литературно-художественный журнал «ЭТАЖИ»

etazhi.red@yandex.ru

Игорь Джерри Курас

Камертон

29.06.2022
10.11.20172 836
Автор: Надя Делаланд Категория: Поэзия

Меня уже не было

***
Из правой руки на пригорке вырастет мак,
из левой лодыжки — подснежник, из-под ключицы
одуванчик, чтобы дышать учиться
высоко, а возле бровей — гамак
паука с сияющим конденсатом
на ветру дрожащим, из глаз — вьюнок,
изо рта — подсолнух, а между ног
Мосводоканал и Росатом.
Впрочем, скорее всего трава.
Так и буду цвести до заморозков, а после
окончания — снова начну. И тогда ты присядешь возле
меня и поймешь, что за птица моя голова.

***
Падают листья — лонг-лист и шорт-лист.
Осень линяет. Что-то большое
с синего воздуха плавно снисходит
ртом, позвоночником, легкими, хордой
солнца. Шагаешь в ее невесомость,
чувствуешь слабость и думаешь скорость
света и звука и медленность ночи
и тишины, но не знаешь короче
способа выяснить, где твое жало,
осень… Оса над арбузом дрожала,
сгорбившись, пела: не небом единым
живы, конечно, но непобедимы.
В шар этот огненный — шагом огромным,
в молнию — не опознай ее громом —
входишь и светишься в каждом движенье.
Август. Осеннее Преображенье.

***
Сколько милосердия в последовательности станций —
после Беговой — Полежаевская и обратно,
удлиняется время, съеживается пространство,
можно выйти, можно остаться.
Колесо сансары, будь кольцевая!
На любую ветку — и просветленье,
каждый раз по-разному называя,
или просто взрослея.

***
И вот — она увидела его после долгой-
долгой жизни, и слезы лились, как будто
возле лба внутри нее — уровень моря
и им просто больше некуда деться.
Она высохла, опустела, стала
сморщенной и хрустящей кожей,
слез или нежности полная — стала полой,
ни на что не похожей.
У нее отвалились руки, подумав,
подломились ноги — подло и низко,
пополам, практически по мениску,
она стала дудка.
Навсегда к гортани язык присох, и
сквозь глаза уже невозможно видеть,
он поднес к губам ее — знал, что выйдет
звук высокий.
Он дышал в нее, извлекая голос,
из глупышки, дурочки, из пустышки,
и она звучала себе неслышно
долгим горлом.

***
Меня уже не было раньше. В спокойном луче
пинались пылинки, и Сева смотрел на трамваи,
а воздух следил за дыханьем и был узнаваем,
когда меня не было раньше, но не было — чем.
Меня уже не было. Так же примерно потом
взовьются пылинки, и нежно чирикнет на рельсах.
Мне будет не страшно. Я только еще постарею,
а там и спасибо на том.

***
и вот мы умерли и встретились и я
смотрю сквозь голову продумываю долгий
тоннель из памятных светящихся осколков
то жизнь моя (то ты) то жизнь моя
и вот мы мертвые молчим как неживые
и память смертную рассматриваем как
витраж в соборе легкокрылая рука
пронзает трогая наносит ножевые
и вот мы маленькие мертвые стоим
не зная имени не понимая речи
и нам становится все легче легче легче
как будто им

 

***
Деревья дышат. Кроны в голубом,
светящемся и выдыхают — воздух,
я здесь, я здесь, губами — вот, и лбом —
вот, прикасаюсь не к тебе, но возле
тебя, а ты стоишь из немоты,
из ванной наготы перерожденья,
невидима, и все твои черты
раздеты, разукрашены. У женщин
с деревьями есть связь, и вот когда
одна уже не дышит, то другое
мерцает глубоко, течет вода
в корнях и превращается в твой голос.
Деревья дышат, слышат, говорят,
дотрагиваются, взлетают, пляшут
тебя собой, и волосы горят
прозрачным ветром, ломким, карандашным.

 

***
В зеленых двориках стоячее тепло,
янтарная жара, слегка качаясь,
по плотности навскидку что стекло
вхожу в него и все не получаюсь,
иду проточной улицей, сквозя
длиннобадылой тенью по забору,
вхожу в свои фантомы — дать и взять
все детство, подержать и бросить. Спорим,
что все осталось в каждом прикоснись,
куда ни поверни, о чем ни вспомни,
в знакомых бликах собственных ресниц
ростовский полдень.

***
Всеми своими буквами шевеля,
ломко тянусь потрогать тебя за сердце.
Слышишь меня? Как слышишь меня, Земля?
Маленький лагерь смерти, большой освенцим
(аушвиц-биркинау — стреляй, ложись…).
Можно ли убежать из слепого ада,
только наощупь зная, что значит «жизнь» —
там, за оградой.

***
Пока Ты воскресаешь, я пеку
куличики. Пока под плащаницей
свет фотовспышки печатлеет лик,
зрачки сужаются, теплеют сухожилья,
приметы жизни проступают сквозь
заботливую бледность, я всыпаю
по горсточке пшеничную муку,
размешиваю с нежностью пшеничной.
Тем временем ожившее болит,
и голова, как будто бы кружился
на карусели, замечая вскользь
цветное и тенистое, вскипает,
а я взбиваю высоко белки
и погружаю в праздничное тесто,
Ты растираешь пальцами виски,
приподнимаешься и сходишь с места.
И плащаница, за ногу схватив,
проделывает ровно полпути
по полу осветившейся пещеры.
Свершившееся входит в область веры.
И только что, как отодвинул смерть,
сдвигаешь камень и выходишь в свет.

