литературно-художественный журнал «ЭТАЖИ»

[email protected]

28.06.20195 987
Автор: Елена Кушнерова Категория: Музыкальная гостиная

Лауреаты объявлены! Итоги конкурса Чайковского

 

Читать «Обзор-1 конкурса Чайковского. Пианисты, 1 тур»

Читать «Обзор-2 конкурса Чайковского. Пианисты, 1 тур»

Читать «Первый тур завершен! Обзор конкурса Чайковского»

Читать « 2-й тур пианистов. Продолжение»

Читать «Обзор результатов 2-го тура пианистов. Финалисты названы!»

Читать «Пианисты, финал. Емельянов, Шишкин, Ань Тяньсю»

Читать «Пианисты, финал. Мельников, Канторов»

 

Лауреаты по специальности «фортепиано»:
I премия и золотая медаль: Канторов Александр (Франция)/ Alexandre Kantorow (France)

II премия и серебряная медаль: Шишкин Дмитрий (Россия)/ Dmitriy Shishkin (Russia), Фудзита Мао (Япония)/ Mao Fujita (Japan)

III премия и бронзовая медаль: Мельников Алексей (Россия)/ Alexey Melnikov (Russia), Броберг Кеннет (США)/ Kenneth Broberg (USA), Емельянов Константин (Россия)/ Konstantin Yemelyanov (Russia)

IV премия и диплом: Ань Тяньсю (Китай)/ Tianxu An (China)

V премия – не присуждена

VI премия – не присуждена

Специальный приз за мужество и самообладание – Ань Тяньсю (Китай)/ Tianxu An (China)


Лечу в самолете из Шереметьево во Франкфурт и волнуюсь. Я же пропускаю самое интересное! Последние два участника, очень сильных и разных, и объявление результатов конкурса.
Моей скромной персоне, моим ни на что не претендующим запискам о конкурсе, оказываются, приписывают влияние на мнение публики и даже (OMG) на решения жюри! В таком случае, как же они там справятся без меня? Ума не приложу.
Можете верить или не верить, но жюри я не завидую, и не хотела бы сейчас оказаться на их месте. Вот помяните мое слово — независимо от того, как распределятся премии, все равно жюри будут обвинять во всех смертных грехах. Постараюсь сдержать торжественное обещание: независимо ни от чего, не обвинять жюри! Не строить конспиративных теорий и не видеть во всем какой-то скрытый (или открытый) смысл.
Боже! До чего я дожила! Не критикую пианистов, даже которые мне не нравятся, и даже в жюри не хочу кидаться камнями! Неужели это мудрость, пришедшая с возрастом?
Довольно! Шутки в сторону.
Буду писать о последнем прослушивании постфактум, когда уже будут известны результаты. И слушать буду в записи. Так что — не обессудьте!

Приземлилась во Франкфурте в полном неведении, села в машину, чтобы ехать домой. Прямо посреди автобана звонок мессенджера. Звонит моя любимая подруга из Москвы, профессор консерватории Ирочка Осипова: «Ленка! Ну как тебе результаты?» — «Так я же ничего не знаю! В самолете не объявляли». Так я и узнала о распределении премий. Чуть не потеряла «управление полетом», на скорости 160 км/ч такие новости противопоказаны. Мы, конечно, сразу все обсудили, посмеялись, главное (что большая редкость даже среди музыкантов) полностью сошлись во мнениях, что невероятно приятно. Остаток дороги я ехала, переваривая результаты.


Ну что ж! Соревнование завершено! И надо сказать, с честью завершено. Обещанный праздник музыки состоялся.

Конечно, писать подробно о последних двух выступлениях, когда уже известны результаты, не так интересно, но и не писать нельзя.

В последний день выступили два совершенно разных пианиста — опытный и закаленный в конкурсных боях американец Кеннет Броберг и молодой любимец московской аудитории, с первого тура завоевавший сердца меломанов и профессионалов пианист из Японии Мао Фудзита.

Неожиданностью для меня было то, что и у одного, и у другого я услышала наконец концерт Чайковского в нормальных, человеческих темпах.

Смотреть запись выступления. Финал

Сначала коротко о Броберге. Спокойный и уверенный в себе, шутящий перед выходом на сцену с дирижером, он выпрыгнул на сцену Большого зала и, предварительно прошептав дирижеру: «Рахманинов», сразу вызвал смех в зале. Публика, бывшая свидетелем ужасного недоразумения, приключившегося с китайцем Ань Тяньсю, поняла шутку. Ни тени волнения или напряжения на лице пианиста! Сразу сказывается опыт. Рапсодия Рахманинова на т. Паганини была сыграна отлично, даже не буду обсуждать детали исполнения. Меня больше порадовал, как я уже написала выше, концерт Чайковского, который, наконец, был узнаваем. Качественно и крупно, может быть, чересчур уж уверенный «конкурсный» вариант. Но мы же и слушаем конкурс! Тут не место для экспериментов — и американцу это хорошо известно. Впервые кода финала была действительно мощным завершением, с замедлением на октавных скачках и хорошо подготовленным финалом концерта. К сожалению, у всех наших ребят все красоты концерта промчались в запредельных темпах, отчего и проиграли в музыкальном отношении. Как говорил мой незабвенный профессор Сергей Леонидович Доренский: «Выигрывая в скорости, мы проигрываем в силе». От себя добавлю: и в выразительности. Что ж, с таким выступлением можно только искренне поздравить.

