литературно-художественный журнал «ЭТАЖИ»

[email protected]

20.06.20164 993
Автор: Ирина Терра Категория: Чердак художника

Самобытные «Игрушки» Виктории Басиной

Игрушки: корова. Дерево, масло, медь, эмаль, стекло, камень. 2015

 

 

Виктория Басина — современный художник — работает в смешанной технике с различными материалами: дерево, масло, акрил, мозаика, горячая эмаль на металле, цифровые изображения, сплавленное стекло. Ее работы — яркие, декоративные, и в то же время многослойные — наполнены загадочными символами и архетипическими образами. Сейчас в Москве в Восточной галерее (Пушкарев переулок, 10) проходит выставка работ Виктории из серии «Игрушки»,  которую еще можно успеть посетить. Ирина Терра побывала на выставке и побеседовала с художником о метафорах, которые нельзя воспринимать буквально; простом древнем жесте «fuck» и о корове с путинскими глазами.

 

Вика, когда началось ваше увлечение живописью, рисунком?

 

В детстве я постоянно рисовала и мечтала научиться это делать профессионально. Я училась в США на факультете электронной визуализации, это что-то вроде 3D анимации и виртуальной реальности, потом — в Суриковском институте на факультете живописи. В университете (в США) я посещала классы живописи и скульптуры, но там не преподавали вообще никакие технические навыки. Все сводилось к обсуждению идей и написанию текстов; о практической стороне вопроса и речи не было. Там, скорее, учили неординарно мыслить, а мне в тот момент хотелось приобрести определенные знания. В Суриковском институте мне сначала нравилось: я серьезно занималась рисунком и живописью, приобретала те навыки, о которых всегда мечтала. Но на старших курсах стало невыносимо скучно. Я как раз созрела для того, чтобы начать неординарно мыслить и делать что-то свое, выйдя за рамки институтского, но там такое совершенно не приветствовалось.

 

Ваши любимые художники и их работы?

 

У меня огромное количество любимых и при этом совершенно разных художников. Я люблю итальянцев: Филиппо Липпи, Караваджо, Бронзино, Джотто; голландцев: Босха и Вермеера; французов: Одилона Редона, Пуви де Шаванна и Гогена; немцев: Кети Колвиц и Отто Дикса; австрийцев Климта и Шиле; скандинавов: Хаммершоя и Мунка; русских: Филонова, Петрова-Водкина, Врубеля, Стожарова, Анненкова; обожаю американца Уейна Тибо и многих других. Недавно я познакомилась с русско-французским художником Дмитрием Цыкаловым, его работы меня поразили!

Мне нравятся многие современные художники работающие со стеклом или металлом, например, Чихули. Я большой поклонник искусства культуры Майя, древнерусского, ассирийского и древнеегипетского искусства, а также люблю декоративно-прикладное искусство самых разных народностей.

 

Судя по вашим картинам, вы работаете в разных техниках и совмещаете их. Расскажите, какие стили и техники встречаются в этой серии работ.

 

Моя выставка называется "Игрушки" по названию серии, выполненной в смешанной технике. Но вообще, на выставке представлены разные работы, сделанные мной за последние полтора года.

Я начинала как живописец, но потом мне стало интересно работать на стыке разных техник, совмещая традиционные материалы, которые используются столетиями, с современными. В моих работах смешанной техники я сочетаю дерево, живопись, мозаику, горячую эмаль на металле, цифровые изображения и сплавленное стекло. Мне нравится экспериментировать и совмещать разные материалы, одновременно решая какие-то художественные задачи.

  

С чего начинается задумка картины? Есть ли у вас определенная концепция, идея, которую вы стремитесь передать в работе?