 

Надя Делаланд (Черных Надежда Всеволодовна). Родилась в г. Ростове-на-Дону, 02.01.1977. Поэт, кандидат филологических наук, окончила филологический факультет Ростовского госуниверситета, ныне – ЮФУ (1993 — 1998), аспирантуру при РГУ (1998 — 2003), докторантуру Санкт-петербургского госуниверситета (2009 – 2012). С 2006 по 2009 гг – сотрудник ЮФУ, преподаватель латинского языка, курса введение в языкознание и спецкурса по языку М. Цветаевой. Работает PR-менеджером в отделе интеллектуальной прозы издательства "ЭКСМО" (Москва), арт-терапевтом в психиатрической клинике «Преображение» (Москва), колумнистом в газете «Новый Таганрогский курьер» (Таганрог). Публиковалась в журналах «Арион», «Дружба народов», «Звезда», «Нева», «Новая юность», «Литературная учеба», «Вопросы литературы» и др. Победитель поэтической эстафеты «Вечерние стихи. Финал бессмертных» (Москва, 2014), «Волошинского конкурса «При жизни быть не книжкой, а тетрадкой» (интернет голосование)», лауреат премии «Поэт года» в основной номинации (Москва, 2014), Гран-при международного поэтического конкурса «Дорога к Храму» (Иерусалим, 2014), победитель Чемпионата Балтии по русской поэзии (2015) и др.). Член жюри поэтических премий (в том числе, интернет-конкурса «Кубок Балтии по русской поэзии», фестиваля «Дорога к Храму», член экспертного жюри «Вечерних стихов» номинатор Прокошинской премии, член жюри фестиваля «Возьмемся за руки, друзья» и др.) Шорт-листер премии «Гулливер» - 2014. Лонг-листер конкурса И. Бродского – 2014, лонг-листер премии «Дебют» (2011 и 2012 гг), шорт-листер премии имени Астафьева (Красноярск, 2005), лауреат премии Ростовского фестиваля поэзии (Ростов-на-Дону, 2002), стипендиат Министерства культуры РФ (Москва, 2004), губернаторской премии (Ростов-на-Дону, 2008, 2011), международного поэтического конкурса «Серебряный Стрелец» — спецпремии «Серебряный голос» (Лос-Анджелес – Киев – Трускавец, 2008), финалист «Илья-премии» (Москва, 2003). Участница Второго, Четвёртого и Восьмого форумов молодых писателей России (Москва – Липки, 2002, 2004, 2008). Стихи переведены на итальянский язык и опубликованы в журналах: «Testo a fronte. Prix Italia 2015» – Numero 53 – II semester 2015. «SLAVIA. Rivista trimestrale di cultura», 2016. 

10.11.20172 836
  • 7
Комментарии
Booking.com

Ольга Смагаринская

Соломон Волков: «Пушкин — наше всё, но я бы не хотел быть его соседом»

Ольга Смагаринская

Михаил Богин: «Я попал под горячую руку холодной войны»

Виктор Есипов

Майя

Борис Фабрикант

Валентина Полухина: «Я, конечно, была влюблена в Бродского»

Павел Матвеев

Анатолий Кузнецов: судьба перебежчика

Ирэна Орлова

Полина Осетинская: «Я долго воспитывала свою аудиторию»

Наталья Рапопорт

Это только чума

Павел Матвеев

Хроника агонии

Павел Матвеев

Смерть Блока

Ирэна Орлова

Сегодня мы должны играть, как кошка мяукает — мяу, мяу...

Ирина Терра

«Делай так, чтобы было красиво». Интервью с Татьяной Вольтской

Владимир Эфроимсон

Из воспоминаний об Арсении Тарковском

Марина Владимова

Я помню своего отца Георгия Владимова

Павел Матвеев

Приближаясь к «Ардису»

Александра Николаенко

Исчезновения

Владимир Захаров

В тишине

Владимир Гуга

«Скоропостижка». Интервью с писателем и судмедэкспертом

Наталья Рапопорт

Юлий Даниэль: «Вспоминайте меня…»

Владимир Резник

Ракетчик Пешкин

Людмила Безрукова

Шпионские игры с Исааком Шварцем

Booking.com
Уже в продаже ЭТАЖИ №2 (26) июнь 2022




Ирина Терра От главного редактора к выпуску журнала «Этажи» №2 (26) июнь 2022
Наталья Рапопорт Тайная история советской цензуры
Игорь Джерри Курас Камертон
Дмитрий Макаров Затонувший город
Людмила Штерн Зинка из Фонарных бань
Татьяна Разумовская Совсем другая книга
Анна Агнич Зеркальная планета
Коллектив авторов «Я был всевозможный писатель…»
Марат Баскин Китайский хлеб
Дмитрий Петров ЦДЛ и окрестности. Времена и нравы
Мариям Кабашилова Просто украли слово
Ирина Терра От главного редактора к выпуску журнала «Этажи» №1 (25) март 2022
Этажи Вручение премии журнала «Этажи» за 2021 год. Чеховский культурный центр
Ежи Брошкевич (1922-1993) Малый спиритический сеанс
Нина Дунаева Формула человека
Дмитрий Сеземан (1922-2010) Болшевская дача
Михаил Карташев «Сто лимонов» в Доме Моссельпрома
Валерий Бочков Судьба рисовальщика
Коллектив авторов Андрей Новиков: «Но жить в борьбе со здравым смыслом — не сильный кайф»
Андрей Новиков (1974-2014) Лабиринты судьбы
Наверх

Ваше сообщение успешно отправлено, мы ответим Вам в ближайшее время. Спасибо!

Обратная связь

Файл не выбран
Отправить

Регистрация прошла успешно, теперь Вы можете авторизоваться на сайте, используя свой Логин и Пароль.

Регистрация на сайте

Зарегистрироваться

Авторизация

Неверный e-mail или пароль

Авторизоваться