литературно-художественный журнал «ЭТАЖИ»

[email protected]

26.06.20199 004
Автор: Елена Кушнерова Категория: Музыкальная гостиная

Пианисты, финал. Емельянов, Шишкин, Ань Тяньсю

Ань Тяньсю

Читать «Обзор-1 конкурса Чайковского. Пианисты, 1 тур»

Читать «Обзор-2 конкурса Чайковского. Пианисты, 1 тур»

Читать «Первый тур завершен! Обзор конкурса Чайковского»

Читать « 2-й тур пианистов. Продолжение»

Читать «Обзор результатов 2-го тура пианистов. Финалисты названы!»

 

Прямая трансляция из зала

 

Конкурс сопровождает Государственный академический симфонический оркестр России им. Светланова, дирижер Василий Петренко.

Сегодня, после моего открытого запроса на ФБ, мне удалось попасть на прослушивание. Впервые на этом конкурсе слушала конкурсантов вживую, из зала.

Еще раз почувствовала, какое трудное дело — конкурс! Как все непредсказуемо, какие мелочи могут сыграть решающую роль в распределении премий. Обстановка в Большом зале консерватории взрывная. Публику в Москве на конкурсе Чайковского могу сравнить только с итальянской оперной публикой. Попасть в зал невозможно. Каждый из зрителей точно знает, как правильно играть концерт Чайковского. Все помнят предыдущие конкурсы и их лауреатов. В общем, это такой особый мир. И, конечно, для публики это долгожданный праздник! А для участников — это зверское, просто нечеловеческое напряжение, адреналиновый коктейль, смертельная усталость и надежда. И, конечно, тоже праздник! Потому что при всех благополучных раскладах, просто на сольном концерте не будет таких оваций, такого ажиотажа и такого аншлага.


Смотреть запись выступления. Финал

Очень ждала выступления Константина Емельянова. Слушала его в трансляции по интернету и на 1-м, и на 2-м туре. Об этих его выступлениях уже написано. Этот пианист меня покорил абсолютно! Повторяться не буду, но скажу, что совершенно неожиданно для себя страшно за него болела, меня просто трясло от волнения. В программе, помимо обязательного концерта Чайковского (Костя, как и большинство участников, выбрал знаменитый 1-й концерт), 3-й концерт Прокофьева. С него он и начал. Игорь Беров написал целый пост о том, как не следует играть этот концерт на конкурсе, так как там «нечего демонстрировать» и любой пианист его может сыграть хорошо. Постараюсь не быть такой категоричной. Потому что для кого-то, скажем, у кого нет теплоты и глубоких эмоций — этот концерт очень даже рекомендуется. Что касается Кости, талант его настолько многогранен, что, на мой взгляд, он мог бы значительно полнее показать себя в каком-либо другом концерте. Кстати, мне удалось побеседовать с Костей после его выступления, и я задала ему вопрос о выборе репертуара: «почему 3-й Прокофьева?» Ответ был простым: «Чтобы не умереть». Коротко поясню. 3-й концерт Прокофьева при всем блеске и искрометности не требует от пианиста таких душевных затрат, как, скажем, 2-й концерт Брамса. Или 3-й Рахманинова, или, если уж брать Прокофьева, то трагический 2-й концерт. А ведь ещё надо Чайковского играть! И тут-то нужно играть с полной эмоциональной отдачей! С другой стороны, когда в финале все играют 3-й Рахманинова, то можно тихо повеситься. Потому что, если сыграть все ноты в этом концерте, это уже успех и крики «браво» гарантированы. Так что в этом смысле я мало понимаю, что можно понять из 3-го концерта Рахманинова. Что понятно, так это то, что никогда нельзя отгадать, что и как произойдет на конкурсе.

Возвратимся к Емельянову. Для своего выступления он выбрал рояль фирмы YAMAHA. Сразу скажу. Мне этот выбор показался неудачным. И не только потому, что я — артистка «Стайнвэя», а потому что «Ямаха» просто не смогла заполнить зал. И верха не пробивали акустику.

