литературно-художественный журнал «ЭТАЖИ»

[email protected]

Татьяна Веретенова

Трагедия несоветского человека

11.11.2023
Вход через соц сети:
21.03.20232 982
Автор: Нина Дунаева Категория: Бельэтаж

Идеальный герой


В последний день зимы внезапно оказалась в Театре кукол им. С.В. Образцова. К своему стыду признаться, я там не была с тех пор, как дочь подросла. И очень зря. Всмотрелась вчера в афишу и наметила несколько постановок из упущенных, на которые необходимо сходить. «Ленинградка», «Снеговик», «Играем Шекспира» — привлекли моё внимание.

Вчера же я смотрела номинированный на Российскую Национальную театральную Премию «Золотая маска» спектакль «Я — Сергей Образцов» с Евгением Цыгановым в главной роли (он сам тоже номинирован на премию, как актер кукольного театра). Спектаклю пошел второй годик, его премьера состоялась еще в декабре 2021 года, а билеты раскупаются, как горячие пирожки, да на два месяца вперед, несмотря на то, что трансляцию спектакля уже и по телевизору показывали. Начало действия задержали минут на пятнадцать, пока администраторы пытались усадить контрамарочников на редкие свободные места. Проходы между рядами узкие, кресла специальные — широкие (с возможностью разместить малыша на сложенное кресло повыше), в общем, чтобы габаритного зрителя в центр усадить, нужно весь ряд не просто поднять, а желательно, вообще попросить выйти и пройти к своим местам еще разок. Рассказываю о мелочах, так как полагаю, что они вполне свидетельствуют об успехе постановки у зрителя, и номинация на «Маску» тут ни при чем. Впрочем, успех этот итак несомненен, стоит взглянуть на отзывы рядовых зрителей в сети.

 

Выпущенный к 120-летнему юбилею Сергея Владимировича Образцова спектакль действительно есть полное средоточие доброты и обаяния. Ожившая сказка, добрый кукловод, которого многие помнят с детства, таким и остается в спектакле, ни на мгновение этот образ не покидая. Инсценировка по книгам и воспоминаниям Сергея Владимировича написана его другом, театроведом Борисом Голдовским, и внучкой, режиссером Екатериной Образцовой. Ей же сделана и постановка. Этим, вероятно, во многом обусловлена теплота и отсутствие острых углов в пьесе. Что самой пьесе, конечно, не на пользу. Конфликта в ней нет в принципе. С собой у героя конфликта нет. С эпохой, на фоне которой рисуется портрет Образцова, конфликта тоже, скажем прямо, нет. От холода и голода — пели. От арестов друзей прятались в себя и верили системе. Детей и зверюшек любили, а от любых сомнений лекарство одно — труд. Вдумчивый и образованный зритель, понятное дело, осознает, что все далеко не так просто. Что показывают нам высушенное резюме. Парадное резюме, я бы сказала, состоящее из шуток, историй и прибауток. И понятно, что в двухчасовой спектакль всю длинную жизнь (91 год!) не вместить, но пунктир действия тоже выбран специфически. Например, подробно рассказано про первую жену Образцова, Софью, рано и скоропостижно скончавшуюся. Но совершенно даже не упоминается вторая жена — Ольга, вырастившая детей от первого брака и прожившая с Образцовым вместе почти 50 лет. Видимо, трагедия с Софьей олицетворяла превратности и сложность судьбы, а во втором браке таких символичных олицетворений не случилось.

После первых показов спектакля читала в отзывах знакомых, как хорош Евгений Цыганов в роли Образцова. Согласна, актер действительно смотрится очень органично. Кстати, Евгений дальний родственник Сергея Образцова, кажется, внучатый племянник, что, конечно, никакого значения не имеет, но создает больший флёр семьи над делом жизни Образцова, расширяет театральную династию. Цыганов фантастически точно копирует пластику и речь Сергея Владимировича, я поначалу даже вздрогнула, услышав знакомую интонацию. Я ее с детства помню. Голос в «Нашей Чукоккале» — голос Образцова. На «Чукоккалу» не только меня мама водила, но и я сама обоих собственных детей. Но знаете, что я подумала?.. Из-за того, что конфликта в пьесе нет, играть в ней Цыганову особо нечего. Только копировать манеру героя и читать текст, читать текст... Текста много — сплошное повествование. И внезапно мне показалось, что куклы в постановке переиграли живого актера, как бы неровно я ни дышала к Евгению Цыганову. Он и куклы оказались не равнозначными партнерами. Куклы были ярче и выразительнее.

