литературно-художественный журнал «ЭТАЖИ»

etazhi.red@yandex.ru

Валерий Черешня

Кавказские наброски

30.11.2022
01.03.20213 183
Автор: Александр Кушнер Категория: Поэзия

Вспоминая Италию

* * *

 

В весенний день поговорить

Неве б хотелось, может быть,

С Большим Каналом о величье

Своем и прелести чужой,

О том, что он, и впрямь Большой,

Ей мил, как брат, при всём различье.

 

О том, насколько ж, хмурой, ей

Живется горше и трудней,

Как страшны зимние метели,

Но есть и май, и забытьё,

И постарались для нее

Кваренги, Росси и Растрелли.

 

И, может быть, большой Канал

К ней развернулся б и сказал,

Что блеск закатов и рассветов,

И самых мрачных, ей идет,

А про гранит ее и лед

От русских знает он поэтов.

 

* * *

 

Венецианскую вазочку эту

В лавочке мы на канале купили.

Как разноцветная тянется к свету,

Как современна она в своем стиле

Без выкрутасов, зато живописна,

Словно облеплена сплошь лепестками,

Каждый по-своему блещет, как призма,

Будто ее рисовали мазками.

 

Ей и цветы не нужны, между прочим,

Наша метель к ее выгоде даже,

Зимняя дрожь и древесные корчи,

Белая мгла в заоконном пейзаже.

Точку поставлю, собой недоволен,

Пальцы сплетя и сжимая до хруста:

Не о чем больше подумать мне, что ли?

Не о чем: всё остальное так грустно!

 

* * *

 

Вспоминая Венецию в Вырице,

Эти хвойные волны вбирая,

Что хотели бы выбраться, вырваться

И разлиться по воле без края,

Я подумал, что Вырица-скромница

Тот же сумрак лелеет и глянец,

Хоть в ней не был и ей не припомнится

Никогда ни один итальянец!

 

Вспоминая Венецию в Вырице,

Ее мхи озирая и ели,

Я подумал, что многое видится

Проще, чем оно есть в самом деле,

И прекрасное скрыто в безвестности,

И, наверное, Бог, не скучая,

Любит самые скромные местности,

От прославленных не отличая.

 

* * *

 

Собор убери из Флоренции яркий,

Его многоцветные ниши и арки,

Инкрустационный мерцающий свет

И весь этот лоск без единой помарки,

Представь, что его во Флоренции нет.

 

Забудь усыпальницу Медичи тоже

С тем Утром и Ночью на мраморном ложе,

Представь, что ни Вечера нету, ни Дня,

И нет Санте Кроче резной, белокожей,

Ты скажешь: Зачем ты пугаешь меня?

 

Представь, никакого музея Уффици

С его Ботичелли, свои небылицы

Являющим так, что пристыжена явь.

И нет Рафаэля с его яснолицей

Марией, и нет Леонардо, представь!

 

И это Флоренция та, по которой

Так Данте скучал и своею опорой

В изгнанье считал, разгоняющей мрак

Надеждой, защитой, Мадонной, Авророй,

За что же, ты спросишь, любил ее так?

 

* * *

 

Не комната даже, а зал с зеркалами,

С камином из желтого мрамора, стены

Украшены сверху лепными цветами,

Под ними во всю ширину гобелены

С морскими коньками и птицами, лотос

И лилии тут же, и листья банана.

И письменный стол с инкрустацией, глобус

На нем, а зачем, — непонятно.

                                                             Диана —

Охотница, в комнате ей тесновато.

И кресло на львиных подогнутых лапах.

Зачем эта пышность, не знаю. Так надо?

И сладкий, сырой, устоявшийся запах.

И в плиточном, черном полу перламутра

Кусочки, чтоб ими могли любоваться

И в сумерках зимних, тем более, утром,

И всё это в старом, осевшем палаццо

С побитым фасадом и ставнями, косо

Висящими, сумрачно как-то, безглазо.

— Я здесь остаюсь, — никакого невроза,

Сомненья, тоски у героя рассказа.

Он здесь остается в счастливом припадке

Любви к этой роскоши, неге и лени.