 

Мои работы создаются из обрывков мыслей, визуальных образов, которые меня окружают и воображаемых образов, навеянных тем, что происходит сейчас в мире. Я работаю без эскизов и обычно смутно представляю результат своей работы. Действую интуитивно — начинаю работу с правого верхнего угла холста или доски, а дальше произведение как-то выстраивается само собой. Основополагающей идеей в моем искусстве, как и в жизни, является идея гуманизма. Меня волнует Человек и его взаимодействие с окружающим миром, с толпой, с многогранностью жизни, с огромным информационным потоком, от которого никуда не деться. Как и в жизни, в моих работах много информации, наслоения одного на другое, и того, что может показаться символами или метафорами, но все это не стоит считывать буквально. Ведь один и тот же образ или сочетание нескольких образов может обозначать совершенно разные смыслы для разных людей.

 

Игрушки: баба №1. Дерево, масло, медь, эмаль, камень, поталь. 2015Но есть архетипические образы (матери и ребенка, напр.), есть определенные знаки, жесты, символы, воспринимающиеся на чувственном уровне примерно одинаково. Что вы хотите сказать или донести до зрителя вот этим интересным жестом — «fuck». На ваших работах его показывает милая девушка с «божественными» чертами лица, улыбкой Моны Лизы и русским кокошником на голове, который по своим очертаниям напоминает нимб. Это вызов, провокация..?

 

У меня есть даже две работы с такими девушками. Но я смею считать, что мое искусство гораздо глубже, чем какая-нибудь провокация или вызов. Ведь провокация — это поверхностный способ привлечения внимания. Этот жест, на самом деле, очень древний и одновременно современный. В древней Греции его воспринимали как фаллический символ, в древнем Риме — как оберег от сглаза. В наше время это достаточно распространенный жест, он может обозначать как оскорбление, так и отпор. Oн скорее несет в себе агрессию, отказ, равнодушие. Метафоры на моих работах не стоит воспринимать буквально.  Это просто отрывки моих впечатлений, мыслей и ассоциаций, складывающихся в определенный образ. В них нет литературного составляющего. Мне хотелось бы, чтобы зритель не пытался расшифровать какой-то скрытый смысл в моих работах, а просто рассматривал их, находя что-то свое. Например, недавно один из посетителей выставки сказал, что у моей коровы из серии "Игрушки" — глаза Путина. Ну, у каждого свои ассоциации и впечатления...

 

На выставке представлены портреты Полины Жеребцовой (журналиста, писателя) и Андрея Родионова (поэта). Почему именно они? Вы знакомы с ними лично или только по их творческой деятельности? 

 

Виктория Басина на выставке

 

Близко я с ними не знакома. У меня была идея написать серию портретов моих современников, чью художественную деятельность я считаю интересной и значительной, и сделать ее в определенном стиле, когда один большой образ, в данном случае — лицо, составлено из множества отрывков, дробных образов и моих ассоциаций с этой личностью. Сначала я сделала портрет Полины, а потом решила продолжить. Я была под сильнейшим впечатлением после прочтения чеченских дневников Полины Жеребцовой. (Полина Жеребцова — писательница-документалист, поэтесса. Автор чеченских дневников и рассказов, охватывающих детство, отрочество и юность, на которые пришлись три чеченские войны, — ред.) Многое из того, что было написано про человеческую природу в экстремальных ситуациях у Шаламова, Гроссмана, Гюнтера Грасса и других, было описано и у Полины. Но меня поразило осознание того факта, что когда мир Полины рушился и она боролась за свою жизнь, я жила рядом в параллельном мире, где ничего этого не происходило. Все, конечно, знали, что где-то там — война, но это было далеко и нереально как-то. Но самое страшное, что все эти ужасы не остались в прошлом, они продолжаются и сейчас, а люди живут своей параллельной жизнью и не хотят ничего замечать. Мне кажется, что эти дневники должны быть не менее известны, читаемы и цитируемы, чем, например, дневники Анны Франк, но почему-то об их существовании и о Полине мало кто знает. На открытии выставки люди узнавали портрет Андрея Родионова, хотя его имя нигде не упоминается. А потом спрашивали — кто такая Полина Жеребцова? В итоге, я повесила под картиной объяснительную табличку. Я рада, что люди знают классную современную поэзию, но все-таки о дневниках Полины Жеребцовой должен знать каждый. В нашем обществе так не хватает сочувствия и сострадания, а ведь это — самое важное человеческое качество. Я так думаю.