 

Куклы (в спектакле задействовано порядка 13 артистов), сценография (художники Сергей Алимов и Александра Дашевская), музыка (музыкальное оформление Екатерины Чевской), компоновка номеров в контексте действия — мне понравилось всё. Глаз радовался и отдыхал. Всего в меру и со вкусом. Гармонично вписались видеопроекции рисунков Образцова (видеохудожник Юлия Михеева), записи романсов. В общем, всё работало на ностальгию и любование. Потому и зрителю нравится. Может, и не надо зрителю сейчас никаких терзаний и конфликтов. Однако, буквально на днях по случайности я смотрела сериал про Шаляпина и думала: если в сериале и есть достоинства, так они именно в том, что Шаляпин в фильме не безупречный герой, а вполне такой человек с проблемным характером и слабостями. А вот Сергей Владимирович Образцов в спектакле — идеальный герой.

Впрочем, даже меня, скептика, его высказывание о том, что полноценный человек должен смеяться и должен мечтать, заставляет с ним безоговорочно соглашаться и верить ему. Очень востребованная, мне кажется, в сегодняшнем дне мысль.

Так что давайте непременно смеяться и мечтать. И кукольный театр в этом в помощь даже взрослому человеку, а не только ребенку.

 

Фотографии взяты с официального сайта театра


Все тексты Нины Дунаевой в «Этажах»

 

 

Нина Дунаева родилась в Москве. С 2012 года занимается реализацией литературных проектов. Соучредитель Фонда «Волошинский сентябрь» и член оргкомитета Волошинского литературного фестиваля. Куратор драматургической программы Волошинского литературного конкурса, эксперт конкурса «Кульминация». Театральный критик. 

 

 

21.03.20232 982
  • 0
Комментарии

Ольга Смагаринская

Соломон Волков: «Пушкин — наше всё, но я бы не хотел быть его соседом»

Павел Матвеев

Смерть Блока

Ольга Смагаринская

Роман Каплан — душа «Русского Самовара»

Ирина Терра

Александр Кушнер: «Я всю жизнь хотел быть как все»

Ирина Терра

Наум Коржавин: «Настоящая жизнь моя была в Москве»

Елена Кушнерова

Этери Анджапаридзе: «Я ещё не могла выговорить фамилию Нейгауз, но уже

Эмиль Сокольский

Поющий свет. Памяти Зинаиды Миркиной и Григория Померанца

Михаил Вирозуб

Покаяние Пастернака. Черновик

Игорь Джерри Курас

Камертон

Елена Кушнерова

Борис Блох: «Я думал, что главное — хорошо играть»

Людмила Безрукова

Возвращение невозвращенца

Дмитрий Петров

Смена столиц

Елизавета Евстигнеева

Земное и небесное

Наталья Рапопорт

Катапульта

Анна Лужбина

Стыд

Галина Лившиц

Первое немецкое слово, которое я запомнила, было Kinder

Борис Фабрикант

Ефим Гофман: «Синявский был похож на инопланетянина»

Марианна Тайманова

Встреча с Кундерой

Сергей Беляков

Парижские мальчики

Наталья Рапопорт

Мария Васильевна Розанова-Синявская, короткие встречи

Уже в продаже ЭТАЖИ 1 (33) март 2024




Наверх

Ваше сообщение успешно отправлено, мы ответим Вам в ближайшее время. Спасибо!

Обратная связь

Файл не выбран
Отправить

Регистрация прошла успешно, теперь Вы можете авторизоваться на сайте, используя свой Логин и Пароль.

Регистрация на сайте

Зарегистрироваться

Авторизация

Неверный e-mail или пароль

Авторизоваться