Армянские записи
***
До простых вещей тут жизнь растёрта.
Я точу глаза о красный камень.
Тут пейзажи в стиле натюрморта,
как любил седой французский парень,
рисовавший гору-гору-гору
каждый день, как делают зарядку.
Разве это вдохновенье? Впору
оторвать ненужную заплатку.
Пусть уж плоть откроется на язве.
По уму, наитью, волшебству ли —
как всё это делается разве
так уж важно, если существует?
Об отце мы скажем и о сыне,
а о духе что за разговоры.
Ехала машина по равнине
и пропала, потому что горы.
***
Непроделанная дорога как незажившая рана.
Или словно спишь и тебя позвали.
Просыпаешься где-то в снегах Севана,
на продавленном облаками перевале,
на подмёрзшем шоссе на пути в Тбилиси.
Говоришь: взбодрись, нестарое сердце!
Для того ли наставлены эти выси,
чтобы можно было на них согреться?
Для того ли всё утро звенел будильник,
чтоб теперь возвращаться в песочный город,
в одноместный номер, включать холодильник...
Ну а холод что? Да и где не холод.
Знаешь сам, что дело совсем не в Тбилиси.
В том, что дальше, где мечется тень лосихи
и хоронит лис целый выводок лисий
в придорожных зарослях облепихи.
Знаешь сам, где родина, там непросто.
Подними же дубовый листок лежалый.
Есть на озере остров, разжалованный в полуостров.
Вот туда бы пойти, пожалуй.
Татев
Расскажу о Корлеоне доне.
Осенью идёт на нерест рыба.
Я ж заночевал в армянском доме,
не дойдя немного до обрыва.
Днём по склонам собирал орехи,
возле нор растягивался лисьих,
наблюдал, как убегают реки,
умыкая золотишко листьев.
Вечером мы пили с армянином.
Водку звали Белая дорога.
Две бутылки почивайте с миром.
На двоих не так уж это много.
Было у хозяина три сына.
Был он по профессии строитель.
И мечтал: вот это будет сила,
если трое станут как родитель.
Приберут к рукам завод бетонный —
Сильные сплочённые мужчины.
И с горы своей во все районы
будут слать гружёные машины.
Но завод разрушен и оставлен.
Нет, не ими — дух его покинул.
Двое сыновей под Ярославлем.
Третий и совсем куда-то сгинул.
Может быть, я всё это придумал.
Разговор наш, в общем, был молчаньем.
А жена его несла долму нам,
робко поторапливала с чаем.
Но шатаясь, как морские птицы,
шли курить мы на террасу сада.
К нам тянулись из тумана кисти
чёрного, как звёзды, винограда.
И в ночи, наполнившейся стоном
шестерён, затянутых нестрого,
шли машины, полные бетоном,
и светилась белая дорога.
***
Мне не хватает тебя — это странно
произносить. Не веришь? Попробуй.
Словно одна сторона моя рана,
ну, не рана, допустим, а прорубь.
То глядит в неё брошенная невеста,
то ловец забрасывает наживку.
Не моё, отчуждённое это место,
на него так и тянет нашить нашивку —
род занятий, награды, должность;
залепить зиянье банковским чеком,
как последняя — бессмысленная — возможность
выглядеть человеком.
Французская тетрадь
***
Отключает город свои позывные.
Раскрошились графитовые соборы.
Семь столетий горгули на стенах выли,
а теперь опять вдохнули свободы.
Зажигают костры над родной трясиной,
тянут слизь, охотятся за голубями.
а одна проехала в очень красивой
красной машине, покачивая губами.
Но осталась Европа в тенистых парках.
На дорожке бегунья, на лавочке два педераста.
И мелькает жизнь в нежданных подарках.
Пусть не белочка — крыса, а всё ж прекрасно.
***
На заброшенном железнодорожном вокзале,
между морем и сложной системой шлюзов,
на таком пятачке, если б только знали,
сколько минусов здесь и как мало плюсов,
я бы прожил жизнь. Выходил с утреца до ветра.