А я бы, конечно, бежал без оглядки,

Боясь, сам не знаю чего, украшений?

 

* * *

 

Продавал бы стихи, как художник свои картины,

И они бы в одном экземпляре хранились где-то,

Утешая кого-то средь горестей и рутины, —

Как меня бы печалило и удручало это!

Перечесть невозможно, рукою не дотянуться,

И гордился бы тем обладатель стихотворенья,

Что он может забыть его, может к нему вернуться,

Может гостю-ценителю дать его для прочтенья.

 

Почему я такую представил себе нелепость?

Потому что на вилле в Италии под Миланом

Видел несколько чудных работ, словно узник в крепость

Заточенных, — и мне это вдруг показалось странным,

Видел несколько русских полотен: то лес, то поле,

И студенты на практике, пьющие чай под тентом,

А в Италии кто же поймет, как на вольной воле

Пьется чай? Потому что я сам был таким студентом.

 

* * *

 

А лучшею статуей в мире покажется Лаокоон,

В шестнадцатом веке отрыли, достали ее из пелен

Сухих, каменистых, сыпучих, — и был Микеланджело тут

Как тут, и была она лучше, чем весь титанический труд

Его, — так ему показалось, когда привели его в сад,

Где словно волна прогибалась, ступенчатый прыгал каскад

Лепной, — за такую находку чего не отдашь: из земли

То Фавна, то нимфу-красотку, а здесь сразу трех извлекли,

Одною лозой перевитых, на палый, разлапистый лист

Похожих, служа нам в обидах примером — так замысел чист!

 

Интервью с Александром Кушнером: "Я всю жизнь хотел быть как все"

 

Александр Семёнович Кушнер — поэт, автор около 50 книг стихов (в том числе для детей) и ряда статей о классической и современной русской поэзии, собранных в пяти книгах. Член СП СССР (1965), Русского ПЕН-центра (1987). Главный редактор «Библиотеки поэта» (с 1992; с 1995 — «Новой библиотеки поэта»). Член редколлегий журналов «Звезда», «Контрапункт» (с 1998), виртуального журнала «Арт-Петербург» (с 1996 года). Лауреат многочисленных премий и наград, в том числе Государственной премии РФ (1995), Пушкинской премии РФ (2001) и премии «Поэт» (2005).

01.03.20213 183
  • 8
Комментарии
Booking.com

Ольга Смагаринская

Роман Каплан — душа «Русского Самовара»

Павел Матвеев

Смерть Блока

Ирина Терра

Александр Кушнер: «Я всю жизнь хотел быть как все»

Наталия Гулейкова-Сильвестри

Мир Тонино Гуэрры — это любовь

Эмиль Сокольский

Поющий свет. Памяти Зинаиды Миркиной и Григория Померанца

Елена Кушнерова

Этери Анджапаридзе: «Я ещё не могла выговорить фамилию Нейгауз, но уже

Михаил Вирозуб

Покаяние Пастернака. Черновик

Юлия Медведева

Андрей Битов. Начало

Игорь Джерри Курас

Камертон

Сергей Чупринин

Вот жизнь моя. Фейсбучный роман. Избранное

Людмила Безрукова

Возвращение невозвращенца

Людмила Штерн

Зинка из Фонарных бань

Леонид Бахнов

В сетях шпионажа

Дмитрий Петров

Смена столиц

Лена Берсон

Мама, я на войне, позвоню потом

Анна Лужбина

Стыд

Наталья Рапопорт

Катапульта

Елизавета Евстигнеева

Земное и небесное

Галина Лившиц

Первое немецкое слово, которое я запомнила, было Kinder

Борис Фабрикант

Ефим Гофман: «Синявский был похож на инопланетянина»

Booking.com
Уже в продаже ЭТАЖИ 2 (30) июнь 2023




Наверх

Ваше сообщение успешно отправлено, мы ответим Вам в ближайшее время. Спасибо!

Обратная связь

Файл не выбран
Отправить

Регистрация прошла успешно, теперь Вы можете авторизоваться на сайте, используя свой Логин и Пароль.

Регистрация на сайте

Зарегистрироваться

Авторизация

Неверный e-mail или пароль

Авторизоваться