Но давайте по порядку. Уже написала, что Константин был моим абсолютным фаворитом, с его тонкостью, глубиной, эмоциональностью, да вдобавок ещё и с потрясающим качеством пианизма. Начал он с 3-го концерта Прокофьева. Так говорите, в нем нечего показать? А лирические места, начало «сказки», лирический эпизод (начало как бы 2-й части)? Впервые я слушала Костю из зала. И мне страшно хотелось пересадить его за «Steinway» и послушать, как бы он прозвучал. Концерт был сыгран в техническом плане безупречно, но и в музыкальном очень дифференцировано. Но вынуждена просто сказать, что мне (да и не только мне, говорила со многими музыкантами) просто тупо не хватило звука. Ну не пробивает этот рояль Большого зала! Поэтому многие красоты Костиной игры просто потонули в акустике и в грохоте оркестра. Мне так хотелось послать со своего места в первом амфитеатре (места, зарезервированные обычно для участников, хотя ни одного я там не заметила) Косте силы, звука... просто больше звука! В Чайковском эта нехватка звука ещё больше проявилась. Мне уже было буквально трудно дышать! Хотя опять же, очень по-музыкантски хорошо, тонко, красиво. Технически оба концерта были сыграны безупречно. Но явно не хватило мощи, крупного звука. Причем, не хватило не Косте, а роялю. Если позволено будет немного критики, то и 2-я, и 3-я части Чайковского были для меня в слишком быстрых темпах. Думаю, это от переутомления. И от феноменальной пианистической формы. Руки в таком состоянии, что сам пианист темпа не чувствует (знаю этот грех за собой, очень трудно остановить пальцы, просто, как молодых жеребцов). Кстати, я читала, что якобы не было взаимопонимания с оркестром. Не поняла, что имелось в виду. Костя играл абсолютно вместе с оркестром. Так редко на концертах бывает! Настолько везде все совпадало. Правда, как я уже писала, оркестр частенько заглушал пианиста.


Смотреть запись выступления. Финал

Вторым номером выступал Дмитрий Шишкин. Тоже очень сильный пианист, тоже с прекрасным пианистическим аппаратом. На мой вкус несколько скованный в выражении своих чувств и не обладающий какой-то яркой индивидуальностью. Те же концерты, рояль — «Steinway». Хотите режьте меня, хотите жгите — с первых нот звучания «Стайнвэя» все стало на свои места. Просто элементарно громче, ну, и красочнее. Слушала только концерт Чайковского (второй раз слушать 3-й Прокофьева не смогла), сыграно было тоже безупречно технически, грамотно музыкально, с чем уже можно поздравить пианиста. Выглядел он свеженьким, конкурсного напряжения я совсем не почувствовала.


Смотреть запись выступления. Финал

Китайскому пианисту Ань Тяньсю не повезло. Во-первых, ему не повезло, что он играл третьим в этот вечер. Битком забитый Большой зал на наших пианистах, сильно опустел к его выходу. Я даже пересела в партер: освободилась, думаю, треть зала. Во вторых, ему не повезло, потому что конферансье перепутал последовательность концертов. Он объявил концерт Чайковского, потом это повторили по-английски, а потом он исправился (под смех публики) и объявил Рапсодию Рахманинова на тему Паганини. Но на английский этого уже не перевёл. И вот выходит пианист, раскланивается, сидит некоторое время сосредоточенно за инструментом (таинственной китайской фирмы Yangtze River), кивает дирижеру, типа, готов и .... оркестр начинает играть Рахманинова. Никто в зале толком даже не понял, что случилось. Пианист «забыл» первую ноту «ля». По-видимому, он готовился услышать вступление к концерту Чайковского, а прозвучал Рахманинов, где пианист сразу включается в «борьбу». Вот это уже ночной кошмар! Даже для рядового концерта. Выходишь играть одно, а оркестр начинает вступление к другому. А для конкурса это просто убийство. Надеюсь, непреднамеренное. Мне кажется, он так и не смог оправиться от шока. Поэтому были и чисто технические потери, что при таком мастерстве режет ухо, и потери текста, и прочие неприятности. Мне его было искренне жалко как молодого коллегу. Вот от таких «мелочей» порой зависит карьера музыканта! Несмотря на неудачный финал, всё же не могу не похвалить этого замечательного юного (ему ведь всего 20, хотя он и выглядит значительно старше) музыканта с тем, что он прошёл в финал, что он замечательно играл оба тура (1 и 2) и пожелать ему сил и большого успеха, которого он безусловно заслуживает. 