Ветра много тут. Честно сказать, то, кроме
ветра, мало тут есть чего — чайки, ржавая ветка
дороги в курортный город в скальном проёме.
Почему полюбил это место? Ты сидела со мною.
У тебя голова разболелась или желудок, скорее.
И я нёс по мосткам, а волна поднималась стеною,
пузырёк с лекарством от диареи.
Авиньон
Влажное что-то — это губы твои?
Слеп я всегда, а сегодня
как-то особенно. Ты затвори
ставни, пылает субботний
день, колокольный слышится звон —
это из церкви Пенитон Гри
скорбный любовный стон
или платаны скрипят... Повтори,
как говоришь ты, как говоришь.
Что говоришь — мне не нужно
знать, лишь дрожание губ и век
в тёмной, как волосы, жизни, где лишь
с тобой навсегда я хотел, но снаружи
всё-таки пусть будет свет.
***
Почему-то одна ты переходишь реку.
На другом берегу каменистая отмель.
Тут ты сбрасываешь рюкзак, поднимаешь руку,
всё в порядке, мол, всё прекрасно... Вот ведь —
словно я и не знал, словно не я привел тебя в этот
дикий край. Хорошо. Давай поиграем: я умер.
Шелестят деревья, капли срываются с веток…
Словно я и не знал, словно не я надоумил
взять рюкзак, спортивную обувь с мягкой
нескользящей подошвой... Ноги не промочила?!
Я поднимаю голову: кружит пчела над мятой,
холм, река течёт медленно и молчаливо.
Солнце Аквитании
не я отбрасываю тень на эту стену
а колокольня за моей спиною
Вторая дача
На берегу водохранилища
в цветах и соснах летний дом.
Ни слова я не проронил ещё
о нём.
Пора. Давно он куплен мамою,
уставшей на перекладных
платить часть времени немалую
из выходных,
чтобы добраться до именьица
с полуразрушенным крыльцом.
Так мама сделалась изменницей
для нас с отцом.
Как староверы, мы твердили ей:
прекрасна даль, постыдна близь!
А мама занималась лилией,
и мы сдались.
Рудбекия, пион, дельфиниум,
те пахнут ночью, эти днём,
как бы подёрнутые инеем,
как бы задетые огнём.
Отец нашел мостки с рыбалкою.
Я — с видом на воду балкон.
И по камням стеклянной банкою
катился сон.
Тянулось наше чаепитие.
Лишь вспоминал про холода
Хемингуэй в избитом свитере.
Цвела вода.
Нам снилось: лето не закончится,
не отыграет детский смех,
и можно даже одиночество
делить на всех.
Всеволод Константинов родился в 1972 году в Перми. Окончил географический факультет МГУ, учился в Литературном институте. Сценарист и режиссёр документальных фильмов. Участник творческого объединения «Алконостъ». Публиковался в различных журналах. Автор книг стихов «Седьмой путь» (2004) и «Побег» (2013). Живёт в Москве.
Соломон Волков: «Пушкин — наше всё, но я бы не хотел быть его соседом»
Смерть Блока
Роман Каплан — душа «Русского Самовара»
Александр Кушнер: «Я всю жизнь хотел быть как все»
Наум Коржавин: «Настоящая жизнь моя была в Москве»
Этери Анджапаридзе: «Я ещё не могла выговорить фамилию Нейгауз, но уже
Поющий свет. Памяти Зинаиды Миркиной и Григория Померанца
Покаяние Пастернака. Черновик
Камертон
Борис Блох: «Я думал, что главное — хорошо играть»
Возвращение невозвращенца
Смена столиц
Земное и небесное
Катапульта
Стыд
Ефим Гофман: «Синявский был похож на инопланетянина»
Первое немецкое слово, которое я запомнила, было Kinder
Встреча с Кундерой
Парижские мальчики
Мария Васильевна Розанова-Синявская, короткие встречи