Смотреть запись выступления. Финал

Но публика с нетерпением ждала своего любимца, «маленького» Мао. Ему 20 лет, но выглядит он от силы на 16, хорошенький, как японская фарфоровая фигурка, симпатичный и обаятельный. К моему великому сожалению, ни разу не слышала его в зале, поэтому могу только поверить на слово своим коллегам, что у него волшебно звучит рояль. Конечно, и в записи можно оценить, что игра и звучание инструмента очень качественные, но приходится все же верить на слово тем, кто находился в зале. Единственное, чего я не поняла, почему пишут про его маленькие ручки. На экране они не показались уж такими маленькими, скорее наоборот — октавы игрались собранно, что говорит о том, что берет он минимум дециму, а это уже вполне достаточно. Ну, не рахманиновские, конечно, по размеру руки, но вполне пианистичные, с цепкими и ловкими пальцами.

Для меня совершенно неожиданно крупно прозвучали оба сложнейших русских концерта. И Чайковский, опять же, в хороших «нормальных» темпах, где все прослушивалось и звучало, и Рахманинова 3-й.

Единственное маленькое замечание: для меня побочная партия первой части Чайковского прозвучала уж как-то слишком преувеличенно музыкально, на грани сентиментальности. Но учитывая молодость и характер этого пианиста, это совсем не грех. Это, скорее, просто у меня, как игравшей этот концерт, другая привычная интерпретация. И еще позволю себе замечание, что многие технические места звучат у Мао несколько по-этюдному (как и 2 часть h-moll‘ной сонаты Шопена во втором туре). Но поражает воображение, конечно, пианистическое совершенство в таком юном возрасте. Это такое уж свойство его таланта. И, кстати, кода так же прозвучала восторженно, то есть, так, как надо и так, как хочется. И ещё. У него у единственного из 5-ти финалистов, игравших 1-й концерт Чайковского, проигрывались все форшлаги в теме финала. Наконец-то! Опять же, не только из-за качественного пианизма (у всех остальных пианизм тоже безупречный), а просто из-за правильного, сдержанного темпа. Безусловно, Мао — это большое дарование. Спора быть не может!

Удивил меня и Рахманинов в его исполнении. Никак не ожидала от него такой первой темы, думала, начнет, как большинство пианистов на конкурсах, «музыкальничать», что-то придумывать. А он взял, да и просто сыграл первую тему так, как она написана, без дополнительных «выразительных деталей», отчего весь концерт сразу выиграл. Кстати, накануне Алексей Мельников пытался как-то очень музыкально сыграть начало. Видите, какие неожиданности приносит конкурс. Все ровно наоборот, чем ожидаешь. Но этим и интересен конкурс!
В общем, концерт у Мао несомненно удался. Как старшая коллега, отмечу его невероятную собранность и самообладание, при том, что в выразительности он совершенно не потерял. Искренние поздравления замечательному пианисту и пожелания дальнейшего роста и совершенствования. Но я и не думаю, что он остановится на достигнутом. С таким аппаратом и такой природной музыкальной одаренностью он безусловно будет завоевывать новые пространства и расширять границы своих возможностей.

Как я и обещала, распределение премий всегда сюрприз. Хорошо, что я ничего не пророчила, вот смеху было бы!

То, что все премии были разделены, говорит о том, как трудно было жюри расставить пианистов «по рангу». Наверное, у меня список лауреатов выглядел бы немного по-другому, но я рада, что мне не надо было принимать таких сложных решений. Думаю, я никому не дала бы первой премии. Потому что явной первой премии на конкурсе не было.

По дарованию, с моей точки зрения, на нее претендовал только Константин Емельянов, но как я сама слышала из зала, ему просто не хватило душевных сил на финал. Очень жаль. Но от этого я не стала им меньше восхищаться. Для меня это тот пианист, на концерты которого я буду обязательно ходить, потому что ему есть, что сказать. Я тоже разделила бы все премии на 3-х человек. 3 вторые и 3 третьи премии. Но это так, в порядке размышлений на тему.