P.S. Расстроенная тем, что мне не хватило в игре Емельянова мощи, придя домой, решила заглянуть на Medici TV и послушать трансляцию. Так вот в трансляции, через микрофоны, все тонкости Костиной игры высветились, нехватки звука было не слышно, а крупный показ рук просто привел меня в восторг! Так все четко, ни одного лишнего движения, редкостное качество игры! Вот так!

 

Текст Елены Кушнеровой, специально для журнала "Этажи"

26 июня 2019

Елена Кушнерова и Константин Емельянов (после финальных выступлений)

Елена Кушнерова — пианистка. Родилась в Москве, окончила ЦМШ (Центральная музыкальная школа) при Московской консерватории им. П. И. Чайковского по классу Т. Е. Кестнер, МГК и аспирантуру МГК по классу проф. С. Л. Доренского. Занималась также у Б. А. Шацкеса. Большое влияние на неё оказал композитор А. Л. Локшин, написавший специально для неё Вариации (1982 год). Международная карьера началась после отъезда в Германию в 1992 году. С 2002 года является артистом Стейнвея (Steinway Artist), с 2006 — постоянным приглашенным профессором Elisabeth Music University в Хиросиме (Япония). В 2015 году награждена в России медалью "За вклад в развитие музыкального искусства". В настоящее время проживает в Баден-Бадене (Германия) и Нью-Йорке — НЙ (США) Е.К. также пишет рассказы. В 2016 награждена дипломом "Автор года 2015" в двух категориях за свои рассказы в сетевом портале "Заметки по еврейской истории" и "7 искусств», автор книги «Песни странствующего подмастерья» (Arcus NY, 2018). Редактор рубрики "Музыкальная гостиная" в журнале "Этажи". 

26.06.20199 004
  • 13
Комментарии

Ольга Смагаринская

Соломон Волков: «Пушкин — наше всё, но я бы не хотел быть его соседом»

Павел Матвеев

Смерть Блока

Ольга Смагаринская

Роман Каплан — душа «Русского Самовара»

Ирина Терра

Александр Кушнер: «Я всю жизнь хотел быть как все»

Ирина Терра

Наум Коржавин: «Настоящая жизнь моя была в Москве»

Елена Кушнерова

Этери Анджапаридзе: «Я ещё не могла выговорить фамилию Нейгауз, но уже

Эмиль Сокольский

Поющий свет. Памяти Зинаиды Миркиной и Григория Померанца

Михаил Вирозуб

Покаяние Пастернака. Черновик

Игорь Джерри Курас

Камертон

Елена Кушнерова

Борис Блох: «Я думал, что главное — хорошо играть»

Людмила Безрукова

Возвращение невозвращенца

Дмитрий Петров

Смена столиц

Елизавета Евстигнеева

Земное и небесное

Наталья Рапопорт

Катапульта

Анна Лужбина

Стыд

Галина Лившиц

Первое немецкое слово, которое я запомнила, было Kinder

Борис Фабрикант

Ефим Гофман: «Синявский был похож на инопланетянина»

Марианна Тайманова

Встреча с Кундерой

Сергей Беляков

Парижские мальчики

Наталья Рапопорт

Мария Васильевна Розанова-Синявская, короткие встречи

Уже в продаже ЭТАЖИ 1 (33) март 2024




Наверх

Ваше сообщение успешно отправлено, мы ответим Вам в ближайшее время. Спасибо!

Обратная связь

Файл не выбран
Отправить

Регистрация прошла успешно, теперь Вы можете авторизоваться на сайте, используя свой Логин и Пароль.

Регистрация на сайте

Зарегистрироваться

Авторизация

Неверный e-mail или пароль

Авторизоваться