литературно-художественный журнал «ЭТАЖИ»

etazhi.red@yandex.ru

Павел Матвеев

Издатель из Квинса

02.06.2023
Вход через соц сети:
04.11.20174 660
Автор: Елена Фомина Категория: Музыкальная гостиная

Георгий Войлочников: «Самая понимающая публика — в России»

Георгий Войлочников

Среди пианистов молодого поколения Георгий Войлочников — особенный. Для успешной карьеры у него есть всё: авторитетная школа Московской консерватории, первые премии крупных международных конкурсов, яркая внешность. А еще — острый ум, парадоксальная логика и подлинный дар интерпретатора, который помогает ему выразить самую суть музыки. Войлочников не ищет лёгких путей, выбирая для выступлений сложные программы, предлагая слушателям размышлять вместе с ним над вечными вопросами. Как в гениальном верлибре Геннадия Алексеева:

Тысячу раз я спрашивал себя:
Быть или не быть?
И тысячу раз в ответ
Пожимал плечами.

В облике пианиста есть что-то от Гамлета и Маленького Принца, покинувшего свою планету. Во время игры он ищет, страдает, радуется, теряет и обретает, и в этой искренности высказывания — его преимущество и непохожесть на других.

В октябре 2017 года Георгий Войлочников дал серию концертов на родине. В программу гастролей вошли Второй и Четвертый фортепианные концерты Бетховена с Липецким симфоническим оркестром (дирижер — Валерий Тупиков) и Академическим симфоническим оркестром Воронежской филармонии (дирижер — Чен Шу Си, Тайвань), а также клавирабенд в одном из старинных залов Воронежа — Большом зале музыкального колледжа имени Ростроповичей, где прозвучали произведения Баха, Бетховена, Шопена, Шумана, Мендельсона, Брамса, Бартока. Этот концерт пианист посвятил памяти своего воронежского педагога – Валерия Волкова. Сегодня Георгий Войлочников стажируется в Высшей школе музыки Кёльна под руководством профессора Ильи Шепса. В нашей беседе пианист рассуждает, о том, что отличает россиян от немцев в восприятии музыки и стоит ли русскому музыканту учиться за границей.

 

Вы уже прижились в Германии?

 

Наверное, нет, потому что я нахожусь вне немецкого социума и всё ещё не говорю по-немецки. Но мне стало комфортнее, я ко многим вещам привык.

 

Это касается специфики занятий в Германии? Они отличаются от уроков с русскими педагогами?

 

Я не могу сказать, что занимаюсь с нерусским педагогом, потому что мой профессор, Илья Шепс, из России. У немецких педагогов есть некие нюансы. Как правило, это строгое ограничение по времени — ни на грамм больше занятий, а я себя в этом плане чувствую свободно. Да мне и не то чтобы много времени нужно для занятий с профессором. Но я использую каждую возможность поиграть ему, хотя и предпочитаю многие вещи делать самостоятельно, он это знает.

 

А что дают эти занятия вам, уже сформировавшемуся музыканту?

 

Мне в этом смысле очень повезло, потому что Илья Иосифович Шепс, который со мной занимается в Кёльне, никогда не пытается радикально менять образ и строй моих мыслей. Когда ему что-то не нравится, он говорит об этом открыто, хотя и очень деликатно. И это, как правило, меняет мою интерпретацию. У него очень интересные идеи в смысле трактовки ткани, оркестровых звучаний. Он редко мыслит фортепианными категориями, и мне это нравится. У него яркое образное мышление, это нейгаузовская традиция, хотя он ученик Льва Власенко. Но Шепс был близок с Верой Горностаевой, а Вера Васильевна была апологетом школы Нейгауза. Что касается образной манеры, поэтических ассоциаций — у моего профессора очень богатый язык в этом смысле.

 

Георгий Войлочников

Как вы к нему попали?

 

Случайно. Но могу сказать, что и к Станиславу Григорьевичу Иголинскому в Московской консерватории, и к Илье Иосифовичу Шепсу в Кёльнской хохшуле я попал благодаря одним и тем же людям. Мне посчастливилось в Гнесинском училище учиться по классу концертмейстерского искусства у Татьяны Николаевны Натаровой. Это замечательная пианистка, ученица Бориса Моисеевича Берлина. Она супруга Сергея Борисовича Яковенко — уникального певца с фантастической душой и интеллектом. Мне очень повезло, потому что Татьяна Николаевна попросила его проиллюстрировать Dichterliebe Шумана на моем госэкзамене в училище. Ха-ха, кто кому иллюстрировал! Я помню, как он назначил мне репетицию в театре Сац. Я не совсем понимал, с кем имею дело, мне тогда было лет восемнадцать. И во время репетиции он начал говорить мне, что здесь ритм у Шумана, как в записях Английских сюит Баха в исполнении Гульда. Я считал себя тогда большим специалистом по Гульду, и вдруг мне открывает глаза другой человек! После этого мой мир перевернулся. Собственно, благодаря ему я попал и к профессору Станиславу Григорьевичу Иголинскому, и профессору Шепсу в Кёльне. В советские времена Илья Иосифович был партнером Сергея Яковенко. Самым большим их трудом является цикл «Тихие песни» Сильвестрова, они исполняли премьеру в Малом зале консерватории, говорят, это было что-то невообразимое.