Конкурс — это помимо объективных показателей, ещё всегда и везение. Или невезение. Александру Канторову повезло. Повезло, что он так ярко и удачно отыграл финал и «прозвучал», убедил и жюри, и многих из публики. У него безусловно есть свое лицо, свой взгляд на музыку и общая одаренность. К тому же, выглядел он расслабленным и уверенным в себе, и это притягивает. И, конечно, ему помогла великая музыка, которую он играл. Брамс, вернее, его личный взгляд на Брамса так восхитил публику, что победа его для многих не стала неожиданностью. И еще одна сенсация: впервые за всю историю конкурса им. Чайковского (который проходит с 1958 года) победил пианист, выбравший не знаменитый первый концерт, а 2-й, соль-мажор. В финале буквально считанные разы звучал концерт соль мажор. Но никогда ещё он не выигрывал! Александр Канторов вывел 2-й концерт в победители!

Хочу поздравить всех победителей и пожелать всем здоровья, сил и вдохновения. Счастливой концертной жизни и всяческих только позитивных сюрпризов в таком нелегком деле, которому они себя посвятили.

 

Еще мне хотелось бы поблагодарить литературно-художественный журнал «Этажи» в лице Ирины Терры и Игоря Кураса за идею писать эти заметки (самой мне бы это в голову не пришло) и за публикации на сайте журнала, группу «Пианисты XXI века» за любезное размещение обзоров на своих страницах, а также моих читателей, независимо от того, согласны они с моим мнением или нет. Вашим невероятным интересом и откликом вы вдохновляли меня на продолжение записок. И я вам очень за это благодарна!

А если честно признаться, я смертельно устала от конкурса. Почти так же, как участники или члены жюри. Но зато я почувствовала атмосферу праздника музыки и ожидания чуда. Теперь надеюсь наконец-то выспаться и хорошенько отдохнуть перед тем, как буду учить новые программы, уже заявленные на следующий сезон.

 

Текст Елены Кушнеровой, специально для журнала "Этажи"

28 июня 2019

 

Елена Кушнерова — пианистка. Родилась в Москве, окончила ЦМШ (Центральная музыкальная школа) при Московской консерватории им. П. И. Чайковского по классу Т. Е. Кестнер, МГК и аспирантуру МГК по классу проф. С. Л. Доренского. Занималась также у Б. А. Шацкеса. Большое влияние на неё оказал композитор А. Л. Локшин, написавший специально для неё Вариации (1982 год). Международная карьера началась после отъезда в Германию в 1992 году. С 2002 года является артистом Стейнвея (Steinway Artist), с 2006 — постоянным приглашенным профессором Elisabeth Music University в Хиросиме (Япония). В 2015 году награждена в России медалью "За вклад в развитие музыкального искусства". В настоящее время проживает в Баден-Бадене (Германия) и Нью-Йорке — НЙ (США) Е.К. также пишет рассказы. В 2016 награждена дипломом "Автор года 2015" в двух категориях за свои рассказы в сетевом портале "Заметки по еврейской истории" и "7 искусств», автор книги «Песни странствующего подмастерья» (Arcus NY, 2018). Редактор рубрики "Музыкальная гостиная" в журнале "Этажи".

 

28.06.20195 987
  • 7
Комментарии

Ольга Смагаринская

Соломон Волков: «Пушкин — наше всё, но я бы не хотел быть его соседом»

Павел Матвеев

Смерть Блока

Ольга Смагаринская

Роман Каплан — душа «Русского Самовара»

Ирина Терра

Александр Кушнер: «Я всю жизнь хотел быть как все»

Ирина Терра

Наум Коржавин: «Настоящая жизнь моя была в Москве»

Елена Кушнерова

Этери Анджапаридзе: «Я ещё не могла выговорить фамилию Нейгауз, но уже

Эмиль Сокольский

Поющий свет. Памяти Зинаиды Миркиной и Григория Померанца

Михаил Вирозуб

Покаяние Пастернака. Черновик

Игорь Джерри Курас

Камертон

Елена Кушнерова

Борис Блох: «Я думал, что главное — хорошо играть»

Людмила Безрукова

Возвращение невозвращенца

Дмитрий Петров

Смена столиц

Елизавета Евстигнеева

Земное и небесное

Наталья Рапопорт

Катапульта

Анна Лужбина

Стыд

Галина Лившиц

Первое немецкое слово, которое я запомнила, было Kinder

Борис Фабрикант

Ефим Гофман: «Синявский был похож на инопланетянина»

Марианна Тайманова

Встреча с Кундерой

Сергей Беляков

Парижские мальчики

Наталья Рапопорт

Мария Васильевна Розанова-Синявская, короткие встречи

Уже в продаже ЭТАЖИ 1 (33) март 2024




Наверх

Ваше сообщение успешно отправлено, мы ответим Вам в ближайшее время. Спасибо!

Обратная связь

Файл не выбран
Отправить

Регистрация прошла успешно, теперь Вы можете авторизоваться на сайте, используя свой Логин и Пароль.

Регистрация на сайте

Зарегистрироваться

Авторизация

Неверный e-mail или пароль

Авторизоваться