Читать "Этажи" №2 (14) июнь 2019
В апреле я побывала на удивительном однодневном фестивале «Бабочка», который проходил в музее театрального и музыкального искусства в Санкт-Петербурге. Вадим Жук и Таня Вольтская задумали его как фестиваль синтеза искусств — в один день узнать о современном театре, анимации, скульптуре, поэзии, кино. Получился интересный фестиваль-марафон: с трех дня и до восьми вечера нон-стопом шли встречи и беседы с мастерами разных творческих направлений.
Молодые киноведы показывали фильм о подростках-наркоманах из реабилитационного центра, скульптор Дмитрий Каминкер рассказывал о своих новых работах «Шмель» и «Бабочка Набокова» (когда-нибудь мы увидим их во двориках и скверах Петербурга), режиссер-аниматор Дмитрий Высоцкий рассуждал о технике создания рисунка и показывал мультики для детей и взрослых. Таня Вольтская читала свои стихи под звуки флейты Ольги Манусовой и хореографию Анны Румянцевой — смелый эксперимент, учитывая то, что зрительный тип восприятия всегда сильнее аудиального, и стихи могли стать просто фоном для хореографии, но тут получилась удивительная гармония слова, музыки и движения.
Закончился фестиваль поэтическим чтением, а я рассказала немного о нашем журнале, ответила на вопросы Вадима о традициях в журнальном деле и тоже почитала стихи наших авторов.
Вадим Жук написал послесловие к «Бабочке», где смело высказался о себе в третьем лице, что дозволительно только великим — ему и Иосифу Флавию. Желаю только что зародившемуся фестивалю долгих лет и виртуозных полетов!
Гуляя по прекрасному Петербургу, я зашла в «Подписные издания» (Литейный, 57), проведала наши журналы. Стоят на самом видном месте — по дороге на второй этаж, где кофейня-читальня. Старые номера уже немного заляпаны пятнами от кофе — это хорошо, значит, берут и читают. И покупают тут лучше, чем в московских книжных, уж очень удачно полка расположена. Купила книгу с лекциями Самуила Лурье «Техника текста», буду изучать и подходить к отбору текстов еще строже, трепещите… А если серьезно, то нам в журнал требуются критические эссе и разборы, но только самые лучшие — интересные, обоснованные, профессиональные. Но таких текстов пока нет (не присылают), а печатать хвалебные рекламные материалы, написанные по-дружбе или заказанные за деньги, мы не хотим — не видим в этом смысла. Именно поэтому в «Этажах» много журналистики, эссеистики, мемуаров и недостаток критики — мы отбираем лучшее из присланного, но, к сожалению, серьезной критики в нашей ред. почте еще не встречали.
О третьем литературном фестивале им. Максима Горького, который прошел в марте в Нижнем Новгороде, я слышала только восхищенные отзывы — стал лучше, профессиональнее, душевнее, «провинциальный слёт писателей и поэтов трансформировался в полноценный международный фестиваль национального калибра». Что же, остается поверить на слово участникам фестиваля (подробнее).
У нас есть прекрасная новость для авторов и читателей журнала — теперь печатные номера поставляются в американские университеты для кафедры славистики:
1.The University of Chicago Library
2. Princeton University Library
3. Harvard College Library
В этом номере в рубрике «Главный жанр» вы сможете прочитать уникальное интервью с Соломоном Волковым, с которым беседовала наш корреспондент в НЙ Ольга Смагаринская. Получилась интересная, глубокая беседа и объемный материал, который не поднялась рука сокращать — каждое слово останется в истории, будет изучаться и еще много раз перечитываться. На мой взгляд, это одно из лучших (если не лучшее) интервью с Соломоном Волковым, наиболее полно раскрывающее личность известного интервьюера и документалиста, который всегда оставался в тени своих героев-собеседников. Ольге удалось вызвать на откровение того, кто сам привык задавать вопросы, и из интервью становится понятно, насколько эмоционально тяжело давались все его беседы — с Шостаковичем, Бродским, Баланчиным, Евтушенко…
На сайте интервью прочитали 80 тысяч человек, 8 тысяч лайков и репостов в соц. сетях и бесконечное количество восхищенных и благодарных отзывов. Я рада, что интервью состоялось, что Соломон Моисеевич согласился дать его именно нашему журналу, и что беседовала именно Ольга Смагаринская, задавшая новую высоту в профессиональной журналистике.
В рубрике «Exegi Monumentum» мы вспоминаем русскую поэтессу второй волны эмиграции, эссеиста, переводчика и критика Валентину Синкевич, которой не стало год назад — 25 июня 2018 года (она не дожила всего 3 месяца до своего 92-летия). О сложном и трагическом военном периоде (трудовые концлагеря в Германии), ее жизни в эмиграции в США, работе главным редактором в альманахе «Встречи» и многом другом мы попросили рассказать ее коллегу и близкую знакомую, поэта и переводчика Елену Дубровину (читать). И я хочу выразить огромную благодарность Елене за предоставленное эссе и помощь в составлении подборки стихотворений В. Синкевич.
В эссе «Андрей Битов. Начало» Юлия Медведева рассказывает о встрече с легендарным писателем-постмодернистом на вручении премии альманаха «Молодой Петербург», в котором в свое время Андрей Георгиевич дебютировал. У Юли остались записи, в которых А.Г. Битов, скончавшийся в декабре прошлого года, вспоминает свои первые публикации, цензуру в издательстве, учебу в ЛИТО и своего верного редактора, «ангела-хранителя» Киру Михайловну Успенскую, тридцать лет проработавшую в Ленинградском отделении «Совписа».
И как обычно, встречайте наших поэтов и прозаиков, их в этом номере не много (пришлось сократить из-за объемных журналистских материалов), но зато какие! Писатели Александр Снегирев и Елена Макарова и поэты Ольга Аникина и Василий Нацентов (у Василия — дебют в нашем журнале!)
Иллюстрации к рассказам выполнила художник, дизайнер и педагог Мария Макарова (дочка Елены Макаровой и внучка Инны Лиснянской). Если учесть, что июньский номер прошлого года был посвящен памяти И.Лиснянской и С.Липкина, то «Этажами» охвачено творчество уже трех поколений одной семьи — ярких и талантливых поэтов, писателей и художников. Даешь четвертое!
Всем приятного чтения и до сентября!
Ваша И.Т.
Соломон Волков: «Пушкин — наше всё, но я бы не хотел быть его соседом»
Смерть Блока
Роман Каплан — душа «Русского Самовара»
Александр Кушнер: «Я всю жизнь хотел быть как все»
Наум Коржавин: «Настоящая жизнь моя была в Москве»
Этери Анджапаридзе: «Я ещё не могла выговорить фамилию Нейгауз, но уже
Поющий свет. Памяти Зинаиды Миркиной и Григория Померанца
Покаяние Пастернака. Черновик
Камертон
Борис Блох: «Я думал, что главное — хорошо играть»
Возвращение невозвращенца
Смена столиц
Земное и небесное
Катапульта
Стыд
Ефим Гофман: «Синявский был похож на инопланетянина»
Первое немецкое слово, которое я запомнила, было Kinder
Встреча с Кундерой
Парижские мальчики
Мария Васильевна Розанова-Синявская, короткие встречи