 

Вам везет на людей, которые вас поддерживают?

 

В этом смысле я абсолютно счастливый человек.

 

А что бы посоветовали вашим ровесникам, которые едут учиться за рубеж после российских музыкальных вузов? Как себя вести? Как показаться педагогу?

 

Я не знаю, как надо. Но уверен, что так, как поступил я, наверное, делать не надо.

 

Почему?

 

В моем случае это было не то что бегство, но вынужденная мера.

 

Вам стало тесно в Москве?

 

Нет, мне было абсолютно комфортно, я не хотел никуда уезжать. Пришлось это сделать из-за обычных бытовых проблем. Я окончил в Москве всё, что можно было окончить, и никому там не был нужен. У меня не было концертов. И рано или поздно я бы поставил крест на своих фортепианных опытах. Закончилась аспирантура — закончилось общежитие. Москва — не слишком доступное место для жилья. Нужно было больше работать концертмейстером, вести уроки в школе. На рояль бы просто не осталось сил. Я знаю, о чем говорю, потому что с 18 лет работал концертмейстером сначала в Свято-Тихоновском богословском институте, потом в Гнесинском институте, параллельно работал в школе имени Шопена, затем в Шопеновском училище. Благодаря этой работе я последние семь лет жил в Москве. Меня спасало то, что было общежитие. И встал вопрос: либо я остаюсь жить в Москве, находясь в концертмейстерском мире, либо продолжаю играть на рояле. Не могу сказать, что мне не интересно концертмейстерство, но играть на рояле было на тот момент важнее. И я уехал, как только возникла эта возможность. Но внутренняя борьба продолжалась еще довольно долго: какого чёрта я здесь делаю?

 

 

Вас не устраивает сама система образования в Германии?

 

Система, на мой взгляд, абсолютно бестолковая, но она дает намного больше свободы выбора в профессии. Там нет как такового сильного базового начального и среднего звеньев: того, чему у нас обучают с детства — упражнений, гамм, этюдов, теоретических дисциплин.

 

Люди приходят учиться, потому что просто любят музыку?

 

Да, и это здорово! Но иногда это просто, мягко говоря, странно выглядит. Но среди этих людей иногда попадаются действительно очень талантливые. У нас высокий общий уровень и много талантливых людей, а для общего уровня в Германии это редкость, поэтому по-настоящему одаренные люди более заметны.

 

А как у вас складывается с востребованностью в Германии?

 

Лучше, чем в России. Я стал больше играть. Есть мысли заняться камерной музыкой. Честно говоря, я многое отдал бы за работу ассистентом. У меня были великолепные педагоги, я постарался взять всё, что смог, и многое мог бы отдать.

 

А немецкие слушатели вас понимают?

 

Чаще да, чем нет, но вообще, в Европе, как я успел это понять, не очень любят страдать. Восприятие музыки — это тоже жертва. Процесс, который требует отдачи, иногда не меньшей, чем от исполнителя. И соответствующего уровня подготовки, если речь идёт о серьёзной музыке. В Германии слушатели встают, аплодируют, иногда доходят до полного экстаза. В основном это люди, которым за 50. Поколение, которое было воспитано в старых традициях. В них с детства заложено уважение к артисту, который находится на сцене. И они искренне аплодируют, иногда ничего, к сожалению, не понимая. Но то, что в Германии самая продвинутая публика, на мой взгляд, уже миф. Вкусы поменялись в 90-е годы. Самая понимающая публика сейчас в России. Наши слушатели приходят с уже готовой концепцией того, что им предстоит услышать: они же лично обсуждали это с Моцартом или Шопеном! Но если ты их убедил, это победа.

 

Георгий Войлочников

В вашем репертуаре есть произведения, которые будут с вами всегда?