 

Какая у них была реакция на портреты?

 

Полина написала, что портрет ей очень понравился. У Андрея реакция была тоже положительная, но я не была уверена, что ему на самом деле портрет понравился, поэтому на всякий случай, назвала его «портрет поэта», без имени.

 

Я знаю, вы проводите волонтерские занятия живописью с детьми из интерната. Расскажите об этом подробнее.

 

Я занимаюсь с детьми в центре «Дети Марии». Этот центр основан невероятной женщиной Марией Елисеевой для социальной и интеллектуальной реабилитации  детей сирот посредством искусства. Я никогда не встречала человека способного дарить такое количество любви и заботы окружающим. Она кардинально изменила судьбы десятков, если не сотен детей. В ее центре для детей создается атмосфера абсолютного принятия и дружбы, их окружают замечательные взрослые, которым не все равно. Я занимаюсь с подростками из психоневрологического интерната. Скорее всего они всю жизнь проведут в казенных учреждениях, и хотя у них есть нормальные бытовые условия и воспитатели, им очень не хватает индивидуального внимания и дружеского общения с людьми из другого — нашего мира. Многие из них невероятно способны и талантливы, и мне приятно с ними работать.

 

В центре Дети Марии

 

К чему вы сейчас стремитесь в своей работе? Какие творческие планы?

 

Последнее время я серьезно занялась горячей эмалью. Даже создала линию украшений. Хочу сделать новые работы в смешанной технике, продолжить серию портретов и несколько других уже начатых серий. У меня всегда накапливается сразу много идей, на реализацию которых может уйти несколько лет.

 

Беседовала Ирина Терра

Москва

июнь 2016

 

Анонс мероприятия!

 

Виктория Басина приглашает всех на закрытие выставки работ "Игрушки"

24 июня в 19-00.

Вход — свободный.

Восточная галерея, Пушкарев переулок, 10.

Подробности здесь

 

 

 

20.06.20164 993
  • 8
Комментарии
Ещё публикации по теме

Ольга Смагаринская

Соломон Волков: «Пушкин — наше всё, но я бы не хотел быть его соседом»

Павел Матвеев

Смерть Блока

Ольга Смагаринская

Роман Каплан — душа «Русского Самовара»

Ирина Терра

Александр Кушнер: «Я всю жизнь хотел быть как все»

Ирина Терра

Наум Коржавин: «Настоящая жизнь моя была в Москве»

Елена Кушнерова

Этери Анджапаридзе: «Я ещё не могла выговорить фамилию Нейгауз, но уже

Эмиль Сокольский

Поющий свет. Памяти Зинаиды Миркиной и Григория Померанца

Михаил Вирозуб

Покаяние Пастернака. Черновик

Игорь Джерри Курас

Камертон

Елена Кушнерова

Борис Блох: «Я думал, что главное — хорошо играть»

Людмила Безрукова

Возвращение невозвращенца

Дмитрий Петров

Смена столиц

Елизавета Евстигнеева

Земное и небесное

Наталья Рапопорт

Катапульта

Анна Лужбина

Стыд

Галина Лившиц

Первое немецкое слово, которое я запомнила, было Kinder

Борис Фабрикант

Ефим Гофман: «Синявский был похож на инопланетянина»

Марианна Тайманова

Встреча с Кундерой

Сергей Беляков

Парижские мальчики

Наталья Рапопорт

Мария Васильевна Розанова-Синявская, короткие встречи

Уже в продаже ЭТАЖИ 1 (33) март 2024




Наверх

Ваше сообщение успешно отправлено, мы ответим Вам в ближайшее время. Спасибо!

Обратная связь

Файл не выбран
Отправить

Регистрация прошла успешно, теперь Вы можете авторизоваться на сайте, используя свой Логин и Пароль.

Регистрация на сайте

Зарегистрироваться

Авторизация

Неверный e-mail или пароль

Авторизоваться