается тушь, занавес и – до новых встреч с прекрасным. И только вам решать, что под этим понятием подразумевается.

 

Болонская ярмарка современного искусства ARTE FIERA, отметившая в этом году 40-летний юбилей, закончила свою работу. Сейчас ее уникальная коллекция, накопленная за эти годы, выставлена в городском музее MAMBO. Специальный комитет, в состав которого входят руководители итальянских и зарубежных арт-фондов, в ближайшие дни выберет четырех лучших художников «младше 40». Их работы поместят в национальной пинакотеке рядом с шедеврами классических мастеров. Обе экспозиции продлятся до 28 марта. Торопитесь, друзья мои!

 

Наталия Гулейкова-Сильвестри

Болонья – Москва

01.02.2016 г.

 


Наталия Гулейкова-Сильвестри - филолог, журналист, гид-переводчик в Италии. 

 

26.02.20162 331
  • 1
Комментарии
  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent
Booking.com

Ольга Смагаринская

Соломон Волков: «Пушкин — наше всё, но я бы не хотел быть его соседом»

Таня Лоскутова

Лублу

Ирина Терра

Александр Кушнер: «Я всю жизнь хотел быть как все»

Ирина Терра

Наум Коржавин: «Настоящая жизнь моя была в Москве»

Ольга Смагаринская

Михаил Богин: «Я попал под горячую руку холодной войны»

Виктор Есипов

Майя

Борис Фабрикант

Валентина Полухина: «Я, конечно, была влюблена в Бродского»

Наталия Гулейкова-Сильвестри

Мир Тонино Гуэрры — это любовь

Ирэна Орлова

"В квартиру пробрался вор и украл большой желтый чемодан с рукописями".

Наталия Ковалёва

Человек-праздник, человек-миф, мальчик с дудочкой...

Павел Матвеев

Анатолий Кузнецов: судьба перебежчика

Екатерина Барбаняга

Павел Басинский: «Я ездил на место гибели Лизы Дьяконовой и знаю, что там

Павел Матвеев

Хроника агонии

Елена Кушнерова

Этери Анджапаридзе: «Я ещё не могла выговорить фамилию Нейгауз, но уже

Игорь Джерри Курас

Поступь

Светлана Волкова

Савушка и Валентина

Павел Матвеев

Поручик, газетчик, публицист

Марина Владимова

Я помню своего отца Георгия Владимова

Алёна Жукова

Страшная Маша

Ольга Смагаринская

Роман Каплан — душа «Русского Самовара»

помогиЭ Т А Ж А М в этом месяце собрано средств 700.00

Журнал «ЭТАЖИ»

лауреат в номинации

ИНТЕРНЕТ-СМИ

журнал Этажи лауреат в номинации интернет-СМИ
Booking.com
Уже в продаже ЭТАЖИ №1 (21) март 2021




Елена Кушнерова Музыкальные салоны для книги рекордов Гиннеса
Павел Матвеев Приближаясь к «Ардису»
Ольга Аникина Ровное дыхание
Сара Зельцер Арбату вопреки
Георгий Иванов (1894-1958) Две смерти
Владимир Эфроимсон Из воспоминаний об Арсении Тарковском
Павел Матвеев Чужая судьба
Нина Дунаева В чем цимес, Господи?..
Дарья Бобылёва Лишай
Ирина Терра Таня Лоскутова: «Я вышла в тамбур, чтобы выйти замуж»
Евгения Комарова Мы говорим на птичьем языке
Павел Матвеев Сквозь ледяную мглу
Нина Дунаева Постоять и вернуться
Наталья Рапопорт Это только чума
Владимир Резник Бессмысленный и беспощадный
Этажи Ждем ваши рассказы на Волошинском конкурсе
Гари Лайт Кроме кошек, глинтвейна, камина
Мария Малиновская Время собственное
Елена Фомина Николай Луганский: «Ощущение родины у каждого свое»
Ирина Терра От главного редактора. К выпуску журнала "Этажи" №1 (21) март 2021
Наверх

Ваше сообщение успешно отправлено, мы ответим Вам в ближайшее время. Спасибо!

Обратная связь

Файл не выбран
Отправить

Регистрация прошла успешно, теперь Вы можете авторизоваться на сайте, используя свой Логин и Пароль.

Регистрация на сайте

Зарегистрироваться

Авторизация

Неверный e-mail или пароль

Авторизоваться