 

Даже не знаю. Например, Фантазию Шопена ор.49 я выучил, когда мне было лет семнадцать. Я её играл довольно продолжительное время. И мне казалось, что я буду жить с этим сочинением. Последний раз я его играл году в 2008, наверное. С тех пор мне так и не хочется к нему вернуться. Думаю, Брамса и Шуберта я буду играть всегда. Есть планы, которые я хотел бы реализовать в этих авторах.

 

Выходит, в Шопене вы себя исчерпали?

 

Да не исчерпал… Я себе давно в этом признался: у меня с ним странные взаимоотношения.

 

Я вспоминаю слова вашего педагога в Гнесинском колледже, Андрея Фёдоровича Хитрука, который сказал, что за всю его огромную практику всерьёз заниматься Шопеном можно было только с двумя или тремя учениками. И среди них назвал ваше имя.

 

Я думаю, что время придёт. Я это просто знаю: Шопен позовёт опять. Я почему-то сейчас не испытываю от него такого колоссального удовольствия, как от Брамса, например, или от Шуберта, или от Скрябина. И мне грустно от этого.

 

Беседовала Елена Фомина, Воронеж, октябрь 2017

Фото Натальи Коньшиной

 

Георгий Войлочников родился в 1985 году в Воронеже, окончил Воронежскую среднюю специальную музыкальную школу (класс Валерия Волкова), музыкальный колледж имени Гнесиных в Москве (класс заслуженного работника культуры РФ Андрея Хитрука), Московскую консерваторию имени П.И. Чайковского и аспирантуру консерватории (класс заслуженного артиста РФ профессора Станислава Иголинского). С 2014 года стажируется в Кёльнской Высшей школе музыки (класс профессора Ильи Шепса). За плечами молодого музыканта немало крупных побед на престижных международных конкурсах. Войлочников – лауреат I премии IV Международного конкурса пианистов имени А.Н. Скрябина (2008), The 2nd Takamatsu International Piano Competition (Япония, 2010), XVI International Piano Competition (Андорра, 2010), лауреат I премии и приза публики на Internationaler Musikwettbewerb Koeln (Германия, 2014) и других крупных музыкальных состязаний.  Выступает в России и за рубежом. Участник грантового проекта Воронежской филармонии «Воронежские имена», который представляет уроженцев Воронежа, достигших мирового признания.

 

Елена Фомина окончила отделение теории музыки Воронежского музыкального училища и филологический факультет Воронежского государственного университета. Работала корреспондентом службы радиовещания ВГТРК. Обозреватель интернет-журнала "Культура ВРН", специальный корреспондент радио «Орфей» в Воронеже. С 1996 года публикуется в местных СМИ с материалами о музыке и театре. Сотрудничает с такими изданиями, как "Петербургский театральный журнал", "Музыкальная жизнь", "Музыкальное обозрение", "Музыкальные сезоны".  

04.11.20174 660
  • 6
Комментарии

Ольга Смагаринская

Соломон Волков: «Пушкин — наше всё, но я бы не хотел быть его соседом»

Павел Матвеев

Смерть Блока

Ольга Смагаринская

Роман Каплан — душа «Русского Самовара»

Ирина Терра

Александр Кушнер: «Я всю жизнь хотел быть как все»

Наталия Гулейкова-Сильвестри

Мир Тонино Гуэрры — это любовь

Елена Кушнерова

Этери Анджапаридзе: «Я ещё не могла выговорить фамилию Нейгауз, но уже

Эмиль Сокольский

Поющий свет. Памяти Зинаиды Миркиной и Григория Померанца

Михаил Вирозуб

Покаяние Пастернака. Черновик

Юлия Медведева

Андрей Битов. Начало

Игорь Джерри Курас

Камертон

Сергей Чупринин

Вот жизнь моя. Фейсбучный роман. Избранное

Людмила Штерн

Зинка из Фонарных бань

Людмила Безрукова

Возвращение невозвращенца

Леонид Бахнов

В сетях шпионажа

Дмитрий Петров

Смена столиц

Лена Берсон

Мама, я на войне, позвоню потом

Елизавета Евстигнеева

Земное и небесное

Анна Лужбина

Стыд

Наталья Рапопорт

Катапульта

Галина Лившиц

Первое немецкое слово, которое я запомнила, было Kinder

Уже в продаже ЭТАЖИ 3 (31) сентябрь 2023




Наверх

Ваше сообщение успешно отправлено, мы ответим Вам в ближайшее время. Спасибо!

Обратная связь

Файл не выбран
Отправить

Регистрация прошла успешно, теперь Вы можете авторизоваться на сайте, используя свой Логин и Пароль.

Регистрация на сайте

Зарегистрироваться

Авторизация

Неверный e-mail или пароль

Авторизоваться